Главная » Авторские блоги » Васильев Ярослав » Мы стреляем из старого ружья

Мы стреляем из старого ружья

Все записи в блоге Комментарии Предыдущая запись Следующая запись



Ещё немного истории. Только теперь эпоха другая. Роман "Белая охота" стал детективом в жанре городского фентези и антуражем XVII века. Потому и исторические детали из эпохи тех самых "Трёх мушкетёров" Дюма. Ну, конечно, плюс-минус несколько десятилетий.
   

***

Так получилось, что для романа «Белая охота» мне понадобилось разобраться, а как, собственно, стреляют из кремневого ружья? Это, конечно, не XVII век, а несколько попозже, начало века XVIII… Но в своём мире я могу самую малость подстегнуть ход технического прогресса, не правда ли?
   Итак, начинаем с пороха. Каждый компонент пороховой смеси играл свою роль. Селитра предназначалась для выделения кислорода, который способствовал сжиганию угля и образованию раскаленных газов. Сера повышала твердость зерен пороха и уменьшала его способность к отсыреванию. Пропорции пороховых смесей, принятые разными государствами, имели незначительные расхождения, не особо влияющие на качество. Для приготовления угля использовали малоплотные и несмолистые породы древесины: ольху, тополь, иву, крушину, осину, орешник, липу и др. В России чаще всего использовали ольху и крушину в возрасте от двух до десяти лет (молодые деревья давали меньше много золы, а у старых неоднородна древесина).
   Дерево очищалось от коры и выдерживалось в поленницах два-три года (первый год — под открытым небом для выщелачивания соков, остальное время — в сараях). Вылежавшиеся поленья распиливались на мелкие бруски. Обугливание брусков производилось в температурном интервале от +150 до +450°С. Качество древесины и степень обжига угля предопределяли качество пороха. По степени обжига угля порох подразделялся на черный, бурый и шоколадный. Указанные компоненты тщательно замешивались в однородную массу. Первоначально порох представлял собой мякоть, но из-за смерзаемости ее при низких температурах пришли к необходимости зернения пороха. С 1525 года во Франции впервые начали изготавливать зерновой порох. В эпоху Петра Великого (то есть начало XVIII века) фабрикация пороха включала в себя четыре операции: толчение компонентов, зернение, сушку и сортировку.
   Толчение смеси компонентов пороха производилось в деревянных ступах с помощью пестов, которые изготавливались из клена или березы. Для ступы применялись дубовые стволы длиной 53-71 см и шириной 71-89 см. Толчение массы сопровождалось добавлением воды, перекладкой смеси из одной ступы в другую через каждые три часа в течение 24 часов. С 1717 года на пороховых заводах России перешли на «бегунный способ» приготовления пороховой смеси. Измельчение и смешивание компонентов пороха осуществлялось с помощью мелющих жерновов. Отмечая это событие, «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали в августе 1717 года, что «… новый порох, против прежнего, бьет гораздо сильнее».
   Зернение пороха производилось крутильными машинами ручным или «водяным» способом. Каждую закладку крутили в двулычных решетках по два человека у каждой в течение 2-3 часов.
   Сушка пороховых зерен производилась в сушильне, оснащенной печами и лотками. Если позволяла погода, то сушку осуществляли на открытом воздухе, на солнце.
   Сортировка (розымка) — разделение пороховых зерен по сортам в зависимости от их размеров — осуществлялась с помощью лычных сит и решета. Зерна просеивались над корытами размерами 142x53 см. Как правите, из общей массы отсеивалось около 40 процентов пушечного пороха. Гусиные крылья использовались в качестве сметок зерен пороха.
   Готовый порох засыпался в трехпудовые деревянные бочки образца 1723 года. Они заполнялись порохом таким образом, чтобы в них оставался свободный объем. При хранении бочек в артиллерийских погребах один раз в неделю их надо было переворачивать, чтобы, пересыпаясь, порох рыхлился.
    В течение многих десятилетий качество пороха определялось примитивными методами, установленными еще Петром Великим в период 1722-1724 годов. Наиболее простой метод пробы сводился к помещению щепотки пороха на лист белой бумаги и к его воспламенению кусочком раскаленного угля. Если порох хорош, то, сгорая, он не оставлял черноты на бумаге. Если испытуемый порох был сухим, то эту пробу можно было делать и на ладони без какого-либо ущерба.
   И все же для испытания пороха чаще использовали «пороховую пробницу» с полкой на одну щепотку, с «градусным» колесом и замочной пружиной от фузеи. Принципиальным недостатком этой конструкции была неточность замеров на «градусном» колесе при испытании первых выстрелов в сравнении с последующими из-за температурного разогрева деталей. Кроме описанной пробницы, издавна пользовались «пробными машинками»: Ренье, Д'Арси, Кольсонова, Гютонова, Австрийской зубчатой и др. Хотя все они отличались друг от друга конструкцией и принципом действия, однако суть их сводилась к одному. После взрыва установленного заряда пороха происходило смещение определенных деталей приборов, которые фиксировали положение указателя на числе градусов, зубчиков поворотного колеса или делений на линейной шкале.
    Сравнивая положение указателя «машинки» после взрыва заряда нормального (эталонного) пороха и среднего отклонения указателя после серии взрывов с испытуемым порохом, делалось заключение о его пригодности.

17.08.2017, 14:11 | 817 просмотров | 0 комментариев

Категории: Городское фэнтези, Мистика, Приключения

Тэги: ярослав васильев, городское фэнтези, история


Показано 1 из 3 страниц

Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.

Другие записи в этом блоге

Эффект спиннера. Отзыв на роман "Петли времени - узор судьбы"

А не спеть ли мне песню о любви И не выдумать ли новый жанр Попопсовей мотив и стихи И всю жизнь получать гонорар. Чиж и Ко Недавнее сумасшествие по спиннерам стало хорошей иллюстрацией одной современной тенденции: при грамотном маркетинге продать можно всё, что угодно. И при этом люди с пеной... подробнее »

01.12.2017, 12:24 | 649 просмотров | 0 комментариев

Тэги: рецензии, фэнтези, лф

История реальная и история альтернативная-4

Так получилось, что когда я собирал материал для своей книги "Дорога без возврата" - альтернативной истории средневековых Европы и Киевской Руси, я заодно собрал немало материала про настоящую Русь той эпохи. Думаю, это будет интересно и читателям, и остальным. Потому и выложу понемногу здесь, в своём... подробнее »

03.08.2017, 09:54 | 968 просмотров | 0 комментариев

Тэги: приключения, роман, альтернативная история

История реальная и история альтернативная-3

Так получилось, что когда я собирал материал для своей книги "Дорога без возврата" - альтернативной истории средневековых Европы и Киевской Руси, я заодно собрал немало материала про настоящую Русь той эпохи. Думаю, это будет интересно и читателям, и остальным. Потому и выложу понемногу здесь, в своём... подробнее »

31.07.2017, 10:38 | 803 просмотров | 0 комментариев

Тэги: приключения, роман, альтернативная история

История реальная и история альтернативная-2

Так получилось, что когда я собирал материал для своей книги "Дорога без возврата" - альтернативной истории средневековых Европы и Киевской Руси, я заодно собрал немало материала про настоящую Русь той эпохи. Думаю, это будет интересно и читателям, и остальным. Потому и выложу понемногу здесь, в своём... подробнее »

26.07.2017, 12:17 | 921 просмотров | 0 комментариев

Тэги: приключения, роман, альтернативная история

История реальная и история альтернативная

Так получилось, что когда я собирал материал для своей книги "Дорога без возврата" - альтернативной истории средневековых Европы и Киевской Руси, я заодно собрал немало материала про настоящую Русь той эпохи. Думаю, это будет интересно и читателям, и остальным. Потому и выложу понемногу здесь, в своём... подробнее »

20.07.2017, 12:35 | 697 просмотров | 0 комментариев

Тэги: приключения, роман, альтернативная история

Подборки книг

#всказке #ДраконВедьма #КурортныйРоман #ЛитСериал #Наследница #Попаданка #ПродаМастер #СнежнаяСказка #ШармПервойЛюбви #ЭроЛитМоб Hurt/comfort POV Авторские расы Азиатская мифология Академия, школа, институт и т.д. Альтернативная история Ангелы Ассасины Асуры Боги и демиурги Вампиры Ведьмы, ведуньи, травницы, знахарки и т.д. Воры и воровки Герой – ребенок Герой-телохранитель Гномы и дварфы Городское фэнтези Дарк фэнтези Демоны Детектив Джен Домашние животные Драконы Драма Жестокие герои Истории про невест Квест Киберфантастика Кинк Космическая фантастика Космические войны Литдорама Любовная космическая фантастика Любовная фантастика Любовное фэнтези Любовный гарем Любовный треугольник Любовь по принуждению Маги и волшебники Мелодрама Метаморфы Мистика и ужасы Морские приключения Морское фэнтези Некроманты и некромантия Неравные отношения и неравный брак Оборотни Омегаверс Орки Отбор Отношения при разнице в возрасте Пародия Пирамида любви Повседневность Попаданки и попаданцы Преподаватель и ученица Призраки и духи Приключенческое фэнтези Прыжки во времени Путешествия во сне Рабство Редкие расы Свадьбы и браки Светлые эльфы Скандинавский фольклор Славянский фольклор СЛЕШ Смена пола Современный любовный роман Социально-психологическая драма Стёб Стимпанк Темные эльфы, дроу Фамильяры Фанфик Феи и дриады Фейри Феникс Флафф Фэмслеш Фэнтези Европы Чужое тело Эротическая космическая фантастика Эротическая фантастика Эротическое фэнтези

Наверх