Читательский отзыв на дилогию "Кукловод"

Читательский отзыв на дилогию "Кукловод"

Автор отзыва: Shera

«В игре престолов побеждают или погибают. Третьего не дано»
Дж.Р.Р. Мартин «Игра престолов»

Начнем с небольшого читательского каминг-аута: «Советник» - это книга, сбросившая меня в пучину продаманства. На самом деле, я терпеть не могу читать продами и ждать окончания. Но как-то раз, больше года назад, я читала какой-то ознакомительный отрывок на СИ и случайно через «бороду» нашла «Кукловода».

…очнувшись ближе к утру я побежала искать продолжение и выяснилось, что оно есть для друзей Продамане. И вот я здесь. В ожидании нашлась вторая прода, третья… В общем, виноватый найден.

Мало какое произведение способно заставить меня заходить каждый день проверять проды. Но «Кукловетник» (как я его про себя называла) делал именно это. Кроме того, у автора собрался интересный «окоп», где народ кидался копьями и бурно обсуждал происходящее. Периодически были интересные блоги по теме произведения, где тоже завязывались дискуссии. Мне понравилось.

Поэтому в этом отзыве будет два дисклеймера:
традиционный: читатель профильного образования не имеет и Белинским в свободное время не подрабатывает, на аргументы «сперва добейся» не ведется. Все нижесказанное - частное (особое) читательское мнение, и вообще, хоть писатель и сам попросил, этот отзыв все равно бы был (хе-хе-хе);
добавочный: читатель ранен во все кинки и под эффектами. Фанатеет со всеми вытекающими.

Хотя «Кукловод» и «Советник» - это сюжетно и композиционно целостные произведения, но это половинки одной истории, так что читатель берет на себя смелость рассматривать оба произведения разом.

Ольга Готина
«Кукловод»


«Советник»

Прошу, дамы и господа.


1. Общее впечатление от книги.

Дайте два. Серьезно, дайте еще две.

«Кукловетник» - хорошее историческое фэнтези. ИФ – моя слабость, я готова читать его до посинения. Изначально купилась на классную обложку с нитями и Мизинцем, а потом засосала меня опасная трясина.

Особенно мою душу грело отсутствие магии, драконов, нежити и присутствие интриг, борьбы за власть и становления героини. Прямо боялась я, что начнется какое-нибудь страшное колдунство, но автор миловал. Ведь люди куда страшнее драконов.

Романтическая часть одна из сюжетообразующих (как часто оно и бывает в жизни), но любовный конфликт все же вторичен. Это именно историческое фэнтези с романтической линией, а не ромфант в историческом антураже. Прототип большинство узнает без подсказок, но роману это нисколько не мешает. Хотя мои предсказания о будущем главных героев в целом совпали с тем, что в итоге вышло, смутные сомнения меня терзали почти до самого конца.

Политота (сплошная), серые персонажи (собственно, все, кроме моего любимца и младенца), жонглирование коронами (драма!) и bitter-sweet ending присутствуют.

Все как я люблю.

TL;DR (too long; didn’t read) – историческое фэнтези с любовным треугольником, драмой и прелестями жизни королевы, которая на своей шкуре познает, что не все в жизни платьица да диадемки, а как бы было на что на следующий день эту диадемку надевать. Энд…ну, по мне так он хэппи, хотя и не для всех.
2. Название и сюжет.

Произведение делится на два тома, названия которых отражают на каком этапе своего внутреннего развития находится героиня. В «Кукловоде» она белый лист, ведомая марионетка, управляют которой все, кто может дотянуться. В «Советнике» - игрок, человек, сорвавшийся с поводка и плетущий собственную паутину веревочек. Ей можно подсказать, но не управлять. Не напрямую, по крайней мере.

Принцессу Алис из политических соображений выдают замуж за принца соседнего государства. Вырванная из привычной среды родного дворца, она оказывается в среде холодной и даже в чем-то враждебной. Муж, принц Гален, занят завязками чужих юбок, свекровь, хоть и недовольна этим, решительных действий не предпринимает, внятных советов тоже не дает. Как быть?

Умная, но пока не мудрая, и не имеющая времени набираться этой самой мудрости, она становится куклой, а потом и учеником местного серого кардинала, лорда Берта, который этот брак и организовал. Чтобы жить, Алис приходится вертеться, стараясь при этом сохранить себя и остатки своей совести.

Вместе «кукловетник» повествует о взрослении. О пробуждении и становлении личности. О падении розовых очков и потере чувства защищенности и веры в чужое всемогущество. О пути от ребенка, которого ведомого и опекаемого, к матери, ведущей и опекающей. От принцессы к королеве. Это путь Алис по сердцам и головам, в котором «каждый шаг – боль», а цена ошибки - смерть. Увы, в игру престолов люди стали играть задолго до Мартина, и зачастую оказывались втянуты в эту игру против своей воли.

Помимо общей моральной блеклости персонажей, есть в серии и антагонист – Айнон, воинственный король соседнего государства. Айнон спит и видит как бы хапнуть побольше от земельного пирога. А конкуренты ему, разумеется, ни к чему.

3. Язык, стиль и стилизация

«Кукловетник» написан приятным языком, герои в нем не «напрягаются», а черноволосые мужчины с ехидными бровями не наваливаются на томных раскосых блондинок. Все произведение выдержано в единственном четком, никуда не отскакивающем ПОВе (не считая бонуса). Мы все видим глазами Алис, и автор не забывает это. Хотя я ничего не имею против множества ПОВов, но целям данной истории такое изложение подходит больше всего.

Алис – дама впечатлительная, поэтому манера изложения зависит от ее эмоционального состояния. Текст может быть как пафосным, накаленным, там и обрывочным, в такт ее мыслям. Хотя Алис и уроженка этого мира, и неплохо образованная, она юна и неопытна. Ее познания о людях оставляют желать лучшего. Но жизнь ее научит.

Мир – аналог Европы эпохи абсолютизма, когда воля королей стоит во главе угла, но знать не забывает в этих углах плести паутину. Здесь нет магии, но есть война, экономика, нет истинных пар и любви с первого взгляда, но есть сложные взаимозависимости между персонажами. Это мир, входящий в свою черную полосу войн и потрясений. Нельзя сказать, что «Кукловетник» это дарк-фэнтези и оставляет с тяжелым осадком на душе, но какающих бабочками единорогов там вы не найдете.

При том, что мир новый, провести параллели и извлечь из памяти нужные стереотипы удается без труда. Информация выдается читателю дозировано и тогда, когда она ему нужна, чтобы вместе с героиней кручиниться над очередной упущенной возможностью.

4. Герои

Книг аж целых две, а значит и героев на их страницах бегает немало. В центре – любовный тупоугольник, путающийся в развесистых рогах королевской четы, и остальные герои на его орбите.
Главная героиня – принцесса Алис, чей брак с принцом Галеном должен укрепить союз двух стран против агрессора (короля Айнона). Алис жила в своем закрытом мирке, огороженная от тревог и невзгод своим братом, королем Томасом. Но если бы так продолжалось и дальше, то книги бы не было =P

Из трех принцесс в жены принцу Галену Алис выбрали неслучайно – хитрецам лорду Берту и королеве Фрейе она показалась самой скромной и послушной. Поговорка про тихий омут в том мире неизвестна, судя по всему. Принявшая свою судьбу с достоинством девочка оказалась выкинула в клоаку дворцовых интриг, в которых она ничего не понимала, в стране, где она была абсолютно одна. У мужа интрижка, шурину по барабану, свекровь затем сыночку и женила, чтоб жена с любовницами разбиралась. При новом дворе Алис почти что никто и значит ничего. Но тут у нее появляется неожиданный союзник.

Арен Берт – советник и фаворит вдовствующей королевы Фрейи. Тот самый кукловод за троном. Он увидел в Алис чистый лист, на котором можно написать все, что угодно. Не учел только, что лист может быть как бумажный, так и стальной. Лорд Берт умен, хитер, коварен. Хотя он просчитывает все наперед, по натуре он – игрок. Просто кто-то играет на деньги, а кто-то – на головы и короны. Помимо интереса политического, он имеет к Алис интерес чувственный, который она по неопытности распознает далеко не сразу, а когда распознает, то принимает за игру. Читатель, вместе с Алис, любит считать, что он всезнающ и всемогущ. Но он всего лишь человек, и, как все люди, ошибается. Именно с подачи Берта и начинается преображение Алис.

С самого начала дилогии Алис была для меня Софией Августой Фредерикой, прошедшей через тернии к звездам и преобразившейся в Екатерину Великую. Провести аналогии между их жизнями несложно, как и увидеть, кто кому послужил прототипом, и чем в итоге для кого закончилось. Как и Екатерина, Алис не была с самого начала женщиной, отрывающей на скаку хобот слону, и коваными сапогами проходящейся по чужим головам. Нет, Алис от природы добрая, тонко чувствующая девушка, которая честно пыталась полюбить своего мужа, стать ему не только хорошей женой, но и верным другом.

Но муж, муж… Гален – слишком молод, слишком слаб, слишком ведом. Он не подл по природе своей, он просто идет на поводу своих желаний и сиюминутных эмоций. А хотел он быть любимым и быть самостоятельным, даже если это значило сломать себе шею, пытаясь добиться этого. При том, что у меня Гален, как персонаж, сочувствия не вызывал, я могу понять, почему он стал таким, каким стал и почему делал то, что делал. Но как не может быть оправдано насилие, так не может быть оправдана слабость монарха на троне. You win or you die.

Быть может, будь у них больше времени, все было бы иначе. Но в Асторию пришла беда и, поскольку здравомыслия мужу Алис не хватало, брать вожжи в свои руки пришлось ей. А путь от нежной книжной девочки к королеве отнюдь не был устлан розами. Больно смотреть, как одна за другой падали покровы ее добродетелей, чтобы дать место стальным листам брони.

Можно ли сказать, что именно Берт сделал Алис такой, какой она стала? И да, и нет. Несомненно, он выбрал ее для этой роли и придал ей вектор, но и она оказалась способной ученицей. Там где другая бы сломалась, она переплавлялась и шла дальше. От белого пальто и ошметков не осталось. В «окопе» горели жаркие споры – тварь ли Алис или право имела?

Не вдаваясь в спойлеры – мне было очень легко ассоциировать себя с Алис. Она поступала правильно, она ошибалась, она была благородна, от нее брала оторопь. Но мне она была понятна – можно считать меня кем угодно, но я не могу сказать, на ее месте поступила бы по-другому. Не мы такие, жизнь такая :)

Возвращаясь к мужскому касту. Гален мне не понравился сразу, Берт не уместился в формулу «возраст/ два + 7 лет» (хотя юст был хорош, хорош). Зато был мой любимец – Вистан! Милаш и светлое пятно на шкуре леопарда. Предан Алис, немного влюблен (я хочу так думать, да), думает о ней, а не о себе. Гвардеец, красавец-мужчина. Я болела за тебя, милый!
Но ничего, нам про него сейчас целую книжку забабахают, хе-хе.

Было еще трое королей – Томас, брат Алис, Сергун, брат Галена и Айнон, за кулисами. Интриганы и мерзавцы с трубой пониже и дымом пожиже.

Женщины. О, какие дворцовые интриги без женщин. Вдовствующая королева Фрейя, которая (раз уж мы цитируем Мартина) думала что она «умнее, чем она есть на самом деле». Ивет – актриска, любовница Галена и просто непорядочная женщина. Несчастная Изольда, супруга короля Сергуна – то, какой могла бы стать Алис. Служанки и фрейлины, те, кого можно с осторожностью назвать подругами. Герои стоят в романе, как фигуры на доске, каждый на своем месте.

5. Повествование

Темп в «Кукловетнике» развивается по нарастающей. Если «Кукловод» достаточно камерен, сосредоточен на установлении взаимоотношениях основных персонажей, то к «Советнику» события принимают другой оборот – война и государственные масштабы. Чем дальше, тем сильнее тревожность, тем больше времени проходит между сценами, и больше событий происходит за сценой, где читатель их не видит.

Это соотносится с развитием Алис как личности. В начале ее заботит отношение мужа, потом – собственная жизнь, потом выживание страны, ставшей ее новой родиной. Меняется Алис, меняется ее восприятие, меняется повествование. Взаимоотношения с Галеном становятся не целью, а средством. Да и в целом заботы ее выходят на совершенно иной масштаб. И, хотя теперь у нее есть люди, готовые подставить плечо и прикрыть ей спину, она вновь остается одна. Потому что власть – это пирамида, и точка наверху может быть только одна. Ирония – когда ты никому не нужен, ты один, когда ты нужен всем, ты снова один.

С композиционной точки зрения переломным стало путешествие Алис в компании фрейлин и лорда Берта. По сути это – кульминация, переломная точка, после которой Алис приходится сделать выбор и после которой изменить ничего уже было нельзя. Все, что случилось с ней в этом путешествии – лишь последние ступеньки. Не было все просто и дальше, но решимость бороться родилась именно тогда. Мне кажется, что финал был предрешен уже тогда.
Автор вообще хорошо работает с композицией, как общей, так и внутренней – главы выдержаны, четко прослеживается действие-противодействие, лишних сцен практически нет. Хотя путешествие могло бы быть покомпактнее, но, учитывая что это кульминация, не настаиваю.

Эротики в книги нет, но сексуальное напряжение есть. Тот самый мой любимый юст. Кружат вокруг друга, кружат. Эх. Налей, вина, Гертруда…

Конец… правильный. Он настолько хэппи, насколько мог быть в таких условиях. Сложно ожидать мир-дружбу-жвачку и всеобщее благоденствие в заявленных условиях. Хотя часть читателей увидят немного больше, чем хотели бы, и, возможно, горько всплакнут, многие не удивятся. Потому что иначе быть и не могло.

По спорноСПОЛЕЙРному вопросу, о котором автор сделал отдельный блог – для меня сок как раз в том, что Алис никогда точно не узнает. А значит и я, как читатель, никогда не узнаю. Навсегда этот вопрос останется загадкой и тяжелым камнем на ее душе.

6. О томах и многотомниках
Не знаю уж тенденция ли это российского рынка или повальное явление, но я хочу об этом поговорить.

Сплошь и рядом целостные произведения рвут на сотни маленьких хомячков.

Понятны многотомники многомиллионнозначники типа Гарри Поттера, Dresden files, цикла о Плоском мире и прочая, прочая. Понятно, когда каждая книга рассказывает свою самостоятельную историю, пусть и объединенную неким сквозным сюжетом, общими персонажами и сеттингом. Сюда же падают приквелы, сиквелы, вбоквеллы и прочие радости. Но зачем дробить на части целостные произведения?

Хотя, как говорилось выше, композиционно «Кукловод» и «Советник» обособлены и я вижу, как книга распадается напополам, но, тем не менее, это одно произведение. Закончив чтение на «Кукловоде» вы обломаетесь, начав чтение с «Советника» вы не втянетесь. Общий объем – 25 алок, вполне мог бы влезть под одну обложку, пусть и поделенный на две части – «Часть I. Кукловод», «Часть II. Советник». Как «Властелин Колец» – единый роман, из-за издательских ограничений поделенный на три части. «Хоббит» - отдельное, самостоятельное произведение в мире, но «ВК» - одно, в трех частях. Но 25 алок (хотя я видела, что и книгу в 10 алок раздербанивали на кусочки по 2 алки) – это вполне разумный объем, чтобы оставить его вместе, как по мне. Западные романы сплошь объемом ОТ 20 алок.

Если я чего-то не понимаю, то поправьте меня в комментариях, пожалуйста.

7.Выводы

Что сказать, визги, писки, фанбойство. Жду роман про Вистана, Алис счастья своего не понимала, дурында. Ну и ладно, другой принцессе больше достанется.

«Кукловода» и «Советника» рекомендую, сую всем в лицо и приседаю на все уши, жду бумагу и вбоквелл. Но, на самом деле, зависит от того, чего вы ждете от книги. Если вы ищете легкого чтения, где осел разгромлен бобром, любовь с первого взгляда и на всю жизнь, жертва прощает насильника, а герои за ручки ускакивают в розовый закат, то эта книга не о том. Но и не кровькишкивсеумерли. Хоть и историческое фэнтези, но не про Генриха VIII :)

Автор попал на мою личную книжную полочку и теперь отбивается от навязчивого внимания в комментариях. Будет знать, как затягивать людей на Продаман, вот.

Приобрести дилогию Кукловод можно здесь 

13.06.2018, 16:50 | 59 просмотров | 0 комментариев

Категории: Внимание! Книга

Тэги: сью стейси

Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.

Наверх