Великий соблазнитель или потерянный Рай

Великий соблазнитель или потерянный Рай

28.11.2015, 12:00

Кто самый известный соблазнитель?
При этом вопросе на ум приходят имена героев-любовников всех времен и народов, придуманных и реальных. В самом деле, кто может претендовать на это звание? Темпераментный красавец-бретер Дон Жуан? Нет, он прославился отнюдь не любовными подвигами, а как раз наоборот – его постигла неотвратимая кара за грехи. Куртуазный и феерический Казанова? Его самого неоднократно соблазняли. Его успех обозначается цифрой «132». Вероломный Ловелас, охотник за юными девицами? Этот вообще, «мелко плавает», но Клариссу жалко. Может, Пушкин А.С.? Не-ет… Ну, какой из Пушкина соблазнитель? Если Наталью Петровну он называет свой «113 любовью», а дамы из «донжуанского списка» далеко не все состоялись, как его любовницы… А! Знаю-знаю. Это же голливудская звезда Уоррен Битти, который хвалился, что переспал с двенадцатью тысячами женщин.

Шутки - в сторону! Статья серьезная, не о способах соблазна, а ее названье – маркетинговый ход.
У самого великого соблазнителя не было имени собственного, но его имя стало нарицательным. Он - герой самой популярной в мире книги, установившей недостижимый рекорд по тиражам. Сюжет с его участием был проиллюстрирован едва ли не всеми великим художниками. Он - не человек, но олицетворение первородного человеческого греха.
Библейский Змей-Искуситель…

«Только закрою горячие веки
Райские розы, райские реки...
Где-то далече,
Как в забытьи,
Нежные речи
Райской змеи».
(Марина Цветаева).

Речь пойдет о забытых деталях одного из ключевых эпизодов библейской истории. Взглянем на известный сюжет под иным углом и «копнем» поглубже.
Грехопадение… Ни один другой фрагмент Библии, при однозначном толковании, не имеет столько разных интерпретаций, как третья глава книги Бытие, сохранившая элементы космогонического мифа, облеченного в форму психологическо-этического повествования.

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Бог».

Змей был не только хитрее… Это – мудрый, всеведущий, говорящий Змей, бросивший вызов самому Творцу. Древнее хтоническое божество, неизмеримая сила неуправляемой стихии, символ Хаоса, извечный антагонист демиургов. В Библии «змей» - слово мужского рода, но поскольку этимология надежно возводит имя «Ева» к теониму «хвт», имени финикийской змеиной богини, и арамейской Хевъе, можно смело утверждать, что оба персонажа – Ева и Змей - имеют один общий прототип. Хорошо, что компиляторы ближневосточного мифотворческого наследия об этом не знали, а то женщинам досталось бы еще больше, как не предполагали, что увековеченный ими образ Змея-Искусителя, впоследствии окажется весьма полезным для богословов эпохи раннего христианства, которые задались вопросом: «Если Бог сотворил только Добро, то откуда взялось Зло?».
И Змей стал одной из ипостасей Сатаны.

«Так великий дракон, древний змей, называемый Дьяволом и Сатаной, вводящий в заблуждение всю обитаемую землю», (Апокалипсис, 12:9).

Автор «Грехопадения» - хотя тут трудился коллектив священнослужителей-мифографов - обладал незаурядным литературным талантом. Не мудрствуя лукаво и без пафоса, тонко и убедительно он описывает драматическую ситуацию, сложившуюся в Райском саду.

«Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» - вопрошает Змей, приглашая к диалогу и, казалось бы, простой постановкой вопроса засеивая зерна сомнения.
«Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть», - отвечает наивная женщина, будущая Ева.
Однако Змей отрицает какие-либо последствия нарушения запрета.
«Нет, не умрете, - уверяет он и, открывая обман, взывает к честолюбию людей. - Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
Змей-психолог играет на слабостях, показывает, насколько аппетитны плоды и вводит в неудержимое искушение. Ведь плоды наделяют огромными знаниями и повышают социальный статус до звания бога.
Плоды в первоисточнике, предположительно, были айвой, не гранатом.

«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».

И – прощай райская жизнь!
Бог в третьей главе Бытия, прогуливающийся по саду «во время прохлады дня» предстает не всевидящим и всезнающим, а строгим, но справедливым судьей. Только расспросив людей, он узнает, что запрет нарушен.

«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?
Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела».

Следует отметить, что сюжет «Грехопадение» лег в основу таких важных положений в христианстве, как полное подчинение женщины мужчине и «догмат о первородном грехе» и наложил на всех женщин печать несуществующей вины

"Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде был создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление, впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием", (Первое послание к Тимофею святого апостола Павла, 2:11-14).

Раннехристианские теологи, делая акцент на том, что «прельстилась» жена, а не муж, развили идею об особой «греховности» женщины, тем самым укрепив ее незавидную социальную роль. Новая моральная антитеза, возникшая на заре христианства – «благочестивый мужчина - нечестивая женщина» - стала догмой и никем не оспаривалась, поскольку светская этика диктовалась сильной половиной. Женщина должна испытывать стыд уже оттого, что родилась женщиной.
Бытует убеждение, что во время изгнания из Рая люди были прокляты, что не соответствует действительности. Проклят был только Змей.

«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

В посыле, написанном стилизованной, ритмической прозой, выражается неприязнь людей к пресмыкающимся, объясняется способ передвижения змеи при полном незнании особенностей ее питания. Загадочную фразу: "...оно (семя) будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3:15), исследователи вопроса относят, примерно, к концу третьего тысячелетия до нашей эры, когда, по мере развития и укрепления патриархальных традиций, во всех региональных пантеонах главенствующие прежде женские божества смещались мужскими. След этого хтонического матриархального мифа так же сохранился в древнегреческой мифологии, унаследовавшей элементы пеласгического мировоззрения, где имело место предание о Эвриноме, богине всего сущего, великом водном змее Офионе и вселенском яйце.
Наказание же людей служило косвенным ответом на вопросы о важных сторонах бытия. Обычная тенденция того периода и многих последующих веков – все непонятное и необъяснимое списывать на «волю Божью».

«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою».

Деторождение болезненно только у единственного вида из всех многочисленных живых форм на Земле - людей. Антропогенез - один из наиболее драматических случаев эволюционной трансформации, известных в сравнительной анатомии. Но составители книги Бытия не могли знать, что процесс историко-эволюционного формирования физического типа «человека разумного» начался относительно недавно и произошел достаточно быстро, а размер черепа увеличился на поздней стадии филогенеза.
Беременность была очень серьезной проблемой, в отсутствии развитой медицины и, в частности, перинатального акушерства. Половое созревание наступало рано, как и старение, репродуктивный период продолжался недолго, матери при родах умирали часто, продолжительность жизни была короткой, а детская смертность - высокой. При этом большая часть населения земного шара вела полуголодное существование.
Однако строки о «господстве мужа» вступают в противоречие со стихом из второй главы той же книги Бытия, где говорится не только о равенстве, но и о моногамии:

«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть», (2:24).

Пару слов об Адаме и Эдеме. Говорящее имя, дословно «человек», является однокоренным со словами «земля» и «красный». Библейский «первый человек» был слеплен из эдемского краснозема. Рай представлялся определенным местом на земле, где можно не работать и при этом не голодать. Посему наказание было страшным.

«Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».

Таким образом, отражено представление о тяжелом труде земледельца, и внушается мысль, что земля стала уделом людей в наказание. С другой стороны известно, что третья глава Бытия появилась в период, когда израильские племена вели полукочевой или полуоседлый образ жизни, доказательством чему служит «свод законов» книги Левит, где наряду со статьями оседлых ханаанейских культур сохраняются кочевые установления. Так же нельзя не заметить, что авторы симпатизируют пастуху Авелю, а не земледельцу Каину.

«И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих».

В позднем пояснении дается толкование имени собственного «жены»: народная этимология связывает имя «Хавва» со словом «жизнь». Но мы-то знаем, что все было совсем не так.

«И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их».

Некоторые религиозные философы видят в данном стихе метафору перехода людей из одного состояния в другое – вселение души в бренную плоть. Однако нематериальной сущности было бы незачем питаться плодами и шить набедренные повязки из фиговых листьев.

На этом можно было бы и закончить. А нет! Здесь-то как раз и начинается самое интересное. Бог открывает тайну своего запрета и объявляет истинную причину изгнания.

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно».

К кому обращается Бог? С учетом того, что этот фрагмент Элохиста - который, в отличие от Яхвиста, базируется на политеистической концепции - то понятно, что к богам другой религии, из которой, собственно, и был заимствован сюжет об Эдеме и первых людях.
Да. В райском саду росли два совершенно разных чудесных дерева, о чем упоминается еще в предыдущей главе.

«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла», (2:9).

Многие народы создали мифы о Дереве Жизни – ученые говорят, что это не наследственная память, а образ, формирующийся коллективном бессознательным - вкусив плод которого человек обретал бессмертие и становился богоподобным. Однако у Адама и Евы не сложилось…

«И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».

Противоречий в Библии много, что примечательно, их могли бы устранить еще на стадии формирования того же Пятикнижия. Но почему-то оставили…
Вернемся к Змею-Искусителю. В связи с открывшимися обстоятельствами, возникает вопрос: в чем профит Змея во всей этой истории? Чего он хотел добиться? Где логика? Друг он или враг? Но еще более интересен другой вопрос. Если бы люди знали, чем дело кончится, что выбрали – райскую жизнь или знания?
Тема для бесконечной философской дискуссии…

***
«Им, кажется, не все принадлежит
В Раю. Здесь роковое где-то есть
Познанья Древо; от него вкушать
Нельзя. Познанье им запрещено?
Нелепый, подозрительный запрет!
Зачем ревниво запретил Господь
Познанье людям? Разве может быть
Познанье преступленьем? Ужель
Неведенье — единственный закон
Покорности и веры и на нем
Блаженство их основано? Какой
Отличный способ им наверняка
Погибель уготовать!»
***
«Не скрыл твоих достоинств Тот,
Кем заповедан ты и назван Древом
Познания Добра и Зла, и нам
Не разрешен. Но строгий сей заказ
Тебе во славу; доказует он,
Каким ты благом в силах одарить,
Которого мы, люди, лишены.
Владеть безвестным благом - невозможно;
Владеть же им в неведенье - равно
Что вовсе не владеть; и, наконец,
Что запретил Он? Знанье! Запретил
Благое! Запретил нам обрести
Премудрость! Но такой запрет никак
Вязать не может. Если вяжет смерть
Нас вервием последним,- в чем же смысл
Свободы нашей?»

(Джон Мильтон «Потерянный рай», 1667)

Танина Татьяна

823 просмотров | 18 комментариев

Категории: А это интересно..., Сплетни от "Призрачных миров"


Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.




Татьяна Танина Татьяна Танина

--- Да, да, Танюша, я об этом тоже слышала. Как мне кажется Ветхий завет давным-давно узаконен, собственно, как и Новый завет.

Религия и наука – разные сферы. В первой – все принимается на веру, во второй – для веры нужны материальные доказательства.

02.12.2015, 17:02


Татьяна Танина Татьяна Танина

---- Библейские образы и мотивы, афоризмы и метафоры обогащают фантазию и речь.

Вся литература христианского мира – если не использовала библейские сюжеты - ссылалась на Библию. Все писалось с оглядкой на нее, как на мерило духовных ценностей и учителя этики и морали.
Каин, Иуда, Ирод, Вавилонская блудница, блудный сын, воскресший Лазарь, добрый самаритянин - имена нарицательные, понятные даже при незнании их происхождения. Содом и Гоммора, Иерихонские трубы, Столпотворение, Потоп – термины, отражающие явления.

Язык сложный и своеобразный, но когда начинаешь чувствовать ритм – ведь это стихи – читать проще. Псалмы – вообще, песни.

---- Интересный момент. До Вашей статьи думала, что Бог-Отец обращается к Святому Духу и Сыну.

Догмат о Святой Троице, Триединство - христианская традиция, и не имеет отношения к иудаизму.
На почве толкования этого Символа веры (об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына», произошел раскол Вселенской церкви - на католическую и православную.
«Догмат филокве» (лат. Filioque - «и (от) Сына» был принят в 598 г. на поместном соборе в Толедо. Отцы Римской церкви утверждали, что святой Дух исходит «от Бога-Отца и от Бога-Сына», а патриархи восточной церкви - что Дух Святой исходит от «Отца через Сына». Этот непостижимый теологический аспект и стал причиной раскола. В 1054 г., предав друг друга анафеме, церкви разделились.

«Элохим» - множ. ч. семитское «боги». Теоним «эль» или «иль» произошел от угаритского бога Илу (могущественный). Так стали назвать всех богов в Леванте. Например, финикийские – Эль-Шамаш, Эль-Хадад, Эль-Цафон. Так же см., во втором имени Иакова – Изра-иль (богоборец).

---- Позвольте не согласиться: животным тоже больно, и, производя на свет детенышей, самки нередко погибают.

Нет, Лана, не сравнить ни боль, ни высокую смертность.
Дело в анатомии. Деторождение более болезненно и сложно – именно из-за прямоходжения (двупедальности), распрямления скелета и увеличения размера черепа (голова плода очень большая).
Срок беременности – дольше только у слонов и парнокопытных.

----А вот расставание с невинностью, да, болезненно происходит только у человека.

А здесь - я не соглашусь. Это зависит от толщины, формы и эластичности девственной плевы. По статистике, у 30% девственниц начало половой жизни не сопровождается болью.

----На днях натолкнулась на анекдот в тему.

Адам с Евой гуляют по саду, приходит к ним Бог и говорит:
- Дети мои, у меня есть для вас два подарка. Сами решайте, кому какой… Первый подарок - пИсать стоя…
Адам начал бился головой о деревья, громко кричать, что он хочет писать стоя, что всю жизнь мечтал…
Ева ему уступила.
Адам бегал по саду, смелся, прыгал, кричал и ссал на всё подряд - на деревья, на цветы, на каждую букашку и просто на землю.
Бог и Ева в молчании смотрели на это безумие.
И тут Ева спросила: «Боже мой, а второй-то подарок какой?»
И молвил Бог:
- Мозги, Ева… Мозги! Но мозги, Ева, придется тоже отдать Адаму, иначе он весь Рай обоссыт!

02.12.2015, 16:56


Инна Инна

Была создана целая отрасль - библейская археология, которая занимается поиском артекфатов, в доказаетельство событий Ветхого завета.
Да, да, Танюша, я об этом тоже слышала. Как мне кажется Ветхий завет давным-давно узаконен, собственно, как и Новый завет.

Ежова Лана
Первым, кто пожалел о грехопадении людей, стал сам Змей. Съев яблоко познания, Ева поняла, что Змей – не только гад, но и сумочка, пояс и кошелек…
Надо же, чего только люди не придумывают. Кстати, анекдотов много на эту тему.

02.12.2015, 16:23


Ежова Лана Ежова Лана

Татьяна Танина, большое спасибо за статью!
Мне кажется, любой автор, если прочтет Книгу Книг, только выиграет. Библейские образы и мотивы, афоризмы и метафоры обогащают фантазию и речь.

"К кому обращается Бог? С учетом того, что этот фрагмент Элохиста - который, в отличие от Яхвиста, базируется на политеистической концепции - то понятно, что к богам другой религии, из которой, собственно, и был заимствован сюжет об Эдеме и первых людях".
Интересный момент. До Вашей статьи думала, что Бог-Отец обращается к Святому Духу и Сыну.

"Деторождение болезненно только у единственного вида из всех многочисленных живых форм на Земле - людей".
Позвольте не согласиться: животным тоже больно, и, производя на свет детенышей, самки нередко погибают. А вот расставание с невинностью, да, болезненно происходит только у человека.

ЗЫ На днях натолкнулась на анекдот в тему.
Первым, кто пожалел о грехопадении людей, стал сам Змей. Съев яблоко познания, Ева поняла, что Змей – не только гад, но и сумочка, пояс и кошелек…

02.12.2015, 01:10


Татьяна Танина Татьяна Танина

--- В Израиле постоянно ведутся работы, археологи не успокаиваются на достигнутом.

Была создана целая отрасль - библейская археология, которая занимается поиском артекфатов, в доказаетельство событий Ветхого завета.

01.12.2015, 18:53


Инна Инна

Автором книги назван царь Соломон (10 в. до н.э.), в первой строке.

«Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Iерусалиме».

Но вероятно, книга появилась чуть позже.
О царе Соломоне свидетельствует только один источник - Библия. Косвенным подтверждением событий, описанных в книгах Царств – бурного строительства в период его правления - может служить обнаружение на территории Израиля крепостей, сооруженных по одному плану, с одинаковой фортификацией.
Но археологи вроде хвалились, что при раскопках в Иерусалиме – искали «Сион царя Давида» и откопали крепостную стену того периода – нашли остракон с именем «Давид».
Я об этом слышала. В Израиле постоянно ведутся работы, археологи не успокаиваются на достигнутом. Учёные ищут подтверждение своим предположениям, мыслям. Случаются открытия.
А царь Соломон, судя по гравировке на внутренней стороне его кольца и манере поведения, был умным человеком.

01.12.2015, 00:55


Татьяна Танина Татьяна Танина

Автором книги назван царь Соломон (10 в. до н.э.), в первой строке.

«Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Iерусалиме».

Но вероятно, книга появилась чуть позже.
О царе Соломоне свидетельствует только один источник - Библия. Косвенным подтверждением событий, описанных в книгах Царств – бурного строительства в период его правления - может служить обнаружение на территории Израиля крепостей, сооруженных по одному плану, с одинаковой фортификацией.
Но археологи вроде хвалились, что при раскопках в Иерусалиме – искали «Сион царя Давида» и откопали крепостную стену того периода – нашли остракон с именем «Давид».

30.11.2015, 19:43


Инна Инна

Екклесиасту почти три тысячи лет.
Догадалась, что не сегодня написаны эти строки. Я бы их назвала - пророчеством и завещанием потомкам.
В очередной раз благодарю за науку. Знание-сила!

30.11.2015, 14:49


Татьяна Танина Татьяна Танина

--- Мудрость - великая штука...

Екклесиасту почти три тысячи лет.

30.11.2015, 10:37


Инна Инна

«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
ВСЕ ВЕЩИ — В ТРУДЕ: НЕ МОЖЕТ ЧЕЛОВЕК ПЕРЕСКАЗАТЬ ВСЕГО; НЕ НАСЫТИТСЯ ОКО ЗРЕНИЕМ, НЕ НАПОЛНИТСЯ УХО СЛУШАНИЕМ.
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас.
НЕТ ПАМЯТИ О ПРЕЖНЕМ; ДА И О ТОМ, ЧТО БУДЕТ, НЕ ОСТАНЕТСЯ ПАМЯТИ У ТЕХ, КОТОРЫЕ БУДУТ ПОСЛЕ»

Как верно сказано, каждое слово на своём месте и наполнено глубочайшим смыслом.Читая эти строчки, чувствую себя совсем маленькой,несмышлёной,которой только предстоит открывать для себя великие истины. Мудрость - великая штука...

Нет, дорогая Танюша, я не перехвалю. Только констатирую.Спасибо большое

29.11.2015, 23:24


Татьяна Танина Татьяна Танина

Дорогая Инна, пиши ответы в текстовом файле, а потом копируй в комментарии. Нервы сбережешь.

И, смотри, не перехвали.

«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
ВСЕ ВЕЩИ — В ТРУДЕ: НЕ МОЖЕТ ЧЕЛОВЕК ПЕРЕСКАЗАТЬ ВСЕГО; НЕ НАСЫТИТСЯ ОКО ЗРЕНИЕМ, НЕ НАПОЛНИТСЯ УХО СЛУШАНИЕМ.
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас.
НЕТ ПАМЯТИ О ПРЕЖНЕМ; ДА И О ТОМ, ЧТО БУДЕТ, НЕ ОСТАНЕТСЯ ПАМЯТИ У ТЕХ, КОТОРЫЕ БУДУТ ПОСЛЕ».

История религии – тема интересная, однако знания по этому вопросу, к сожалению, в жизни малоприменимы.

29.11.2015, 20:14


Инна Инна

Танюшенька, спасибище тебе. Ты ходячая энциклопедия. НАМ У ТЕБЯ УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И ЕЩЁ РАЗ УЧИТЬСЯ.

Написала такой большой отзыв и всё пропало. Ну этот интернет.

29.11.2015, 16:31


Татьяна Танина Татьяна Танина

Марина Аэзида, путаете две разные сферы. Этику и политику.

Христианская мораль содержит нормы и правила для мирного сосуществования и гармоничного развития общества, сдерживает человека от предосудительных поступков. Мораль укрепляет социум и сдерживает его саморазрушения. Если простыми словами, то мальчики должны любить девочек, а не мальчиков, семья должна быть традиционной и рожать детей, стариков надо уважать, ближним помогать, детей надо воспитывать гуманистами, а не карьеристами.

«Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы», (Екклесиаст, 7: 29).

Нет абсолютных истин. «Не убий» «не убию» – рознь.
Топор был придуман, чтобы дровами запасаться и поддерживать огонь в домашнем очаге, но кто-то решил, что весьма сподручно крошить людские черепа, как сказал один мой знакомый, неглупый парень, но неисправимый романтик.

Религия является не только мощным инструментом воздействия на умы, особенно в отсутствие альтернативной идеологии, но так же сильным инструментом в международной и внутренней политике. А политика всегда во все времена была грязной и аморальной. И редкий глава римской католической церкви не мечтал о мировом престоле.

Крестовые походы, альбигойские войны (по факту, крестовый поход европейцев против европейцев), суд над тамплиерам – это борьба Церкви со своими врагами, язычниками или еретиками. Уничтожение иноверцев не вступало в противоречие с общественной моралью того периода.

Не буду вдаваться в подробности - чем отличалась религия катаров от католицизма, и в чем обвинялись храмовники. Но, в первом случае, Церковь, в лице папы Иннокентия, устранила серьезного конкурента, а французская корона установила свою абсолютную гегемонию в провинциях, которые, несмотря на вассалитет, проявляли большое своенравие. Франция в тот период - в культурном и этническом плане - была очень неоднородной. Хотя «казусом белле» для начала войны против катаров послужило убийство папского легата, цель похода - власть и ресурсы. Молотили всех подряд, «и наших, и ваших». Один Монфор чего стоит.

«Пока бароны обсуждали, как бы освободить находящихся в городе православных… город Безье был взят, причем наши не оказали пощады ни сану, ни возрасту, ни полу, и пало от меча почти 20 тысяч человек. Велико было избиение врагов, разграблен и сожжен был весь город — чудесное свидетельство о страшной Божией каре...» (Арнольд-Амори. Письмо папе Иннокентию) Отсюда пошло: «Убивайте всех! Господь узнает своих». И надо помнить, что народ жил в ожидании Конца Света.

В случае с тамплиерами, король Филипп и папа Климент хотели «наложить лапу» на богатство одного из самых влиятельных - не только на западе, но и на востоке - духовно-рыцарских орденов. Магистр Жак де Молле был «директором солидного банка».

Примерно тоже самое происходило в России, после реформ Никона, когда репрессировали старообрядцев, хотя там конфессиольная разница сегодня понятна только специалистам. Любое малейшее отступление от канона расценивалось преступление против Церкви, что по умолчанию понималось, как преступление против веры. А Церковь - оплот самодержавия.

Еще один немаловажный момент, о котором надо знать.
Что собой представляет «институт церкви»? Откуда у него появилась такая неоспоримая власть и огромные политические возможности.

Христианская церковь, распространив свое влияние на огромной территории еще при императоре Константине, когда стала государственной религией, после развала Римской империи на множество независимых королевств и мелких княжеств, повсеместно сохранила свою чрезвычайно разветвленную структуру, подобную римской администрации. Та же бюрократия. То есть суверенные гос.образования – где экономики вернулись к натуральному обмену, жизнь народов локализовалась, каждый социум замкнулся на себе, имперские и светские законы утратили значимость - были связаны между ментально общей верой, а на земле исключительно церковными представительствами.
Христианство стало единственной объединяющей силой в децентрализованном мире. Но «воля Божья», понятно, диктовалась священниками, которые были обычными людьми, и, случалось, далеко не всегда лучшими представителями человечества. Усилению церковной власти способствовали два таких фактора, как тотальное отсутствие государственной законности и порядка и почти абсолютная безграмотность. Церковь занималась «книгоизданием», известно, что именно переписывалось (неортодоксальных текстов тогда попросту не было). При этом цензура была тотальной. Церковные деятели же, как самые образованные люди своего времени занимались образованием и этическим воспитанием паствы, от королей до нищих.

Целое сочинение получилось.

29.11.2015, 03:57


Марина Аэзида Марина Аэзида

"Хватит ли отпущенного срока для познания самого себя,окружающего мира и осуществления той самой миссии?"

Мне кажется, нет. Не хватит на это жизни. Слишком много в ней, в этой нашей жизни, беготни, когда даже нет времни остановиться, огянуться вокург и подумать: и о собе, и вообще.

Что касается христианской морали... Ну не знай... И в дохристианской морали были ярко выраженные темы по поводу не убий-не укради-не оскорби. Просто люди во все времена находили пути в обход этих правил. И в дохристинском мире, и в христианском (вспоминаем крестовые походы, вспоминаем Жака де Моле, костры и прочее. Находили же оправдание убийствам? Находили). Так что не думаю, что именно христианская мораль вот прям вся такая МОРАЛЬ. Я думаю, что есть просто общечеловеческая мораль вне зависимости от того, к какой религии люди относятся. Просто всегда (во все времена, при любой религии) находятся те, кто найдет отмаз (для себя и общественности), почему он делает хреновые вещи. И найдет обоснуй, о да! Но...

28.11.2015, 23:00


Татьяна Танина Татьяна Танина

Спасибо за отзывы, девушки.

---Хватит ли отпущенного срока для познания самого себя,окружающего мира и осуществления той самой миссии?

Да какой там! Чем долше живешь, тем больше понимаешь, как мало знаешь.

28.11.2015, 22:10


Татьяна Танина Татьяна Танина

Библию надо немного знать, хотя бы потому, что на протяжении двух тысяч лет она была первой и главной книгой христианского мира. «Книга книг» сформировала европейскую культуру, общественную этику и мораль, нормы поведения, одним словом, ментальность, и представляла собой неисчерпаемый источник сюжетов в литературе и живописи. Многие истории в ней остаются актуальными.

В свое время (совсем недавно, относительно всей истории человечества) поведенческие предписания входили в Свод законов, который был неотъемлемой составляющей религии, и имели силу юридических законов. Некоторые из них сегодня могут показаться абсурдными, однако за их несоблюдение предусматривалось наказание. Путь не битье и не денежный штраф, но доходило до изгнания, что было страшнее, поскольку, таким образом, общество обрекало преступника перед богом на голодную смерть.

В основе христианской морали лежат три источника: отдельные части Ветхого Завета, Новый Завет полностью и комментарии раннехристианских богословов, которые занимались толкованием фундаментальных текстов. В период с четвертого по десятый век эти моральные нормы, сливаясь социальными, распространились и укоренились повсеместно. Светская власть была глубоко религиозной.
Именно эта раннесредневековая этика оказала столь мощное воздействие на европейский менталитет, что вплоть до эпохи Просвещения «грехи и пороки» считались преступлениями равными уголовным. Понятно, что заповеди «не убий» и «не возжелай…» во все времена были и остаются подсудными.
Сегодня христианская мораль, пост-христианские этические нормы (имею в виду советские) утрачивают свою значимость. Нынче установился иной культ, массово чествуют и славословят иных "богов". В потребительском обществе духовные ценности проигрывают в борьбе с материальными или становятся вторичными. Меркантильным соображениям чужды и враждебны принципы христианской морали.

28.11.2015, 21:56


Инна Инна

Днём написала отзыв, а он куда-то пропал

"Тема для бесконечной философской дискуссии…"
Именно этим человечество занимается...

Танюшенька! Спасибо,дорогая! Ты превзошла сама себя. Изложено интересно и очень увлекательно.Не могла оторваться.Настоящий научный труд:глубокий,поучительный. Здесь можно найти ответы на многие вопросы.Эти знания заставляют задуматься, для чего мы пришли в этот мир? В чём заключается суть человека, его миссия? Хватит ли отпущенного срока для познания самого себя,окружающего мира и осуществления той самой миссии? Это уже другой вопрос.
Очень хорошая статья.Спасибо.

28.11.2015, 21:53


Марина Аэзида Марина Аэзида

Ух, Татьяна! Вот и прежние ваши статьи с удовольствием читала. А эта была интересна вдвойне (может, потому, что всё, так или иначе связанное с мифологией, мне интересно).
Спасибо!

28.11.2015, 14:05

Наверх