В любовную литературу вкралось целомудрие?

В любовную литературу вкралось целомудрие?

04.04.2016, 12:00

Откровенными сценами в книгах сегодня читателя не шокируешь, но удивить все еще можно – например, если они в романе некстати, или описаны хреново, или даже все хорошо и кстати, но вдруг обрывается на самом интересном месте, как будто автор застеснялся собственных фантазий (или реального опыта). Какими они должны быть и в каких жанрах имеют право на существование?

В любовной литературе постельные сцены сегодня воспринимаются как необходимая вещь, хотя на протяжении сотен лет это было не так. С XVIII века появились сентиментальные романы (прародителем которых считается Сэмюэл Ричардсон), была романтика, но эротики не было вообще – не позволяли моральные устои.

Откровенные описания любовных утех впервые появились в женских романах в США меньше 50 лет назад, в семидесятых, а в России такого рода литература добралась до массовых продаж только в девяностые.

Теперь, правда, авторы Самиздата часто стали опускать постельные сцены, и лично я считаю это странным, но раз читатели это воспринимают – возможно, это новая мода?

Возможно, обилие эротической и порнографической литературы, богатый выбор и все более «узкой» ее специализированности, типа БДСМ, мжм, лесби, групповуха, классика и т.п. – породили с другой стороны стремление к романтическому целомудрию?

Правда ли, что читатель-романтик больше не хочет знать интимных подробностей? Этот вопрос я оставлю здесь открытым и буду очень ждать ответов.

Но еще больше вопросов у меня возникает к другим жанрам. Эротические сцены, причем, мягко говоря, не самого романтического свойства, случаются тут и там в детективах, криминальных драмах, современной классике, фэнтези-боевиках – собственно, везде. Причем как читатель я часто не замечаю в этих сценах особой художественной или смысловой нагрузки.

Это не служит сюжетным целям, не дополняет существенными деталями характеры героев, не имеет самостоятельной ценности и не выглядит оригинально. Тогда зачем? Возникает ощущение, что автор, у которого полкниги мозг возбуждался, например, на боевик и драки, вдруг захотел секса. Ну, понятно, писатель тоже человек, у него есть потребности.

А в жизни, скажем, не сложилось. И вот он вставляет эту сцену в книгу ради того, чтобы над ней ментально помастурбировать.

Или не так? Просто автора одолевает стереотип о том, что секс хорошо продается, и почему бы не добавить перчинки? Ну, да, секс продается – но тогда и продавайте сразу его. Напишите эротический рассказ.

Зачем продавать читателю боевик с таким неожиданным сюрпризом? Машу каслом не испортишь, я понимаю. Но все равно. Есть стойкое ощущение, что современная литература переживает новый сексуальный кризис. Секс есть, там где он не нужен. И его порой нет там, где он просто необходим.

Люче Лина

1211 просмотров | 14 комментариев

Категории: Проба пера, короткие зарисовки, рассказы


Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.




Лина Лина

Татьяна, мне неинтересно продолжать диалог в подобной манере. Хотите учить чему-то других - сначала научите себя быть вежливой и не переходить на личности через предложение, и уж тем более не начинать с этого диалог с незнакомыми людьми. Иначе увы, слушать вас никто не захочет, будь вы хоть первым экспертом по истории мировой литературы. Как говорится, кроме высшего образования неплохо иметь начальное воспитание. А по сути я уже все сказала - под любовной литературой я имею в виду любовные романы. Всего вам доброго.

08.04.2016, 21:46


Татьяна Танина Татьяна Танина

Лина, Вы отвечаете мне на вопросы, которые я Вам не задавала, и приписываете мне вывод, который я не делала.
В заголовке указана «любовная литература», а не какой-то «вполне конкретный жанр». В каком месте статьи читатель должен догадаться, что Вы пишите о «женском любовном романе»?

В первом же абзаце: упоминание «откровенных сцен». На основании чего можно сделать вывод, что «любовная литература» - это такая литература, где есть постельные сцены.

Во втором абзаце снова – «любовная литература». Тут Вы упоминаете сентиментализм.
Где «сентиментальные романы», и где «постельные сцены»?
Кто считает Ричардсона «прародителем» сентиментальных романов? Какое отношение имеет трагическая «Кларисса» к современным любовным романам, «вполне себе линейным историям о любви с обязательным хэппи-эндом»? Должен ли читатель сделать вывод, что Вы считаете «Клариссу» «любовной литературой» того периода? И если «да», то чем хуже «Кармен» или «История кавалера де Грие и Манон Леско», где любовная линия обозначена более четко? Или, на худой конец, «Бедная Лиза»?

Допустим, что эротические новеллы Боккаччо и «Лолита» для Вас не являются «любовными». А «Унесённые ветром» Митчелл, с великолепной историей любви, тоже?

«…была романтика, но эротики не было вообще – не позволяли моральные устои».
О том, что вообще не было эротики, может утверждать только человек, не знающий историю литературы. По рассматриваемому периоду, к наследию де Сада можно добавить мемуары Казановы, помимо разных малотиражных изданий с пикантным содержанием, прообразов современных мужских журналов.
Ну да, ладно, не было, так не было.
Но почему «Счастливый миг» Лермонтова Вы «стесняетесь» назвать «постельной сценой»? Разве эпизод не являет таковым? Вот интересно! Признаки женского оргазма не стесняетесь называть, а к «стихам не для дам», написанным русскими классиками и составляющими особый пласт в литературном наследии, относитесь как ханжа.

Лина, независимо от того, о чем Вы пишите свои статьи, «Евгений Онегин» не перестанет быть «романом», а «Мертвые души» - «поэмой».

Учитесь корректно оперировать терминологией и более четко излагать мысли, а то в Вашем потоке сознания теряется смысл.

08.04.2016, 13:34


Лина Лина

Татьяна, вы совсем не знаете меня, это же не мешает вам рассуждать о том, что я знаю, а что нет, верно? К тому же, вы невнимательно читали мой пост. Рада, конечно, что Михаил Юрьевич так запал вам в душу, но назвать это стихотворение постельной сценой я бы постеснялась. К тому же, при чем тут сентиментальные (ныне любовные) романы? Я о романах вообще-то писала, а не о поэзии, Татьяна. Причем о вполне конкретном жанре. Ни "Декамерон", ни леди Чаттерлей, ни Лолита не относятся к категории любовных романов - вполне себе линейных историй о любви с обязательным хэппи-эндом. В целом ваш комментарий оставляет чувство недоумения: "читатель может найти книгу на свой вкус, так что современная литература не переживает кризис, потому что в истории был Генри Миллер и М.Ю. Лермонтов, а Лина Люче пишет про какие-то там любовные романы и не ценит классику" Абырвалг какой-то, извините

07.04.2016, 23:21


Татьяна Танина Татьяна Танина

Лина Люче, Вы совсем не знаете историю литературы, и эротической литературы, в частности, а беретесь рассуждать о том, что было и чего не было на «протяжении сотен лет».
Вам напомнили в комментах о маркизе де Саде. "Декамерон" Джованни Бакаччо, так понимаю, Вы тоже не читали? Меж тем, это произведение раннего Ренессанса, т. е. 14 век.
Откуда взялась дата – 70 гг. 20 века?
"Любовник леди Чаттерлей" был опубликован в 1928 году, "Лолита" - в 1955 году.
Вам о чем-нибудь говорят такие имена, как Генри Миллер и Анаис Нин? Барков Иван Семенович?

***
Не робей, краса младая,
Хоть со мной наедине;
Стыд ненужный отгоняя,
Подойди - дай руку мне.
Не тепла твоя светлица,
Не мягка постель твоя,
Но к устам твоим, девица,
Я прильну - согреюсь я.

От нескромного невежды
Занавесь окно платком;
Ну,- скидай свои одежды,
Не упрямься, мы вдвоем;
На пирах за полной чашей,
Я клянусь, не расскажу
О взаимной страсти нашей;
Так скорее ж... я дрожу.

О! как полны, как прекрасны
Груди жаркие твои,
Как румяны, сладострастны
Пред мгновением любви;
Вот и маленькая ножка,
Вот и круглый гибкий стан,
Под сорочкой лишь немножко
Прячешь ты свой талисман…

М.Ю. Лермонтов, 1831
Это не эротика и не постельная сцена?

Не считаю, что современная литература переживает "сексуальный кризис", тем более что предложение в разы превышает спрос. Каждый читатель может найти книгу на свой вкус, и закрыть не понравившийся, вызывающий негативные эмоции роман на любой странице.

07.04.2016, 22:08


Юлия Юлия

Лина, у меня достаточно активные читатели. Особенно те, кто со мной не один год. К тому же специальных подводок в той книге и не было. Она изначально задумывалась как сказка, а не как полноценный любовный роман. И на все намеки ушло не больше пары абзацев.

05.04.2016, 09:14


Лина Лина

Друзья, спасибо всем за комменты! Я все же говорила о постельных сценах, а не об эротической литературе. Произведения, посвященные только сексу - тема для отдельного поста, полагаю. Юлия, вот интересно, что вы пишете "никто не жаловался", но ведь редко кто достаточно смел, чтобы на такое пожаловаться. Может, просто читатели стесняются? Анонимный опрос пробовали устроить? За себя могу сказать - меня дико раздражает, когда автор подводит к любовной сцене и просто пропускает ее. Не то, чтобы лаконично описывает - а просто пропускает. Разочаровывает.
У меня только одна повесть без постельных сцен - "Второстепенный герой". Но там я и не подвожу к этому. Там нет намеков читателю на соблазнение и т.п. В большинстве романов есть соблазнение, есть о чем пофантазировать в начале, есть подводка к постельной сцене и одна-две сцены есть. Они совсем небольшие и не порнография, но обязательно есть, и моим читателям нравится.

С Алиной соглашусь, что важно обходиться без пошлости и порнухи. Анатолий - спасибо за ваше мнение тоже согласна в том, что эротика и порнуха - разные вещи. И да, я тоже предпочитаю первое второму. Но вот когда совсем ничего - обидно, в любовном-то романе Алин, приветствую. Рада, что в чем-то совпали.

05.04.2016, 00:00


Алин Крас Алин Крас

Редкий случай, в этот раз мне не о чем поспорить с Линой 💖 Совершенно согласна с тем, что эротические сцены нужны там, где этого требует сюжет, иначе это вызывает недоуменное раздражение.

04.04.2016, 23:26


Углицкая Алина Углицкая Алина

Я как-то к эротике равнодушна, мне больше по душе старое доброе приключенческое фэнтези. И на фоне всех этих приключений зачастую забываю, что героям еще надо влюбиться друг в друга Некогда им! Мир спасать надо! Но считаю, что автор должен уметь писать в разных жанрах. Поэтому последней книгой стала именно эротика. Но все равно одними постельными сценами дело не закончилось. Постаралась и мир прописать, и характеры героев, и конфликт, и интригу. Все честь по чести. Теперь вот пишу новый роман. Тоже фэнтези, но в этот раз романтическое, а не эротическое. Конечно, любовная линия, особенно если она на первом плане, обязывает автора дать хоть намек на то, что героев связывает нечто большее, чем ахи и охи под луной. Времена платонических любовей прошли. Но любую постельную сцену можно подать по разному. Кто-то опишет ее со всеми физиологическими подробностями, кто-то даст тонкий намек, мол, было. Кто-то виртуозно опишет чувства героев, не опускаясь до физиологии. У каждого автора свой собственный стиль. Главное - не скатиться в порнуху.

04.04.2016, 21:38


Анатолий Анатолий

Можно я привнесу своё мужское мнение в этот вопрос? Ну, не в этот, а, в общем, по теме? Чем отличается эротика от порнографии? Тем что в порнографии всё выставлено напоказ. А в эротике основное (самое интересное) прикрыто и как бы только намекается, что его можно будет увидеть. Но… - это не мои слова, я их где-то подсмотрел, не помню где, но мне понравилось и я с этим полностью согласен. Вот так в описание эротических сцен (сам я за это не берусь), главное не перейти эту грань. Ну и о количестве – должно быть в меру, а то получится как десять ложек сахара в чашку чая. Ну и моё личное мнение – эротикой любуёшься, на порнографию глазеешь. Вроде действие одно, но смысл разный. Вот такое моё мнение и если я (с перепугу возьмусь за описание такой сцены, то буду руководствоваться именно этими соображениями, возможно, авторы любовной литературы именно из этого и исходят?

04.04.2016, 19:38


Юлия Юлия

Вот не знаю, надо или не надо. В последнем моем романе, который еще не довела до ума вычиткой, постельных сцен нет. При этом я не скрываю, что между героями было все. Просто не нужны они мне там. И никто из читателей не пожаловался, что зажала. Попросили только объяснить, почему героиня быстро сдалась, то бишь необходимо дописать еще главу, но она туда изначально напрашивалась. В итоге получилась милая сказка с любовной и детективной линией. Вообще, иногда секса становится настолько много, что его уже просто не надо. Главное - подать в литературе все грани сюжета. И, если несколько раз героев ждали обломы, и автор не может в силу каких-то своих причин описать сам процесс - так просто дайте понять, что в очередной раз у героев уже все было. Да, получится то самое, "Белокурая Жози", но иногда и этого достаточно.

04.04.2016, 18:47


Элличка Элличка

Привет Люче Лина!

Я очень рад, что Вы сдаржали слово и написали черенз неделю новую тему – спасибо!

Итак:
«Откровенные описания любовных утех впервые появились в женских романах в США меньше 50 лет назад, в семидесятых, а в России такого рода литература добралась до массовых продаж только в девяностые»

Это в России они появились в 70-е годы прошлого века. До этого в СССР секса не было : А поскольку мы отстаем от цивилизации лет на 300 – 500, то логично предположить, что на западе они появились на 500 лет раньше. Т.е. с началом книгопечатания. Еще раньше, они конечно же тоже были, только мы о них мало что сможем узнать, т.к. книг еще не печатали.

Например: вспомните, когда родился маркиз Де Сад? Ну, я надеюсь, Вы уже взрослая девочка и Вам можно читать такие книжки :
Т.о. в 18 веке в Европе эротическая литература процветала, только ее не называли женской, т.к. о равноправии женщин Европа узнает после 1-й Мировой войны в 1918 году.

«Правда ли, что читатель-романтик больше не хочет знать интимных подробностей?»
Надеюсь ответил : Нам не нужно беспокоиться будет ли существовать жанр любовной литературы и и в ч.с. эротики и т.п..

С уважением,
Элличка Хвостичков.

04.04.2016, 17:44


Кира Стрельникова Кира Стрельникова

Я всегда, ещё на первых строчках своей книги знаю, будет это эротика или детектив, приключения, романтика. И сразу знаю, сколько там будет примерно откровенных сцен и насколько откровенных. Я так чувствую свои тексты. И скромно надеюсь, что в моих текстах всё на своих местах и там, где нужно. Как читатель, я очень не люблю, когда автор начинает манипулировать читателями с помощью оттягивания "того самого", и уже неважно насколько там всё откровенно будет написано, особенно когда полкниги героиня бегает-бегает, то и дело оказываясь в полураздетом виде перед героем и постоянно его обламывая, а потом... Бац - эпилог, свадьба, и "жили они долго и счастливо". Возникает закономерный вопрос, а нафига тогда было накалять страсти и напитывать текст обилием ситуаций на грани, за которыми сам сюжет уже терялся напрочь? И да, порой складывается ощущение, что авторам "и хочется, и колется", что вроде как положено хотя бы одну постельную сцену, но... по каким-то причинам автор жутко стесняется. Тут я считаю просто: не хочешь/не умеешь/не считаешь нужным - не пиши, а гнаться в этом случае за популярной темой нет смысла. Ибо если халтурно будет описано, то это не лучший вариант.
Ну и другие перегибы, когда текст вроде как детективный/приключенческий/ещё какой-нибудь динамичный, а герои пардон сношаются чуть ли не в каждой главе, пробуя все позы Камасутры и используя для этого чуть ли не люстру в парадной зале какого-нибудь особняка... Причём в самом деле, большинство этих сцен можно легко выкинуть или сократить до пары абзацев, в общем сюжет не потеряет ничего от этого.
Каждый автор решает сам... Но порой погоня за продаваемостью или популярностью служит плохую службу.

04.04.2016, 15:04


Юлия Рудышина Юлия Рудышина

Нужно исходить из того - уместно ли это, важно ли. Как по мне, если эта сцена ничего не несет для сюжета, то она не нужна. Впрочем, как и любая другая. Мало кто вообще умеет писать достоверно и в то же время не пошло, поэтому мне как читателю лучше в целом все равно, есть ли подобные сцены. Я не ради них читаю книги.

04.04.2016, 13:44


Ирина Ирина

мне кажется все дело в том - какая цель у автора. Сейчас спрос на постельную литературу высок. Поэтому если целью автора это заработать как можно больше денег на реализации своего произведения, то он будет их добавлять куда только можно. Если же цель получить законченные, лаконичные роман, развиваться дальше как писатель, шлифуя свои навыки - то автор станет отталкиваться уже от сюжета и необходимости. Чтобы не испортить его не нужными моментами.

04.04.2016, 13:15

Наверх