Герои нашего романа...

Герои нашего романа...

22.09.2015, 13:31

А вот что-то сидела, думала-гадала, и решила написать такую странную статью- вопрос.
Если вспомнить, с чего началось, мое первое книжное увлечение, то становиться немного стыдно- это мамины романы Бертрис Смолл, Джуди Кебот, и еще кто-то там. Мне было лет ...тринадцать может. Такое откровенное чтиво меня шокировало, но тем не менее затягивало.
Но даже не интим подробностями, я была слишком далека от этого. Скорее то, как автор подает своих героев и героинь. Я прочла одну, вторую, третью, десятую...странное дело, удивилась тогда я, они все как манекены и вырезанные шаблоны. "Он был высоким и широким в плечах. Его глаза были цвета сочной зелени, а волосатые руки принадлежали настоящему самцу"- как -то так. Вроде бы мужчины в книгах разные, но они все странно похожи друг на друга. Альфа-мачо-супер мужики. Я понимаю, женщинам нужна сказка. Ее можно взять с собой в кровать, прочесть, повздыхать...но одна, две...три книги. А потом? Шаблонные герои в этом жанре мне наскучили быстро. И тогда я переключилась на суровое фентези- Юрий Никитин, Стругацкие, Мария Семенова, Дяченко Марина и Сергей, Ник Перумов. Голова кружилась от такого разнообразия характеров, жизненных ситуаций, переживаний. А герои были живыми. Я помню, когда я в первый раз прочла Волкодава Марии Семеновой, я не могла нормально спать. Эта история запала мне в душу настолько, что я стремилась прочесть все части и скорее. Внешность главного героя была пугающей. Он не был красавцем. Он не был "шаблоном".
Дальше, я переключила свое внимание на юмористическое фентези. Первый опыт принадлежит книге Андрея Белянина- Джек Сумасшедший король. Не могу назвать ее шаблонной. Она была тоже живой. В ней была душа и свои герои. А потом, спустя время, меня начал разочаровывать автор. У него так же появились шаблонные герои. Но тем не менее, он занимает отдельное место в пантеоне славы моих авторов.
Что стало твориться с миром фентези потом, меня разочаровывало и ввергало в глубокую...депрессию. Женщины писали со страшной силой. Не скажу, что это плохо. Способ самовыражения. Но! Шаблоны были на каждой полке. Это и угнетало.
С тех пор, как я прочла Сальваторе- Темный эльф, я всегда представляла этих сказочных существ жестокими, властными, кровожадными. Но вместе с тем прекрасными.
И вот, представьте мое разочарование, когда в купленной книге, или подаренной книге, уже и не вспомню, я вижу такую картину...темные эльфы алкаши. Светлые тоже. Ни один разговор в книге, ни один диалог, ничего(!) не обходилось без бутылки. Вместо крови у них было вино, судя по дальнейшим развитиям.
Становилось скучно от того, что они все были "красавчиками". Я понимаю. читатель хочет сказку. Но она должна быть правдивой. Не бывает что бы все были "красавчиками" Кто-то должен отдуваться, иначе повествование теряет смысл. Это, конечно, мое мнение, не более...
Как назывался опус, я уже не помню. Но он меня разочаровал. Настолько, что я вообще перестала читать современное фентези, где есть хотя бы намек на шаблонность. Не знаю, правильно ли это но так лучше для меня.
Далек мой путь от читателя до автора, но кое-какой урок, все-таки я вынесла- ври так, что бы было правдой. Но вот в чем главное чудо- когда я вру так ,что-бы было правдой, я сама начинаю в это верить.

С уважение, автор.

Елена Бабнцева

1268 просмотров | 21 комментариев

Категории: А это интересно..., Сплетни от "Призрачных миров"


Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.




Иван Вересов Иван Вересов

> Татьяна Танина:
> «А, в принципе, шаблон он и есть шаблон. Усредненное ничто. Как его не обыгрывай - это будет вторично, и будет ощущение, что "это уже ели"...»
>
> Шаблон – от. фр. «образец», строгая форма. Он, по определению, не может быть усредненным, потому что является эталоном.
> А книги одного жанра похожи одна на другую, потому что создаются опять-таки по определенному канону. Здесь ничего не придумаешь

Совершенно верно! Более того, зритель и читатель ждет шаблона, жаждет его, радуется, когда находит. Вопрос не в том "что", а в том "как". Гениально подать можно любую сто раз пережеванную читателем тривиальшину. Так что шаблон шаблону рознь.

09.11.2017, 13:26


Иван Вересов Иван Вересов

И почему все так западают на Волкодава Семеновой? Конечно, чтение дело вкуса, но если уж тут речь о шаблонах, то у Семеновой их в достатке.
Я тоже начинал с Бертрисс Смолл:-) она всерьез была убеждена, что пишет исторические романы:-)

09.11.2017, 13:20


Нидейла Нэльте Нидейла Нэльте

Инна
"и шаблон тут ни при чем - шпионы (перефразируя) имеют холодный ум"
Инна, это и есть самый настойщий шаблон - то, как принято видеть шпионов, забывая о том, что каждый из них человек, со своими эмоциями, желаниями и срывами. Говорю же, сложно пробиться сквозь внушённые шаблоны, когда они настолько глубоко укоренились

28.09.2015, 09:11


Татьяна Танина Татьяна Танина

«А, в принципе, шаблон он и есть шаблон. Усредненное ничто. Как его не обыгрывай - это будет вторично, и будет ощущение, что "это уже ели"...»

Шаблон – от. фр. «образец», строгая форма. Он, по определению, не может быть усредненным, потому что является эталоном.
А книги одного жанра похожи одна на другую, потому что создаются опять-таки по определенному канону. Здесь ничего не придумаешь

26.09.2015, 15:19


Елена Бабинцева Елена Бабинцева

Ух, как много комментов) Это радует) взгляд со стороны на проблему полезен) Я ведь все вижу по-своему)

26.09.2015, 07:25


Инна Кирьякова Инна Кирьякова

Нидейла Нэльте

"...Зато сколько я в своё время получила возмущения по поводу того, что мои персонажи не вписываются в шаблоны! И шпиёнка совсем не шаблонистая, боль причинять не любит, убить просто так не может - ну куда это годится? "

Думается, в данном случае правы читатели, и шаблон тут ни при чем - шпионы (перефразируя) имеют холодный ум, холодное же сердце и грязные руки. Или это барышня из пансиона, а если она что-то где-то подсмотрела и подслушала, еще не делает ее шпионкой.

А, в принципе, шаблон он и есть шаблон. Усредненное ничто. Как его не обыгрывай - это будет вторично, и будет ощущение, что "это уже ели"...

26.09.2015, 00:59


Татьяна Танина Татьяна Танина

Елена, Вы еще не со всей библиотекой ознакомились. В ней стопудово есть книги, которые Вы хотели бы прочитать.
Сегодня имеет место явление, о котором вы пишете.
Т.н. «автор-паровоз» создает некий мир – например, «мир Глуховского» или «мир Круза», - а другие авторы его расширяют. Почему последние не придумывают свой мир, надо у них спрашивать.
С другой стороны, любитель жанра предпочтет именно книги «последователей» и фанфики, потому им гарантировано, что они не заблудятся – в таких мирах им все знакомо.
Новые и оригинальные миры проигрывают уже созданным.
Если бы «Пикник на обочине» появился сегодня, то и у него было бы много продолжателей. Но нынче народ классику почти читает.
«Авторам-паровозам» повезло – они попали в «струю», их книги растиражированы и разрекламированы. Насколько выдающие произведения они создали – время покажет. Но, возможно, не их книги, а кого-то из продолжателей войдут в «золотой фонд», ученики, случается, превосходят своих учителей.
Идти проторенной дорожкой легче, чем свою дорогу прокладывать.
Вон, моя сага - со всей ее оригинальностью, мудростями и проработанностью, - мало, кому интересна. Нет рекламы – нет читателей.

Татьяна Хмельницкая, я читала все, на чем были буквы.

24.09.2015, 16:49


Татьяна Хмельницкая Татьяна Хмельницкая

М-да... моя первая книга: "Лезвие бритвы" Ефремова. Этот роман мне подсунула мама когда я очень сильно болела. Тогда мне было 12 лет. До этого как-то с чтением у меня не складывалось, можно сказать делала это "из-под палки". Увлеклась и болячка моя не показалась мне настолько горькой. Потом был Соловьев, "Повесть о Ходже Насреддине" и "Богдатский вор". Хохотала до слез и представляла Восток по-настоящему тонким делом. А потом пошло-поехало все классики приключенческой литературы и только к 18 годам я перешла на Любовные романы. И знаете что удивительно? Я словно бы отдохнула от интересных и неординарных героев и окунулась в мир шаблона и примитивности сексуальных сцен. Но мне и это очень нравилось. Мне кажется разочаровываться в чем-то, это для ранимых читателей, а для таких как я, непостоянных, нравится любое ХОРОШО приготовленное "блюдо". Ведь и ЛР можно написать так, что пусть и знаешь чем кончится, а читать интересно.

24.09.2015, 10:52


Екатерина Шашкова Екатерина Шашкова

Тут же вот какое дело, имхо: спрос рождает предложение.
Кто-то один придумал удачный ход/персонажа/сюжет. Читателям понравилось, они хотят и дальше такого же.
И вот автор пишет снова нечто подобное, или другой автор пишет подобное. И не обязательно это плагиат, или подражание, или повтор. Просто душа просит именно вот такого. Сразу у многих. И появляется в ответ на это - сразу много. На любой вкус.

Хорошо это или плохо - я не знаю.
Но читать же никто не заставляет)

23.09.2015, 19:31


Таня Зинина Таня Зинина

Не знаю, кому как, но вот лично для меня не так важно как выглядит герой... шаблонная у него внешность или нет. Читая книгу мы его всё равно не видим, а только представляем по тому, как он описан автором. А там уж... у всех своя фантазия. Но суть не в этом, не во внешности, если только она не имеет существенного значения для самой интриги произведения. Мне кажется, куда важнее внешности внутренний мир героя, его достоинства, недостатки, страхи, радости, "мозговые тараканы", если хотите) Ведь мы читаем о личностях, а не о картинках.
Но вот когда герой сам по себе шаблонный. Весь: и внешне, и внутренне. Когда в нём нет души... когда все его поступки и мысли предсказуемы... разве такое интересно читать? Вряд ли.

23.09.2015, 17:08


Нидейла Нэльте Нидейла Нэльте

О, шаблоны!
Лично я не люблю шаблоны, мне они скучны. Хотя признаЮ их право на существование и читательскую любовь А мне интересно продумать, прожить персонажа, выдержать в характере, сделать соответствующим его истории, простроить его взаимодействие с другими персонажами и с миром. Зато сколько я в своё время получила возмущения по поводу того, что мои персонажи не вписываются в шаблоны! И шпиёнка совсем не шаблонистая, боль причинять не любит, убить просто так не может - ну куда это годится? А мужчина так вообще, с рычанием любимую в постель не тянет, да ещё и мысли думает Капец
Зато читатели говорят, что герои живые, что им сопереживают, их видят, как реальных, по ним скучают, забывают, что это книга Для меня это гораздо важнее и приятнее, чем отштамповать очередной шаблон, даже если шаблоны более востребованы. Каждому своё
И соглашусь с девочками, очень важно, как написано и преподано. Если погружаешься в книгу, видишь историю перед глазами, не задумываешься над тем, шаблонный герой или нет, а просто получаешь удовольствие - разве это не то, что мы все ждём от чтения? Ну а если спотыкаешься на каждом шагу и картинка постоянно "рвётся", то самый интересный герой не спасёт...

22.09.2015, 21:55


Элин Таш Элин Таш

Как ни странно, многие читатели хотят читать именно шаблоны: заранее знать, о чём книга, покупать, представляя, что в ней ждёт. Им хочется расслабиться именно так, как они себе это представляют, а не копаться в сложных характерах или обоснованиях. Я как человек, старающийся продумать всё до деталей, была в своё время очень удивлена точке зрения "какая мне разница, какого цвета небо - мне не нужны обоснования, автор так написал, значит, так и есть." Каким бы ни был шаблонным герой, некоторым читателям нравится именно то, что они знают, чего от него ожидать, именно то, что он соответствует шаблону. Видимо, вопрос снова упирается в ЦА

А если говорить о Желязны, моя любовь - это его солнцеглазый Сет

22.09.2015, 21:23


Ирина Котова Ирина Котова

Я нежно люблю женские романы и совершенно не стесняюсь этого Конечно, не все, но есть та же Джудит Макнот, Рейчел Гибсон, Съюзен Элизабет Филлипс, Элизабет Лоуэлл)
Другое дело, что я никогда не воспринимала это как реальность. А так- приятно почитать, ага.
И то же самое относится к ЛР в антураже фентези - по сути, орки-эльфы легко заменяются на маркизов-пиратов, а суть одна повздыхать и отвлечься

И другое дело серьезное фентези, не делю его на женское и мужское. Например, Властелин колец. Ну какой секс-символ или шаблон из гг - Фродо? Да и вообще там (если читать, а не фильм смотреть, где главный секси Боромир погибает нет шаблонных мужских персонажей. Как и женских. История, собсно. не про это.
Или Роджер Желязны, моя любовь. Ну какой шаблон из Корвина или Мерлина? Там и любовь-то идет так, по касательной.
А если вспомнить женщин - Энн Маккенфи, Урсулу Ле Гуин - ведь то же самое. Потому что это прежде всего фентези, и отношения между героями не стоят во главе угла.
Странно предьявлять к героям романов требование не быть яркими, это равнозначно не быть героями повести о маленьких человеках обычно драматичны, и отдыхать с ними не получится

Другое дело, когда герой одного автора ничем не выделяется из череды шаблонных героев других авторов Но бывает и так - герой картонный, а история такая, что спать не можешь, пока не прочитаешь.
Ну и, в конце концов, психотипов людей не так много, да и типов внешности не то, чтобы ужжасное разнообразие.

22.09.2015, 19:37


Елена Бабинцева Елена Бабинцева

Татьяна, спасибо еще раз за такой развернутый ответ.
Хм, не думала, что так много народа отреагирует на мои рассуждения. Прямо такая защита шаблонных героев)
Вы не поняли наверное, и я в этом сама виновата. Я тоже не вижу ничего плохого в шаблонности. Просто...разве автору не интересно придумать нечто новое? Почему прочитав одну книгу, он думает, да вот именно такой и у меня будет герой. Это как история с попаданцами. Один автор написал и остальные пошли копировать.

22.09.2015, 19:07


Татьяна Танина Татьяна Танина

Забыла сказать. Любовные женские романы читала и буду читать. Быстрей откажусь от постапокалипс-фантастики, где, случается, начинаешь глохнуть от звона «стальных шаров» и превышения уровня тестостерона по сюжету.
О «Волкодаве» можно поспорить, но Семенова, бесспорно, является патриархом «фольк-фэнтези». Можно поспорить так же о том, что «сказка должна быть правдивой». Народная мудрость утверждает, что как раз - наоборот.

Уважаемая Елена, хотите получить конкретный ответ - корректней формулируйте вопрос.

К каждому жанру предъявляются определенные требования.
Если рассматривать жанр "женский любовный роман", то его главным героем, по определению, не станет типаж, как «маленький человек» Башмачкин Акакий Акикиевич, который может вызывать у «женщин, мечтающих о прекрасном принце», в лучшем случае, только материнские чувства.

Герой должен быть прекрасен во всем! И…
«Чтоб не пил, не курил,
И цветы всегда дарил.
В дом зарплату отдавал,
Тёщу мамой называл.
Был к футболу равнодушен,
А в компании не скушен.
И к тому же чтобы он
И красив был, и умён».
Как уже отметили многие комментаторы.

Идеальный или почти идеальный, главный герой - бренд жанра, который, собственно, и служит «заманухой». Соответственно, вид у него должен быть товарный.

С другой стороны есть такой универсальный закон: «Спрос рождает предложение». Но поскольку велосипед уже изобретен – хоть пятое колесо к нему приделай, - он будет «пятиколесным велосипедом», где ключевое слово: «велосипед».
Поэтому широкоплечие красавцы будут продолжать массово клонироваться. И только от автора зависит, в насколько «оригинальной упаковке» он сможет «продать» его читателям.

22.09.2015, 18:21


Юлия Юлия

Думаю, если бы не было этих книг с шаблонными героями, их бы все равно придумали. Потому что в какой-то момент, переводя взгляд от книги на мужа, женщина бы задалась вопросом "А смысл?". Потому что в книге она бы увидела точную копию своего благоверного с пивом сидящего перед экраном во время футбола, или храпящего, прикрыв лицо газетой. Хотя, нет, вру, женщина бы не читала этих книг, потому что их бы не издавали так массово. Ну одну, две, но третья бы осталась в магазине, значит не нужно оно никому. Потому что даже в реалистичных романах хочется читать не про обычных среднестатистических, а про того, который взвалит на плечо и понесет в ЗАГС, причем сразу расписываться, про любовь до гроба не как у Шекспира, а когда в окружении детей, внуков и правнуков, взявшись за руки испускаешь последнее дыхание, про человека, который решит твои проблемы, а не навешает до кучи и своих. В общем, хочется сказки, и не важно, что герои шаблонные, главное - хоть немного отвлечься от повседневности.

22.09.2015, 17:17


Марина Снежная Марина Снежная

Я тоже нормально отношусь к шаблонам. Согласна с Кирой: главное то, как автор сумеет этот шаблон обыграть. И я тоже в книгах ищу в первую очередь возможность хоть ненадолго забыть о реальности и погрузиться в сказку. При этом прекрасно понимаю, что она так сказкой и останется. Но если и в книгах будешь читать о такой же серости и всем некрасивом, что окружает в реальной жизни, то тогда вообще грустно.
Я не говорю, что реалистические книги плохие. Нет, иногда и такие хочется прочитать. Но на то есть и разные жанры, чтобы каждый читатель мог выбрать что-то свое в определенный момент жизни. Иногда хочется драмы и реальности, иногда - сказки. Думаю, в шаблонах нет ничего плохого.

22.09.2015, 16:35


Кира Стрельникова Кира Стрельникова

Да, женщинам нужна сказка. И пусть она где-то шаблонная, но если этот шаблон описать так, что не можешь оторваться от книги до последней страницы, переживая вместе с героями, почему не существовать такому шаблону? И потом, на минуточку: даже если взять нешаблонного героя Семёновой, у него есть главное, чего нет у наших современных мужчин, у большинства. Харизма. При наличии которой внешность уже играет самое последнее значение. Ну а насчёт широких плеч... Чёрт возьми, хочется, чтобы тебя хоть раз в жизни на руках несли, не кряхтя и стеная, сколько ты весишь, а улыбаясь и не спотыкаясь через каждый шаг, ну и пусть что это происходит лишь в книжной сказке. Потому что когда я выхожу на улицу, в магазинах я вижу две трети хрупких, худеньких женщин с нехилыми такими сумками, и хоть бы один мужик помог донести... Ибо как тут правильно сказали, храпящий и чешущий пузо герой не вызывает абсолютно никакого сопереживания, и про такого "реалистичного" читать совершенно не хочется.

22.09.2015, 16:17


Елена Бабинцева Елена Бабинцева

Татьяна Танина,вопрос в том, что заставляет автора делать из героя слепок. Почему так происходит. И очень часто это касается как мужчин ,так и женщин. Для красного словца, или потому что автор и правда видит таковым своего героя. Тогда почему такой большой резонанс с другими жанрами? Почему в более серьезной фантастике или фентези все выглядят...не так, как видят это авторы, скажем других жанров? вот в чем соль. Но это даже не вопрос, а рассуждение. Спасибо за совет, прочту обязательно!

22.09.2015, 15:28


Вергилия Коулл/Влада Южная Вергилия Коулл/Влада Южная

А мне за свое юношеское поклонение Бертрисс Смолл не стыдно :D
Может я выросла бы страшно закомплексованным существом, если бы не ее книги, в которых подтекстом всегда говорилось, что секс - это прекрасно, если делать все правильно
Насчет красавчиков-героев, здесь все не так просто. Посмотрите, что творится в мире и наших сродных странах. Книга для современного человека (и тем более, женщины) это побег от реальности. И что плохого в том, чтобы этот побег скрасить? Нет, нужно писать про то, как герой храпит по ночам и чешет пузо перед теликом, чтобы приблизиться к реальности
В общем, кому что как говорится)

22.09.2015, 15:25


Татьяна Танина Татьяна Танина

Не понятно в чем вопрос, но если ищите очень некрасивых внешне героев с богатым внутренним миром, то прочитайте Гюго - "Собор Парижской Богоматери" и "Человек, который смеется". Классика романтизма. И никаких шаблонов

22.09.2015, 14:52

Наверх