Грани писательства

Грани писательства

21.10.2017, 23:20

Сегодня я хочу поговорить о литературном творчестве. Бывает, что писатель одинаково хорошо творит и в прозе, и в стихах. Но намного чаще мы слышим о поэтах и прозаиках, чьи сферы деятельности никогда не пересекаются. Разве что во время пробы пера, когда начинающий автор ищет свою нишу, или из любопытства писатель решит попробовать что-то новое. Эти эксперименты остаются в тени, как правило, человек прославляется, или как поэт, или как романист, или как мастер рассказов. Почему так?

Дело в том, что написание стихотворений и романов требует совершенно разного подхода, настроя, качеств человека и состояния души.

Стихотворения – это чистый поток эмоций. Сильнейшее вдохновение охватывает в моменты глубоких душевных потрясений. Конечно, можно с холодной головой и без всякого вдохновения просто методично рифмовать строчки. Многие, думаю, и не заметят разницы. Мне и самой приходилось писать стихотворения без вдохновения (всякие поздравления на заказ или стихи на конкурсы). Но мучительно выжатые строки со скрупулёзно подобранными рифмами останутся сухими, сколько ни убивай на них времени. Душа трепещет только от настоящих, пронзительных стихотворений, написанных, бывало, за 10 минут под волной эмоций.

Связь эмоций и вдохновения объясняет, почему многие люди, не стремившиеся к литературной деятельности ни до, ни после, в юности пишут стихи. Ведь подростковый возраст – это сплошные душевные бури и обострённые чувства, которым необходим выход. Поэзия даёт такую возможность. С другой стороны, и состоявшиеся поэты зачастую славятся вспыльчивым нравом, перепадами настроения и сложным характером. Детская наивность и обидчивость, идеализирование окружающего мира, и в то же время желание противостоять всем и вся выделяет их среди других. Похоже на подростков, не правда ли? По моему мнению, поэты – люди, сохранившие вечно юную душу.

А как же проза? Она тоже пишется под постоянным вдохновением? Нет. Во-первых, это просто невозможно, а во-вторых, и не нужно. Человек, ожидающий вдохновения для написания романа, рискует не написать его никогда. Вдохновение требуется только как толчок для рождения идеи. Незаменимое для написания хороших стихотворений, оно бесполезно при создании прозы. Ведь роман – это не поток чувств. В прозе важен тщательно продуманный сюжет. Связные события и яркие герои создаются исканиями разума, а не в хаосе эмоций.

Намного важнее для прозаика усидчивость, трудолюбие и готовность переписывать законченный текст несколько раз. Если регулярно садиться за работу, даже без настроения, выработается привычка. И желание писать будет возникать во время процесса. На поэтическое вдохновение это не очень похоже, правильнее назвать его рабочим настроем.

Разница, как вы видите, существенна.

Екатерина Набоко

143 просмотров | 5 комментариев

Категории: Проба пера, короткие зарисовки, рассказы


Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.




Екатерина Набоко Екатерина Набоко

Интересно, у каждого свой подход! Со стихотворениями я даже задумалась: может, читателям и правда больше нравятся те, что я писала без вдохновения? Мне-то они не нравятся, а люди могут воспринимать их совсем по-другому. Как-то не приходилось сравнивать.

26 дней назад


Марина Снежная Марина Снежная

Я думаю, что все индивидуально как в прозе, так и в поэзии. Кто-то пишет по вдохновению, кто-то способен к более рациональному подходу. Хотя, как мне кажется, зачастую идет сочетание и того, и другого. Иные произведения пишутся по вдохновению и на большом эмоциональном подъеме, другие - результат обычной усидчивости и настроя на то, что это нужно написать. Причем проза это или поэзия - не суть важно. Лично я пробовала и тот, и другой подход. И что самое странное, то, что писалось с позиции "надо" и без лишних эмоций, нравилось читателям больше, чем написанное по вдохновению. Говорю что о прозе, что о поэзии. Проверено на собственном опыте. Хотя, может, это только у меня так. Но конечно, состояние вдохновения для автора - то, что окрыляет и без чего процесс творчества превращается в обычную рутину. И лично я иногда пишу по вдохновению даже то, что точно знаю - у читателя не пойдет. В таком случае просто наслаждаюсь самим процессом.

26 дней назад


Инна Инна

Катюша, разница есть в самом процессе, да, согласна. Однако ещё кое-что в нашем далеко не простом деле имеет место.
"Любовь - труд души", - сказал великий Лев Толстой.
Без любви к делу, которым занимаешься, не родится ничего. А без вдохновения и подавно. Я не говорю, что бурный поток эмоций должен присутствовать каждую минуту, но без этого толчка и озарения ни одно произведение не заиграет теми красками, которые притягивают к себе читателей. Но это всего лишь моё мнение и опыт.

Спасибо за статью
С теплом, Инна Комарова.

26 дней назад


Екатерина Набоко Екатерина Набоко

Ну, это всего лишь наблюдения из личного опыта. Очень часто я замечала взаимосвязь между эмоциональностью и поэзией. Понимаю, что у других может быть не так, и ваши слова тому подтверждение. У Чуковского, похоже, подход к поэзии, как у меня к прозе.

27 дней назад


Васильев Ярослав Васильев Ярослав

А если ещё и Чуковского почитать, его труды по литературоведению, то оказывается, что не столько в эмоциях дело Стихи они как бы это - требуют другого фонетического ритма, ибо по другому чем проза воспринимаются

И про "стихи под вдохновение" почитайте того же Чуковского, как он Айболита писал.
И пришла к Айболиту лиса
ой меня укусила оса
И пришёл к Айболиту барбос
меня курица клюнула в нос

4 гениальных строки, а к ним 2 тетрадки черновых вариантов

27 дней назад

Наверх