День Автора с Екатериной Радион

День Автора с Екатериной Радион

25.05.2021, 10:00

Автор о себе: Пишу книги, потому что это возможность подарить жизнь многим замечательным героям. Они у меня не идеальные, отнюдь. У каждого есть свои скелеты в шкафу или недостатки. Пожалуй, и миры у меня хоть и фэнтэзи, но с толикой реальности. Я стараюсь продумывать их от и до, чтобы не было ощущения картонного замка. Хотите окунуться в истории, где каждый получает то, что заслужил? Тогда вам сюда. Приятного чтения.

Автор на Призрачных Мирах

Автор на ПродаМане

***

Что привлекло вас в писательской деятельности, почему вы стали писать книги?

Я пишу давно. Лет с двенадцати примерно. Поначалу это были какие-то истории, которые просто хотелось рассказать. Небольшие зарисовки, отрывки. Потом была «книга года», как я её называю. Эпичное произведение на десятка полтора персонажей, которое я так и не дописала, потому что три раза у меня умирал жёсткий диск с книгой. Но я была достаточно упорной, чтобы начинать снова и снова, потому что меня манили истории.

Это очень странное ощущение, когда ты твёрдо знаешь, что ты можешь что-то сделать, но почему-то не делаешь. Оно не просто раздражает, но превращается в личную пиявку, которая постепенно сводит с ума.

Я пишу, потому что не могу не писать. Внутри слишком много рефлексии на окружающий мир, которой хочется поделиться с миром. В своих книгах я стараюсь рассказать не просто какую-то историю. Зачастую это переосмысление событий реальной жизни. Как бы поступила я, окажись в той или иной ситуации? А что, если бы это была не я, а человек с другим жизненным опытом и взглядом на мир. Книги – это возможность прожить множество жизней и попробовать разные варианты развития событий.

 

В каких жанрах предпочитаете работать?

Мне нравится писать книги в создаваемых мною мирах. В зависимости от задумки это может быть как розово-ванильный фэнтэзийный мир, так и суровоё тёмное фэнтэзи. Если хочется заглянуть в будущее, то всегда есть фантастика, но фэнтэзи всё же основное направление. Фантастика в моём творчестве скорее как десерт в пиццерии – вкусно, но явно не профильное направление.

 

Какие эмоции вы испытываете, когда начинаете новую книгу? Что чувствуете, когда ставите последнюю точку в тексте?

После того, как я стала писать много, у меня практически не бывает ситуации «закончила книгу и перерыв, потом начала новую». Я нахожусь в постоянной эйфории от того, что я делаю.

Начало – оно всегда самая вдохновлённая часть работы. Когда идея и образы переполняют сознание и хочется как можно скорее их выплеснуть. К сожалению, «начало» – это далеко не вся книга. После того как основные фигуры описаны, нужно понять, как именно герои дойдут «из пункта А в пункт Б». Поэтому большинство таких «начал» ждёт судьба «Отлежаться». К тому же, писать больше, чем три книги, одновременно сложно. А начала сваливаются по несколько раз на дню. Только успевай ловить.

Середина – самая ответственная часть работы. Она про то, чтобы не забыть развесить ружья, показать персонажей, изменение их характеров во время приключения. Показать реакцию мира на то, что происходит. На первый взгляд автор уже принял самые важные решения в начале, а дальше – сиди и пиши! Но именно в середине находится всё самое вкусное. Развитие, раскрытие, рост, реализация – все те моменты, когда персонаж из образа, в некотором роде лекала, превращается в полноценную личность.

Конец – самый напряжённый этап. Это время, когда каждое ружьё должно выстрелить, когда я раздаю награды героям и наказание злодеям. И вот, казалось бы, всё. Можно выдохнуть… но приходит он.

Эпилог. Вишенка на торте. Когда основные события книги уже завершились, герои могут выдохнуть, и я вместе с ними. Это какой-то такой эпизод, в котором я рассказываю, что было после, и даю намёк на то, что будет дальше. Ведь после приключения жизнь продолжается, мир живёт, герои находят новые радости и неприятности. Чаще всего то, что будет после, не такое яркое, не такое берущее за душу, чтобы писать об этом целую книгу, но я верю в то, что те, кому было мало, смогут продолжить эту историю для себя.

 

Ваши близкие знают, что вы пишите книги? Как относятся к вашему творчеству?

Моё творчество существует только благодаря поддержке семьи. Обстоятельства так сложились, что я поехала за своим мужем из Беларуси аж в Новосибирск (такая жена Декабриста 2.0). С работой там было всё печально (Академгородок, наука, высокие материи. И я, девочка-переводчик-экскурсовод. Где я, витающая в замках и революциях, и техический перевод, единственный, который требовался?)). Именно мой муж нашёл применение моему свободному времени и огранил талант. Поначалу было очень больно, он суровый и беспощадный критик, но благодаря его поддержке и вере в меня получилось именно то, что получилось. Книги про приключения с сильной любовной линией и глубоко продуманным миром. Хорошо это или плохо? Я думаю, что хорошо. По крайней мере пока моим читателям нравится.

Мама и папа тоже вложили в книги. Причём ещё с самого детства. Кому-то читали на ночь сказки, а у меня было много энциклопедий. На все вопросы были даны ответы, меня научили думать. В школе чуть позже научили говорить, и оно как-то понеслось. Но одно дело держать все истории в голове, и совсем другое превращать их в текст, понятный читателю.

Отношение к самому процессу поначалу было двоякое. Муж поддерживал, мама и папа считали, что книги – это баловство, которым нужно заниматься после работы. Но жизнь всё расставила по своим местам. В моей жизни был неприятный период, когда я могла совсем потерять маму. Я была нужна ей. Рядом. Дома. А те деньги, что я могла заработать с моим образованием, покрывали бы расходы на дорогу, еду и оставались бы реальные копейки, которые были меньше, чем поддержка моих читателей рублём. Вопросов о том, идти на работу или нет, не оставалось. Я была нужна дома. Я помогала маме. Книги в тот момент действительно были баловством. Постепенно маме становилось всё лучше и лучше, и на творчество оставалось больше времени.

 

Писательство для вас это хобби или профессия?

Это нечто большее. Это смысл жизни. Я засыпаю с мыслями о книгах, я с ними просыпаюсь. Когда я режу картошку на суп, я думаю о своих героях, раскладывая по местам постиранные вещи, я продумываю, что же там будет дальше. Я не могу отделить себя от творчества, мы такая многоголовая химера, у которой, к сожалению, только одна пара рук.

 

Писатель должен писать только о том, о чем знает или это всего лишь придуманные рамки?

Если писатель не знает, о чём он пишет, не разбирается хотя бы на сотую долю в предмете, то выходит развесистая клюква. Когда я писала свою вторую «Верните меня домой», я очень много времени проводила в поисковых системах, чтобы происходящее выглядело правдоподобно. И то, говорят, вышли неточности. Но, как говорится, идеальным быть очень сложно. Да и нужно ли? Не знаю. Хочется, но я пока не готова тратить больше половины времени создания истории на ещё более тщательное изучение. Есть всё же какой-то предел, после которого достоверность, позволяющая поверить в историю, достигнута. А дальше только полировка. И выбирая между полировкой и новой историей я, увы, выберу второе. Как показало вскрытие, абсолютное большинство читателей не видят какие-то мелкие фактологические огрехи, а когда мне указывают на них те, кто в теме, я всегда могу поблагодарить и поправить.

 

Вы стали писать книги. Что после этого в вас изменилось?

У меня появился ещё один смысл жизни – рассказать все те истории, что есть у меня в голове. У меня появился режим дня. Он, конечно, плавающий, потому что иногда сидишь… пишешь. А потом оп! И уже полпервого. Как-то неловко вышло, но выспаться – это святое.

У меня появилось много новых тем для разговора с мужем. Мы оба любим фэнтэзи, но немного с разных сторон. И это хорошая почва для плодотворных обсуждений. Я очень надеюсь, что у него будет попроще с работой и мы напишем вместе книгу. Идея есть, но пока времени и сил на реализацию нет. Впрочем, я и так могу смело назвать его соавтором. Просто именно текста в книгах нет, но есть идеи и поддержка.

 

Писательство – это дар или приобретенный навык?

Дар – это сама наша жизнь. А вот как мы этим даром распорядимся – зависит от конкретного человека. Мы все стремимся к реализации, ищем себя. Я, например, три раза закончила музыкальную школу. Слуха у меня как такового нет. Это было от скуки и из чистого упрямства… и на третий раз я вдруг осознала, что слух есть. Это просто навык. Кому-то хватает года в музыкалке, чтобы его освоить, мне понадобилось что-то около десяти. Но я услышала.

С писательством то же самое, но лично для меня сложнее. Когда ты не повторяешь что-то, созданное другим, а выплёскиваешь в мир своё творчество, нужно быть осторожнее. К тому же книга – это не только текст. Если смотреть под лупой, то выходит что-то такое:

1 Идея, развившаяся до проработанного плана.

2 Текст книги. Сама её структура. Чьими глазами будет рассказана история? Какая атмосфера будет в книге? Какие слова в итоге будут выбраны для того, чтобы рассказать историю и т.д.

3 Время, потраченное на написание.

4 Обложка. Моя головная боль, потому что сама я делать не умею, а с мастером надо ещё сойтись характерами и создать именно то, что подходит истории.

5 Поиск читателей для книги. Волнительный момент. А вдруг историю не примут? Можно, конечно, писать книгу по подписке, но мой последний опыт говорит о том, что это не совсем мой вариант. Я всё время нервничаю, мне кажется, что я мало работаю.

 

У вас есть писательские ритуалы? Например, перед началом работы вам нужно съесть печенюшку или выпить чашечку горячего чая.

Не совсем ритуал, скорее схема работы.

Я пишу 15 минут, после чего 5 отдыхаю. Повторяю в цикле, пока не пойму, что всё, сегодня я больше не могу написать ни строчки. Ещё я люблю музыку, но какой-то специальной композиции, чтобы только под неё писать (даже одну книгу) – такого нет. Музыка должна соответствовать одновременно и моему душевному состоянию, и книге. Я иногда делюсь чем-то из того, что слушаю, в своей группе.

 

Кто-то пишет книги сидя в удобном кресле на даче. Кто-то любит писать от руки лежа в кровати. А что для вас является идеальной атмосферой?

Главное, чтобы ничего не болело. К сожалению, детство у меня было бурное. Это и поломанная спина, и порядка семи сотрясений, поэтому головная боль уж точно мой верный спутник. Врачи разводят руками и предлагают пить таблетки, я предпочитаю отоспаться. Поэтому если на меня напала боль, проды не будет. Я в норе.

Всё остальное не очень-то важно. Хочется, конечно, чтобы и напульсники были на руках, и стул удобный, и воздух свежий, но если я горю историей, то ничего не будет помехой. Хотя до того, чтобы писать на телефоне, я ещё не дошла. В моменты, когда не добраться до компьютера, я предпочитаю продумывать образы, а не страдать от того, что я промахнулась пальцем по маленькой точке на экране.

 

Как вы относитесь к критике?

Спокойно. Моя книга – это моя книга. Она показывает моё видение проблемы. Кому-то книга может нравиться, кому-то нет. Это совершенно нормально. Если указывают на «ляпы», всегда смотрю, что там и как. Если можно подправить цвет платья героини, которое из жёлтого вдруг стало синим – то почему бы не поправить? И мне хорошо, и читателю приятно, что он смог приложить руку к книге. Те, кто пишут негативные рецензии именно ради негатива – им всё равно, что ты думаешь по поводу рецензии. Такие люди не хотят помочь автору, не хотят сделать книгу лучше, они ищут хайп. Обращать на них внимание дело совершенно бесполезное.

 

Вдохновляют ли вас читательские отзывы?

Безусловно. Особенно когда я вижу, что читатель увидел не только основной сюжет, но и то, что написано между строк. В такие моменты вырастают крылья, и я понимаю, что всё не зря.

 

Сколько часов в день вы уделяете книге?

Как получается. Где-то от «всё, что могу» и до «всё, больше не могу писать». Каждый раз выходит по-разному. Иногда это 8-12 часов, иногда всего час. Воскресенье вот, например, стабильно выходной, день семьи. Я бы, может быть, и была бы рада что-то пописать, да не выходит.

 

У вас есть норма, которую вы должны написать в день или все происходит исключительно по вдохновению?

Есть идеальный вариант, когда я достигаю некоторой условной планки. До того, как я переболела ковидом, это было половина авторского листа в день. 4 рабочих дня в неделю на написание, 3 на корректуру. После болезни, к сожалению, стало не так всё радужно. Получается не больше 15 000 символов. Потом становится физически плохо. Я могу видеть, что там дальше в книге, но не выдавить из себя ни строчки. Зато рабочих дней стало 5,5. Что-то то на то и выходит. Правда, при редактуре значительные куски текста я выкидываю. Они нужны мне для понимания ситуации, но по факту занимают много места и не нужны читателю.

 

Случалось ли вам подыгрывать персонажам?

Скорее мои персонажи подыгрывают мне, иногда соглашаясь действовать так, как надо, а не так, как им хочется. Но за всё время это было раз или два. Мы живём в гармонии. Они не мешают мне описывать, я не мешаю им действовать.

 

Вы пишите свои книги по плану или сами не знаете, что будет дальше?

По плану. Вот только никто не говорил, что этот план не перерабатывается через каждую главу. Писать, не зная, о чём пишешь, сложно. Появляются сюжетные дыры и ляпы, но ещё сложнее оценить всю историю целиком, простроить каждый шажочек. Сложно и скучно, поэтому я нахожусь где-то между теми, кто работает строго по плану, и теми, кто пишет на чистом вдохновении.

 

Вы любите читать других авторов? Какой жанр привлекает вас больше всего?

Читаю, но очень осторожно. Я выросла на классике фэнтэзи, где любовная линия, даже если она ставилась во главу угла, была не единственной. Сейчас очень много именно любовных-любовных романов в антураже фэнтэзи и фантастики. Поэтому лично мне тяжело выбрать книги. Хочется, чтобы было что-то ещё. Но я не сдаюсь и радуюсь, что с каждым годом романтическое фэнтэзи эволюционирует, превращаясь из просто историй о любви во что-то большее.

Можно, конечно, взять что-то, помеченное «боевое фэнтэзи» или «детективное фэнтэзи», но как по мне часто авторы там уходят в другую крайность, забывая о том, что их герои – живые люди, которым не чужды эмоции. И я говорю не только о любви, но и о страхе, восторге, заинтересованности.

В целом, хороших книг много, нужно их только найти. Поэтому я очень радуюсь, когда мне попадается что-то стоящее. Радуюсь, пищу и рассказываю об этом по секрету всему свету.

191 просмотров | 4 комментариев

Категории: А это интересно..., Интервью автора, Автор на ПМ


Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.




Инна Инна

Поздравляю, Катюша!
Ты состоялась. Интервью замечательное!
Как важно, кто рядом с писателем. Такой единомышленник, как твой супруг, подарок судьбы и находка
Вдохновения тебе для новых творений!

С теплом, коллега Инна Комарова.

31.05.2021, 15:58


Оксана Оксана

Кэт, звёздочка наша, творческих успехов и лёгкого пера тебе!!!

25.05.2021, 20:11


Нелли Игнатова Нелли Игнатова

Екатерина, вы замечательный автор!

25.05.2021, 18:51


Валентин Волков Валентин Волков

Спасибо за замечательное интервью! Вдохновения и новых творческих вершин!

25.05.2021, 17:49

Наверх