"Достоверность? А оно мне надо?"

"Достоверность? А оно мне надо?"

21.01.2017, 21:57

В данной статье, которая является своеобразным криком души, хотелось бы затронуть один немаловажный вопрос. Вопрос достоверности. Его можно поднять как в обсуждении произведений кинематографа, так и игровой индустрии, так и литературы.
Не единожды при прочтении различных рассказов, автору статьи хотелось подражать Станиславскому и выкрикивать «Не верю!», а иногда просто поднимать глаза к потолку и качать головой или прикладывать ладонь ко лбу и истерично хихикать, дивясь жутко неуместным или глупым недостоверностям.
Грешат этим многие авторы, независимо от возраста или писательского опыта, но вот причины, увы, разные.
Важно также понимать, что есть «недостоверности» уместные, так называемая «литературная/игровая условность», а есть злостные, невнимательные, пренебрежительные.
Конечно, никому не дано знать всё, чтоб быть уверенным, что он не изобразил в своем рассказе какую-нибудь глупость, но есть способы перестраховаться. Кому приятно читать в отзывах гневные вопли о том, что автор неуч, не знает элементарного и вообще «это бред сумасшедшего»?

Не надо прыгать выше своей головы.
Если автор затрагивает тему, которая ему заведомо не знакома, нужно либо аккуратно обойти её стороной, либо изучить материал.
Банальный пример:
Есть устоявшееся выражение «нажал на курок», после чего герой путем выстрела убивает врага или стреляет по банкам. Но устоявшееся – не значит правильное. Чтоб произвести выстрел, необходимо нажать на спусковой крючок - маленький рычажок перед рукояткой оружия под стволом, обычно отгорожен спусковой скобой, чтоб лишний раз не нажимался. Нажимая на курок – тоже рычажок в задней части оружия, человек вгоняет патрон в ствол. Это действие предшествует нажатию на спусковой крючок и выстрелу. На любой схеме любого огнестрельного оружия эти детали отмечены, кому интересно. Узнать это можно из науки баллистики, с развитием Интернета найти информацию по ней совершенно не проблема.
Да, большинство скажет: «Да какая разница, куда нажимать, главное, что фраза красивая и всем понятно, что выстрелило!», но человек грамотный, читая такое, самое меньшее, усмехнется скептически и покачает головой.
Такие же моменты могут быть связаны с описанием любой техники, устройств или правил пользования чем-либо. Все ездили на машинах, но далеко не каждый знает детальное устройство всех марок, количество посадочных мест и особенностей вождения. В таком случае, дабы не опростоволоситься, не надо придумывать того, чего нет. Не так много найдется читателей, которые с маниакальным трепетом ждут от автора детального описания сбруи лошади, когда достаточно пары деталей или упоминания факта того, что она вообще на лошадь надета для того, чтоб сложилась нужная картина. Если же сам автор горит желанием добавить в текст как можно больше описаний - надо изучать «матчасть».

Собственный опыт лучше любых рассказов.
Никто не станет спорить с тем, что наиболее точными, прочувствованными, качественными в описательном плане получаются те рассказы, где автор руководствовался собственным опытом. Он может быть как положительным, так и отрицательным, у разных людей – различным от одного процесса и явления, но всегда, когда человек знает, что и как делать на своей «шкуре», и может донести до читателей – получится хорошо.
Но бывает и так, что некоторые ситуации и процессы автор на себе не пробовал (и к лучшему, если вопрос касается насилия или житейских драм). В таком случае и рождаются недостоверные рассказы для тех, кто чувствовал это на себе или может представить. Тот, кто получал удар в солнечное сплетение, может вспомнить, насколько это неприятно и больно, и может предположить, что будет чувствовать человек, если его избивать по болевым точкам долго и методично. Каждый хоть раз укалывал палец или расшибал коленку. Это больно. Конечно, зависит от болевого порога, но описывать, как субтильный юноша неделю терпел ежедневные избиения, а сразу после того, как его освободили, лично отомстил сполна своим мучителям – бред.
Конечно, есть «условности», упрощающие, украшающие историю, но всего должно быть в меру. Просидевший пару часов связанный по рукам и ногам человек не вскочит и не побежит на волю, как резвый олень, едва его развяжут – мышцы затекут.
Необходимо учитывать эти детали. Да, кто-то скажет: «Да какое мне дело, с пузырьками воздуха отхаркивается кровь у раненного в легкое человека или нет? Пусть у моего героя десять сквозных пулевых ранений в разные части тела, он всё равно непобедим, он из последних сил накостыляет всем врагам и получит в жены принцессу!», но гораздо приятнее читать рассказ человека, который понимает, на что человек способен, а на что нет.
Из той же серии пример о девушках, которые абзац назад были скромными девственницами, но от одного прикосновения любимого уже пылают, горят и оргазмируют фонтаном на скамейке в летнем парке под противный писк комаров. Конечно, логика «романтиков» понятна – ароматы цветов с клумб, приятная ночная прохлада, свет фонарей на аллеях, любимый человек… Только на практике всё немного не так: кусачие и противно пищащие комары идут в комплекте с жесткими скамейками и редкими прохожими. А уж про оргазмы при первом половом акте и говорить не хочется: уточните у врачей – это невозможно, так как вагинальные оргазмы напрямую связаны с чувственностью женщины, для раскрытия которой нужно определенное время. Моментально ничего не получится. Я уже молчу об аспектах гигиены и болевых ощущениях.
Несомненно, когда речь касается произведений пародийного характера или жанров, где автор ставит своей целью показать чрезмерно сентиментальное и сопливое развитие событий, недостоверности даже логичны.

Незнание закона не освобождает от ответственности.
Также часто встречаются недостоверности юридического или культурологического плана.
Закон – есть закон и его нужно знать. Конечно, все не обязаны быть юристами, но есть элементарные правила, которые мы «впитываем с молоком матери» или постоянно сталкиваемся и помним на рефлекторном уровне. Поэтому мне, например, каждый раз хочется пристрелить авторов, у которых герои-школьники рассекают на собственных автомобилях в том возрасте, когда водительские права им не могут выдать просто по закону. Да, в разных странах по-разному, но если действие происходит в России, то семнадцатилетняя дочь богатых родителей (как бы богаты они ни были) не может ездить в школу на своем мерседесе просто потому, что права у нас в стране выдаются с восемнадцати лет! Да, она может сдать на права досрочно с разрешения родителей, но получит она их (как и право ездить на своей машине) только в день своего совершеннолетия. В противном случае – это нарушение закона со всеми вытекающими последствиями.
Сюда же относится свободное существование неэмансипированных несовершеннолетних героев без родителей и опекунов: «Мне шестнадцать и я сам по себе, поэтому легко летаю на самолетах за границу один, живу в своей отдельной квартире, сам себе хозяин и родителей у меня в зоне видимости нет, а что такое опекун – я не знаю».
Подобных «ляпов» можно найти очень много, все они возникают из-за незнания и мечтаний авторов сделать так и никак иначе, ведь это же такой простор для творчества! А что закон нарушается, ну и не важно, не это же главное!
Похожая ситуация и с культурологией. Когда действие рассказа происходит не в той стране, где живет автор, очень важно знать особенности её культуры, чтоб не попасть впросак. У каждого народа свой менталитет, свои праздники, своя манера общения и общепринятые обращения друг к другу, элементарно есть страны с правосторонним дорожным движением, а есть с левосторонним. Про законы я писала выше.
Очень забавно читать, как герои аниме, живущие в современной Японии, празднуют 23 февраля или начинают учебный год 1 сентября; юные американцы, придя в бар, напиваются вдрызг, и у них никто даже не спросил перед этим удостоверение личности (что, в принципе, там невозможно, спрашивают даже у столетних стариков); про то, как жительницы Объединенных Арабских Эмиратов расхаживают по пляжу в бикини.

В заключение хочу сказать: пишите о том, что вам близко, знакомо и доподлинно известно. Если же Вас интересует что-то новое, с современными Интернет-ресурсами найти информацию очень легко и лучше потратить час на изучение способов лечения огнестрельных ран, правил игры в баскетбол, танцев населения Бретани, чем поспешить и отмахнуться от этого. И потом вызвать у читателя негатив. Конечно, не каждый второй читатель заметит ошибку или глупость, но кто-то, так или иначе, увидит и хорошо, если просто промолчит, а не напишет язвительный комментарий. А психология людей такова, что плохое мы помним дольше и эффект оно вызывает более яркий.
5 - 8 июня 2015, Нижний Новгород

Сысоева Юлия

499 просмотров | 20 комментариев

Категории: А это интересно...


Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.




Наталья Наталья

Меня, как читателя, больше напрягает, не курок/спусковой крючок или там дирижабли, а противоречия в характерах героев. Противоречия в их мыслях и поведении. Вот пример автора, которого вроде бы хвалят. Один из второстепенных персонажей - Мадам, которая содержит элитный публичный дом, но ведет себя, как инфантильная, недалекая интриганка. И тут, я не верю, ну совсем. Или, например, только что герой думал, как прожженый циник, взвешивал свои поступки, торговался за свою помощь и буквально в следующем эпизоде вдруг совершенно безвозмездно начинает помогать каким-то крестьянам, не требуя оплаты, не имея для себя никакой выгоды. И ладно бы там, девушка ему понравилась в деревне или бедные крестьяне что-то в душе зацепили ну или еще какое-то обоснование, но... ничего этого нет. И тоже веры нет.
Одни авторы просто не хотят заморачиваться, а другие и вовсе считают это не нужным. Как сказала мне одна авторша, которой я указала на логическое противоречие "это пусть подскажет фантазия самих читателей" (!!! вот сейчас вдумайтесь в эту фразу) Причем у данной дамы много поклонниц! Еще одна выдала такой перл "это любовная фентези! Чтобы искать здесь логику нужно быть ненормальной" Ладно, если бы я в чувствах героев логику искала, но вопрос был в том, как героиня умудрилась перетаскать все вещи для путешествия в лес, близ замка, если днем за ней постоянно следили, а ночью ворота запирались? Ну неужели, нельзя было, хотя бы ход там подземный выдумать или служанку, которая помочь согласилась? но... не хотят. Даже такие простые решения, что уж говорить о чем-то более сложном.
А по поводу всего остального. Я готова простить мелкие несоответствия эпохе, какие-то недочеты, не совсем реалистично описанные сражения или еще что-то, если сюжет, характеры и мотивация героев логичны и ясны, а описательный язык мне нравится. И да, согласна с Юлией пишешь о чем-то - узнай об этом подробнее.

29.01.2017, 10:02


Нидейла Нэльте Нидейла Нэльте

Как читатель, я обычно закрываю книгу, в которой наличествуют ляпы - не могу поверить и погрузиться. Как автор стараюсь всё продумать максимально. Но практика показывает, что большинству читателей это совершенно не нужно. Главное - эмоции, а происходит ли они на фоне двух зелёных солнц и фиолетовой травы, это уже мелочи Кому какое дело, почему солнца позеленели и что случится в такой системе с гравитацией?

26.01.2017, 22:45


Наталья Сапункова Наталья Сапункова

Ольга Романовская, плюсуюсь в принципе
Но если камзол и дирижабль - дерибас, то сюртук и дирижабль - вполне совместимо, одна эпоха, если не описан навороченный дирижабль времен второй мировой)
Ещё бывает весело, когда дворяне в книге одеты, как мушкетеры в советском фильме, а рядом лавочник в сюртуке...
Однако читателей очень мало волнуют такие детали

26.01.2017, 08:47


Ольга Романовская Ольга Романовская

Ну, а я говорю с точки зрения моды и влияния механизмов на жизнь. Того же велосипеда, из-за которого приходится менять крой и фасон.

25.01.2017, 19:51


Васильев Ярослав Васильев Ярослав

Не совсем. Просто пурпуан и котта - это определённый уровень технологии во всём. От пошива до военного дела

25.01.2017, 15:56


Ольга Романовская Ольга Романовская

Так, подумалось, может, они и шоссы носили, вдруг дирижабли пришельцы привезли и сами на них летали Так что тут не права - не видя мира, не зная, какое социальное устройство, технологии, правила безопасности, не скажу.

25.01.2017, 14:16


Ольга Романовская Ольга Романовская

Можно, конечно, одеть героя в камзол, это ваш мир, вы можете смешать два века, но если брать реальность, то камзол в конце 19-начале 20 века сохранился только при дворе в качестве парадной одежды. Вот 40-50-е годы - иное дело.

25.01.2017, 14:10


Васильев Ярослав Васильев Ярослав

Ольга, но к слову, как раз дирижабль и камзол вместе быть могут. А вот котта и пурпуан при дирижаблях - уже нет.

25.01.2017, 13:46


Ольга Романовская Ольга Романовская

А я не могу представить мага в сюртуке или камзоле, когда над миром парят дирижабли.
Все просто: нужно знать, какие эпохи смешиваешь, от этого и плясать. У меня, правда, никогда нет чистых, поэтому могу выбирать.
"Боевки" тоже бывают разные, некоторые реально описать, посмотрев какую-нибудь технику рукопашного боя или фехтовальные приемы. Все в открытом доступе есть. А вот сражения уже тяжелее, лучше брать консультанта.
Вообще, чем интереснее текст, тем больше для него искал. Хотя проще наработать базу и искать лишь детали.

25.01.2017, 12:46


Юлия Юлия

Прошу простить за опечатки. Не посмотрела сразу.

22.01.2017, 21:57


Юлия Юлия

Спасибо за статью. Даже ф жанре фентези все равно есть моменты, которые лучше проверить да хотя бы по википедии. Хотя бы когда описывается костюм героя. Так у меня табу на всякие пиджаки и прочие вещи, что вошли в моду достаточно поздно. Ну не могу представить мага в пиджаке. Да и по прочим мелочам не стесняюсь проверять. Да, есть законы жанра, без которых увы, никуда и никак. Кира один из вопросов раскрыла. Но это, скорее, те самые художественные допущения. С жанром фентези в этом плане проще: магия, амулеты, авторский мир на крайний случай. С современными романами матчасть, матчасть и еще раз матчасть. А то видела тут у одного автора замок в Луге. Мы-то посмеялись, но, автор, дорогой, если ты видишь мой комментарий, в Луге не было ни замков, только усадьба, да и та построена перед первой мировой войной.

22.01.2017, 19:40


Сысоева Юлия Сысоева Юлия

Спасибо большое всем за отзывы и оценки)

Что касается спорного примера с курками/крючками, я ввела его специально. Выражение устоявшееся не всегда верно по сути, как в данном случае. И тут уже право каждого, соблюдать "историчность" или использовать "как все" в текстах и разговорной своей речи. Про себя могу сказать, что и я, и мои знакомые, зная "правду" на курки уже не нажимают

22.01.2017, 10:42


Анатолий Анатолий

Екатерина, извиняюсь за резкость, вы, конечно. книжки пишите, и вам виднее, как люди в быту говорят, но мы вот с детства ещё с игрушечными пистолетами и ружьями бегали и всегда кричали: "Нажал на курок! Ты Убит!" Поэтому так оно сложилось, так привычно. В некотором роде - это анахронизм такой. Так привыкли говорить обычные люди, даже прошедшие годы службы в армии, ну понимаем мы потом "изучая теорию и конструкцию оружия, слушая инструктора", что там не курок уже давно, а спусковой крючок, но даже тот строгий инструктор, когда кто-то забывает отстегнуть магазин и делает выстрел, выпучив глаза дико орёт: "Какого хрена мать твои курок нажал!" Поэтому, я - читатель, ну никогда не поверю настолько правильно "по инструкции" разговаривающему персонажу! Авторы, будьте действительно достоверны!

22.01.2017, 08:31


Кира Стрельникова Кира Стрельникова

Со всем согласна, кроме, пожалуй, оргазмов. Есть такая вещь, как закон жанра. Никому в Ромфанте неинтересно читать, как оно на самом деле - все мы женщины и все знаем прекрасно, хотя у всех всё равно по-разному было. И есть среди моих знакомые, которые в свою первую ночь удовольствие получили - дело было исключительно в умении мужчин и желании сделать хорошо своей женщине, а не просто поиметь. Опять же, если пишется про современную девственницу - горфэнтези или попаданка, допустим, то обширные теоретические знания подкованных барышень существенно облегчают первый практический урок. Тем более, кроме вагинального есть и другие оргазмы, которые девственница в состоянии получить и в свою первую ночь. В общем, женщины в ромфанте хотят сказку. Так что это тоже надо учитывать.

22.01.2017, 03:28


Кира Калинина Кира Калинина

Ещё можно "нажать на спуск" и "спустить курок"...

22.01.2017, 01:59


Екатерина Романова Екатерина Романова

Анатолий. Честно признаться, сколько вращаюсь в кругах, где огнестрельное оружие очень частый гость, никогда не слышала, чтоб наши говорили "нажать на курок" (может, не там вращаюсь? . Сама работала с боевым оружием. Все же, если хочется написать грамотно, то правильно указывать "взвести курок" и "нажать на спусковой крючок". Более того, сейчас везде автоматика и первый выстрел можно произвести самовзводом (об особенностях не упоминаем). Факт в том, что курок взводить не нужно (хоть и можно) и с ним стрелок вообще не соприкасается. Ну, а для литературной простоты можно написать "выстрелить". Вот и все.
Спасибо автору за статью.

22.01.2017, 00:57


Анатолий Анатолий

Про достоверность ничего не скажу, часто бывают у авторов ляпы, но вот с курком - вы явно погорячились. "Спустить курок" (чтобы он ударл по капсулю) - это устойчивое выражение, так оно сложилось, так вошло в нашу речь, как и "нажать на курок" - большинство людей так говорят, даже связанных с оружием, потому что проще произносится, ведь чтобы спустить курок надо нажать на спусковой крючок, получается, что как бы и нажать им на сам курок, как проще, так и говорили, вот в итоге и стало: "нажать курок". Какая разница чем, пальцем или через спусковую скобу (спусковой крючок)? А сказать "нажать спсковой крючок (скобу)" - в реальной жизни может разве что инструктор. Так что будет неправдиво если у автора обычный человек станет кидаться именно такими фразами как "я нажал на спусковой крючок", в действительности он скажет проще: "нажал на курок". Так и подумает!

22.01.2017, 00:34


Углицкая Алина Углицкая Алина

Злободневная статья, спасибо автору. Я как-то вообще бросила писать одну книгу, потому что не могла придумать, как описать инопланетный космический корабль глазами героини-землянки и нашей современницы. И даже матчасть тут бы не помогла. Я же от первого лица писала

22.01.2017, 00:29


Ната Чернышева Ната Чернышева

да. Истинно так.
Но я бы добавила в копилку грехов следующее:
- выписывают героя, совершенно не задумываясь о его месте в мире.
но ведь некромант совсем не то, что целитель. И принцесса совсем не то, что дочь рыбака.
профессия и происхождение создают образ героя, об этом надо помнить всегда.
и отсюда - из-за такой вот подвешенности в вакууме, - персонажу кричишь сакраментальное "не верю"...

21.01.2017, 22:57


Пекур Татьяна Пекур Татьяна

Я стараюсь обойти такие моменты. Обычно долго думаю над батальными сценами- все же я не воин и не мужчина. Лучше признаться устами героини, что ты в этом не разбираешься, чем муторно описывать боевые сцены, мечи, кинжалы, пистолеты, приемы.

21.01.2017, 22:43

Наверх