Женский любовный роман: лекарство от скуки или наркотик для души

Женский любовный роман: лекарство от скуки или наркотик для души

02.08.2015, 11:30

«Он обдал её жаром горячего юного тела,
И она аж вспотела – так тела его захотела!
«О, возьми меня всю! О, люби же меня, я прекрасна,
Я юна, я страстна, я нежна, я чиста, я несчастна».
Поцелуй опьянил, и в терновнике что-то запели.
Её грудь напряглась от желанья, соски отвердели.
Серебрились фонтаны, над ними стрекозы летали…
«Мам, я какать хочу!» – «Эх, детишки, весь кайф обломали».
Тимур Шаов «Любовное чтиво»

Мужчины ничего в этом не понимают! Истинно говорю вам, женский организм испытывает острую потребность в чтении любовных романов, особенно когда, как поет товарища Шаов, «всё у неё стандартно: детишки, муж законный, и день-деньской заботы присесть ей не дают».

Любовный женский роман - жанр в истории литературы очень молодой, в виду того, что женщины обрели социальную независимость, право голоса и собственного мнения сравнительно недавно.
Немногие знают, что женщина и «человеком»-то не считалась. Только в 585 году, на Маконском соборе, вопрос был «поставлен ребром». Применимо ли к женщине слово «homo», задумались святые отцы. И после долгих споров женщине, наконец, было дано право называться «человеком», т.к. Иисус Христос, рожденный девой Марией, в Евангелии назван «сыном человеческим». И слава Богу!

«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде был создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление, впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием», (Первое послание к Тимофею святого апостола Павла, 2:11-14).

Чтение книг издревле считалось неженским делом. Хотя и мужчины, далеко не все, могли похвастать образованностью. Известны даже короли, которые не умели ни читать, не писать. Но такое было время – сложное и трудное, «темные века» называется, - книжным монополистом и строжайшим цензором являлась церковь, а литература делилась на две категории – «богоугодная» и «богопротивная». Ни о каких любовных романах, естественно, и речи не могло идти.

«Я хотел бы, чтобы каждый мужчина брал себе жену, если он не может спать один, потому что боится темноты», (Святой Иероним).

Народ ждал «второго пришествия» и «конца света», какая уж тут может быть любовь! Только – любовь к богу и церкви.

Весьма показательна на фоне «всеобщего мракобесия» история любви Пьера Абеляра и Элоизы, когда возлюбленная поэта и теолога, родив ему сына, отказалась от брака, не желая препятствовать Абеляру в получении им духовных званий.
«Уже первая женщина тотчас же лишила своего мужа рая и, будучи создана Господом в помощь мужу, обратилась в величайшую погибель для него», (Из второго письма Элоизы к Абеляру). Вот такие были мысли…

Собственно сам «роман», как жанр, возник в 11-12 веке на юге Франции. За сравнительно короткое время появились произведения разных авторов со сходными сюжетами и персонажами, а именно – о короле Артуре и священном Граале. Это были первые рыцарские романы. Их появление обусловлено несколькими факторами, - прежде всего куртуазной культурой дворянства южных областей (Франция того периода, представляла собой раздробленные провинции), - больше нигде они появиться не могли. Вольфрам фон Эшенбах – не в счет, т.к. является подражателем, и жил в 13 веке.
История жанра возникновения – интересна и загадочна, но это – совсем другая история.

Подвижки в сфере любовной литературы произошли в эпоху Просвещения, в 17 века, под влиянием научной революции, давшей мощный толчок для развития философской и общественной мысли. Быстро распространившееся в Европе и за океаном свободомыслие, лежащие в основе интеллектуального течения, послужили основой «Декларации независимости» и французской «Декларации прав человека и гражданина».
Стоит отметить, что безусловным литературным феноменом данного периода является небезызвестный маркиз де Сад, вот, до чего доводит либерализм.

«Лишь в XIX веке женщина по-настоящему вступает в литературную жизнь и осмеливается претендовать на удобства, которые в настоящее время естественны и необходимы. Раньше же, если она и отваживалась писать, то вела себя, как Джейн Остен, которая, сидя в гостиной родительского дома, каждый раз стыдливо прикрывала рукопись, стоило войти кому-нибудь постороннему», (Ян Парандовский, литературовед)

Именно в эпоху Просвещения, - когда женщины уже играли значительную роль в общественной жизни, - у них появилась возможность для интеллектуальной деятельности. Но они писали буржуазные, социальные романы, и любви, как таковой в них было немного. Кроме Джейн Остин («Гордость и предубеждение – пик), как литератор прославилась Амандина Аврора Люсиль Дюпен, получившая широкую известность, под псевдонимом Джордж Санд. Правнучка такого дедушки, и - до чего дошла. Да, псевдоним эта дама - необычайно эмансипированная для своего времени, - взяла мужской и вела себя, как мужчина. Потом были сестры Бронте: «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте и «Грозовой перевал» Эмили Бронте стали мировой классикой. Этель Лилиан Войнич с ее пронзительным романом «Овод»… Особняком в этом маленьком ряду стоит Мери Шелли, в 20 лет написавшая готический роман «Франкенштейн, или Современный Прометей».

Когда же возник именно женский любовный роман и как самостоятельный жанр?
В середине 50-х гг. прошлого века, с выходом первой книги из серии «Анжелика». Но «Анжелика – маркиза ангелов» была написана творческим тандемом Анн (Симоны) и Сержа (Всеволода) Голон, и рассчитана не только на женскую аудиторию. Следует отметить, что в это же время выходит первый роман Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть!», повествующий о переживаниях юной девушки Сесиль, мечтающей о любви и сексе.
Что интересно, классическая женская эротика появилась чуть раньше, в 40-х, но была опубликована чуть позже, в конце 70-х, имею в виду, непревзойденную «Дельту Венеры» Анаис Нин. Роман «Эмануэль» и продолжения все же написаны мужчиной, и в художественном плане уступают новеллам Анаис Нин.

И это на фоне истории эротической литературы! Элементы которой встречаются в самых древнейших литературных памятниках, таких как «Эпос о Гильгамеше», «Одиссея» Гомера, библейская «Песнь Песней», уж не говоря об античных и римских писателях. Потом, с принятием христианства, понятно, что как отсекло, тем не менее…

«Я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его? Я вымыла ноги мои; как же мне марать их? Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину, и внутренность моя взволновалась от него», (Песнь Песней: 5:3-4)
«Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих, как от яблоков; уста твои - как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных», (Песнь Песней, 7:8-10).

После своего появления любовный, женский роман оказался необычайно востребованным, поскольку мечта о романтической любви, мужчине-рыцаре, красивом сексе – это неотъемлемое свойство женской натуры.
В моем кругу нет ни одной знакомой, которая не читала бы любовные женские романы – современные, исторические, фэнтезийные, мистические. Даже моя сестра, которая в школьные годы прочитала всего восемь книг из внеклассной программы, и то прочно «подсела» на книги «с увлекательными сюжетами, бурными страстями и красивыми любовными сценами».
Предпочитаю любовные исторические романы, и желательно без участия в сюжете реальных, исторических персонажей, поскольку с историей цивилизации худо-бедно знакома, а дамы-писательницы, случается, безбожно грешат анахронизмами и хронологией событий, что, само по себе, вызывает недоверие к повествованию. Ведь первое условие – это негласный договор с автором, когда читатель соглашается с условиями авторской «игры фантазии». Это важно помнить.
Причем, начиная читать, сразу забываю имя автора и название книги, имена героев воспринимаю условно, но забываю, закрывая книгу, из-за свойства своей памяти. Если книга мне понравилась – полностью отвечает моим требованиям к литературе данного жанра, - то я специально запоминаю имя автора, и куплю следующую его книгу. Если роман ничем не «цепляет» меня с первой страницы – завязкой, стилем, некой «изюминкой», - и я читаю текст, как редактор, то закрываю книгу и больше к ней не вернусь.
Считаю, что в любовном женском романе должны присутствовать постельные сцены, как кульминация отношений главных героев. И хеппи-энд – обязателен! А не так, что он ушел к другой, а она бросилась в море и ее «поглотила пучина сия». Только счастливый финал не вступает в противоречие с женской логикой.

Хорошо, если у автора есть чувство юмора, и от его произведений не остается ощущения, что они написаны, сидя на канцелярских кнопках.
В этой связи хочется отметить бестселлер Хелен Филдинг, написанный в форме дневника и так же называющийся «Дневник Бриджит Джонс», который, по сути, копирует сюжет романа «Гордость и предубеждение», помянутой выше Джейн Остин. Постельные сцены описаны в двух словах и пост-фактум, зато иронии…

Хотела немножко поделиться мыслями, а чего-то растащило.
С наилучшими пожеланиями!
Творческих успехов дамам-литераторам.

«Пусть говорят, что суррогат, что пошлы и вульгарны,
Но жизнь порою больший фарс, чем все эти романы.
Пусть критики и снобы брезгливо морщат лица,
Но как её он полюбил на сто восьмой странице!»
Тимур Шаов «Любовное чтиво»

Татьяна Танина

1263 просмотров | 19 комментариев

Категории: А это интересно..., Сплетни от "Призрачных миров"


Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.




Эрика_Легранж Эрика_Легранж

Татьяна, очень интересная статья, насыщенная эмоциями, особенно, если написано грамотно и немного иронично. Женская беда в том, что не хватает в жизни ярких эмоций. Открываешь любой ЛР и там, какова бы не была героиня, ей попадается герой от которого слюнки текут. И какие бы с ней не случались происшествия, он ее элегантно спасет. А что в жизни, если мы стабильны и не ищем приключений на пятую точку, то встречи с потенциальными избранниками у нас стандартные, да и потом, рутина жизни затягивает. В любовных романах нет четких описаний сколько часов и дней героиня стирала, гладила, убиралась, ходила в магазин за покупками, а там не было товаров, пришлось пойти в магазин через дорогу. Описание бытовухи размазано, маленькими порциями, остальное - чувства, переживания, неожиданные встречи. Герой любовного романа - человек самодостаточный, материально обеспеченный. Жаль, но в жизни таких маловато, а если и есть, то со своими тараканами. А тараканы порой становятся агрессивны. Вот и читаем мы ЛР, чтобы забыться хоть на мгновенье, почувствовать, что бывает же яркая любовь от которой даже у зрителя кружится голова.

04.07.2016, 18:17


Татьяна Танина Татьяна Танина

Сейчас заметно спал спрос на исторические любовные романы. А может, те, кто покупал в свое время не читает электронные книги. Спрос на ИЛР заметно меньше, чем на современные любовные романы.

21.02.2016, 15:07


Светлана Светлана

Хорошая статья)! Действительно, независимо от возраста, наличия или отсутствия семьи, женщине, как существу эмоциональному и романтически настроенному, всегда хочется сказки. ЛР - это и есть сказки для больших девочек: эмоции защкаливают, мужчины влюблены безумно, прекрасны и могучи, психотерапевтический эффект замечательный, чего ж еще?

16.02.2016, 09:18


Татьяна Богатырева Татьяна Богатырева

Отличная статья, спасибо.
Тоже люблю Шаова. Мало того что умен, еще и петь умеет

13.10.2015, 11:22


Татьяна Танина Татьяна Танина

"Я до сих пор наслаждаюсь романами, которые Вы упомянули в своей статье".
В сравнении с Диккенсом, понимаю, насколько более эстетичны Бронте и не менее актуальны для "викторианской эпохи".

Спасибо за отзыв.

05.08.2015, 15:10


Инна Инна

Здравствуйте, Танюша!
Потрясающая статья, действительно очень познавательная. Вы провели глубокий анализ, за что Вам большое спасибо.

Я считаю, что любовный женский роман - явление. Старые мастера создали целую школу. Посмотрите, какая яркая и талантливая плеяда женщин - аристократок, творивших в этом жанре. Я до сих пор наслаждаюсь романами, которые Вы упомянули в своей статье. Сколько было сделано экранизаций и по сей день режиссёры возвращаются к этому материалу, что лишний раз подтверждает - этот жанр самый востребованный и любимый.

Вы большая умничка. У Вас прекрасный слог. Читать Вас одно удовольствие. Я о статье. Спасибо.
Желаю больших творческий удач!
С теплом, Инна Комарова.

05.08.2015, 14:08


Татьяна Танина Татьяна Танина

Ажитация несколько непонятна.
Ничего никогда за других не решаю, не даю советы и тем более не отвечаю за чужие слова и интересы. Если Вы о реплике: «А мне жаль что Вадька, человек талантливый и не глупый…» - и далее по тесту, то это его вдова написала в 55 комментарии к роману.

03.08.2015, 23:25


Ольга Романовская Ольга Романовская

Получу по рогам, но вмешаюсь. Татьяна, а с чего вы решили, будто некий Вадим хотел создать что-то лучше? Всегда было интересно, по какому праву другие решают, что и как делать остальным, какие интересы иметь и отчего получать удовольствие, исходя из своих личных предпочтений.
Ничего личного. На тот случай, если вы у меня личный интерес пойдете искать, как у комментатора ниже.

03.08.2015, 22:19


Татьяна Танина Татьяна Танина

Про прутковские фонтаны, понятно. Не будем сворачивать на скользкую дорожку, чтобы никого не обижать.

На СамИздате хуже другое.
Под завалами теряются и оказываются погребены хорошие романы.

Потом читаешь в комментах:

>>Вадим умер в 2006 году.
>
>Ой как жаль...
>
>:

А мне жаль что Вадька, человек талантливый и не глупый не успел написать ничего лучше чем сомнительные весьма "девственницы"... Ему было 47.

Шакун Вадим Григорьевич «Пятьдесят девственниц»
http:///s/shakun_w_g/50vdoc.shtml

03.08.2015, 21:09


Кира Стрельникова Кира Стрельникова

Ну уж прямо мама... А насчёт плодовитости - поверьте, я далеко уступаю некоторым известным и популярным авторам на том же СИ, в том же жанре, что сама пишу. Выдавать в месяц по книге, при этом ещё параллельно работая сразу над несколькими проектами - вот это плодовитость. Правда, не всегда она результативная...

03.08.2015, 20:18


Татьяна Танина Татьяна Танина

О! «Мама» заглянула. Ваша творческая плодовитость, уважаемая Кира, восхищает. Рыжие персонажи мне особенно импонируют, от Кинаро, шесть на руках встает дыбом.
Любое литературное произведение оценивается не по жанру, а по мастерству его создателя. В жанре любовного романа, как в любом другом, есть мастера, а есть просто авторы.
Время отсортирует романы, действительно, имеющие художественную ценность.
Будем стараться писать не на одно прочтение, а так, чтобы потом хотелось перечитывать.

03.08.2015, 18:01


Кира Стрельникова Кира Стрельникова

Интересная статья Спасибо Лично я не считаю жанр женского любовно-фэнтезийного, да и просто любовного романа чтивом для блондинок. И это действительно прекрасное средство для поднятия настроения, начинаешь верить, что возможно и тебя когда-нибудь настигнет чувство, хотя бы вполовину похожее на описанные в книгах Хотя я прекрасно понимаю, что это - красивые сказки для взрослых. Но мы же девочки, нам нравятся сказки, и почему бы их не читать?

02.08.2015, 22:55


Татьяна Танина Татьяна Танина

Ах, оставьте Владимир. Вы еще не видели, как я играю в World of Tanks.
Жанр существуют, что, бесспорно. И он необычайно популярен. И в нем уже есть свои классики - Джуд Дереро, Беатрис Смолл, Джоана Лиднсей, Дженифер Блейк, Ханна Хауэл, Ширли Басби, Джей Фрейзер. Издаются и переиздаются.

Популярность объясняется просто. Во время чтения любовного романа в организме происходит бесконтролmный, химический процесс, аналогичный состоянию влюбленности, только без определенного триггера (объекта обожания). Вырабатываются ровно те же эндогенные дофамины. «Эффект счастья», легкая эйфория, поднятие тонуса достигается за счет комплексного действия группы гормонов - фенилэтиламина, окситоцина, эндорфина, допамина, - и вызывает привыкание. Если в реальности – при неразделенной любви, - это чревато апатией, депрессией и нарушениями сна, то у почитательниц жанра есть лекарство и в большом количестве – огромный рынок любовных романов.

Какой другой жанр завязан на «биохимию любви»?

PS. Сейчас посмотрела обложки серии «Шарм» - уже, как у собаки Павлова, рефлекс - попускала слюни и пузыри из носа.

02.08.2015, 21:41


Владимир Вольный Владимир Вольный

Браво,Татьяна! Анализ полный и законченный - как пособие по написанию.Концовка статьи - вообще, класс!

02.08.2015, 19:43


Алина Караюз Алина Караюз

Статья будто написана специально для меня Вот уже третий день читаю подобные. Из серии "Как написать популярный любовный роман". Но в основном авторы этих статей (женщины, кстати)высмеивают жанр и книги, которые в него входят. В ироничной и даже саркастичной манере преподносятся сюжет, внешность и характеры главных героев. Любовные романы выставляются дешевым чтивом для блондинок, и дается тонкий намек, что такие книги пишут и читают сексуально неудовлетворенные старые девы. Особенно часто это слышно от мужчин. Мол, у кого что болит, тот о том и пишет. Над любовным романом смеются, его не принимают всерьез, а между тем это один из самых популярных жанров, и писательницы люб.романов зарабатывают целые состояния на своих книгах. Чего и нам всем желаю

02.08.2015, 18:06


Татьяна Танина Татьяна Танина

Приветствую!
Благодарю за отзывы.
Простите за ошибки! Я правильно расставила буквы и два раза проверила, это интернет-бес их перепутал.
Время будет, еще один небольшой и занимательный исторический экскурс проведу. Сейчас за двоих работаю.

02.08.2015, 17:12


Таня Зинина Таня Зинина

Да, замечательная статья! А главное, очень познавательная)
Большое спасибо!

02.08.2015, 12:31


Вергилия Коулл/Влада Южная Вергилия Коулл/Влада Южная

Ха-ха! Прекрасная статья! Мои аплодисменты)

02.08.2015, 12:20


Марина Снежная Марина Снежная

Очень интересная статья) Спасибо автору)

02.08.2015, 11:51

Наверх