Как надо писать отзывы-рецензии-обзоры,

Как надо писать отзывы-рецензии-обзоры,

02.02.2017, 00:34

или Как не обидеться потом и Обзористу, и обзираемому Автору.

Аксиомы:

1. Все писатели с читателями - люди разные. И у всех свой багаж знаний, литературного вкуса и, конечно, психологического и жизненного опыта. Один любит то, другой – это, и каждый считает себя правым. Поэтому и существуют в литературе жанры. И спорить на тему жанров и сюжетов - бессмысленно.
2. Отзыв должен быть полезен Автору хоть чем-нибудь, хоть в одной букве. Нельзя только хвалить Автора – тогда это похоже на заказную, проплаченную лесть. Нельзя только ругать Автора – тогда это будет уже травля/троллинг. Если не можешь поправить Автора хоть в чём-то – не пиши о нём ничего.

Обзоры писать - не надо: 

Дело это хлопотное и неблагодарное.
1. Во-первых, много времени тратится и отрывается от творчества и личной жизни.
2. Во-вторых, все Авторы всё равно остаются недовольны – и критикуют их, мол де, не за то и слишком резко, и хвалят не по существу и мало.

Обзоры писать – обязательно надо:

Дело это необыкновенно полезное.
1. Полезное в первую очередь для самого Обзориста. Потому что он учится критически мыслить и тренировать собственное умение. Ведь рассматривает он рассказ Автора с точки зрения своего стиля и собственного писательского навыка.
Пример: читает Обзорист роман и понимает, что нудный он, и читать ему его не хочется. И начинает Обзорист придумывать всякие «крючки» и прочие техники, чтобы роман этот заиграл всеми красками. Но придумывает исключительно для себя, для своего стиля, потому что он – мастер прозы действия. В то время, как Автор писал романтическую элегию или даже философское эссе. Так зачем Автора упрекать в обзоре: «Нет у вас стрельбы-погони и драконов тоже нет, и вообще, я у вас уснул, что это за роман такой»?
2. При написании рецензий помните, что вы не прокурор, а судья. Судьи в своей работе опираются не на своё мнение, а на мнение уважаемых экспертов. Поэтому в Обзоре лучше ссылаться на высказывания известных писателей, публицистов, критиков. Найти ссылки на такие источники – дело исключительно полезное в первую очередь для самого Обзориста.

Обзористу надо знать:

1. Не начинайте обзор с извинений: «Это только моё мнение, как читателя и тд». Во-первых, ясное дело, что обзорист выражает своё мнение, а не Гоголя Н. В., например. Во-вторых, Автор всё равно обидится. Поэтому смело пишите, какое впечатление произвёл на вас текст. Но не забудьте указать свой возраст, пол, образование или профессию.
2. Бросаться фразами: «Мне не понравилось, не моё» – самое бесполезное дело. Ещё хуже писать: «Это мой первый обзор, поэтому…» Читать такой обзор дальше уже не хочется.
3. Судьи-жюристы-обзористы должны свою квалификацию проявлять в терминологии. И аргументировать свои мысли «умными» словами, а не писать «у вас ску-учно» и «не люблю». Иначе не понятно – опытные оне или так, покурить пришли. Много терминов не надо. Пишите просто: «Нужен логлайн». Или: «Я бы сделал короче экспозицию». Автор сам всё найдёт в сети, если захочет.
4. Автор должен иметь возможность ответить Обзористу – тот мог что-то не учесть в спешке или по невниманию. Хорошим тоном будет спросить в своём обзоре у Автора: «Всё ли понято мною правильно? Напишите мне, пожалуйста, милостивый государь». Потому что Автор – он не бессловесная скотина, а наоборот – талант, хоть и, может быть, чужеродный вам.
5. В рецензии хорошо сделать сравнительный анализ с другими аналогичными текстами. Например, напоминает то-то – и это замечательно или напоминает то-то – и это скверно.
6. Проведите расширенный анализ самого текста: композиция, стиль изложения, тема и сюжет, герои и способ раскрытия их характера, создание ярких образов и сюжетообразующих деталей, эволюция персонажей. Оцените язык и насколько удачно выбран фокальный персонаж - лицо, от которого ведётся изложение. Посоветуйте литературу по нужной теме. Только не предлагайте Автору ознакомиться с книгой (фактически статьёй) Норы Галь: это уже дурной тон. Во-первых, она сама писала скверно, во-вторых, в её раздутой статье есть всего одна полезная рекомендация: ставить смысловой акцент в предложении самым последним словом.
7. Не надо пытаться рассказ Автора переделать под свой стиль. И сердиться тоже не надо, когда он не переделывает – это право Автора. Всё время повторяйте фразу из таблички музея Прадо (Мадрид): «Бережно относитесь к тому, что вам непонятно. Это может оказаться произведением искусства».

Выводы:

Пишите отзывы-рецензии-обзоры смело, потому что творчество – это умение позволить себе совершать ошибки.
И читайте мой роман, эротическую сказку для взрослых «Офисное кресло и вуду-жаба».

Офисное кресло и вуду-жаба. Нина Запольская

Это очень полезно для развития критического мышления.

401 просмотров | 9 комментариев

Категории: А это интересно...


Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.




Нина Запольская Нина Запольская

Здравствуйте, Оксана. Да я никого не хотела поддевать. Просто изложила свой собственный опыт годового пребывания на СИ. А там принято писать обзоры на конкурсах. Я тоже их пишу обязательно. И после таких обзоров кто-то кому-то становится недругом, кто-то - другом. Хотя лично я понимаю, что всё в литературе относительно. И всегда полезно прочитать о своём тексте мнение со стороны, чтобы решить потом, насколько это мнение тебе полезно.

16.02.2017, 14:33


Оксана Оксана

Вы так виртуозно всех поддели:-) И обзористов, и обзираемых, что вот просто ух! Начинаешь верить в мир и дружбу. Спасибо за тонкий юмор.

14.02.2017, 19:38


Васильев Ярослав Васильев Ярослав

Татьяна Пекур, поверьте - если вы будете рецензировать, то к вам обязательно прибегут обиженные, которые начнут рассказывать, как ты ничего не умеешь. Проверено многократно

10.02.2017, 12:32


Нина Запольская Нина Запольская

Разве только читатели пишут рецензии. На конкурсах СИ пишут рецензии и много. Иногда их интереснее читать, чем сами произведения. И смотрят их потом на странице автора, только их и смотрят. Значит вызывают интерес.

05.02.2017, 10:34


Вергилия Коулл/Влада Южная Вергилия Коулл/Влада Южная

Такие статьи надо бы размещать в читательских группах, где любят пообсуждать книги.)

03.02.2017, 10:23


Нина Запольская Нина Запольская

На критику всё равно обижаешься. Как не твердишь себе "всем не угодишь", а душа болит. Мы же артисты, и наше место в буфете, а не на пыточном столе. Поэтому АНОНС. Читайте мою следующую статью "Как автору не скатиться в депрессию, особенно после критики".

03.02.2017, 10:13


Углицкая Алина Углицкая Алина

Вообще "отзывы-рецензии-обзоры" очень нужны. Это взгляд со стороны, который помогает видеть то, чего автор даже в упор не замечает. Ну и чего обижаться на критику? Все равно всем не угодишь. Главное, чтобы самому нравилось

02.02.2017, 17:29


Нина Запольская Нина Запольская

ОК. Следующая статья будет "Как не скатиться в депрессию после критики и вообще".

02.02.2017, 09:20


Пекур Татьяна Пекур Татьяна

Стра-а-ашно! Тут и сам себя критикуешь, а если еще кто разгромит в пух и прах... Депрессия обеспечена.

02.02.2017, 06:23

Наверх