Как писателю рулить кораблём

Как писателю рулить кораблём

31.08.2017, 16:27

Для того, чтобы «рулить» в своей книге парусным кораблём, совсем не обязательно быть моряком. Не все морские писатели были моряками, знаете ли.
Общеизвестный факт: Стивенсон моряком не был. Он выбрал для своего «Острова сокровищ» шхуну как тип корабля, только потому, что до этого путешествовал с семьей на шхуне. С другим кораблём, как он сам вспоминал, ему было не справиться. Теперь специалисты утверждают, что выбрал он шхуну совершенно напрасно. Для плавания в Новый Свет шхуны – корабли с косыми парусами – совершенно не годятся. В Новый Свет лучше идти на бриге с его прямыми парусами, потому что на этом маршруте всё время дуют постоянные ветры – пассаты, а при этих ветрах шхуны слабоманёвренны. Поэтому при встрече с пиратским бригом у шхуны не будет ни единого шанса. На остров сокровищ шхуна просто не доплывёт.
Но читателям ошибка Стивенсона совершенно не заметна. Ну, в самом деле, какая нам разница? Главное, что его герои иногда вставляют в свою речь всякие заковыристые морские термины для антуража. По этому принципу даже самая сухопутная крыса может написать замечательный морской роман. Я, например, написала их целых шесть и считаю, что это возможно. Однако, отправляясь в такое опасное плавание, лучше всё же руководствоваться кое-какими правилами.
Начиная подыскивать материалы (лучше в русскоязычных книгах) для описания манёвра своего корабля, в первую очередь обратите внимание на тип парусника – они до ужаса разные, более того, у них разное парусное вооружение со своими преимуществами и недостатками. Хотя иногда встречаются в морской практике и корабли-гермофродиты – это когда ни то, ни сё. Но всё же, чтобы не ошибиться с парусами и мачтами, ищите манёвры именно для своего типа парусника.
Я привыкла считать, что все парусники называются у моряков «кораблями», а вот «суда» - это современные моторные корабли или военные. Хотя теперь в текстах встречаются и выражения «парусные суда», и я не знаю, как к этому относиться. Наверное, просто язык у моряков очень специфический. Например, у моряков «тендер» - это парусник с косым вооружением и одной мачтой, а не то, что вы сейчас подумали. Ещё надо знать, что парусники ходят галсами и имеют не один, а несколько якорей, которые различаются и по весу, и по конструкции. И все якоря со своими названиями, но тут вам поможет Морской словарь. — М.: Военное издательство МО СССР, 1959. Морские термины есть так же в Википедии.
Якоря (и шлюпки) на паруснике поднимаются с помощью шпиля, и раньше это было не простое дело, потому что толкали лебёдку-шпиль руками. Кстати, рубить якорный канат, как это описывают некоторые начинающие писатели – дело накладное: якоря на дороге не валяются, особенно в открытом море. Поэтому удрать от неприятеля быстро, как в кино, никак не получиться. Даже не придумывайте такие сцены.
Тем более, что паруса на стоянке или во время штиля всегда сворачивают и закрывают чехлами, потому что берегут. И паруса могут опускаться, а могут, наоборот, подниматься. Расправляются паруса тяжело, потому что парусина просолилась и заскорузла. Работа с такими парусами на мачтах – тяжёлый физический труд, когда кожа срывается с ладоней до мяса. Я вообще не представляю, каково это было – быть матросом на корабле в старое время.
Капитан парусника в романе, конечно, душка и няшка, но это скорее топ-менеджер, командир отряда или предводитель пиратов. Он выбирает стратегию боя, выбирает маршрут и отдаёт приказы штурману и боцману. Штурман – правая рука капитана. Он прокладывает и разрабатывает маршрут, определяет координаты и подменяет капитана, когда тот сходит на берег. Боцман ведает запасами воды, просушкой и пошивом парусов, запасными частями к рангоуту, парусам и прочей оснастке. Он проветривает трюм, набирает матросов, следит за дисциплиной и управляет ими – кого на какую работу, на какую мачту или вахту поставить. Ещё он командует коком и плотником. Мне иногда было не понятно – чем занимаются все остальные офицеры на паруснике, если боцман это всё делает один.
Конечно, капитан это всё тоже умеет, если он был раньше матросом. Но не ошибитесь: командуя кораблём, капитан отдаёт свои приказы только боцману, а не команде. Это очень удобно автору романа и пиратскому капитану-даме, которая тоже отдаёт приказы боцману и штурману.
Например, капитан-дама может бросить коротко: «По местам стоять, с якоря сниматься». Боцман, выслушав приказ, бежит к матросам, кричит в лужёную глотку или свистит в дудку, что надо сейчас делать. Матросы сами знают свои позиции, куда им лезть и что крутить или тянуть. Подняв якорь, боцман опять бежит к капитану и сообщает, что якорь поднят. И тогда капитан-дама командует: «Паруса поднять» или «Поднять все паруса». Ещё она может просто сказать боцману, что ей надо совершить, какой разворот-поворот. Боцман сам всё сделает, он опять бежит к матросам и отдаёт команду.
Получается что-то такое:
«Марианна нашла глазами боцмана и приказала.
– Боцман Шлос, командуйте… Мы поворачиваем, а потом опять ложимся на обратный курс. Нам надо, как можно дальше оторваться от неприятеля…
Потом она посмотрела в спину уходящему от неё Дэниэлу и громко скомандовала:
– К повороту!..
Боцман Шлос побежал от неё – по палубе разнеслись трели его дудки и топот ног команды, и скоро флейт плавным, красивым движением лёг на галс левого борта, приведясь к ветру: петли булиней его натянулись, как струны, а паруса наполнились ветром. «Герцогиня» начала поворот в обратном направлении, но бригантина и шхуна тоже уже завершили манёвры, чтобы начать преследование.»

(Нина Запольская «Жареный козлёнок бокора Вальдеса». Продолжение серии "Достояние Англии". Скоро в продаже.)
Как видите, колоритная получилась сцена. Ни один морской волк не подкопается.

Запольская Нина

190 просмотров | 6 комментариев

Категории: Сплетни от "Призрачных миров"


Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.




Нина Запольская Нина Запольская

Вот, нашла! По поводу брига. Я всё правильно написала.
"Бриг не бывает разным – он всегда имеет две мачты и прямые паруса; шхуны же, наоборот – бывают бермудские, гафельные, стаксельные, марсельные и т.д. – поскольку косые паруса имеют различное устройство. "
Материалы с этого сайта: http://crusoe.livejournal.com/172707.html
Все морские волки сами путаются! Ура!
Девочки, мы можем писать всё, что угодно!

01.09.2017, 16:48


Нина Запольская Нина Запольская

Здравствуйте, Элличка. Спасибо за развёрнутый и вежливый ответ. Даже не буду спорить, возможно я что-то напутала во фразе "В Новый Свет лучше идти на бриге с его прямыми парусами", потому что о бригах я писала три года тому назад - а эту статью по памяти недавно. Надо посмотреть материалы... Рада была встретить ещё одну "морскую душу".

01.09.2017, 16:42


Элличка Элличка

Привет!

«Для плавания в Новый Свет шхуны – корабли с косыми парусами – совершенно не годятся. В Новый Свет лучше идти на бриге с его прямыми парусами, потому что на этом маршруте всё время дуют постоянные ветры – пассаты, а при этих ветрах шхуны слабоманёвренны».

Собственно шхуна и бриг (сделанные на одной верфи в одно время), это один и тот же корабль, только бриг с прямыми парусами на грот мачте, а шхуна – с косыми. Т.е. из брига можно получить шхуну просто сменив паруса, например: грот на драйвер.
Разумеется, оба корабля малопригодны для путешествия в Новый Свет только если они сделаны как каботажные, т.е. прибрежные суда, а если бриг или шхуна сделаны для морских переходов, то пожалуйста, можно плыть в Америку.
Что касается маневренности, то драйвер вместо грота ставят как раз для ее увеличения. В 18 веке на бриги стали ставить оба паруса и грот и драйвер (технология улучшилась и парусники стали выдерживать больше парусов). Иногда такие корабли называли шхуна-бриг, но это название не прижилось.
Когда говорят о малой маневренности шхун имеют ввиду шхуны 19 века, предназначенные для перевозки угля – но им маневренность была не нужна, им нужно было упростить парусное вооружение, чтобы меньше платить матросам и соответственно удешевить уголь. У брига до 20 парусов, а такая шхуна обходилась 5-ю.

С уважением,
Элличка.

01.09.2017, 15:41


Инна Инна

Нинуся, вы подготовили настоящий трактат по мореплаванию. Спасибо
Тогда, когда Стивенсон писал "Остров сокровищ", издатели могли простить ему любую неточность. Сейчас точно не пропустили бы.

Анатолий прав: корабли, в основном, военные.

С теплом, Инна Комарова

01.09.2017, 12:55


Нина Запольская Нина Запольская

Да, Анатолий, вы правы. Почему-то я не углядела, как ошиблась. Корабли - они парусные и военные. Суда - всё остальное.

31.08.2017, 18:28


Анатолий Анатолий

Насколько я понимаю: корабль - это военный, а судно - это грузо-пассажирское (гражданское Опять же, из личного опыта беседы с одним "морским волком", он с некоторой обидой пояснил мне (очень сухопутной крысе): корабли по морю ходят, а плавает в полынье... (надеюсь, вы догадались что? Ну и из личного опыта, в одной из моей книг, фрегат, почти линейный корабль, развил скорость в восемнадцать узлов. Мне (очень многими) было указано (и доказано), что парусный корабль, тем более линейный с такой скоростью идти не может. Я согласился и моя "Колдунья" пошла со скоростью - двадцать узлов (А что? Хорошее круглое число Больше замечаний не было.

31.08.2017, 18:05

Наверх