Другие посетители только что купили...
Как сегодня меняется литература

14.03.2018, 18:00
Прослушала аудиозапись интервью с зав. отделом теории литературы ИМЛИ РАН Татьяной Касаткиной «Фэнтези сейчас создаёт наиболее мощные философские тексты» (на YouTube можно найти). В этом интервью меня поразили некоторые моменты. Они мне показались новыми.
(Кстати, очень плохая, необработанная запись, оставлен даже ответ на телефонный звонок мамы: «Мама, у меня интервью, я сейчас работаю».) Так что слушать просто не будет, но тем не менее я нашла для себя много интересного.
Сначала в интервью говорится о Достоевском. Он, оказывается, применял литературный приём (например, в романе «Братья Карамазовы»), который теперь называется у литературоведов «Ошибка героя». Когда автором в свой текст вводится специальная ошибка для того, чтобы читатель дошёл своим умом до осознания этой ошибки и во время прочтения отработал некие нравственные нормы.
Интересна теория Касаткиной: почему так трудно читать Достоевского? Её ответ: Достоевский был военным строителем-инженером, поэтому и в своих романах он строил для читателя полосу препятствий, рвы, которые тому необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. А читателю не хочется трудиться, он хочет скользить, наслаждаясь текстом. (Тут я подумала, что Достоевского-современника сейчас не печатали бы и не читали вообще. А потом мне подумалось, что Достоевского потому и читают, и любят на Западе, что он непрост как автор.)
Далее доктор филологических наук Татьяна Касаткина считает, что «фэнтези сейчас создаёт наиболее мощные философские тексты».
И, кратко, конспекты её интересных мыслей:
1. Если человек один раз читал роман Достоевского, то он его не читал ни разу. Потому что всё, что Достоевский говорит, он говорит не как Лев Толстой, от чистого сердца, а он говорит очень сложной системой лиц и образов… Достоевский рассказывает «библейские» истории, всё остальное уходит вглубь этих историй
2. Достоевский и Толстой – они, вообще-то, никудышные тексты писали, но они думали, как преобразовать мир человека. Их продолжателями будут – тот же Толкин, Льюис и большой слой авторов, реакция публики на произведения которых: Это что? Для детей? Это сказка?
3. Фэнтези – это наиболее интересное место, где сейчас происходит литература. У Мартина меняется структура текста – у него нет плохих и хороший героев, всё перемешано и поставлено с ног на голову.
4. Задача художественного произведения сейчас – это создание нового сознания человека, который не мыслит категориями «чёрное и белое», «хорошее или плохое», а умеет учитывать и принимать другие точки зрения, как что-то, что добавляет миру красок, а ему кругозора, при этом не теряя своей позиции.
5. (А вот этот отрывок интервью надо бы прослушать читателям.)
Люди перестают читать и понимать тексты. А значит, они разучиваются понимать друг друга. Это происходит потому, что читатель не умеет читать текст, а главное: он не умеет находить в тексте автора, а не себя, любимого. Текст – это не ты. Это то, что ты ещё не знаешь, это наоборот – «инаковость». Понимание другого человека даётся за счёт обучения чтению.
После этой записи мне даже пришлось сделать серьёзные для себя выводы и написать первый фэнтезийный роман «Амулет plus Любовь».
Тоже захотелось преобразовать мир человека!
766 просмотров | 5 комментариев
Категории: Сплетни от "Призрачных миров"
Комментарии
Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.
>
Ну, вопрос этот не стоит, конечно, так однозначно... Но вот у нашего Пикуля из романа в роман проскакивала такая трансформация героев, причём очень органичная трансформация. Не замечали? В романе о Елизавете (названия не припомню) Елизавета, пока она была молодая и боролась за престол, показана автором со всем сочувствием, как положительная героиня. В следующем романе, в его начале, та же самая Елизавета уже играла отрицательную роль, противоборствуя следующей претендентке на престол. И теперь правление Елизаветы было уже реакционным: она стала старой, отжившей свой век. Она уже мешала историческому прогрессу.
Люди с годами меняются. Психологи говорят, что через 10 лет личность становится другой.