Литературные штампы. Избегать или употреблять?

Литературные штампы. Избегать или употреблять?

19.10.2016, 10:00

Каждый автор рано или поздно сталкивается с таким понятием, как "штамп". Произведения одних напичканы ими, у других встречаются реже. Но нет таковых, кто не употребляет их вообще. В этой статье я хочу рассказать о вреде и пользе штампов, а также разделить их на категории "нельзя" и "можно".
Итак, штамп - это словосочетание, укоренившееся в литературе и используемое огромным числом авторов. Когда-то оно было кем-то придумано, людям понравилось, и они начали его употреблять, не стараясь при этом вникнуть в смысл. Возьмем, допустим, выражение "лебединая шея". Почти каждый автор, описывая героиню своего романа, обязательно вставит его. Но при этом не подумает: а что имел в виду человек, сочинивший это выражение? Может быть, он описывал девушку с как раз неприлично длинной и тонкой шеей? Получается, что вы, сами того не подозревая, делаете из своей героини представительницу племени Падаунгов (одну из тех самых, что с детства удлиняют шеи при помощи колец). Или, например, "в гордом одиночестве". Этот штамп допустим в случае, когда герой, отвергнув недостойного кандидата на руку и сердце, остается именно в ГОРДОМ одиночестве, наедине с самим собой и своими принципами. А что пишут современные авторы? Героиню бросил возлюбленный, она вся в отчаянии напивается с горя и не может думать ни о чем, кроме него, но при этом остается "в гордом одиночестве". Таких примеров много. Поэтому, прежде, чем использовать устоявшееся выражение, нужно до конца понять его смысл и сопоставить со смыслом собственной книги. Будет ли оно здесь уместно?

20 штампов, о существовании которых вообще надо забыть (ибо устарели и надоели):

1. "Лебединая шея"
Уже говорила о ней.

2. "Роковая женщина"
Выражение уже больно режет по глазам. Куда ни ткнись, везде роковые красотки, а на деле - легкомысленные вульгарные девочки. В современной литературе можно спокойно заменить "роковая" на "неотразимая", "властная", "очаровательная".

3. "Длинноногая/голубоглазая блондинка"
Вот, правда, в последнее время у меня такое ощущение, что низких блондинок просто не бывает! И все они, включая крашеных, обязательно голубоглазые. Не надо настолько отдаляться от реальности. Блондинки, как и брюнетки, рыжие, бывают всякими. И наличие в книге "невысокой белокурой девушки" будет очень даже кстати.

4. "Осиная талия"
А теперь сядьте и представьте, как ЭТО выглядит. Лично я бы испугалась, увидев на улице девушку с такой фигурой.

5. "Тоненькая, как тростинка"
Девочки, это уже анорексия. Запущенная и прогнозирующая скорый летальный исход. Девушка может быть худенькой, стройненькой, но никак "тоненькой, как тростинка".

6. "Мраморно-белая кожа"
Это обозначение подходит для тех, кто пишет фанфики по "Сумеркам". Если же вы описываете обыкновенного человека, то он никак не может выглядеть, как манекен (разве что чем-то неизлечимо болен).

7. "Бездонные глаза"
Соглашусь, иногда уместно. Но не везде. А то я заметила такую закономерность: почему-то все ГГ (преимущественно мужчины) в женских романах и фэнтези обладают бездонными глазами. Неужели все настолько мудры и таинственны, и хранят миллиард жизненно важных секретов?

8. "Высоко вздымающаяся грудь"
Хорошо приподнятая корсетом. А если его нет? Что-то не замечала, чтобы у среднестатистических девочек грудь вздымалась высоко. Особенно если она маленькая.

9. "Кошачья походка"
Я так погляжу, все женщины ходят грациозно и бесшумно. Посмотрите вокруг. Много таких? Нет. Повторюсь: не надо далеко отходить от реальности.

10. "Руки как крылья"
Размах 2 метра и перья от плеч до кончиков пальцев?

11. "Белозубая улыбка"
Именно такой "белозубой", которую вы описываете, обладает не так уж много людей. Поэтому нежелательно все время уточнять цвет зубов.

12. "Серебристая седина"
Вроде бы, ничего особенного, но приелось. Седину можно описывать и без особых украшений.

13. "Рыдания сотрясали его могучее тело"
Обычно - на глазах у его барышни. Девочки, ни один мужчина, особенно могучий, не будет реветь в истерике на глазах у женщины. Максимум - пустит одну слезу. Ну ладно, две. Но никак не станет трястись в рыданиях.

14. "Волевой подбородок"
Опять же - у всех мужчин ГГ. А с простыми подбородками что, вымерли?

15. "Москва белокаменная"
Поверьте, этот факт уже знают все, кто читает русскую литературу. Поэтому не надо уточнять это в каждой книге.

16. "Провинциальная дыра"
Я посмотрю, провинции вообще какой-то ад. И как там люди живут?.. Будьте проще. Есть такие, кто свою деревню ни на какой город не променяет.

17. "Разнести в пух и прах"
Пора бы уже разносить во что-то еще. Приелось.

18. "Обрести долгожданную свободу"
Когда сталкиваюсь с таким выражением, сразу представляю заключенного, просидевшего в тюрьме 50 лет. Большие никакие ассоциации не приходят. А в книгах этой фразой описываются разводы, уход с работы и прочие мелочи, исправить которые можно легко и быстро.

19. "Спать сном праведника"
А с чего вы взяли, что все праведники спят безмятежно?

20. "Так хочется тепла и любви"
Ваниль, девочки! Приторная и раздражающая. Можно заменить это чем-то не менее романтичным, но не режущим по глазам.

7 штампов, которые смело можно употреблять, но не увлекаться:

1. "Невинный взгляд"
Если речь идет действительно об оном. Такой взгляд может быть у действительно невинной девочки, живущей без грязных помыслов, и у искусного лжеца, который этим прикрывает истину. Таковым взглядом никак не может смотреть легкомысленная женщина или воин/демон/тиран, убивший сотни людей. Даже если он влюблен.

2. "Печаль в глазах"
Только если описываете девочку-аутсайдера, кого-то несчастно влюбленного на протяжении пяти лет или потерявшего все, что имел. Печаль в глазах - это эмоция, сформированная месяцами/годами бессмысленной, однообразной жизни, и встречается редко. У определенного типа людей, о которых я написала выше. Если хотите показать грусть, то так и пишите - "грусть в глазах". Она быстро приходит и быстро уходит.

3. "Пронзительный взгляд"
Бывает только у мудрых старцев, многолетних вампиров и им подобных, прирожденных интеллектуалов, индиго. В общем, тех, кто прожил на свете довольно долго или родился особенным. 20-летние мальчики со скудным умишком никак не могут смотреть пронзительно.

4. "Ледяной взгляд"
Таким взглядом могут смотреть воины, деспоты, палачи, зазнавшиеся короли, нечисть. Но никак не 18-летние обиженные девицы.

5. "Прильнуть к губам"
Можно, но не постоянно. Зависит от обстоятельств в книге.

6. "Воцарилась тишина"
Можно, но слово "воцарилась" лучше периодически заменять на "наступила", "повисла", "настала", чтобы не повторяться.

7. "Сердце кровью обливается"
Есть ситуации, которые по-другому и не опишешь. Поэтому от данного штампа лучше не отказываться. Но и, опять же, не совать его везде.

Напоследок скажу: не надо бояться штампов. Не надо вычеркивать из книги все, что вы уже видели у других. Встречаются моменты, которые лучше всего описать с помощью какого-нибудь клише. Это не сделает вас плохим писателем. Хуже, когда весь текст проштампован, - это да, отсутствие собственного стиля и фантазии. Но когда всего в меру, книга хуже не становится.
Прошу прощение за много буковок, но вот как-то "накипело" от этой темы))

Всем добра!

Рей Айли

647 просмотров | 26 комментариев

Категории: Сплетни от "Призрачных миров"


Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.




Айли Рей Айли Рей

Юлия, спасибо за мнение. Во многом с Вами согласна)

22.10.2016, 04:12


Анастасия Медведева Анастасия Медведева

Юлия, подписываюсь под вашими словами) Особенно под последним сообщением)

20.10.2016, 21:11


Юлия Рудышина Юлия Рудышина

Насчет Академок..чем и кому они мешают жить? Пока есть спрос, будет предложение. Можно пройти мимо и не читать то. что не нравится. И написать свое - то, что вы считаете нужным нести в массы.
"Хочешь изменить мир, начни с себя!" (с) - этим руководствуюсь, чего и всем желаю

20.10.2016, 20:43


Юлия Рудышина Юлия Рудышина

""Пусть они будут иметь среднестатистическую внешность, обыкновенный ум. Пусть у них будут обычные шеи, руки, не идеальные фигуры"". - а вот это уже разные вещи. Речевые штампы в стиле "лебединая шея" к красоте или глупости персонажа отношения не имеют. И да, если автор хочет писать о красивом герое - почему нет? Мне серости в жизни хватаеет. И да, кстати, даже в жизни я часто встречаю красивых людей. То, что вы предлагаете уже анти-Сью будет. Не важно, какие глаза-волосы у героя, главное, чтобы автор умел со средствами выразительности работать и в целом строить композицию и стилизацией владел.

20.10.2016, 20:39


Юлия Рудышина Юлия Рудышина

О кошки все же разные - мои топают, как слоны...

20.10.2016, 20:36


Юлия Рудышина Юлия Рудышина

Айли, когда я однажды заметила, что у меня в каждой главе то крошево блестит, то взвесь дрожит, то я немного испугалась такой "изюминки". Так что все и всегда хорошо в меру. Главное - понимать, что и зачем используется. а вообще, в хорошей книге читаешь и не замечаешь все эти вещи, и даже штампы пролетают незамеченными

20.10.2016, 20:35


Юлия Рудышина Юлия Рудышина

К слову, в штампах нет ничего плохого, при умелом и умеренном использовании, а вот попытки искусственно избежать устоявшихся языковых конструкций иногда приводят к печальным последствиям. - полностью согласна. Чаще всего в итоге получается нечто вымученное с совершенно странными и непонятными метафорами и сравнениями.

Никто не говорит, что не нужно фантазировать и играть с языком и средствами выразительности. нужно. Но и в так называемых штампах ничего плохого нет, если они не через каждое слово

20.10.2016, 20:33


Айли Рей Айли Рей

Анастасия, я вот не пойму: где Вы увидели, что я кого-то учу? Это всего лишь советы, и, заметьте, не писателя, а читателя. Мне надоело читать одно и то же, вот и написала статью. Конечно, авторы пишут, как хотят, и так далее, но не зря многие избегают штампов. Ибо читателям хочется чего-то особенного, а не заезженного.

20.10.2016, 12:16


Анастасия Медведева Анастасия Медведева

Странное ощущение от статьи. Во-первых, присутствует неприятное чувство, что автор желает, чтобы все писали так, как она хочет. Во-вторых, довольно спорный разбор (не без забавных моментов, конечно) "устоявшихся в речи" словосочетаний. Никогда не использовала выражение "осиная талия", но искренне недоумеваю, чем оно так насолило автору. Естественно, это талия не в 2мм. Это детский вопрос. Ледяной взгляд может быть и у подростка, которого бьют родители, и у избалованной особы 18 лет, разъезжающей на Бентли. Ваши комментарии очень чётко говорят о конкретно вашем вкусе; и это нормально, что вам что-то нравится или не нравится, но "предлагать" свой взгляд другим авторам... это странно. Согласна с предыдущими ораторами, проблема заштампованности стоит не столько в употреблении всем известных фраз,а в абсолютной идентичности властных героев и дерзких (но, обычно невинных), чрезмерно любопытных героинь. Про ректоров и академии вообще молчу. Про драконов... ох, больная это тема, но не спорю - наверняка есть хорошие книги, написанные и про этих существ, тут уж моё личное мнение, никого обидеть не хочу. Но вообще, мне кажется (!не поймите неправильно!) учить кого-то, как лучше писать - это не очень правильная позиция. Каждый пишет так, как хочет. Да, у нас сейчас засилье похожих книг без какой-либо динамики, с одинаковыми персонажами, с примерно похожим сюжетом, даже с отсутствием сюжета, как такого, потому что в книгах больше внимания уделяется отношениям главных героев, чем событиям. Но проблема рождается от спроса, к сожалению. И только сам автор должен решить для себя, хочет ли он идти про проторенному пути, уже заранее зная свою будущую аудиторию и работая для неё и на неё, - или же он решит писать что-то своё, оригинальное, новое, разбивающее штампы, но тогда быть готовым к тому, что читателей нужно будет найти самостоятельно и суметь их удержать. (это я о проблеме схожих сюжетов и попсовой тематики). А конкретно по вашей статье - она безусловно имеет право Быть, как выражение вашего мнения, но впредь я бы вам посоветовала чуть чётче выражать свою мысль, не обобщать и стараться не навязывать своего мнения с посылом "знайте, как надо". Каждый знает, как ему надо, вы уж поверьте)
Добра.

20.10.2016, 11:39


Айли Рей Айли Рей

Марина, спасибо за мнение) Я не путаю, просто обобщила. Моя ошибка - не указала на это. Даже касаемо фразеологизмов: имхо, лучше не увлекаться ими. Как я уже писала, совсем без них (и даже обыкновенных штампов) никак.
"сейчас даже актуальнее проблема штампованности в сюжете и характерах, чем в речи"
Полностью с Вами согласна. Шаблонные герои и события - бич современной литературы. Многим авторам лень придумать что-то свое, и они начинают копировать чужое. Это во много раз хуже, чем пресловутая "лебединая шея" и ей подобное.

20.10.2016, 09:57


Марина Аэзида Марина Аэзида

А еще... а еще, Айли, мне кажется, сейчас даже актуальнее проблема штампованности в сюжете и характерах, чем в речи.
Ну правда, вот как пример: открываешь книгу - и слог вроде неплохой, и со стилистикой все отлично... И закрываешь ее. Ну потому что там очередной властно-холодный герой (естественно, пушистый внутри), все та же героиня, которую этот герой сначала гнобит, а потом расстилается ковриком у ее ног и проявляет всю свою глубоко скрытую пушистость. А когда предсказуемы характеры героев - предсказуем и сюжет, потому что он вытекает из характеров.

19.10.2016, 22:39


Марина Аэзида Марина Аэзида

Айли, сдается мне, вы местами путаете штампы (речевые клише) и фразеологизмы, устоявшиеся выражения. Первого лучше избегать, да. Второе же - совсем другая песня. Например, упомянутое вами "разнести в пух и прах" - ни разу не штамп, а фразеологизм, скорее обогащающий речь, а не обедняющий ее... И таких фразеологизмов еще куча "бежать так, что пятки сверкают", "бросать слова на ветер", "пускать пыль в глаза", "держать камень за пазухой". Тысячи их, фразеологизмов. И они ничего общего со штампами не имеют.
Как, к слову, и "Москва белокаменная", и "провинциальная дыра". Это устоявшиеся эпитеты, ничего криминального в них нет. Это вам не пресловутое "смеркалось" в начале романа и не "мороз крепчал" Напротив, зачастую их использование - литературный прием.
(и нет, я так говорю не потому, что сама эти эпитеты использовала. У меня их как раз нет, но лишь потому, что не пишу прозу на тему современности)

19.10.2016, 22:26


Айли Рей Айли Рей

Татьяна, полностью с Вами согласна!

19.10.2016, 20:36


Пекур Татьяна Пекур Татьяна

Словосочетания и устойчивые выражения это ещё не самое страшное, что можно встретить в стандартном фэнтэзи! Самый страх - это бесконечное число штампованных Академий с любовью студентки и ректора ( декана, препода, принца как замаскированного, так и не очень), вот это действительно грустно. Я понимаю, что велосипед в принципе можно и не изобретать, просто пройти по тем же хоженным тропам и неплохо на этом заработать. В конце концов, всегда есть девочки - цветочки, зачитывающиеся таким хламом.

19.10.2016, 19:31


Айли Рей Айли Рей

Ольга, вот тут Вы совершенно правы - в крайности ударяться не нужно. Ни в чем: ни в штампах, ни в боязни их Всего должно быть в меру. Я не раз спорила с убежденными фанатиками того и другого. Одни отчаянно отстаивали штампы и не собирались вносить в произведение что-то свое, а другие, наоборот, боялись употребить даже один. И у тех, и у других тексты были нечитабельными. Как плохо выглядит полностью проштампованный текст, так и тот, где нет ни одного штампа. Зачастую авторы таких произведений нагромождают его такими словами, смысл которых приходится "гуглить". Утрирую, конечно, но иногда и такое встречается. В первую очередь, текст должен быть грамотным и легким для восприятия. К сожалению, некоторым кажется, что "легкий" - это именно перегруженный штампами. В общем, в хорошей книге всего в меру)
P.S. Классные у Вас кошки

Анатолий, а почему бы и не поэкспериментировать? Звучит оригинально

19.10.2016, 16:30


Владимир Вольный Владимир Вольный

Глаза в кармане меня свалили... Браво, Анатолий, это незабываемо!

19.10.2016, 16:10


Анатолий Анатолий

Хорошая статья, мне понравилась. Честно говоря я этих штампов не употребляю, применяю другие, но теперь буду использовать и эти. Когда-то даже пытался написать книжку, перенасытив её штампами с последующими замечаниями, наподобие: "Он не мог оторвать от неё глаз, когда же ему это удалось, быстро спрятал их в карман".

19.10.2016, 15:50


Ольга Романовская Ольга Романовская

Я могу вас познакомить с четырьмя такими кошками, не все мои. Своих я по шагам различаю.
Рада, что мои сомнения не оправдались, но фразеологизмы и штампы - это не одно и то же, и при "охоте на ведьм" не надо ударяться в крайности. Цель оправдывает средства (я о тексте, не о жизни), не надо пытаться нагромождать канцеляризмы, сложные придаточные, судорожно листать словарь в поисках синонимов, если так называемый штамп легко и просто создаст нужный эффект. Другое дело, что если делать это не дозировано, особенно в любовных романах, выходит смешно.
К слову, была одно время мода, все жутко боялись Мери Сью, боялись написать о высокой белокурой или рыжей девушке с ай кью выше ста и везучестью больше героев Пьера Ришара...
А что, среднестатистичекие без лебединых шей? Они поголовно низкие, с короткими ногами? Я на улице вижу как раз иных И уж точно не буду выбирать внешность героев искусственно. Я их "не делаю", они иными не существуют.
И сама я ходячий штамп. У меня лебединая шея, голубые глаза, длинные ноги и куча других запретных вещей И я абсолютно ничем не отличаюсь от среднестатистеских девушек моего города, сколько есть красивее меня)

19.10.2016, 15:47


Айли Рей Айли Рей

Ольга, я могу отличить метафору от реального описания, но штампы поэтому и стараются избегать, что книги стали почти одинаковыми. Оригинальным, индивидуальным стилем обладают единицы, а это плачевно.
О кошках: интересно бы познакомиться с Вашей громко передвигающейся кошкой Сколько у меня их с детства было, все ходили тихо. Разве что перевернут что-то на столе. Тогда да, звук появляется.
О моих текстах. Любой автор использует какие-то метафоры, эпитеты для того, чтобы художественно подчеркнуть образ либо значимость того или иного предмета. Но почему бы не пошевелить извилинами и придумать что-то свое, а не в миллионный раз писать чужую фразу, которая (в большинстве случаев) не донесет до читателя мысль автора? Сколько еще будут существовать эти шаблонные персонажи с лебедиными шеями, осиными талиями и высоко вздымающимися грудями? Почему бы авторам не создать в качестве главных героев (хотя бы одного из них) самых обыкновенных людей, не красавцев с "идеальными" (в больших кавычках) параметрами? Пусть они будут иметь среднестатистическую внешность, обыкновенный ум. Пусть у них будут обычные шеи, руки, не идеальные фигуры. Штампы не любят не потому, что считают их недостаточно точными в каких-либо описаниях. Их стараются избегать те, кто хочет написать что-то СВОЕ, особенное. Разве это плохо? Писать, как все, может каждый. Совсем от штампов не откажешься, да. Каждый жанр подразумевает хотя бы часть их. Но злоупотреблять ими не стоит.

19.10.2016, 14:57


Ольга Романовская Ольга Романовская

К слову, кошки ходят очень даже громко, а "настала тишина"... Лучше бы она "наступила", если уж очень хочется употребить этот глагол.
Вы местами путаете штампы и фразеологические обороты, плюс есть такая вещь, как метафора. Это к вопросу о лебединой шее, руках как крыльях. Печально, если вы всерьез понимаете вещи дословно и не пользуетесь в текстах средствами усиления художественной выразительности: крылатыми оборотами, эпитетами, метафорами, гиперболами и тд, которые наделяют предмет свойствами, которыми они не обладают в действительности, однако играющими на более полное развитие образа.
К слову, в штампах нет ничего плохого, при умелом и умеренном использовании, а вот попытки искусственно избежать устоявшихся языковых конструкций иногда приводят к печальным последствиям.

19.10.2016, 14:19


Айли Рей Айли Рей

Юлия, личные - это совсем другое. Это уже своеобразная "изюминка" Вашего произведения. Я вовсе не прошу авторов отказаться от штампов совсем, но все-таки фильтровать их и не употреблять по сто раз в каждой главе попросила бы. Это сугубо читательское предпочтение.

19.10.2016, 13:40


Юлия Рудышина Юлия Рудышина

Если автор хорошо пишет, то и штампы меня не испугают, я даже не замечу их. И тоже замечаю у себя личные штампы, но не всегда хочу с этим бороться...

19.10.2016, 13:21


Айли Рей Айли Рей

Владимир, я все прекрасно понимаю: штампы - это устоявшиеся словосочетания и все такое... Но из-за их обильного наличия тексты разных авторов становятся похожими друг на друга. Сомневаюсь, что кому-то интересно сто раз перечитывать одно и то же. Ладно, если они встречаются редко, а когда весь текст проштампован? Лично на меня таковые впечатления не оказывают. Я за оригинальность и собственные авторские идеи.

19.10.2016, 13:12


Айли Рей Айли Рей

Нелли, благодарю за понимание!)
Я тоже редко использую штампы, и они из той "позволительной" семерки либо мои собственные. Но не увлекаюсь, потому что это сильно портит текст. Одно дело - мера, другое - ее отсутствие.

19.10.2016, 13:09


Владимир Вольный Владимир Вольный

Спорно все это. Штампы, не штампы... Во всех приведенных примерах - словосочетания настолько устоявшиеся, что их употребление действительно стало всеобщим. А вот то, что их приводить не нужно - еще вопрос. Лично у меня отторжения не вызывает, не вижу каких либо особых причин для неприятия. Ну, написал человек так, а не иначе - все его прекрасно поняли. Другое дело, если не к месту вставил - но это как бы иной разговор. А когда по делу - почему нет? И у прожженых стерв бывает невинный взгляд - и еще какой(на то и стерва!). И "шея лебединая" вовсе не признак физического увечья - ну не настолько читатели глупы, чтобы этого не понимать.

19.10.2016, 13:09


Нелли Игнатова Нелли Игнатова

Рей Айли, спасибо, очень нужная статья. Хотя в моих романах именно этих штампов не так уж много, а некоторых вообще нет, например, лебединых шей, и длинноногих блондинок с голубыми глазами, но надо взять на заметку, чтобы не использовать подобные штампы в будущем.

19.10.2016, 12:57

Наверх