Отзыв от Светланы Гольшанской на книгу "Красные волки"

Отзыв от Светланы Гольшанской на книгу "Красные волки"

07.11.2016, 15:08

Светлана разместила его в комментариях, и кусками его читать не очень удобно. Привожу его здесь целиком:
"Я давно знакома с автором, его героями и миром. Мне не повезло или повезло, смотря с какой стороны посмотреть, познакомиться с этой историей шиворот-навыворот, начиная со второй части. И вот только сейчас мне полностью довелось прочитать первую.

Красные волки. Ирина Швецова

Роман выделяется прежде всего обилием диалогов и рефлексий, через которые подается большинство сюжетной информации, и минимумом описаний. Оказывается, от последних очень быстро можно устать, и тогда возникает желание прочитать что-нибудь эдакое, где на них и вовсе не нужно будет отвлекаться. Читается легко, быстро и непринужденно, несмотря на сухой отчетный язык. Впрочем, наш язык и сейчас достаточно сух, возможно, в будущем это еще больше усугубится, особенно в профессиональной среде, поэтому такой язык будет лучше всего отображать общество будущего.

По жанру я бы отнесла данный роман к космоопере с большой долей психологии и отношений. Очень часто через рассуждения персонажей и их способы преодолевать конфликты проглядывается рука профессионального психолога, который знает, на чем зиждутся большинство проблем, нет, не негодяев и девиантов, а обычных среднестатистических людей, пускай даже в далеком будущем.

Роман, конечно, не эпопея, и внешний мир здесь находится на втором плане по сравнению с внутренним миром персонажей, но то, что складывается в довольно интересную и как мне кажется реалистичную картину далекого будущего. Есть некий межгалактический Альянс, куда входит империя Тарон, которую населяют обычные люди и где запрещены технологи манипуляции личности и психики. Есть государство контрабандистов Зеда, где можно осуществлять все процедуры, запрещенные в Альянсе. И есть таинственная Хейдаганская империя, гораздо более развитая в научном и социальном плане, чем человеческие государства, по своей традиционной культуре напоминающая Японию. В первом романе взаимоотношения между государствами показаны гораздо меньше, чем во втором, но уже здесь намечены основные линии конфликта – перераспределения жизненноважного для функционирования космических полетов ресурса, из которого производят топливо.

Но, повторюсь, на центральном месте в романе межличностные отношения и внутренние конфликты персонажей, а не социальные и внешнеполитические. В центре повествования две сестры-близнецы, вынужденные делить одно тело. Нет, это не врожденная патология, а воля случая… или неосторожность родителей, тут уж с какой стороны посмотреть. Во время покушения на Таронского консула погибла одна из его дочерей Елена, а вторая дочь Карен упросила не слишком щепетильного доктора пересадить личность ее сестры в собственное тело. В результате этого чудовищного эксперимента девочка лишается памяти и едва не сходит с ума. Ее родителям несказанно везет отыскать специалиста из Хейдаганской империи, которому удается если не исправить, то купировать последствия неудачного эксперимента: вновь обучить Карен навыкам социализации, а Елене показать, как выжить в чужом теле, оставаясь при этом незаметной. Карен не знает о существовании сестры, а лишь отмечает кратковременные провалы в памяти, когда та берет доминирование над телом. Но все тайное становится явным. Правда всплывает наружу, когда влюбленный в Карен, уже коммодора военного флота, капитан Марк вынуждает Елену сознаться. После этого сестры сообща решают найти способ разделится.

Карен и Елена очень разные. Даже удивительно, что только Марк смог их распознать. Они ведут себя по-разному, по-разному реагируют на стресс, по-разному решают критические ситуации. Карен активная, эмоциональная, человек действия, предпочитает силовые методы решения проблем. Настоящий коммодор. В предыдущей версии романа он назывался «Принцесса и воин». Карен и есть этот воин, хотя… это с какой стороны посмотреть, быть может, настоящий воин, борец тут Елена, вынужденная существовать в тени сестры. Впрочем, перед родителями, особенно перед стремящимся доминировать отцом Карен пасует и до сих пор чувствует себя маленькой девочкой, живущей на его подачки и с его разрешения. Также ее угнетает то, что родители, как ей кажется, больше любят и переживает за сестру, а ее пытаются побыстрее выпихнуть замуж.

Елена не сильна в бою, эмоционально закрыта, «ледяная принцесса» — как называет ее Марк. Она умна, даже можно сказать хитра, совмещает в себе дипломатический дар своего отца и во многом берет пример со своего хейдаганского учителя. Проблемы предпочитает решать с помощью разума, уловок, поиска лазеек в контрактах, играет словами. Может она и отмазать сестру от проблем с законом, может и уговорить космических пиратов не стрелять по кораблю, предложив в замен бесполезные результаты исследований. У нее плохие отношения с Марком из-за его прямоты и порой назойливой искренности. Но в глубине души чувствуется, что она очень ранима и скрывает за внешне холодной маской, которую снимает разве что для своего хейдаганского учителя.

Марк, капитан одного из кораблей во флоте Карен, позже ее заместитель. Он очень прямой, искренний, честный человек, всегда старающийся поступать по совести. Именно в его рассуждениях чаще всего проглядывает чуткий психолог. Он эмпат, умеет читать чувства других людей и решать конфликты с помощью компромиссов и уступок. Он рано потерял мать и жил на улице, был вынужден воровать и заниматься контрабандой, при этом грязь и очерствение его не коснулись. Благодаря внутреннему стрежню он не озлобился и не стал циничным и злым. Он многому учит девочку-клона Айн о любви, цене ответов на вопросы, об ответственности за собственные решения и поступки. Пожалуй, это мне запомнилось больше всего. Сейчас в литературе я почему-то очень часто встречаю озлобленных персонажей, ненавидящих весь мир, потому что жизнь их чем-то обидела. Поэтому они смотрят на других людей свысока и поступают против гуманной морали. На мой взгляд, в этом «нигилизме», «ницшианстве»… не знаю, какое более верное слово подобрать, нет силы, одна лишь слабость. По настоящему сильный человек умеет переступить через несправедливость и собственную боль и оставаться человеком вне зависимости от обстоятельств, отвечать за каждый свой неприглядный поступок и не оправдываться «жестокостью мира и железными игрушками в глубоком детстве».

Ветер – хейдаганский учитель Карен и Елены, своеобразный персонаж, хитрец из хитрецов, очень хорошо знающий себе цену. Он хороший профессионал, умеющий прекрасно контролировать свои эмоции, но даже он пасует перед любовью, которая так некстати связала его с одной из собственных учениц – Еленой. Именно поэтому он так жаждет найти для нее новое тело, благодаря которому они бы наконец смогли быть вместе. Порой он бывает слишком напорист и жесток, рационально жесток, что становится страшно. С родной планеты его изгнали, но автор об этой истории упоминает лишь вскользь, намеками… хотя мне бы хотелось именно об этой истории полностью. Он не мелочен и не тщеславен, легко поступается собственной гордостью, чтобы достичь цели. Он легко прощает запутавшегося брата. Он не пытается мстить за то, что сородичи постоянно подсылают к нему наемных убийц и лишь защищается. Хотя даже в этой защите холодно рационален. Ему нужно тело для возлюбленной и он выбирает для нее приглянувшееся тело убийцы, даже против Елены. Да, он часто делает что-то для других, не спрашивая их мнения, впрочем, оно чаще всего оборачивается к лучшему, хотя и ранит поначалу. Он загадочен и опасен, пожалуй, поэтому для меня и стал самым привлекательным и интересным персонажем романа.

Доктор Бергер – тот самый нещепетильный доктор, который кидает всех своих работодателей и воспринимает людей только как интересные случаи из практики. Это он послушал перепуганную тринадцатилетнюю девчонку и пересадил ей в голову личность ее сестры, потому что это был интересный эксперимент. И это он призван помочь сестрам разъединиться. Он неплохой специалист, и он не испытывает проблем с совестью, поэтому его легко можно попросить совершить что-нибудь сомнительное. Из научного интереса. Но когда он получает в свое распоряжение клона-псионика Айн – живое психическое оружие, становится видна его узколобость, которая закрывает ему путь к действительно великим научным открытиям и делает его лишь врачом для контрабандистов, занимающимся темными делишками. Он считает, что Айн достаточно только кормить, и что чувств она испытывать никаких не может, даже когда ее насилуют охранники. И видит лишь, что из ее крови можно создавать антидоты. Но когда Айн попадает к Марку и Елене, которые заботятся о ней, разговаривают, учат жить в человеческом обществе и заботится о себе, она показывает им свои поистине невероятные таланты – телекинез, телепатию, способность воздействовать на психику других людей.

По атмосфере этот роман мне показался похож на один из моих любимых космических сериалов «Вавилон 5». Необычен он был тем, кто конфликты там чаще решались не обстрелом вражеских кораблей, а хитроумными дипломатическими уловками, диверсиями, обманными маневрами. Так и здесь наемный военный флот чаще предпочитает действовать хитростью, а не в лоб, да и балансировать им часто приходится на грани закона, перевозить контрабандой оборудование, вызволять специалистов из плена, искать способ совершить незаконную операцию по пересадке личности в другое тело. Все это делает роман своеобразным, не похожим на другие в жанре.

В заключение хочу сказать автору, что оно все не зря. Прогресс заметен очень сильно хотя бы в том, что касается описаний комнат, соответствующих характеру их владельцев. Да, ты пишешь не по стандартным законам беллетристики, но я считаю, что это неплохо, не всем же быть одинаковыми. Красота искусства в разнообразии, пускай даже кому-то твой стиль придется не по душе.

Советую прочитать роман тем, кто любит космооперу, психологичные отношения между персонажами и живые диалоги."

278 просмотров | 0 комментариев


Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.

Наверх