Поподробней, пожалуйста

Поподробней, пожалуйста

01.09.2015, 18:00

Эта тема мучает меня уже очень давно, но я все никак не решалась взяться за нее. То ли не знала, с какой стороны к ней подойти, то ли не до конца понимала, как описать проблему, то ли… В общем, выскальзывала она у меня из рук, хоть убейся. Но вот сегодня я села за очередную вычитку, увидела знакомый хвост знакомой проблемы, руки судорожно сжались и… удача – тема выловлена. Теперь мы сидим друг напротив друга и думаем, а что же теперь делать?

Для меня вопрос очевиден: препарировать и описать. Вдруг, кому пригодится.
Расскажу немного о сегодняшней вычитке. Без имен, названий и подробностей. Сохраним тайну черновика, нам это не помешает.

В тексте я увидела описание поистине эпического сражения: попытка отвоевать уже захваченный врагами подземный город. Начинается она с того, что к городу возвращается отряд разведки. Им удается прорваться в город и навязать противнику бой на два фланга. Защитники, увидевшие, что к ним пришло подкрепление, воодушевились, и бросились в атаку, хотя до этого лишь вяло оборонялись. Захватчик вынужден отступать, но не намерен так просто сдаться.

За время, пока город был в руках агрессора, был подготовлен план по уничтожению города. Защитники перехватывают сообщение об этом, пытаются предотвратить, но выясняется, что сделать уже ничего нельзя и нужно эвакуироваться. Красиво, скажете вы?

А вот и нет. Все описание этого сражения в тексте занимает всего чуть больше двух тысяч знаков. Всего в четыре раза больше, чем у меня. Причем я-то намеренно старалась максимально сократить описание, чтобы не разглашать конкретной информации.

Так как сражение описал автор, его могли бы описать в учебнике постфактум: сухо изложенные факты, только количества погибших и раненных с каждой стороны не хватает для полного сходства.
К сожалению, такой стиль подачи ключевых, по сути, моментов, не редкость. Я не знаю, что это. Лень автора или неумение подать информацию, но… Вместо того чтобы описать событие, читателю сообщают сам факт: свершилось. А что? Как? Почему?

Такие описания больше похожи на краткий пересказ или подробный план того, как должна выглядеть сцена.

Тут надо оговориться: иногда такая подача информации оправдана. Например, если событие совсем уж второстепенно, или неважно, как именно оно произошло. Да и если его уже когда-то описывали подробно, но по тексту нужно еще раз о нем упомянуть: один герой, лично присутствовавший во время события, рассказывает о нем тому, кого там не было.

Но согласитесь: эпическая битва, защита города, в которой главный герой участвует лично, рискуя жизнью, достойна того, чтобы раскрыть ее подробно. Дорогие авторы, позвольте своим читателям вместе с героями пережить событие. Ведь именно ради этого чувства сопереживания, ради возможности заглянуть в иной мир и рассмотреть его в деталях, мы читаем книги. Не лишайте нас этого удовольствия!

Евгения Литвиненко

1476 просмотров | 14 комментариев

Категории: Сплетни от "Призрачных миров"


Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.




Айли Рей Айли Рей

Да ладно - не раскрученные авторы! Это еще полбеды. Но взялась тут недавно почитать "Песнь Льда и Огня" Мартина. Все уши мне этой книгой прожужжали. Вот там события описываются действительно как в учебнике: ни динамики, ни особых подробностей ключевых событий. Автор может полсотни страниц описывать сборы грибов, но когда дело доходит до битвы или другого острого события, он просто описывает это, грубо говоря, "в пяти предложениях".

19.10.2016, 13:05


Марина Аэзида Марина Аэзида

Ох, какая наболевшая тема!
Поэтому можно я о своих баранах, ладно?
Как же я измучилась, когда писала главу с войной. А потом переписывала, и снова переписывала, и снова... Чтобы именно война получилась, а не "отчет о проделанной работе". В итоге эпизод вырос раза этак в три, да...
А в новой повести мне опять предстоит описывать войну. Заранее боюсь Но хотя бы радует, что прошлые мучения не прошли даром, чему-то все же я научилась. Есть надежда, что в этот раз будет чуть легче. Ну, хочется в это верить.

02.09.2015, 11:53


Евгения Евгения

Ольга: "После, увы, такого не выходило: чтобы и поэтично, и правильно с точки зрения военного дела." - опыт - дело наживное. А если даже не пробовать писать, то и не получится. А раз один раз получилось, значит согете, значит и еще раз получится.

Татьяна: "И все. Где битва-то? Кому не хотелось узнать подробности сражения Боромира с орками? " - Во-во, но тут хотя бы фокусный персонаж реально не присуствовал при битве. можно это хоть как-то понять. А когда главный и по совместительствсух фокусный персонаж принимает активное участие в событии и тебе даже об этом гогворят: вот идет сражение, тут перелом, ГГ влияет на ход сражения. И ты изнываешь: ну как же он влияет? А не ранен ли? А все ли спутники целы? А техника? А не крадется ли по пятам коварный враг? Нет, не крался, постфактум заявляет тебе автор и ведет свое повествование дальше иже вполне себе подробно, но уже не так интересно.

Лана, безусловно, бывает и обратная ситуация. Но, то ли к счастью, то ли к сожалению, такое встречается все же реже. Да и правится, по большому счету, проще. Опять же, откуда ноги растут у чрезмерного описания тех же битв, я понимаю. Мы сейчас как раз продумываем осаду крепости для романа. Все очень эпично, посчтилаи войска, чуть ни до человека, осадные орудия, магов с обеих сторон (естестено, фентезя у мну, кто бы сомневался), просчитали ход битвы, определили переломные моменты продумали финал... Но из всего продуманного в кадр попадет дай бог процентов 10: те самые переломные моменты и финал. Обидно же, хочется развернуться. Вот будем искать золотую середину.

Кстати, как раз для того, чтобы битвы получилась и правильными и красивыми, я привлекаю к их созданию мужчину. В данном случае мужа. Но вообще не принципиально, главное, чтобы разбирался. Он отвечает за "правильно", я за "красиво".

02.09.2015, 04:36


Ежова Лана Ежова Лана

Евгения, согласна, обидно, когда важные моменты из жизни героев проходят мимо.
Неумение описывать определенные сцены – еще не главная причина появления дыр в сюжете. Бывает, что под конец романа автор устает и какие-то интересные эпизоды сливает(
А еще случается, что "поподробнее, пожалуйста" перерастает в "покороче, умоляю". Автор увлекается и размазывает событие, как манную кашу по тарелке. К примеру, читала фэнтези, в котором герой штурмует крепость врага. Отлично написано, но остальные события на фоне "взятия бастиона" просто блекнут. Тогда еще подумалось, что автор, пресыщенный инфой о фортификационных сооружениях, в следующем романе цикла расскажет, как герой крепость обороняет. И знаете, я угадала

01.09.2015, 22:56


Татьяна Танина Татьяна Танина

Так же, как Вы не люблю многоточий в тех местах, где должны быть описаны некие ключевые моменты. Это определенно разочаровывает в романе.
Процитирую, как пример.

«Потом слух Арагорна уловил дальний гул множества голосов снизу, со стороны леса на западном берегу Реки. Арагорн напрягся, вслушиваясь, и вскоре разобрал отдельные крики, а среди них — о ужас — хриплые и резкие голоса орков. Вдруг прозвучал глубокий и сильный зов рога, ударил о гору, забился в камнях и, многократно усиленный эхом, на мгновение перекрыл шум водопада.
— Рог Боромира! — крикнул Арагорн. — Он зовет на помощь! — Следопыт сорвался с вершины и большими прыжками помчался вниз. — Это беда! Сегодня меня преследует злой рок. Что ни сделаю — все плохо. Где Сэм?
Чем ниже он спускался, тем громче слышал крики, а рог звучал все отчаяннее и слабее. Потом вопли орков раздались с удвоенной силой, а рог смолк. Когда Арагорн спустился с горы, стало почти тихо. Обогнув гору слева, он убедился, что голоса быстро удаляются, будто орки уходят, и вот уже нельзя их разобрать.
Выхватив светлый меч, с криком: «Элендил! Элендил!» Следопыт бросился в погоню, ломая ветки.
Немного не добежав до озера, примерно в миле от Луговины Парт Гален, он увидел Боромира. Рыцарь сидел, опираясь спиной о ствол огромного дерева и, казалось, отдыхал. Но в его груди торчало несколько стрел с черным оперением. Боромир крепко сжимал в руке меч, но меч был сломан у рукояти, а расколотый надвое рог лежал рядом. Вокруг валялось множество убитых орков.
Арагорн опустился на колени. Боромир открыл глаза и с усилием прошептал:
— Я пытался отобрать у Фродо Кольцо… каюсь… расплата… — он перевел взгляд на поверженных врагов: их от его руки пало не меньше двадцати. — Невысокликов… забрали… орки в плен. Думаю, что живы… связанные… — он замолчал, опустив тяжелые веки. Но все-таки смог добавить еще: — Прощай, Арагорн. Иди в Минас Тирит, спаси мой народ. Я… Мое… поражение.
— Нет! — горячо сказал Арагорн, беря его за руку и целуя в лоб. — Нет, Боромир, это твоя победа. Большая победа. Мало кто смог бы так. Будь спокоен, Минас Тирит не погибнет.
Боромир слабо улыбнулся.»

И все. Где битва-то? Кому не хотелось узнать подробности сражения Боромира с орками?

Пути авторской мысли неисповедимы… Конечно, спасибо Джексону, что мы теперь можем увидеть эпическую битву. Однако визуальный ряд – это не чтение самого романа. Восприятие иное.

01.09.2015, 21:15


Ольга Романовская Ольга Романовская

Я в таких случаях либо не описываю вообще в сюжете, либо подаю в пересказе от лица героя, либо беру книги и читаю, читаю, читаю... Есть у меня описание одной битвы - ИМХО лучшие страницы в тексте. После, увы, такого не выходило: чтобы и поэтично, и правильно с точки зрения военного дела.

01.09.2015, 19:41


Евгения Евгения

Ну надо будет заняться.

01.09.2015, 18:49


Марина Снежная Марина Снежная

Евгения, с примерами вообще было бы круто и наглядно)

01.09.2015, 18:30


Евгения Евгения

Наверное, я сегодня просто очень на эмоциях была, когда это писала. Не очень понятно выразилась. Надо будет вообще поподробнее заняться этой темой, с примерами уместных и неуместных умолчаний....

01.09.2015, 18:23


Марина Снежная Марина Снежная

"Меня смущает не отсувтвие красочного описания сражения, а то, что я вроде как слежу за главным героем, но с ним переодически случается куча интересных событий, но без меня. Мне их не показывают, мне о них скудненько рассказывают."

Вот насчет этого согласна - это не очень хорошо( Хочется все-таки вживаться в шкуру персонажа, а не получать о нем сухой и краткий отчет.

01.09.2015, 18:10


Евгения Евгения

Ольга, согласна, всегда можно найти выход.

01.09.2015, 17:38


Ольга Варфоломеева Ольга Варфоломеева

Я сама не умею их описывать, потому стараюсь всячески обойти) Но как вариант ещё предлагаю в таких случаях описывать подобные сцены не от третьего лица, а через какого-то персонажа, к примеру, женского. По крайней мере, тогда не будет удивлять - почему больше отдаётся эмоциональной составляющей, а не деталям

01.09.2015, 17:34


Евгения Евгения

Собственно, данный случай меня просто добил. Я все понимаю: опыта мало, вообще не умеешь, желания нет. Но ведь такое встречается далеко не только в батальных сценах. Опускают важные диалоги, события, происшествия. вместо того, чтобы рассказать о них, просто сообщают: случилось.

Меня смущает не отсувтвие красочного описания сражения, а то, что я вроде как слежу за главным героем, но с ним переодически случается куча интересных событий, но без меня. Мне их не показывают, мне о них скудненько рассказывают.

Тут почти как с белокурой Жози, только скрывают вещи, которые и скрывать-то не надо.

01.09.2015, 17:33


Марина Снежная Марина Снежная

Женя, конечно, такое удручает) Но иногда просто автору не хватает опыта, чтобы отобразить батальные сцены. Особенно если автор женщина. Приходится как-то выкручиваться)
Я к подобному отношусь спокойно, если в книге есть другое, за что ее можно похвалить. К примеру, даже если описание батальных сцен да и вообще описания не очень, зато много эмоций, акцент на отношения и прочее. Это для меня уравновешивает подобные недостатки.
Но, конечно, у каждого на такое свой взгляд.

01.09.2015, 17:12

Наверх