Работать по плану или придумывать сюжет на ходу?

Работать по плану или придумывать сюжет на ходу?

05.06.2017, 14:03

Давайте поговорим о том, как вы работаете над книгами?
У каждого писателя, естественно, свои методы работы, но кто-то работает по заранее прописанному плану, а кто-то придумывает сюжет «на ходу».

К какому из этих двух «типов» авторов вы относитесь? Как вам работать проще? Что ваше? И почему?

Лично я отношусь к тем авторам, которые придумывают сюжет по ходу его написания. Если план и составляю, то очень краткий и лишь на несколько эпизодов вперед. Такой стиль работы довольно хаотичный, чреват тем, что периодически может происходить «зависание» - а что же дальше? Нередко приходится возвращаться назад, чтобы что-то переписать. Но хоть такой «путь» напоминает блуждание по темному тоннелю без фонарика, так работать мне интересно. Я расследую события вместе с героями, финал для меня непредсказуем. В голове приходится держать сразу много линий (обычно в сюжете у меня сплетается две-три линии, действие может происходить в настоящем, недавнем прошлом и много лет назад), но все постепенно сплетается в одну «косичку» - только если я буду писать шаг за шагом.

Знаю писателей, которые наоборот, продумывают и прописывают подробный план до финала. Пробовала – не получается, не мое абсолютно, сюжет открывается мне только после того, как написан следующий эпизод. Это как идти по длинному коридору с множеством дверей и открывать постепенно одну за другой.
Давно стала доверять интуиции: если мне вдруг приходит в голову, что герой должен быть одет обязательно в красную толстовку, за окном – идти дождь, а по радио звучать такая-то песня, значит, надо так и писать. Потому что где-то дальше красная толстовка, дождь и песня сыграют свою роль.

Расскажите, как пишете вы? Интересно!

Калинина Наталья

363 просмотров | 31 комментариев

Категории: Сплетни от "Призрачных миров"


Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.




Natalia Natalia

А бывает так, что внешность меняется? Или что внешность неожиданно влияет на характер героя? К примеру, задумывалась героиня брюнеткой с короткой стрижкой - решительной, властной, а в романе вдруг "прописалась" блондинкой с кудряшками, которой уже "не идет" властный характер, напротив, выходит героиня робкой, нежной, домашней? (характеры взяла от балды ).

> Екатерина Чёткина:
> Чаще пишу без плана. Хотя на листочке выписываю имена героев, внешность характер, время и место действия.

13 дней назад


Natalia Natalia

Светлана, очень образное и интересное сравнение! Видно писателя!
> Светлана:
> всегда пишу рабочий план, обязательно - имена героев, география и названия, коротко - историческая справка, правление, если новый мир - то его краткая характеристика, и основной путь сюжета, НО - некоторые эпизоды в ходе работы изменяются до неузнаваемости, потому что когда добираешься до этой точки в романе, то видишь ее уже по-другому. Вообще способ создания произведения мне самой напоминает взгляд на картину сверху, с высоты птичьего полета. Ты видишь общие очертания, затем ты опускаешься все ниже и постепенно прорисовываешь детали, при этом многое при близком рассмотрении меняется и становится ясно: то, что ты принимала за сарай, на самом деле - лесной храм, а вместо корабля плывет кит, тебе просто показалось. И герои решили свернуть вправо, а не выбрали прямой путь. Порой возникают новые узлы на ткани, издали ты их не видела. Примерно вот так

13 дней назад


Natalia Natalia

Ничего себе - пять!
У меня так не выходит. Пока не допишу одну книгу и не "остыну" от нее, новая история не рождается.


> Хафизова Светлана:
> Точно так же. Писать по-плану скучно, герои не желают ему следовать, диктуют свое, совершают непредсказуемые поступки, и все попытки вернуть их в плановую линию портят книгу. Вдохновение планам не подчиняется. Я могу в один день написать проду сразу для двух совершенно разных книг, а могу два-три дня не увидеть ни строчки. План если и составляю, то в одном абзаце, очень кратко и обобщенно. Идей для книг- на две жизни хватит, в работе пять, но есть приоритетные, которые ждут читатели. Я вживаюсь в героя, смотрю его глазами, слышу его ушами, думаю его мозгами и все дальнейшие события вытекают из характера и поступков героя. После двух-трех глав книга пишется сама собой, я лишь иногда при необходимости поправляю кое-что, шлифую, свожу к логике и хронологии. Так что да, пишу по вдохновению, а не по плану. По плану, ИМХО, писать можно только учебники.

13 дней назад


Natalia Natalia

Ольга, ручки и блокноты - моя страсть!! Делаю там наброски - отдельные фразы, кратко - идеи, мысли. Иногда, как уже писала, коротенький, не больше чем на главу-две - план
> Ольга Романовская:
> > Natalia:
> Вот такое у меня есть всегда, я записываю сюжет в блокнот ручкой, но коротко, тезисно, не умею писать так, чтобы не знать ничего, кроме текущего эпизода, потому как надо "ружья" вешать.

13 дней назад


Екатерина Чёткина Екатерина Чёткина

Чаще пишу без плана. Хотя на листочке выписываю имена героев, внешность характер, время и место действия.

14 дней назад


Светлана Светлана

всегда пишу рабочий план, обязательно - имена героев, география и названия, коротко - историческая справка, правление, если новый мир - то его краткая характеристика, и основной путь сюжета, НО - некоторые эпизоды в ходе работы изменяются до неузнаваемости, потому что когда добираешься до этой точки в романе, то видишь ее уже по-другому. Вообще способ создания произведения мне самой напоминает взгляд на картину сверху, с высоты птичьего полета. Ты видишь общие очертания, затем ты опускаешься все ниже и постепенно прорисовываешь детали, при этом многое при близком рассмотрении меняется и становится ясно: то, что ты принимала за сарай, на самом деле - лесной храм, а вместо корабля плывет кит, тебе просто показалось. И герои решили свернуть вправо, а не выбрали прямой путь. Порой возникают новые узлы на ткани, издали ты их не видела. Примерно вот так

16 дней назад


Хафизова Светлана Хафизова Светлана

Точно так же. Писать по-плану скучно, герои не желают ему следовать, диктуют свое, совершают непредсказуемые поступки, и все попытки вернуть их в плановую линию портят книгу. Вдохновение планам не подчиняется. Я могу в один день написать проду сразу для двух совершенно разных книг, а могу два-три дня не увидеть ни строчки. План если и составляю, то в одном абзаце, очень кратко и обобщенно. Идей для книг- на две жизни хватит, в работе пять, но есть приоритетные, которые ждут читатели. Я вживаюсь в героя, смотрю его глазами, слышу его ушами, думаю его мозгами и все дальнейшие события вытекают из характера и поступков героя. После двух-трех глав книга пишется сама собой, я лишь иногда при необходимости поправляю кое-что, шлифую, свожу к логике и хронологии. Так что да, пишу по вдохновению, а не по плану. По плану, ИМХО, писать можно только учебники.

17 дней назад


Ольга Романовская Ольга Романовская

> Natalia:
Вот такое у меня есть всегда, я записываю сюжет в блокнот ручкой, но коротко, тезисно, не умею писать так, чтобы не знать ничего, кроме текущего эпизода, потому как надо "ружья" вешать.

18 дней назад


Natalia Natalia

Тоже самое!!! Написала одну книгу по плану, из двадцати. И считаю ее самой простой и предсказуемой. как и читатели Не мое
> Нелли Игнатова:
> Написала по плану одну(!) книгу из более чем двадцати, впрочем, не самую плохую. Мне тоже интереснее, когда я сама не знаю, что будет дальше, герои будто действуют сами, ради таких моментов и пишу. Конечно, бывают и зависания, могу свободно отложить эту книгу, и писать другую, а потом с удовольствием вернусь к первой.

19 дней назад


Natalia Natalia

Главное, чтобы начиналось! И потом приходило к финалу!
> Пекур Татьяна:
> В форме бреда если честно Начинаю просто как что-то эпизодичное и даже стремное, потом причесываю, а в конце даже прилизываю

19 дней назад


Natalia Natalia

Планы тоже не люблю. Скучно.
НО иногда все же короткий составляю - когда перемахнула за половину (или треть), когда застопорилось что-то. Скорее это даже не план, а размышленяя с ручкой над тетрадью "А что если так?.."
> Ольга Романовская:
> > Natalia:
> Мне просто скучно писать план и лень все продумывать, убивает желание писать. Для меня безопасен только короткий план, где, допустим, обозначены все события, которые должны произойти. Особенность мышления, только и всего: изучить, а дальше куда заведет пытливый ум

19 дней назад


Natalia Natalia

Ого! Четыре книги сразу!
Вот так не умею, совершенно. Пока не напишется одна история, не "откроется" другая.
Пометки тоже делаю - без этого никуда. Но случалось и так, что написала я себе "Герой носит дреды, глаза - карие, гладко выбрит, зовут Федя". А пишу и понимаю, что герой у меня выходит коротко стриженным, с бородкой и зеленоглазый, и зовут его вовсе не Федя, а Вася.

> Анатолий:
> Плана я не пишу, он как бы крутится в голове (и очень приблизительный), а вот то, что тут называют мануалом, я составляю на каждую книжку, только называю его - пояснениями и делаю из трёх частей: 1. Герои, 2. География, 3.Остальное. В это пояснение подробно записываю всё в алфавитном рорядке, а то вот какой-то второстепенный герой, вдруг вылезет в ранее описанном месте, а я уже не помню как он выглядит (цвет волос, глаз и, вообще, сколько у него ног), да и что-то за место уже смутно представляю (всё-таки - иногда четыре книги крутятся в голове Вот тут и помогают подробные пояснения (кто, какой, почему и т.д.
> А по поводу плана - любая задумка, даже самая незначительная - это уже план, пусть он только в голове, но уже крутится, а раз крутится, значит обрастает потихоньку разными подробностями, иногда - не зависимо от моего желания

19 дней назад


Natalia Natalia

А я чтобы лучше узнать героев, "пью с ними чай"
Представляю, как они за чаепитием ведут какие-то отвлеченные разговоры - о погоде или какой-нибудь ерунде, а сама "подглядываю" за их привычками. Нередко выходит, что придумала "головой" один образ, а "увидела" совершенно другой, и это может даже ломать придуманную схему развития событий (может поэтому не люблю, да и не получается, придумывать длинные планы). Этот момент "чаепития с героями" обыграла в романе "Ледяной поцелуй страха" (там героиня - писательница).

> Кира Стрельникова:
> > Natalia:
> > Кира, а как больше нравится (лучше работается) - по плану или без?
> От текста зависит. Есть те, которые нужно прописать, потому что целиком картинки не получается, а мозаика из разрозненных сцен в голове бесит. Есть те, которые сел - и написал, от начала и до конца, чисто по вдохновению. В первом случае пишется быстрее и легче, потому что садясь за файл, я уже знаю, что писать буду. Во втором - медленнее, но в какой-то степени интереснее, потому что мне самой интересно, как вырулят герои в той или иной ситуации.
> Но всегда составляю рабочий файл, с именами, краткой характеристикой, описанием и какими-то особенностями - чтобы потом по тексту не искать судорожно, какого цвета волосы у героя или рюшечка на платье у героини. Туда же завожу ключевые моменты, чтобы не получилось, что герои два раза договорились об одном и том же моменте с разницей в несколько страниц. Ну и прописываю мир, его особенности, тоже скорее для себя, потому как декорации мне даются с некоторым трудом. Я могу придумать историю, а вот оригинальный мир со своими законами, магией, политикой и экономикой - это если только нахлынет. Я гуманитарий чистой воды, и вот этот весь антураж, особенно с интригами и политическими и экономическими играми для меня тёмный лес. Обычно просто в общем прописываю какие-то моменты.

19 дней назад


Элличка Элличка

Добрый день!

> Пекур Татьяна:
> В форме бреда если честно Начинаю просто как что-то эпизодичное и даже стремное, потом причесываю, а в конце даже прилизываю

Полностью согласен, только не бреда, а визуализации необычной ситуации и (или) героя (героини) – звучит лучше :

Пишу и без плана и не соблюдая последовательного развития сюжета. Могу сказать, это не добавляет произведениям ни «законченности, целостности» ни популярности. Подозреваю, что при написании по плану вышли бы лучшие тексты, причем быстрее и чище. Но у меня писание – хобби.
Что касается плана, то хотя бы неявно он задан всегда. Не явно означает, что если он не оформлен ни текстуально ни мысленно, он тем не менее может быть обнаружен в видеусловий среды, как природных так и общественных, сопутствующих действию. Например если вокруг героев зима, то они тепло одеты и наоборот в тропиках – нуждаются в воде. Или если тема: борьба некого добра с неким злом, то каждый из нас может сразу представить общий план план текста. Или, например, я пишу без плана, но если взять трилюбые последовательные повести то легко увидеть, что она написаны словно по одному плану и т.п. подобных примеров много.

С уважением,
Элличка.

20 дней назад


Нелли Игнатова Нелли Игнатова

Написала по плану одну(!) книгу из более чем двадцати, впрочем, не самую плохую. Мне тоже интереснее, когда я сама не знаю, что будет дальше, герои будто действуют сами, ради таких моментов и пишу. Конечно, бывают и зависания, могу свободно отложить эту книгу, и писать другую, а потом с удовольствием вернусь к первой.

20 дней назад


Пекур Татьяна Пекур Татьяна

В форме бреда если честно Начинаю просто как что-то эпизодичное и даже стремное, потом причесываю, а в конце даже прилизываю

21 дней назад


Ольга Романовская Ольга Романовская

> Natalia:
Мне просто скучно писать план и лень все продумывать, убивает желание писать. Для меня безопасен только короткий план, где, допустим, обозначены все события, которые должны произойти. Особенность мышления, только и всего: изучить, а дальше куда заведет пытливый ум

21 дней назад


Анатолий Анатолий

Плана я не пишу, он как бы крутится в голове (и очень приблизительный), а вот то, что тут называют мануалом, я составляю на каждую книжку, только называю его - пояснениями и делаю из трёх частей: 1. Герои, 2. География, 3.Остальное. В это пояснение подробно записываю всё в алфавитном рорядке, а то вот какой-то второстепенный герой, вдруг вылезет в ранее описанном месте, а я уже не помню как он выглядит (цвет волос, глаз и, вообще, сколько у него ног), да и что-то за место уже смутно представляю (всё-таки - иногда четыре книги крутятся в голове Вот тут и помогают подробные пояснения (кто, какой, почему и т.д.
А по поводу плана - любая задумка, даже самая незначительная - это уже план, пусть он только в голове, но уже крутится, а раз крутится, значит обрастает потихоньку разными подробностями, иногда - не зависимо от моего желания

21 дней назад


Кира Стрельникова Кира Стрельникова

> Natalia:
> Кира, а как больше нравится (лучше работается) - по плану или без?
От текста зависит. Есть те, которые нужно прописать, потому что целиком картинки не получается, а мозаика из разрозненных сцен в голове бесит. Есть те, которые сел - и написал, от начала и до конца, чисто по вдохновению. В первом случае пишется быстрее и легче, потому что садясь за файл, я уже знаю, что писать буду. Во втором - медленнее, но в какой-то степени интереснее, потому что мне самой интересно, как вырулят герои в той или иной ситуации.
Но всегда составляю рабочий файл, с именами, краткой характеристикой, описанием и какими-то особенностями - чтобы потом по тексту не искать судорожно, какого цвета волосы у героя или рюшечка на платье у героини. Туда же завожу ключевые моменты, чтобы не получилось, что герои два раза договорились об одном и том же моменте с разницей в несколько страниц. Ну и прописываю мир, его особенности, тоже скорее для себя, потому как декорации мне даются с некоторым трудом. Я могу придумать историю, а вот оригинальный мир со своими законами, магией, политикой и экономикой - это если только нахлынет. Я гуманитарий чистой воды, и вот этот весь антураж, особенно с интригами и политическими и экономическими играми для меня тёмный лес. Обычно просто в общем прописываю какие-то моменты.

21 дней назад


Natalia Natalia

Юлия, и у меня так случается
> Юлия:
> Пишу без плана. Есть в голове несколько сюжетных точек, через которые должны пройти герои. Как они туда попадают - уже их дело. Они лучше меня ориентируются в ситуации. Вот бывают моменты на полстранички, когда ну реально вымучиваешь кусочек. Надо его написать, а никак. Тут хоть с планом, хоть без него, все со скрипом. Зато как напишешь, так бодро идет дальше. Благо таких моментов мало и случается редко.

21 дней назад


Natalia Natalia

Вот, и мне важна картинка! Вижу её - идёт текст
Кстати, не первый раз уже читаю о том, что зависает сюжет там, где есть план. С чем это может быть связано? С тем, что уже неинтересно писать приписанный в виде плана момент?
> Ольга Романовская:
> Кому как удобнее. Плюс зависит от текста. У меня читатели разницы не видят, а вот "зависания" как раз лично у меня там, где есть подробный план. Это моя особенность - все держу в голове, в виде картинки, вот если есть картинка, все хорошо, а если нет, никакой план ее не создаст.
> Всегда знаю конец, кульминацию, важные моменты, тоже в виде образов. Правда, детективы и сложные интриги всегда пишу с планом, но он у меня очень короткий и тезисный, 1-2 страницы А3 и всегда рукописный, мелким почерком.
> Мануал есть, там все о персонажах записано, но это не план, а досье.

21 дней назад


Natalia Natalia

Анатолий, вот и у меня похоже:возникает какой-то эпизод и...
> Анатолий:
> Точно также: никакого предварительного плана Идея написать книгу возникает с представления какого-нибудь эпизода (даже не начального и не финального, может быть где-то в середине Да бывают "зависания", но это очень относительно, потому что в голове крутится ещё какой-то эпизод, а если он не вписывается в эту книгу, то идёт другая (иногда до 4 параллельно). А что касается этих самых "зависаний", то лично у меня - это внешние факторы, не дающие писать (в том числе и проблемы со здоровьем А какие получаются сюжеты?.. Меня часто упрекают, что слишком много "накручено", но тут ничего не поделаешь - фантазия буйная в жёсткие сюжетные рамки не укладывается

21 дней назад


Юлия Юлия

Пишу без плана. Есть в голове несколько сюжетных точек, через которые должны пройти герои. Как они туда попадают - уже их дело. Они лучше меня ориентируются в ситуации. Вот бывают моменты на полстранички, когда ну реально вымучиваешь кусочек. Надо его написать, а никак. Тут хоть с планом, хоть без него, все со скрипом. Зато как напишешь, так бодро идет дальше. Благо таких моментов мало и случается редко.

21 дней назад


Natalia Natalia

С уважением отношусь к авторам, которые умеют написать план на все произведение. Я же работаю интуитивно. Иногда, "примеряя" тот или иной момент, включаю чувства: какие ощущения вызывает, холодно или горячо, то есть, подходит или нет? Отбрасываю многие идеи и оставляю только ту, на которое внутреннее чувство ответило "да".
Кстати, когда я только пришла на сайт, меня привлек отрывок одного романа - вашего, про Вайолет. Потом я на что-то отвлеклась... И сейчас опять на него попала знак? Надо будет прочитать роман
> Ирина:
> Пишу только по плану. Страниц пять (формата А4) - разбивка по главам, расстановка локаций и персонажей, обрисовка ключевых поворотов в сюжете. После этого приступаю к написанию. Для меня план - это идея книги, то, что хочу донести до читателя, поэтому он позволяет писать и от начала к концу, и от конца к началу, и даже начинать с середины.

22 дней назад


Ирина Ирина

Пишу только по плану. Страниц пять (формата А4) - разбивка по главам, расстановка локаций и персонажей, обрисовка ключевых поворотов в сюжете. После этого приступаю к написанию. Для меня план - это идея книги, то, что хочу донести до читателя, поэтому он позволяет писать и от начала к концу, и от конца к началу, и даже начинать с середины.

22 дней назад


Natalia Natalia

Кира, а как больше нравится (лучше работается) - по плану или без? Не ради поиска какого-то волшебного рецепта или статистики, просто интерес. Люблю разговоры о писательской "кухне"!
Да, детали тоже записываю в тетради. Там же набрасываю коротенький (на ближайшую главу) план, когда написано хотя быть на треть (хотя чаще всего план появляется уже ближе к финалу - и ради того, чтобы не упустить детали, связать все линии, дать всему объяснение).

Ужасно не люблю провисания. Случается, когда отвлекаюсь от книги. Похоже, с книгами у меня такой договор: сюжет разворачивается при условии, что я погружена в книгу. "Отложить на пару месяцев, а потом вернуться" - не про меня, теряю интерес к книге, забываю написанное, теряю вдохновение. Увы, сейчас такой период (из-за маленького ребенка), что приходится делать перерывы, отвлекаться на другие дела. Отложила книгу на какой-то период, сейчас мне сложно в нее "вернуться"


> Кира Стрельникова:
> И так, и так. Иногда прописываю план на костяк сюжета, а подробности уже по ходу дела. Иногда пишу на фонарь, но прописываю в мануале на пару-тройку сюжетных ходов вперёд, чтобы самой не запутаться и не упустить детали. Зависание страшно не люблю, если у меня стопорится книга на каком-то месте, то к сожалению, я могу быстро остыть и потерять к ней интерес. Поэтому всё же чуть-чуть наперёд продумываю в любом случае, чтобы не зависать на каких-то эпизодах.

22 дней назад


Ольга Романовская Ольга Романовская

Кому как удобнее. Плюс зависит от текста. У меня читатели разницы не видят, а вот "зависания" как раз лично у меня там, где есть подробный план. Это моя особенность - все держу в голове, в виде картинки, вот если есть картинка, все хорошо, а если нет, никакой план ее не создаст.
Всегда знаю конец, кульминацию, важные моменты, тоже в виде образов. Правда, детективы и сложные интриги всегда пишу с планом, но он у меня очень короткий и тезисный, 1-2 страницы А3 и всегда рукописный, мелким почерком.
Мануал есть, там все о персонажах записано, но это не план, а досье.

22 дней назад


Natalia Natalia

Соня, обожаю такие моменты - когда раз, и деталь оказывается очень важной для развития сюжета!

> Соня Ван:
> А точно так же Особенно насчет интуиции верно сказано. Упоминаешь впроброс мелкую деталь - исключительно для создания атмосферы - а дальше она *БАЦ* и играет очень даже немаловажную роль.
> По плану тоже пробовала - сработало на два эпизода вперед. Дальше план остался планом, а мы с сюжетом поехали дальше)

22 дней назад


Анатолий Анатолий

Точно также: никакого предварительного плана Идея написать книгу возникает с представления какого-нибудь эпизода (даже не начального и не финального, может быть где-то в середине Да бывают "зависания", но это очень относительно, потому что в голове крутится ещё какой-то эпизод, а если он не вписывается в эту книгу, то идёт другая (иногда до 4 параллельно). А что касается этих самых "зависаний", то лично у меня - это внешние факторы, не дающие писать (в том числе и проблемы со здоровьем А какие получаются сюжеты?.. Меня часто упрекают, что слишком много "накручено", но тут ничего не поделаешь - фантазия буйная в жёсткие сюжетные рамки не укладывается

22 дней назад


Кира Стрельникова Кира Стрельникова

И так, и так. Иногда прописываю план на костяк сюжета, а подробности уже по ходу дела. Иногда пишу на фонарь, но прописываю в мануале на пару-тройку сюжетных ходов вперёд, чтобы самой не запутаться и не упустить детали. Зависание страшно не люблю, если у меня стопорится книга на каком-то месте, то к сожалению, я могу быстро остыть и потерять к ней интерес. Поэтому всё же чуть-чуть наперёд продумываю в любом случае, чтобы не зависать на каких-то эпизодах.

22 дней назад


Соня Ван Соня Ван

А точно так же Особенно насчет интуиции верно сказано. Упоминаешь впроброс мелкую деталь - исключительно для создания атмосферы - а дальше она *БАЦ* и играет очень даже немаловажную роль.
По плану тоже пробовала - сработало на два эпизода вперед. Дальше план остался планом, а мы с сюжетом поехали дальше)

22 дней назад

Наверх