Яна Черненькая: "Каждая книга - окно в другой мир"

Яна Черненькая: "Каждая книга - окно в другой мир"

28.07.2018, 10:00

Сегодняшний гость рубрики «Тет-а-тет с писателем» золотой призер конкурса «ПродаМастер-2017», «Волшебная сказка», «Рассказ в жанре юмористического фэнтези», автор романов, журналист, неутомимый и очень общительный человек Яна Черненькая.

Яна, помните свой первый писательский опыт? О чем это было?

Помню. Это было нечто вроде подражания «Затерянному миру» Артура Конан Дойла. Написала пару страничек. Вот только теперь понять не могу: оно на самом деле было так смешно, или же мне так просто казалось. Пока писала, смеялась много и до слез. Увы, текст не сохранился. Протестировать на живых читателях не получится. Может, к лучшему. Было это, примерно, в классе девятом, вряд ли в том возрасте можно было ожидать сногсшибательных успехов. Уже потом, намного позже, попробовала писать во второй раз. Итог второго захода висит сейчас на «Призрачных мирах». Трилогия про Горную обитель: https://feisovet.ru/магазин/Целительница-душ-Яна-Черненькая и https://feisovet.ru/магазин/Открывающая-врата-Яна-Черненькая. К сентябрю будет последняя часть. Книга уже написана, но решили повременить с ее выходом до осени.

В разделе об авторе на ПродаМане у Вас представлена интересная фраза: «Habent sua fata libelli - книги имеют свою судьбу». Какой смысл Вы в это вкладываете?

Боюсь показаться слишком оторванным от земли созданием, однако без некоторой доли мистики на этот вопрос не ответить. Я искренне считаю, что наше воображение способно создавать новые миры. Каждая книга, каждое произведение, создатель которого вкладывал в творение свою душу — это окно в другой мир.

Может быть, смотрели фильм «Бесконечная история»? Вот примерно так все и есть. Разные бывают создатели. И миры у них получаются разные. Бывают убогие, плоские, упрощенные. Бывают сложные, коварные и жестокие. Бывают сказочные, добрые, мечтательные. Но каждая книга, а, стало быть, и заключенный в ней мир, имеет свою судьбу. Чем больше у книги читателей, тем сильней становится мир, ведь в него начинают верить, его начинают видеть. Забывают книгу — умирает и мир. Так что для меня дело не в буквальном понимании, что бумажные книги меняют своих хозяев. Здесь речь идет о том, что автор лишь создает новую книгу, а найдет ли она отклик в душах читателей, многим ли запомнится, многие ли захотят перечитать ее еще раз — это и есть судьба книги. В этом плане судьбу книг вершат читатели. Автор лишь дает начальный импульс.

Интересная теория. Яна, сказки, байки, юмор, романтическое, приключенческое, детективное и даже дарк фэнтези… Почему столь много разнообразия и какой все же любимый жанр?

А нет у меня любимого жанра. Фэнтези. Этим все сказано. Процитирую одну из многочисленных любимых книг «Сердца четырех» Джека Лондона:

 

«— А что, у женщин нет никаких нравственных законов, а только…

— Да! Только настроение! Закон сердца!»

У меня тоже нет никаких законов и ограничений. Это новый мир выбирает меня, а не я — его. Так что в этом плане вопрос к книгам. Пожалуй, я бы назвала свой любимый жанр психологическим фэнтези. Оно может быть юмористическим, может быть детективным или романтическим, но объединяет книги одно: у персонажей есть своя тщательно проработанная психология, свои реалистичные характеры и свой непростой конфликт. Мне нравится решать нерешаемые задачи. Нравится, когда в книге не идеальные персонажи, а персонажи со своей историей, своими недостатками и слабостями. Все как в жизни, пусть это и фэнтези. Я люблю многоцветные миры, а в многоцветных мирах никогда не бывает однозначных ответов на вопросы.

Есть ли среди Ваших книг та, которую по праву можете назвать любимой? Расскажите нам о ней. Чем она так уникальна для автора?

Родители любят детей одинаково. Я тоже не могу выделить какую-то одну. Есть книги, которыми я особенно горжусь. Но это не означает, что остальные мне дороги меньше. «Сказки древнего леса»  важны для меня, как своего рода, источник вдохновения. «Точка невозврата: лед и вода»  — шаг на другой уровень. Действительно серьезный уровень. «Крестная дочь великого инквизитора» — это связь с историей и легендами. «Жертвы драконьего хобби»  — способ оторваться и возглавить бунт марионеток. Я и дальше могу перечислять. Но как тут можно выбрать? Теплое или синее?

Яна, а над чем Вы работаете сейчас?

Создаю новый мир. Очень сложный. С глобальной историей, своей географией, историческими личностями, растительным и животным миром. Одновременно пишу еще книги: «Жертвы драконьего хобби», о том, как оживший герой говорит «Нет» бездарному автору и пишет историю сам, «Альваросские крысоловы».  «Альваросские крысоловы»   по мотивам легенд средневековой Европы, самостоятельное продолжение «Крестной дочери великого инквизитора».

Ну и, да, как и просили, потихоньку начали работу над второй книгой про ангелов из «Точки невозврата». Это будет тоже вполне самостоятельное произведение про то, как сложились дальше судьбы героев. То самое «жили они долго и счастливо» после свадьбы, которое на деле часто трансформируется в «а дальше такое началось…».

Как находите время для работы над несколькими книгами параллельно? Что помогает не запутаться между мирами и героями?

Я сплю по 4-5 часов, пишу в любое свободное время даже на смартфоне и очень быстро набираю текст. Так время и появляется. По мирам я составляю ментальные карты. В них расписано все, что только возможно. Такое специальное программное обеспечение, позволяющее структурировать и систематизировать информацию — я же техноманьяк, хоть и позиционирую себя гуманитарием.

Ко всему прочему книги слишком разные. Согласитесь, сложно перепутать хлеб с платьем. Вот и мне было бы непросто перепутать средневековую Европу с развитым магическим миром или гротескной пакостью, которую придумал чокнутый дракон.

Роман «Точка невозврата. Лед и вода», который недавно вышел в ИМ «Призрачные Миры» отличается от Ваших других книг. Эту историю, как мне кажется, нужно очень внимательно читать между строк  чувствуется глубина. Расскажите, как родился замысел сюжета и чем зацепили герои?

Замысел… идея давно висела в воздухе. Хотелось написать книгу про двух подруг. Но все откладывала и откладывала. А потом ко мне в гости приехала Мика. Мы вызвали такси и познакомились с таксистом, который изрек знаковую для нас фразу: «Мы все не те, кем кажемся». Водитель отвез нас в ирландский паб с красной телефонной будкой перед входом. Какая мелочь, правда? Но с этого все и началось. А потом история начала обрастать подробностями и персонажами как снежный ком, который катится с горы. Герои сами приходили к нам, сами решали свою судьбу. История про двух подруг пропала, став историей о непростом выборе, который не может быть правильным, и о тех, кто присматривает за миром людей. Герои в нашей книге действительно живые, иногда даже слишком, с непростыми характерами и судьбами, с ошибками, совершенными в прошлом, которые сильно влияют на настоящее. Наших героев можно любить или ненавидеть. Каждый читатель увидит в них что-то свое.

Все герои разные. У них свои проблемы, страхи, болевые точки. Нет ни одного однозначно хорошего или плохого. Да и антагониста, как такового, тоже нет. Есть только судьба и обстоятельства, система, которой все равно. Она выше морали и оценочных суждений. И в этой системе есть маленькие винтики, которые в какой-то момент начинают бунтовать, не желая мириться с предначертанным. Они пытаются идти против своей судьбы, хотя шансов ее изменить ничтожно мало. Победитель получает все. Проигравший все теряет... Вот только иногда даже победа над системой служит ее целям.

Поговорим о работе в соавторстве. В чем, на Ваш взгляд, плюсы и минусы?

Уточню — я сейчас буду говорить о нашем соавторстве с Микой. Это принципиально и вот почему: мы с Микой — два полюса магнита. У нее на первом месте эмоции, у меня логика. Нам нравятся принципиально разные вещи. Мы абсолютно непохожи друг на друга. Мы дружим очень много лет и до сих пор, о ужас, даже друг друга не убили. В основном, потому что Мика философски относится к моему взрывному темпераменту, а у меня редко отключают холодную воду. Бывает, хочется разругаться вдрызг, тогда я засовываю голову под кран, раздается шипение, и желание всех убивать быстро сходит на нет.

Плюсы: когда один в упадке, второй отвешивает ему пинка, делает первый шаг, а потом уже проще. Когда моя логика забивает эмоции, Мика останавливает меня. Когда ее эмоции перевешивают здравый смысл — вмешиваюсь я. Мы пишем вместе и одновременно, так что не пытайтесь найти кусочки, написанные только ею или только мной. Одно и то же предложение может быть написано нами обеими — на помощь приходят информационные технологии. Но работа это действительно непростая и серьезная.

Минусы… Иногда приходится долго договариваться друг с другом. Но это бывает очень редко. У нас действительно хороший тандем. Сложно выбрать время для работы. Пожалуй, это единственный минус.

Подскажите тем, кто втайне лелеет желание написать что-то в соавторстве и пока страшится. Как обойти подводные камни такого творческого союза?

Универсального рецепта нет. Мне везет в том плане, что мы с Микой, как я уже говорила, очень давно знакомы и идеально сочетаемся. А вообще соавторство — это как поход в горы. Хорошая проверка на совместимость. Есть вероятность либо обрести надежного проверенного друга, либо потерять хорошего знакомого. Это уж как повезет. Но, с моей точки зрения, рисковать стоит, ведь проверенный друг всегда лучше просто хорошего знакомого. Любите играть в рулетку? Ну вот вам и легальный повод попробовать азартные игры ;). На кону «хороший друг» против «просто знакомого».

Яна, Ваша книга «Крестная дочь великого инквизитора» стала золотым призером конкурса «ПродаМастер-2017». Как Вы думаете, что в этом романе поспособствовало успеху, победе?

 Этот вопрос нужно задавать жюри. С моей же стороны, внимание к деталям. Я увидела мир и погрузилась в него на два месяца… домашним сильно досталось. Не всякий может два месяца жить в одной квартире с форменным лунатиком, который слабо связан с реальностью, а на вопросы иной раз отвечает на латыни или еще на каком-нибудь тарабарском наречии. Зато я полностью переселилась к своим героям в другое измерение. Я читала литературу по теме, искала источники, сравнивала разные данные, общалась с реконструкторами, часами просиживала над спутниковыми картами, изучала природу, мифы, легенды, старалась представить все в мельчайших деталях.

И… не особо рассчитывала на победу. Просто создавала мир, который очень хотел появиться. Победила? Значит, мир оказался интересным ))

Какова творческая жизнь после победы в конкурсе? Звание победителя ПродаМастера как-то повлияло на Вас или творчество?

Все так же, как и было. Только теперь мне преподают хитрую науку, как заинтересовать читателей и правильно преподнести свои книги. Это интересно. И полезно. Но на творчество никак не влияет, разве что иной раз подкидывают темы для коротких рассказов. Это позволяет переключиться.

Что можете посоветовать конкурсантам «ПродаМастера-2018»? На что обратить особое внимание?

Читайте книги. Много хороших и мудрых книг. Ставьте себя на место ваших персонажей. Если не можете этого сделать, то не пишите книгу. Если вы не чувствуете своего героя, то герой не будет личностью. Он будет вашей марионеткой. А про марионеток интересно читать только в одном случае — если они решают сказать «Нет» своему создателю. Но для этого… вам все равно придется поставить себя на их место.

Яна, Ваша сказка «О замерзшем огне и растаявшем сердце» стала золотым призером конкурса «Волшебная сказка», а рассказ «Гамлет, Принц Г. Адский» завоевал первое место в конкурсе юмористических рассказов. Рецептом успеха поделиться не прошу, но скажите, влияет ли участие в конкурсах на развитие автора в творчестве?

Считаю, что участие в конкурсах никак не может повлиять на творческое развитие автора. Влияет опыт, работа над собой, стремление к совершенствованию, вечное недовольство тем, что ты делаешь. А конкурс — это всего лишь повод проявить себя. Останется ли что-то в сухом остатке — зависит только от автора.

Вышеупомянутые победы принесли мне две шикарные иллюстрации. И это действительно здорово. Одна из них стала обложкой моей новой книги «Ложная путеводная звезда», которая уже  появилась на ПродаМане. Очень приятный бонус).

Поделитесь, пожалуйста, творческими планами на ближайшее будущее.

Мои планы на будущее, в целом, совпадают с тем, что я делаю сейчас. Хочу создать новый сложный мир, разработанный до мельчайших деталей. Проект амбициозный, поэтому готовлюсь к нему как к походу на Чогори (одна из самых опасных гор для восхождения). Начинаю с простого. Пока пишу легкую (в моем понимании) романтическую историю, которая происходит во времена всеобщего благоденствия.

Персонажи в разных книгах по миру будут разные. В далеких планах ох-какая-непростая-книга. Возможно, писать ее буду вместе с Микой. Самой страшновато. Очень хочется, чтобы получилось действительно сильное произведение.

Блиц-опрос:

Писательство дарит мне… возможность делать то, что я должна делать и то, что делает меня счастливой.

Идеальная концовка для книги  та, которую продиктовали мир и герои, а не та, которую создал авторский произвол.

Мои персонажи… живые и своенравные. 

В моих романах читатель ищет… увлекательные истории с нетривиальным сюжетом и новые мысли. Во всяком случае, я на это надеюсь.

Успешный автор тот, чьи книги находят своего читателя. 

 

Благодарю Яну, что приоткрыла нам завесу для подглядывания за ее творческим процессом. Пусть все Ваши планы будут успешно реализованы. Сил, вдохновения, новых ярких идей и верных, активных читателей.

Беседу провела Татия Суботина. До новых встреч в рубрике «Тет-а-тет с писателем»!

247 просмотров | 0 комментариев

Категории: Тет-а-тет с писателем


Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.

Наверх