Купить

Дашенька. Лана Никс

Все книги автора


 

Оглавление

 

 

АННОТАЦИЯ

Эта книга о том, что известно любому психологу и любому человеку: все проблемы из детства. Эта книга о становлении личности во временном процессе: ребенок – подросток – взрослый. О том, какие последствия влекут за собой все аспекты жизни, быта и окружения ребенка. И главное: эта книга о том, как преодолеть детские психологические травмы, чтобы во взрослом возрасте суметь стать счастливым.

   Возможно, во время прочтения этой книги вам придется задуматься о воспитании ваших детей, о вашем детстве, о вашей жизни, о жизни ваших близких. Надеюсь, что мне удастся передать ощущение, как важно ценить то, что мы имеем, как важно задумываться о судьбе наших семей… вовремя.

   Некоторые сцены, события и поступки героев могут вас шокировать. Но давайте не забывать, что никто из нас ни от чего не застрахован, и неизвестно, как бы каждый из нас повел себя в той или иной ситуации. Ошибки виднее со стороны, оценивать легко со стороны, «легко давать советы другим, но не себе» (слова И. Муравьевой). Мы все должны понимать, что жизнь каждого из нас могла бы повернуться иначе – и никто не знает, в какую сторону. И давайте помнить, что в силах каждого из нас – в ВАШИХ силах – изменить ее к лучшему.

   

   

   В книге: предисловие + часть первая + часть вторая.

   Возрастное ограничение 18+

   

ПРОЛОГ. Предисловие

Удивительно прочны нити, связывающие каждого отдельного человека с социумом. Только этих нитей так много, что впору запутаться в них, как в густой паутине. Было бы несравнимо проще, если бы такая нить была одна, определенная и прямая: человек – социум. Но ведь он, социум, настолько же разносторонен и многогранен, как отдельно взятый человек. В нем тучи всяких ячеек: семейные, коллективно-профессиональные, возрастные и даже жилищно-коммунальные, - какие пожелаете! И важно то, что в каждой из этих ячеек мы вертимся, действуем и чувствуем себя по-разному. Вроде, характер у человека один, и неизменный. Но почему же тогда мы по-разному реагируем на каждую ситуацию? Еще понятно, почему разнятся наши чувства в таких ситуациях, когда на наших глазах мучают котенка и когда лечат перебитое крыло голубю. Но почему мы резко негативно реагируем на скандалиста или глупца, но толерантно спускаем себе такое же поведение? И так же по-разному мы чувствуем, видя страдания близкого человека и постороннего. В этом кроются личная и общественная составляющие.

   Впрочем, личное и безразличное отношение к тем или иным событиям и людям не является исключением или чем-то особенным. Просто мы не слишком любим примерять чужие ситуации на себя. А ведь это помогает глянуть на все изнутри, честно перед самим собой понять, что сделали бы на его месте. Так можно научиться не судить людей.

   Представьте, что вы проводите отпуск на море. Гуляя по набережной, замечаете уличное выступление с какими-нибудь экзотическими зверюшками. Вы примыкаете к толпе, созерцая милые трюки обезьянок, и тут вам о-очень бо-ольно и совершенно бесцеремонно отдавливает ноги прущая сквозь толпу одышливая бабенка, да еще и в бок локтем ткнула, волоча апатичного сынишку, - такого, всего перемазанного мороженым с ног до головы, - чтобы занять лучшее место в толчее зрителей. Особо нервные могут и облаять эту женщину нецензурной бранью, излишне робкие промолчат и посторонятся, но мысленно помянут такими же словами. И только поставив себя на место простой женщины – матери – можно увидеть эту толпу ее глазами. Ну какая мать не захочет для своего чада самого интересного сборника сказок, самой модной дубленки, самого вкусного арбуза и самого лучшего места во время представления? Тут можно и по ногам пойти, а если дело касается, например, безопасности ребенка – и по головам. Кто-то скажет – материнский инстинкт, а кто-то – плохое воспитание. На то мы и разные люди, чтобы смотреть на все по-разному, вести себя по-разному, позволять себе больше или меньше.

   Это то, что мы отдаем в социум.

   Обращаясь же к теме внутренней жизнедеятельности – чувств и мыслей, - многие уверяют, что человека невозможно исправить. Это правда. «Меня» перевоспитать никто не в силах. «Я» сам(а) должен(должна) и могу что-то изменить. Исправить нельзя, а исправиться – можно попробовать!

   Примечание: если «мне» это нужно.

   Характер заложен генами, воспитанием и социальной средой, - прежде всего в детстве, - которые формируют мировоззрение и будущее поведение. Рисуют картину мира, если угодно.

   Но выбор, мириться ли нам со своим собственным характером, поведением – в частности, с привычками, - или побороться, за нами. Ведь, признайте, порой он, характер, мешает нам получить то, что нам действительно нужно. Например, гордость не позволяет извиниться перед человеком, без которого вы не мыслите своей жизни. Или излишняя скромность не дает раскрыться перед начальством в выгодном свете и получить новую должность.

   Кто не находил противоречий в самом себе? Только тот, кто никогда не копал. А ведь именно самоанализ и честное признание перед самим собой – основополагающий шаг к духовному и личностному росту.

   Не опускайте руки, заранее смирившись с тем, что «я такой, какой есть». Начните с малого: бросьте хотя бы одну вредную привычку – к примеру, перестаньте грызть ногти, а лучше, бросайте курить, или начните качать пресс, по чуть-чуть, - и вы почувствуете, что способны свернуть горы, вы поверите в себя, в свои безграничные силы. И что самое приятное, окажется, что это не «малое» вовсе было, а огромный внутренний перелом!

   Расставание с привычкой может растянуться на годы, если вы приложите недостаточно рвения, и будете перманентно тянуть сигарету ко рту. Думаете, это повод для разочарования? Для осознания, что у вас нет силы воли?

   А вот и нет!

   Если вам не удается побороть в себе то, что вам хотелось бы изменить, самостоятельно, ни в коем случае не терзайте себя, не ругайте и не разочаровывайтесь… а просто влюбитесь – в человека противоположного пола, в нового себя, в свою цель…

   Я не делаю гиблую душу жертвой в этой книге. Я даю ей шанс. И если она не в силах спасти себя сама, я ввожу в ее судьбу замечательное, то самое излечивающее и побуждающее чувство – чувство влюбленности. И это шанс для этой гиблой души стать лучше, - если она правильно расставит приоритеты и решится на перемены.

   Любовь сама по себе никого не делает лучше. Потому что любит каждый по-своему, и проявления любви у нас разные. Но она заставляет – какими-то своими тайными хитростями – стремиться к лучшему, например, перейти от зацикленности на себе к заботе о ближнем. Более того, когда мы влюбляемся, каждое наше действие, даже то, которое осуществляется не в присутствии объекта нашей влюбленности, оказывается под контролем – под нашим личным контролем. Мы начинаем следить за своим поведением и думать, а как бы я сделал(а), если бы возлюбленная(ый) был(а) сейчас рядом. Появляется ощущение чужого присутствия, словно есть кого стыдиться, есть чьего неодобрения бояться. И тут уж мы сами вольны решать, чье это присутствие: может, это та самая лишь подсознательно и суеверно ощутимая субстанция, которую принято величать совестью? Или же мы чувствуем присутствие любимого человека, потому что он присутствует в нашем сердце?

   Но в этой книге я хочу подискутировать с Вами, любимые и уважаемые читатели, спросить вашего мнения, совета, а может быть, подсказать и Вам… Согласитесь ли Вы, что для того, чтобы найти верный путь к самосовершенствованию, нам следует выбирать любовь, руководствуясь лишь сердцем, а не с калькулятором в руках?..

   

ЧАСТЬ первая

Даша

   I

   Белые гольфики, пышные банты, темно-синие костюмчики, букеты багровых пионов и разноцветных астр… Мамы и бабушки ведут за руку малышей в первый класс. В небе сияет солнышко: еще по-летнему тепло, но уже по-осеннему оранжево. Школьный двор быстро заполняется пестрыми толпами радостно-оживленных родителей, учителей, взволнованных детишек и снисходительно-опытных старшеклассников, с превосходством поглядывающих на малышню.

   Праздник жизни, юности и открытых дорог!

   Суетящиеся классные руководители ажиотированно выстраивают классы и родителей в шеренги, проявляя недюжинную стойкость и самообладание, поскольку последние выполняли указания на удивление бестолково.

   Располагались классы, как водится, по периметру большого квадрата. Впереди – первоклашки, за ними – второклашки, и так далее.

   Дашу тоже затолкнули в нестройную шеренгу деток, которые переходят во второй класс. Ее взгляд быстро метался по Анне Васильевне – учительнице – в цветастом платье, по затылкам первоклашек, стоявших перед нею, по толпе взволнованных мам, пап и бабушек…

   Белые гольфики, пышные бантики, тщательно и любовно выглаженная форма малышей и ее же одноклассников… На все это Даша смотрела с молчаливой завистью. Уже в свои восемь лет она четко отдавала себе отчет в том, что это обжигающее негодование – ничто иное, как всепоглощающая зависть. И злость. Злость на всех ее одноклашек. Злость на каждого их родителя.

   Все дело в том, что на ней самой был старый измятый костюм – еще с первого класса, который, к тому же, был ей катастрофически мал. Бантов на ее волосах не было вовсе, поскольку некому было их завязать. Да и гольфики были прошлогодние и по длине приравнивались скорее к носкам; и босоножки были прошлогодними, и, если согнуть пальцы ног, она могла достать кончиками их до асфальта.

   А все почему? Потому что мама пьет. Сильно пьет, не просыхая. Хорошо, хоть в прошлом году Надежда спохватилась, когда семилетняя дочка робко спросила у относительно трезвой на тот момент матери:

   - Мам, а почему я не иду в школу? Все девочки во дворе через две недели в первый класс идут. Им уже портфели купили и карандаши. Цветные! Красивые-е! И учебники они уже получили, с картинками, такие яркие!

   Все-таки этими словами семилетняя тогда Даша решила свою судьбу. Не скажи она всего этого Наде, та и не вспомнила бы, что ее дочка доросла уже до школы и надо бы собрать ей «приданое» в первый класс.

   Благо, она работала еще уборщицей в теплосети и имела какой-никакой оклад. Наскребла она мятых рублей на тоненькие тетрадки в косую линию, карандаш, линейку, ручку. Форму вместе с гольфами и белыми бантами выпросила в долг у соседки Ларисы с первого этажа, дочка которой переходила уже в пятый класс, дескать, отдам с заплаты. Портфель, хоть и тоже «бывший в употреблении», Лара безвозмездно подарила, пожалев девочку.

   Приняли Дашу, наверное, тоже из жалости. Директриса школы, выразительно глянув на мать, у которой не хватало трех зубов, в «парадном», но не достаточно чистом платье, и, отметив ее болезненную худобу и отечность лица, все же задала Даше пару вопросов. Девочка с легкостью ответила на них. Приятно удивленная директриса улыбнулась ребенку:

   - Кто же научил тебя считать?

   - Девочка одна во дворе. Она старше меня, уже девятый класс закончила. Только теперь ее нет. Она с родителями переехала в другой район. И мне теперь дружить не с кем.

   Видя неиспорченность ребенка, она записала данные Надежды и Дашеньки. Разве должны дети отвечать за ошибки родителей? Вопрос риторический.

   Надежда с молодости зашибала, вращаясь в кругу алкоголиков, бомжей и бомжей-алкоголиков. Следствием такого образа жизни являлось то, что она не задерживалась надолго ни на одной работе, бесконечно меняя место, но не меняя профессию: уборщица в продовольственном магазине, уборщица в ларьке шаурмиста, уборщица в другом магазине, дворничиха…

   Половая жизнь Надюши была гораздо более разнообразной: зачастую наутро она не могла вспомнить ни имени кавалера, бодро храпевшего рядом, ни обстоятельств, при которых она оказалась с ним в постели. Так и Даша появилась: неизвестно от кого, неизвестно в какой момент зачатая.

   На удивление всем осуждающе судачившим соседям она произвела на свет здоровую и хорошенькую девчушку, и, в силу своих материнских инстинктов, стала растить дочку, хотя и матерью оказалась не ахти: то покормить забудет, то спит пьяная, пока ребенок исходит криком в перепачканных пеленках. О купании и режиме дня и речи не шло. Но, по крайней мере, пьянчужка не выбросила новорожденную в мусорку, как это, к сожалению, частенько бывает.

   Росла Даша практически на улице, убегая прочь из квартиры, когда туда набивалась очередная толпа потерявших человеческий вид алкоголиков, и ребенку, конечно, там было не место. Добрая мамаша сама выпроваживала дочку, приговаривая:

   - Иди, дочка, погуляй. Не мешай взрослым.

   Застенчивую и – ни больше, ни меньше – беспризорную Дашеньку некоторые соседи жалели – те, кто не зависел от «пузыря». Некоторые сторонились.

   Даша ходила в рваных и месяцами нестиранных платьицах; обувь ей дарили изредка Лариса с первого и Алевтина с пятого этажей. У них дети уже выросли, а обувь осталась… А больше помощи ждать было неоткуда. Не смотря на то, что воспитанием Даши никто не занимался, и ходила она вся какая-то чумазенькая и зашуганная, ее кроткий нрав и беззащитный вечно голодный взгляд круглых карих глазенок располагали.

   Подружек, правда, ей завести не удалось – все-таки осторожные матери приказывали своим детям не общаться с «оборванкой» и «отрицательной генетикой», - было и немало таких, которые смотрели на девочку неприязненно и брезгливо.

   …Даша озиралась по сторонам, замечая у других детей на партах новенькие школьные принадлежности. У нее самой все было прошлогодним – ни даже ластика новенького.

   Новым было только желание учиться. В свои восемь лет Даша думала не о том, что учеба в школе – это весело и познавательно, а о том, что это единственный путь к нормальной жизни, – если не богатой, то хотя бы стабильной…

   «Еще и ребята посмеиваются надо мною», - сконфуженно подумала Даша, согнувшись на задней парте над листочком бумаги… Именно листочком, потому что она их повырывала из старых начатых тетрадей, - писать-то на чем-то надо. В носу у нее защипало от горечи, но она упорно записывала нехитрое предложение вслед за учительницей.

   «Ну и что, что у меня тетрадей нет?» - снова подумала Даша. – «Вот вырасту, заработаю, накуплю себе всего-всего! Еще завидовать станете!»

   Можно ли вообразить чувства маленького ребенка – изгоя? Изгоя в классе, изгоя во дворе, обузы дома – как называла ее Надежда, - изгоя, пожалуй в жизни вообще… Какой перелом детской психики должен произойти, чтобы она начала, пусть пока еще смутно и неосознанно, вырисовывать перед собой жизненную цель? Дети вообще в этом возрасте не задумываются о деньгах и о том, что они «зарабатываются»…

   Анна Васильевна лишь покачала головой, заметив, на чем царапает ручкой девочка «на галерке».

   Перемены не приносили никаких радостей – каждый звонок с урока скорее предвещал издевки однокашников. Поэтому Даша сидела за партой, пытаясь быть как можно незаметней и, на всякий случай, выпустив иголки для обороны. Но и в этот раз не обошлось. Светло-русый худенький задавака Игорь Савоськин с соседнего ряда парт увидел ее учебник по русскому – самый обшарпанный во всем классе, потому что добрые одногодки, толкая Дашу плечами и отпуская в ее адрес колкости, всегда разбирали книги первыми, не подпуская к ним девочку-нищенку вперед себя.

   - Ты где его нашла? – завопил Игорь так, чтобы слышно было всем, кто еще не покинул класс. – На помойке?

   Ребята очень обидно засмеялись. Даша поспешно опустила глаза в парту, - лишь бы не видеть смеющихся лиц.

   - А живешь ты там же? – продолжал он. – За мусорным баком? И одежду там же находишь?

   - Эту одежду мне мама купила! – выкрикнул ребенок, едва сдерживая слезы, которые застлали глаза.

   - А, ну тогда твоя мама перепутала мусорку с магазином! – жестоко смеялся Игорь под аккомпанемент вторивших ему голосов ребят и схватил ее учебник.

   - Отдай! – воскликнула Даша.

   - А ты отними, - загримасничал Игорь. – Побирушка! Побирушка! Сдай бутылки – купишь себе пенал!

   Даша внезапно громко разревелась, хотя и не собиралась этого делать. Всему виной то, что утром она так и не сумела добудиться матери после вчерашней попойки и пришлось собираться в школу первого сентября самостоятельно, не позавтракав, потому что в хлебнице не нашлось ни даже заплесневелого сухаря, да еще эта линейка, первый звонок, нарядные дети и родители, которые пришли на них посмотреть… Снова-таки скованность в окружении собственных одноклассников, да еще Игорь с этим полугнилым учебником – честное слово, последняя капля!..

   - Ой, Дашка-замарашка, сопли пузырями!..

   Зареванная Даша утерла глаза и увидела хохочущих ребят. «Что я им сделала?!»

   Она сквозь слезы видела лица, корчившие рожи, но смутно воспринимала их обидные слова, слыша только обрывками, но они словно ножом пронзали детское чистое сердце.

   - Плакса! А обед ты тоже из помойки достаешь? – потешался Игорь, с которым у Даши не заладились отношения еще с первого класса. – Где твоя мама? На линейку не пришла – стыдно, что у нее такая дочка…

   Какая именно дочка, Даша не дослушала, потому что уже рвалась к Игорю.

   - Отдай учебник! Дорвешь!

   Он поднял его выше над головой, чтобы заставить Дашу попрыгать, доставая его. Но, подпрыгнув всего три раза, она вскрикнула от слез и злости, и, скрючив пальцы, с силой поцарапала ему шею.

   - Отдай! Это не твое! – плакала девочка неистово. – Отдай!

   - Да забери! – взвизгнул Игорь, схватившись одной рукой за шею, а другой отшвырнул учебник так, что он, проехавшись по полу, скрылся под одной из дальних парт. – Охота была руки пачкать этим мусором!

   Даша ринулась за библиотечным имуществом, а Игорь посмотрел на свою ладонь, где обнаружил несколько капель крови.

   - Ты больная, поняла?! Глянь, че ты сделала! Ты придурочная! Я все учительнице расскажу!

   И Игорь побежал в коридор, а за ним, с опаской оглядываясь на Дашу, которая бережно отряхивала ладошкой учебник, и остальные.

   Перед рассерженной учительницей она не стала оправдываться и пояснять суть конфликта. Молча проглотила строгий выговор «с занесением» в дневник и вернулась за свою парту, спрятавшись за спинами сидевших перед ней детей.

   «Все равно не сдамся», - думала Даша, безуспешно силясь проглотить комок в горле и подавить слезы. – «Я выучусь в школе, а потом в институте, и обязательно выйду в люди. Вы еще увидите! Все увидите!»

   …Прозвучал спасительный звонок с последнего урока. Даша сгребла рукой учебные принадлежности, ссыпав их в видавший виды портфель. Наконец-то можно покинуть этот душный, давящий класс и хотя бы ненадолго попрощаться с враждебно настроенными одноклассниками, потерять их всех из виду – разве не приятно? Однако, вспомнив о «домашнем уюте», ожидавшем в квартире, она обнаружила, что и дома ей делать нечего, и нет ей места. Выходит, что и пойти-то некуда. Нет у Дашеньки тихой гавани, где она могла бы расслабиться и почувствовать покой…

   - Эй ты, курица!

   Донеслось в спину. Но Даша безошибочно определила, что фраза предназначалась именно ей.

   Она вжала голову в плечи, надеясь стать незаметней, - эффект страуса. Но Игорь Савоськин с друзьями нагнали ее и преградили путь.

   - Ты, психованная! Тебе место в дурке! – закривлялся подвижный, подскакивающий на месте Игорь.

   Даша попыталась пройти сквозь группу ребят, но ей не дали этого сделать.

   - Отстаньте! Дайте пройти! – воскликнула Даша жалобно.

   - Отста-аньте! – передразнил Игорь. – Плакса и истеричка. Я вот маме все расскажу! И покажу, как ты меня исцарапала. Она завтра в школу придет, а еще в милицию заявит, и тебя посадят!

   Дашины круглые от ужаса глазенки уже были на мокром месте.

   - Не надо.

   - У тебя мамка все равно пьяница! – потешался он. – Она и не захочет тебя из тюрьмы вытаскивать.

   Даша крепко сжала зубы при упоминании матери, чтобы не зареветь в голос «перед лицом врага».

   - Ее саму надо посадить! – смеялись мальчишки.

   Ну зачем, зачем она приходила на родительское собрание в прошлом году?! Один-единственный раз Надежда явилась в школу, так сказать, выполняя свой родительский долг, но с тех пор насмешки и издевательства никогда не обходят маленькую Дашу стороной. Еще бы! Надина нетвердая походка и бросавшаяся в глаза одутловатость лица хронической алкоголички, бланш под глазом и неухоженная одежда так громко кричали о ее жизненных приоритетах и узком круге интересов, что даже ученики первого класса безошибочно признали в ней не просыхающую пьянчужку.

   Поначалу общавшиеся с Дашей девочки разом стали шарахаться в сторону. Она вдруг вмиг стала «замарашкой», «бомжихой», «побирушкой»…

   - Что вам надо?! – взвизгнула Даша, утирая глаза и щеки.

   - Да ладно, не ной! – вполне миролюбиво произнес Игорь. – Мы тебе помочь хотели. Вот, держи, возле школьного забора нашли, - и он протянул ей бутылку из-под пива из зеленого стекла.

   Даша всхлипнула еще горше, снова заплакала и, растолкав мальчишек локтями, побежала вперед по тротуару.

   - Дашка-какашка! Дашка-какашка! – донесся ей вслед нестройный насмешливый хор, и ей вдогонку полетела бутылка.

   Она припустила быстрее и бежала, бежала, до самого подъезда своего дома, вверх по лестнице, до двери квартиры, и, поспешно отперев ее ключом, захлопнула створку, уткнувшись в нее лицом и давая волю громким рыданиям, искренним и по-детски правдивым и чистым.

   Сквозь плач она услышала приглушенные звуки из комнаты Надежды. Даша утерла глаза тыльной стороной ладони и пошла в том направлении. В груди появилась необъяснимая необходимость увидеть маму. Может, раз уж она не в отключке, так хоть – ну хоть раз в жизни! – выслушает дочь, даст выговориться, пожаловаться, а потом утешит и убедит ласковым словом, что все хорошо, есть выход, есть способ изменить отношение детей, завести друзей…

   Ведь какая б ни была, а ближе и роднее мамы никого у Даши нет…

   Со все еще не просохшими после слез щеками, девочка открыла легкую дверь в комнату матери, ожидая увидеть ее, судя по звукам в полувменяемом состоянии, а может, ей было плохо и ее тошнило… но шокированная зрелищем Даша на мгновение замерла в дверях. И было от чего: не каждый взрослый человек сумел бы сдержать отвращение, - что уж тут говорить о ребенке, который увидел собственную маму, без сомнения, пьяную, в грязных лапах таких же, как она - бомжеватого вида – двух мужиков, обладателей неделями немытых тел, неделями нечесаных сальных волос, зловонного перегара и неполных рядов нечищеных зубов. Трое переплетенных и неуклюжих полуголых тел представляли собой до того гадкое, омерзительное зрелище, что Даша ощутила подкатившую к горлу тошноту.

   Не смотря на то, что на самом деле она простояла на пороге всего одну секунду и моментально захлопнула дверь, перед глазами по-прежнему двигались безобразные кадры. Ноги и руки у нее стали ватными, и она, с трудом перебирая конечностями, пошатываясь, поплелась обратно по коридору, но, пройдя несколько шагов, споткнулась и шлепнулась на четвереньки, подкошенная рвотными позывами.






Чтобы прочитать продолжение, купите книгу

70,00 руб Купить