Купить

Оборотни Валласа. Лара Делаж

Все книги автора


 

Оглавление

 

 

АННОТАЦИЯ

Цикл Лары Делаж «Хроники Валласа» – это увлекательная сага для любителей эпической фэнтези, максимально приближённой к реалистическому историческому роману в его лучших образцах. Здесь нет сентиментальных штампов и нагромождения чудес ради чудес – жёсткое, неженское, психологически напряжённое повествование погружает читателя в антуражно достоверный и логически выдержанный мир. Постепенно разворачивается полотно параллельной, но очень схожей с «нашей» реальности: от дворцовых интриг до массовых баталий, от сурового прямодушного Севера до изысканного расчётливого Востока, от герменевтических, намёками, искусств до здравосмысленного неверия в магию.

   Искушённого читателя приятно удивит, что неожиданные повороты сюжета и открытия – не «рояли в кустах» и не авторский произвол, а логически подготовленные предыдущим ходом событий следствия; внимательный глаз найдёт такие подготовительные «улики» в предшествующих главах. Радует, что персонажи – не «картонные». Да, им можно присвоить известные ярлыки: вот король в изгнании, вот хитроумный министр, вот девушка-воин, вот маг, вот готическая дама… Но каждый из них перерастает ярлык и развивается от главы к главе, снимая перед читателем всё новые покровы со своего многослойного характера. Ни законченных злодеев, ни святых. Никто не заслуживает ни последовательного порицания, ни полной моральной поддержки. Драматический психологизм характеров позволяет героям разрываться между омерзительными и кристально чистыми деяниями, оставаясь уникальными индивидуальностями. Как говорил Иешуа, «нет злых людей, есть несчастные люди». Да и добрые люди порой совершают такой выбор, за который жестоко расплатятся по законам «валласовской» кармы. Однако в политике и на войне однозначно благородных решений нет, они остались где-то в идеалистических книгах. А вот романтическим произведением «Хроники Валласа» можно назвать, если понимать под этим исключительных героев в исключительных обстоятельствах. От утешительной же романтической фэнтези в двух центральных любовных линиях нет ничего. Похоже, что эти линии, противоположные по взаимоотношениям и ролям, – «антология» всех возможных ситуаций, эмоций, само- и взаимоуничтожения двух любящих существ. Одно не вошло в «антологию» – безоблачное счастье.

   Несмотря на мотив пророчества, фэнтези о Валласе не фаталистична: человеческая воля, а равно и пороки, и слабость вполне способны влиять на мироздание и ход истории. И даже в меру сил поддерживающее порядок в мире человеческом Иномирье, своеобразная «небесная канцелярия», оказывается невсемогущим, когда сталкивается с волей и действиями смертных королевской крови. Значит, не зря в глубокой и пока не открывшейся читателю древности трём ветвям одного рода была дана земная власть, раз даже потусторонним силам приходится подчас смиряться с выбором этих людей. В этом плане роман Лары Делаж можно назвать гуманистическим. (А вот гуманным – вряд ли!) Кстати, «небесная канцелярия» выписана оригинально и непохоже на родственные инстанции во вселенных других авторов. И «небесной» её называть, в общем-то, неправильно, по крайней мере напрямую ведающий делами людскими «отдел». И юмор в романе возникает только в линии Иномирья, между прочим. (Не считая грубых шуток одного персонажа-вояки, но куда ему до естественной непосредственности нежити!)

   Юлиана Орлова, писатель, поэт, член правления Межрегиональной общественной организации «Клуб фантастов Севастополя и Республики Крым «Фанданго», редактор фэнзина «Фанданго», член Регионального Севастопольского литературного объединения им. А. Н. Озерова

   

ПРОЛОГ Безвременье

— И как у них дела?

   — Плохо.

   — У них всегда плохо.

   — В этот раз — хуже, чем обычно.

   — А будет еще хуже.

   — Может, поможем?

   — Зачем?

   — Среди них встречаются любопытные экземпляры.

   — Мне они не интересны. Интеллект оставляет желать лучшего. Склонны к мучению других живых существ и себе подобных. Выраженная внутривидовая агрессия... стайная психология... склонность к вырождению. Короткоживущие к тому же. Зачем вкладываться?

   — Ты же их делал!

   — Вот не надо, пожалуйста! Делали их многие — кто только к ним руку не прикладывал!

   — Но ты был первым.

   — Нет! Я был одним из первых.

   — И тебе не интересно, как живут твои творения?

   — Нет. Я пережил свое увлечение ими. Я бы их стер... как неудачный эксперимент. Чтобы не мозолили глаза и... совесть. Но некоторые из нас продолжают думать, что из них еще что-то получится.

   — Например?

   — Например кто или например что?

   — Кто?

   — Кто — Маха.

   — Маха?!

   — Да. Она до сих пор не теряет к ним интерес — представляешь?

   — И чего она добивается?

   — Ты не поверишь: поднять до нашего уровня!

   — Утопия.

   — Все так говорят. Но это не мешает ей верить.

   — Где она, кстати?

   — Отправилась к ним.

   — Куда?!

   — В Мир.

   — И ты ее отпустил!

   — А что мне оставалось делать? Ты же знаешь: если она что-то возьмет в голову...

   — Упрямая...

   — Очень.

   — И что она там делает?

   — Страдает.

   — И ты не хочешь ей помочь?

   — А зачем? У нас впереди и позади — вечность. Пусть тешится...

   — У нее совсем не осталось памяти?

   — Памяти — нет. Но ты ведь понимаешь, ее способности не так просто спрятать.

   — И долго ей там осталось?

   — Долго. Если честно, я пытался ей помочь и так, и этак — прервать это недоразумение, что они называют жизнью.

   — И?..

   — Не поверишь: не получилось.

   — У тебя не получилось?!

   — У меня. Много она энергии вложила, чтобы там оказаться. Наверное, и защиты какие-то поставила... Знала ведь, что постараюсь ее оттуда вынуть.

   — Но ты ведь сильнее ее!

   — Как сказать, как сказать... Смотря в чем — как создатель я, конечно, сильнее. Но у нее есть что-то... Что-то, что сильнее моей силы.

   — Что?

   — Терпение. Терпение начинать, терпеть поражение и начинать снова. И так без конца.

   — Ты думаешь, это достоинство или порок?

   — Не знаю. Увидим. Пусть вернется и посмотрит сама: изменится там что-либо или нет.

   — Но мы же с тобой знаем, что там ничего измениться не может.

   — Мы — знаем, она — нет.

   — Ты ей объяснял?

   — Объяснял.

   — А она? Не верит?

   — Говорит: я знаю, что это не так.

   — И ее не убедил последний Апокалипсис?

   — Нет. Она говорит, что всегда остается возможность появления исключений из правил. И пока есть эта возможность — есть надежда.

   — Они говорят, что надежда умирает последней.

   — Они неразумны, ты ведь знаешь. Надежда никогда не умирает.

   

ГЛАВА ПЕРВАЯ Воронье

Первым проснулся Домир. Открыл глаза — веки покрылись мокрой пленкой. Моросил дождь... Даже не моросил, а опускался густым плотным туманом. Солнце уже встало, но все небо было затянуто тучами, низкими и свинцовыми, так быстро бегущими по небу, словно их безудержно гнал невидимый охотник. Над ним кружились два ворона, будто высматривали: кто это забрался в большое покинутое гнездо на верхушке мощного дуба?

   Домир проводил взглядом птиц, которые будто поняли, что люди проснулись — поднялись выше и улетели на юг. Почувствовав холодный ветер на голове, к которой еще мгновение назад прижималась мужская щека, открыла глаза и Паска. Проводила глазами крылатых стражей...

   — Воронье?

   — Да, сторожа края, — Домир коснулся губами лба жены.

   Заворочались с опаской: покинутое большое гнездо, куда они залезли вечером для ночевки, хоть хорошо и крепилось на ветвях, все таки было предназначено не для людей. С треском посыпались вниз сухие ветки. Паска, ловкая и сильная, села, убирая русые волосы под головной убор, который на ночь засунула за пояс.

   — Лес заканчивается?

   — Да, мы уже на границе с Валласом.

   Муж помог ей спуститься, снизу ставя ее ноги в развилки ветвей, чтобы она не поскользнулась и не упала. Женщина спрыгнула, не удержалась на ногах и схватилась за землю руками, тут же гибко выпрямившись. Домир невольно залюбовался грацией своей маленькой женщины.

   — Волков сегодня ночью не было слышно.

   — Никто не знает почему, но вокруг замка графа Бена волков нет. Как будто какой-то большой невидимый самец пометил землю вокруг и не пускает других — только воронье...

   — Может, не будем заходить в замок? О нем говорят странные вещи...

   Они оседлывали пасущихся неподалеку лошадей. Домир поддержал ей стремя и отодвинул назад сумки, чтобы она удобно уселась в седле.

   — Нет, будем. Поехали...

   Пересекли последний ряд высоких деревьев: дубы и березы сменились падубом с красными, будто сделанными из кожи, плотными ягодами. Лошади прошли мимо больших камней и вышли на склон холма, уже свободного от древесной поросли. Гористый ландшафт обернулся степью, спускаясь вниз...

   Сумеречный Лес обрывался резкой границей, переходя в устремляющуюся вниз пологую долину, которую покрывали лишь невысокие кусты. Вдали высился замок — белый и высокий, на удивление светлый на фоне неба, затянутого быстро несущимися тучами. Пахло сыростью, осеннее зябкое утро не спешило уступать место наставшему дню.

   — Я его представляла совсем другим, — задумчиво протянула Паска.

   — Каким?

   — Темным... мрачным — как все те слухи, которые ходят вокруг графа Бена. А он такой светлый! И над ним кружит воронье... много воронья.

   — Я тоже не ожидал увидеть его таким, — подтвердил Домир.

   Они тронули пятками бока лошадей, потрусив по степи, где не было проложено ни одной тропинки. Лошади осторожно ставили ноги между большими белыми камнями, лежащими в высокой траве. Дождь, опустившийся на землю плотным туманом, проредился уже привычными мелкими каплями, холодил лицо и руки. Гривы лошадей вскоре стали мокрыми, как и вся одежда всадников, и когда они достигли стен замка, то уже изрядно замерзли.

   Крепостного рва не было, как не было и укрепленной стены — высокий замок устремлялся вверх махиной белых стен прямо посреди степи. Окна и прорези бойниц расположены высоко: даже если рослый всадник встанет на седло, не сможет до них дотянуться. Черные черепицы изящных крыш венчали шпили разной высоты, заканчиваясь искусно выкованными конструкциями.

   — Для чего они? — Паска кивнула на высящиеся металлические прутья.

   — Отводить гром и молнии, — Домир спешился у больших высоких ворот и стукнул входным кольцом. Внутри послышался гул и, подхваченный эхом, затих где-то вверху, запутавшись в лабиринтах коридоров и башен.

   Пространство вокруг замка было невероятно диким: ни тропинок, никаких следов ни людей, ни животных — как будто не ступала сюда нога человека уже многие годы... Словно мир забыл об этом строении, построенном неизвестно когда, неизвестно кем и непонятно с какой целью. Воронье, кружившее над шпилями замка, перекликалось, и резкие, режущие слух звуки разносились далеко вокруг.

   — Птицы, жрущие падаль, — Паска закинула голову вверх и следила за ними, покрывающими, как тучей, все пространство над ними. — Но нет никакого тяжелого чувства, как обычно, когда видишь стаю кружащих ворон... И здесь легко дышится. Мне нравится это место, несмотря что замок каменный и такой непривычный.

   Раздался звук открывающегося засова, дверь поддалась и навстречу им вышел человек в черном. Он был уже не молод, но строен и высок. Волосы, подстриженные на уровне плеч, висячие усы и короткая квадратная борода хорошо тронуты сединой — как посыпаны пеплом.

   — Куда путь держите, путники? В какие края? Что у нас забыли? — без слов приветствия спросил он.

   — Здравия тебе, — Домир учтиво склонил голову и коснулся рукой груди. — Зовут нас Паска и Домир. Едем мы с Севера, в поисках лучшей доли и солнца — на юг, в Вандервилль. Много недель провели в седле, пробираясь через лес. Не позволишь ли остановиться, переночевать, отдохнуть хотя бы на день?

   Встретивший их внимательно осмотрел верховых, отошел, пропуская внутрь:

   — Что ж, заходите, коль попросились. Ингваром меня величают...

   Двор выстелен таким же белым камнем, из которого был построен и сам замок. И стук копыт о мостовую эхо разнесло далеко, повторив на все лады... Прошли на конюшню, где стояли три коня — не такие, как у них на севере, маленькие и мохнатые, — а высокие, с короткой шерстью и тонкими ногами. Аромат хорошо просушенного сена смешивался с запахом свежего навоза.

   Служитель замка подождал, внимательно наблюдая, как они снимают сумки, заводят и разнуздывают животных, как Паска распутала спутанную гриву своей лошади, причесала пальцами, сняла короткий плащ и заботливо вытерла им бока и спины. Удовлетворенно кивнул, как будто остался доволен увиденным, забрал у женщины поклажу:

   — Следуйте за мной...

   Они прошли во двор, миновали колодец и поднялись по ступеням в главную башню. Несмотря на сумрачную погоду, замок был полон света. Своды изнутри расписаны красными узорами, наполовину стершимися от времени. Встретивший их оглянулся и улыбнулся в этот раз более заметно, заметив, как Паска рассматривает рисунки на стенах.

   — Нравятся?

   — Нравятся... Это наши узоры, северные... У нас этих зверей, — женщина указала на рисунок единорога, — до сих пор вышивают на плащах тех, кто уходят в чащу на поклонение...

   — Вам одну комнату или две?

   — Одну, — быстро отозвался Домир. — Муж и жена мы.

   — Недавно?

   — Что недавно?

   — Недавно стали мужем и женой? — смотритель спрятал улыбку в уголках рта, почти неразличимого в усах.

   — Почему ты так решил?

   — Смотрю, с какой лаской ты на нее смотришь...

   — Он на меня все время так смотрит, — с открытой улыбкой ответила Паска. Северяне с опаской относились к жителям Валласа, но этот человек был не похож на них. Он казался осторожным и спокойным, вежливым и полным собственного достоинства. — Сколько я себя помню.

   А муж ее подтвердил:

   — Недавно.

   Житель замка удовлетворенно кивнул и открыл тяжелую дубовую дверь, сам оставшись у порога.

   — Это комната для гостей, хотя гостей у нас нет уже много лет. Отдыхайте. Захотите поужинать — вот по этому коридору пройдете и найдете зал, в котором все время горит огонь.

   В галерею залетел большой ворон и ловко спланировал на плечо не замедлившему шаг человеку.

   Домир и Паска спустились в большой зал, где горел яркий огонь в широком полукруглом камине за красивой узорной решеткой, уже после захода солнца. Они одели свою единственную смену одежды: широкие, удобные, вышитые красно-коричневым узором белые платья — выше колена на мужчине, а на женщине оставляющее носки обуви открытыми, когда она ступала. Паска покрыла голову головным убором, и вдоль ее миловидного личика опускались серебряные монеты, нежно позвякивая при ходьбе.

   Окно было открыто настежь. В комнате, кроме смотрителя замка, в разных углах и на спинках стульев сидело несколько птиц. Они как будто понимали людей и были привыкшие к обществу человека: проводили вошедших взглядами блестящих золотисто-фиолетовых глаз, приветственно прокаркали, расправив искрящиеся, большие крылья.

   — Привечают вас, — смотритель встал из-за стола и закрыл большую книгу, лежащую перед ним, застегнув тонко выделанный каштановый переплет. Отложил ее на невысокий, искусно чеканный столик.

   Паска с интересом рассматривала убранство вокруг. Она никогда не выезжала из северных родных лесов и только слышала рассказы о жизни валласцев в таких домах. На столе стояла плетеная корзинка с хлебом, металлическое блюдо с тонко нарезанными, большими кусками мяса, и несколько яблок.

   — Угощенье нехитрое, но голодными не останетесь, — житель замка смотрел, прищурясь, как гости ели: не торопясь, с достоинством. — Ну что, обменяемся новостями? Что там у вас на севере творится?

   Паска растерянно моргнула глазами и перевела взгляд на мужа. А что отвечать на такой вопрос, они и не договорились!

   Домир несколько замешкался с ответом:

   — Север отошел в леса после пленения рыцарей Арута. Мародеры армии Валласа изрядно потрепали приграничные селения. Люди ушли туда, где лес непроходим, а животные свирепы и опасны, где холодно и неприветливо.

   Домир снова задумался, размышляя, называть ли их настоящие имена.

   — Не умеешь ты врать — и не берись. Послали вас северяне за новостями.

   Паска округлила светлые глаза, но поостереглась говорить.

   — Почему ты решил, что говорю неправду? — тут же насупил густые черные брови Домир.

   — Каждое слово взвешиваешь перед тем как сказать, будто разговаривать не умеешь, — смотритель прищурил карие глаза, по своей привычке улыбнулся в усы, перевел взгляд на Паску. — Может, и в Вандервилль направили вас северяне, да отправили за вестями.

   — А спускаемся мы в Валлас за лучшей жизнью, — произнес Домир, словно не слыша последней фразы. И снова повторил упрямо: — На работу готовы наняться. Можем и тут остаться.

   — Есть у меня работа для вас, есть... — не расслаблял улыбающийся прищур глаз смотритель.

   Паска переводила испуганные глаза с мужа на управляющего.

   — Ну что, рассказать тебе валасские новости? Или так и будете хорониться? — Расскажи... а потом уж о работе поговорим, — осторожно, по-прежнему медленно произнес Домир.

   Смотритель наклонился над столом, взял яблоко, откусил сразу половину небольшого румяного плода.

   — В столице Валласа Вандервилле совершен государственный переворот. Семья Травалов, свергнувших двенадцать лет назад старинную благородную династию Давикулюсов, пала. Правящие вашей северной страной Арут — принцы Корноуэлл — плененные маршалом Валласа в прошлом году, были освобождены восставшими. Старший, Ландос, объявлен временным правителем Валласа. Случилось это в начале лета, несколько лун назад.

   Паска и Домир замерли...

   — Кто поднял восстание против Травалов?

   — Колдун Эрланд. Слышали, небось, про него?

   — Нет. У нас своя вера, свои боги, свои ведуны. Расскажи...

   — Две зимы назад объявился в Вандервилле бродячий маг. Лечил людей, учил детей грамоте и уже позабытой истории... Остановил он страшную болезнь, поразившую город — болезнь, которая съедала тело, превращая живых в ходячих мертвецов. Творил чудеса... Знал законы движения звезд и мудростью поразил многих. Невзлюбила его королева Валласа, Диана Травал. Застали Эрланда за вскрытием умершего и заточили в тюрьму. А следом и сожгли...

   — Ах! — воскликнула Паска, тут же прикрыв рот ладонью и подавив возглас.

   — И что, — играя желваками на скулах, спросил Домир. — Никто не вступился за волшебника? Немало он для людей сделал. Неужели не нашлось никого, кто бы защитил его?

   — Люди нашей страны потеряли достоинство... Годы лишений, бесконечные войны, непосильные налоги — нет благородного примера и больше нет стойких и верных, — грустно рассказывал Ингвар, покручивая тронутый сединой ус. — Семья Травалов, захватившая власть много лет назад, провела почти поголовную мобилизацию и уничтожила богатейшую восточную страну Тареш, сравняв с землей его дворцы, превратив плодородые равнины в кровавую пустыню. И вот в прошлом году Валлас позарился и на Север — захватил башню Арут, именем которой названа северная страна и пленил ваших правителей.

   — Так я не понял, — растерянно спросил Домир, наморщив лоб, — как же колдун этот смог организовать переворот, если его сожгли?

   — Сожгли, — подтвердил Ингвар, — на глазах всего города сожгли. Да только воскрес он. И привел с собой воительницу южную, которую прозвал народ Мечом Эрланда. Девушка по имени Эда — ни один мужчина не может сравниться с ней в искусстве убивать. Встал на их сторону граф Тарис Бен, командующий гарнизоном столичным и хозяин замка, в котором вы находитесь.

   — Граф Бен поддержал восстание?! — вновь не удержала изумленного возгласа Паска.

   — Да. И не только он. Король арены Вандервилля, непобедимый гладиатор Варг повел рабов столицы под знамена восставших. Во главе армии встал один из ваших северных принцев, Изда...

   Ингвар внимательно следил за тем, какой эффект произвели его слова, как дрогнуло лицо женщины и опешил мужчина.

   — Не шутишь ли ты?

   — А с чего мне шутить? — смотритель повел плечом и положил недоеденное яблоко на стол. Тут же один из воронов подлетел и стал его клевать, зажав темно-коричневой когтистой лапой.

   — Они яблоки едят, — задумчиво проговорила Паска.

   — Они у меня все едят, — Ингвар потянулся за хлебом и покрошил его ворону рядом с фруктом. — Но это еще не все... В военном походе, призванном объединить страну и сломить сопротивление сторонников свергнутой семьи Травалов, Варг объявил свое настоящее имя. Дэв Серв Давикулюс — император погибшей Империи, объявленный убитым много лет назад... — в комнате наступила такая тишина, что было слышно, как за окном ткет паук паутину. Даже ворон перестал клевать свое яблоко. — А девушка, известная под именем Меч Эрланда, оказалась дочерью шаха Дравийского царства, Эдой Дераб Тордонус. И был проведен между ними свадебный обряд принцем Арута Издой Корноуэллом по законам Севера.

   — Что ты такое рассказываешь! — изумленно воскликнул Домир. — Как может валласец и дравийка желать обряда Севера?!

   — Значит, есть нечто, что нам еще не известно... — Ингвар устремил взгляд поверх голов гостей в пустоту. — Видать, узнаем мы в скором времени что-то, что заставило их это сделать...






Чтобы прочитать продолжение, купите книгу

100,00 руб Купить