Купить

Панки в Авалоне, или Рокенрол жив! Михаил Шабловский

Все книги автора


 

Оглавление

 

 

АННОТАЦИЯ

Ростокино - это не только исторический район Москвы. Ростокино - это таинственный Город в ином отражении реальности. Покровительствует ему волшебный остров Авалон, где всемогущая Владычица Леди Лайл царствует во славе и свято хранит установленный веками Порядок. И угораздило же юного московского рок-музыканта в панковской "косухе" и драных джинсах попасть именно в такой Город! Свободолюбивому бас-гитаристу не по душе, когда высокомерные авалонцы презирают людей. И ещё хуже, что обе расы угнетают несчастных трудящихся зверолюдов! Что же должен делать настоящий рокер? Конечно, играть музыку, бунтовать и... влюбляться! Кто первой откликнется на чары восходящей рок-звезды: симпатичная блондинка или рыжеволосая остроухая Кошечка-авалоночка? Смогут ли музыка и любовь "раскачать" этот Город? Или за настоящую свободу придётся по-настоящему воевать?

   

***

Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет,

   Рок-н-ролл мёртв, а я...

   Те, что нас любят, смотрят нам вслед,

   Рок-н-ролл мёртв, а я... ещё нет.

   Борис Гребенщиков

   

ПРОЛОГ

Городские крыши и ночь. Тёмно-синий пейзаж в желтоватом свете луны, остроконечное море крыш, тишина и звездопад. Город таинственен и глубок при взгляде с высоты. Кошачье время. Две лёгких тени скачут по карнизам. Их мяуканье почти не нарушает городского безмолвия.

   - Сестрица, сестрица! - голосок, как перезвон китайских колокольчиков. - Не торопись так! Я уже совсем запыхалась, а мне это не идёт...

   - Мы даже не на всех площадях побывали, а луна уже у горизонта! Это у тебя только город, младшенькая, а у меня ещё лес! - этот голос чуть более низок. Если бы он принадлежал женщине, то мужчины назвали бы его "волнующим". Но он принадлежит кошке. Лесной Кошке. Ночью все кошки серы, однако на самом деле Лесная Кошка черна, как смоль, как непроглядная осенняя тьма, только глаза светятся зелёными огнями, да редкий отблеск лунного света играет на гладкой шерсти. Её меньшая сестра не чёрная, но рыжая, пушистенькая и изящная, глаза - два ярко-синих фонарика.

   С крыши на крышу, с карниза на карниз, ещё площадь, ещё переулок, забор, решётка старого водостока...

   - Фу! - колокольчиковый голос. - Какой мерзкий, мокрый запах! Крысы! Сестра, внизу крысы! Опять вылезли из подземелий!

   - Вот видишь, не зря вышли! - ворчит Лесная Кошка. - Вперёд, сестра, вперёд! Дело есть дело!

   Стремительный полёт прямым вихрем вниз, когти, зубы, ловкость, удар за ударом, уворот и снова удар, укус, прыжок! Одна огромная остромордая тварь бьётся на мостовой в агонии, захлёбываясь кровью из разодранного горла, остальные с отвратительным писком разбегаются по щелям... Вернее будет сказать, по дырам в локоть шириной. Крысы Города крупны и опасны. Даже одна может представлять угрозу, а ведь иногда они сбиваются в стаи.

   В Городе много страхов. Крысы, наверно, наименее жуткий из них. По крайней мере, это существа из плоти и крови. Смелый горожанин вполне может отбиться от них. Иные страхи безымянны и неосязаемы. Бестелесные силуэты блуждают по узким переулкам, и свет редких фонарей мутнеет и гаснет. Невидимые копыта цокают по ночным улицам. Чёрные экипажи с наглухо занавешенными окнами останавливаются у домов и исчезают, растворяясь в ночной мгле... Жители Города навыкли жить среди пугающих диковин. Кроме того, они знают, что Владычица острова Авалон заботится о них, и послала своих Кошек охранять покой горожан по ночам.

   Лес, окружающий Город почти со всех сторон, тоже бывает опасен после заката. Да и днём людям там делать нечего. Лес густ и мрачен, огромные тёмные ели вздымают свои вершины выше городских башен, а под ними меньшие деревья вечно теснят и душат друг друга в дикой борьбе за свет и жизнь. Горожане не ходят в Лес. По узким, то и дело зарастающим тропкам в Город изредка пробираются торговые караваны с многочисленной хорошо вооружённой охраной, привозят товары из далёких земель. Караванщики нелюдимы и неразговорчивы, да они и не понимают языка, на котором говорят в Городе.

   Лесная Кошка, впрочем, не боится древесной нечисти. За хвостатыми ночными стражами стоит непреложная воля Владычицы Авалона, и косматые чудища опрометью кидаются с дорожек в лесную густель, едва завидев вдалеке яркий блеск кошачьих глаз.

   Старшая сестра торопливо зализывает лёгонькую ранку на плече - оцарапалась о крысиный коготь.

   - Не обязательно было меня закрывать так, - хмурится младшая. - Я не маленькая уже! И такая же ловкая, как и ты!

   Старшая, однако, не удостаивает сестру ответом, одним прыжком взлетает на острый гребень крыши и тихо шипит оттуда:

   - Всё! Чао, бамбино! Мне пора в Лес! Ещё две площади на тебе!

   И ускакивает в звёздную темень.

   Младшая, всё ещё ворча на сестру себе под нос, вскарабкивается на забор, прыгает на длинный балкон здания городских торговых рядов и кошачьей припрыжкой несётся по нему к площади Северных Ворот. Тут всё тихо. Едва светится тусклый фонарик над полосатой дощатой караулкой, в которой дремлет стражник.

   Городская Кошка сворачивает в тесный проулок, петляющий между высоких безоконных стен. Кратким путём проулок выводит её к северной оконечности приречной набережной. Здесь набережная расширяется у городской стены, заканчиваясь огромным полуразрушенным причалом, который никогда не использовался по назначению. Это крайняя точка её еженощного патрулирования. Здесь тоже спокойно. Едва колышется зеленоватый туман над смертельной неподвижной водой. Луна зашла за лесные вершины, но над осыпающейся кладкой причала горит фонарь, и влажные от речных испарений кирпичи словно сочатся неприятного цвета сукровицей. Это, впрочем, Городской Кошке не в диковинку. Иное привлекает её внимание. У стены дома напротив причала лежит молодой мужчина, и свет фонаря отражается и поблёскивает на металлических застёжках его очень странной одежды.

   Городская Кошка спрыгивает на уступчик и внимательно рассматривает лежащего.

   - Это кто? - неслышно шепчет она. - Это человек, конечно, но это не наш... Дышит... Живой. Ранен или пьян?

   Жители Города одеваются не слишком вычурно, и обычно носят рабочую или деловую одежду. Кто - широкие штаны, прочные блузы и кепи, кто - сюртуки, скромные шляпы или строгие цилиндры. Пышные платья и вышитые галунами яркие кафтаны - удел Авалонской знати. Парень у стены одет в довольно узкие брюки из тёмно-серой грубой ткани прошивкой наружу и какую-то кособокую чёрную кожаную куртку со множеством блестящих заклёпок и нашивок. Брюки его продраны словно бы нарочито во многих местах и заправлены в тяжёлые высокие ботинки со шнуровкой - в Городе такая бывает только на дамских.

   Кошка спрыгивает ещё уступчиком ниже. Неожиданно её изящная фигура меняет очертания и становится неуловимо похожей на миниатюрную девушку с острыми ушками. Хотя возможно, это просто игра света в ночных тенях...

   Она принюхивается и брезгливо морщит носик - от парня серьёзно разит алкоголем, правда, надо признать, качественным. Он мертвецки пьян.

   "Странно", - думает Городская Кошка, - "Ближайшая таверна "У Острова" далеко отсюда, на центральной набережной. В таком состоянии вряд ли он смог бы столько прошагать. К тому же "Остров" для знатных, а этот, конечно, не аристократ..."

   Она продолжает рассматривать его. Почему? Парень не слишком красив, к тому же он худощав, и для своей худобы чересчур высок. Только с некоторой натяжкой его можно было бы назвать симпатичным. И всё же что-то в его правильных бледных чертах лица и кудрявых тёмных волосах привлекает её. Она и сама не знает, что. Всё же она с некоторым усилием отрывает от него взгляд, запрыгивает обратно на стену и презрительно хмыкает: "Городской пьянчужка... Наверно, с ткацкой фабрики "Авалонский Богатырь". Украл экспериментальный костюм к годовщине воцарения... Что мне до него?"

   Она задумчиво скользит в ночи, прыгает с крыши на крышу, возвращаясь к маленькой башенке на западном краю Города, на верхнем этаже которой, под самой крышей, они с сестрой делят небольшую квартирку. Над вершинами Леса уже заметен слабенький синеватый отсвет зари.

   Однако в последней своей фразе Городская Кошка ошибается или лжёт сама себе. Несмотря на то, что впервые она увидала этого молодого человека в обстоятельствах не слишком приглядных, она уже не может выгнать его образ из своей памяти. К добру или к худу - вопрос другой.

   

ГЛАВА 1. В отражении

Контуры действительности расплывались. Очень легко думать о таких вещах, пока контуры вашей действительности на самом деле не начнут расплываться, а мир не потеряет твёрдые очертания, превратившись в набор символов. Бас-гитара тяжёлым крестом лежала поперёк груди. Значит, я всё-таки упал. Неясно, это была репетиция с выпивкой или пьянка с гитарами? Трудно быть музыкантом непризнанной рок-группы... Об этом я зачем говорю? Кому вообще нынче легко... Легко думать о контурах действительности. Труднее в ней жить.

   Хорошо было бы прийти в себя, подумал я и сделал небольшое усилие. Реальность неожиданным ударом резанула по глазам. Значит, я всё-таки существую. Когито и эрго. Теперь надо осознать, где и когда... И зачем. Однако, не слишком ли много философии для начала? Или магистранту филфака простительно?

   Где мы вообще начали выпивать? Кажется, ещё на улице. Пиво и пиво, пузырь, за ним пузырь... В это время, впрочем, мы вроде бы музыку играли. Ничего не помню. А ведь, похоже, уже утро вовсю. Эх, амнезия - бесплатный приз на дне каждой водочной бутылки... Завязывать надо. Зачем я вообще пил?

   Охая и кряхтя, я снова открыл глаза. И тут же закрыл. Весь этот свет завязать в узелок и отправить шахтёрам, чтобы не темно было давать стране угля. Мелкого, но много. А мне свет сейчас прямо вот совсем никак. Не нужен.

   В голову словно ввинчивались два здоровенных шурупа - один в лоб, второй в висок. Несмотря на это, я всё-таки сумел осознать, что окружающая действительность выглядит как-то не так, как должна бы. Это было плохо. Не хватало ещё галлюцинаций с похмелья. Почему напротив меня плавает какой-то зелёный туман? Почему я лежу на булыжной мостовой? Откуда здесь взялась высоченная кирпичная стена со средневековыми бойницами? Где я?

   Я ещё немного полежал, собираясь с силами. Было настолько худо, что даже перспектива белой горячки или потери пространственной ориентации не страшила меня и не вызывала никакого желания подняться и как следует оглядеться по сторонам. Хотелось только лежать и ждать, пока оно отойдёт. А ещё очень хотелось пить. Во рту настолько пересохло, что язык буквально царапал нёбо. Наконец желание попить (и сделать кое-что ещё) пересилило желание тупо лежать. Стеная, я приподнялся, спихнул с себя гитару и уселся у стены, обхватив ладонями свою несчастную голову. Это был первый шаг к подъёму. А вот второй меня заставили сделать со стороны:

   - Эй, ты, пьянь! А ну, встал! И пошёл отсюда!

   Я ещё раз открыл глаза и на сей раз заставил себя не закрывать их, превозмогая боль. Кто это пристаёт к несчастному похмельному человеку? Неужели менты?

   Но фигура, склонившаяся надо мною и тычущая меня в плечо и спину длинной рукоятью странного топора, поражала своей гротескностью. Высокие рыжие грязные сапоги, широкий ремень с огромной пряжкой, тускло блестящая металлическая безрукавка и каска, похожая на пожарную. Морда бородатая, красная и злобная. За ремень был заткнут длинный старинный пистоль. Ряженый какой-то, не иначе.

   - Ты что, реконструктор, что ль? Сейчас, посижу да уйду, отстань, - хрипло выговорил я. - Где я, в Измайлово, что ли? Метро работает уже?

   - Какой я тебе структор? Городская стража! Нажрался, так нечего по городу шататься! А ну, вали в свой квартал, музыкант долбаный, живо, пока я тебе шею не намылил!

   - Перестань меня тыкать, придурок! - обозлился я. Вообще-то я человек очень мирный, и никаких драк не люблю. Но в рок-клубах бывает всякое, с гопотой и хулиганьём иногда трудно договориться без кулаков, хотя, как правило, у меня получалось - я со всеми могу общий язык найти. Однако же меня похмельного, да ещё таким поведением, как у этого сумасшедшего любителя средневековых костюмов, было очень легко вывести из себя. Подумаешь, топор... В ответ на очередной тычок я схватил свой длиннющий тяжёлый бас за основание грифа, вскочил и от души огрел ряженого прямо по железному головному убору. За инструмент я не переживал - он был цельного дерева, старого крепкого производства, и выдерживал у меня и не такие переделки.

   Раздался практически колокольный "дзынн-нь!", эхом откликнулись струны баса, и реконструктор рухнул ниц, закатив глаза.

   Как я узнал позже, мне главным образом повезло. Вообще говоря, местные стражники были не так уж плохо натренированы. Этот просто не ожидал от меня такой прыти. Собственно, я и сам от себя её не ожидал. Похмелье чуть отступило под накатом адреналина. Деятель в каске слабо шевелился.

   - Ну что, живой? - довольно участливо спросил я, наклонившись над беднягой. - Зачем тыкал-то меня? Ещё и ругался... Вот и получил, извини уж.

   Тут я заметил, что шевелится ряженый не просто так, а тянет руку в перчатке к пистолету за поясом и мычит нечленораздельно что-то угрожающее.

   - Э, э! - я ногой отпихнул его руку в сторону. - А вот эта штука тебе сейчас ни к чему, ты малость контужен и не соображаешь ни хрена, ещё пальнёшь, в глаз кому попадёшь...

   Я вытянул пистолет из-за пояса "реконструктора", сунул его себе под "косуху" и ещё раз легонько ткнул противника ботинком:

   - Лежи смирно! Вот тебе телефон, вечером позвонишь, приедешь, пушку отдам твою историческую.

   Я вынул из кармана джинсов визитку нашей рок-группы и кинул "реконструктору" на бронированное пузо. Затем взял бас-гитару за лямку, закинул её через плечо и быстро ушёл, не оглядываясь.

   Несколько кварталов я прошагал, петляя по переулкам и дворикам. Я немного опасался, что мой поверженный оппонент вызовет настоящую полицию и устроит за мной погоню. А я, понимаешь ли, с остаточными явлениями алкогольного опьянения и действительно ему врезал. Поди докажи потом, что он первый начал меня лупить.

   Похмелье снова накатывало на меня, и я никак не мог осознать, что и город выглядит совершенно не похоже на Москву двадцать первого века, и люди все очень странно одеты, и под ногами не асфальт, а то булыжники, то и вовсе грязь. По-прежнему ужасающе хотелось пить. К счастью, в одном из дворов я наткнулся на водоразборную колонку с рычагом, мельком удивился ей, но поскольку был уже не в том состоянии, чтобы придавать значение даже таким мелочам, как стерильность питьевой воды, от души из неё напился. Потом, однако, выяснилось, что рисковал я не сильно - вода в городе была артезианской.

    В конце концов я решил, что достаточно оторвался от возможного преследования, и надо бы выйти на более-менее широкую улицу, найти какой-нибудь транспорт, а в идеале - метро. Я смутно предполагал, что накануне вечером алкоголь занёс меня в какой-то центральный район Москвы с исторической застройкой.

   Однако даже на относительно широкой улице (как я выяснил потом, это был Центральный проспект, ведущий от таверны "У Острова" к Западным Воротам) сильно лучше не стало. Да, по рельсам, проложенным посредине проезжей части, шли трамваи, но это были какие-то пугающе архаичные полуоткрытые сооружения с длиннющими контактными штангами на крышах, напоминающими тараканьи усы. Вместо автомобилей по мостовой двигались конные экипажи и ломовые телеги. Людей было довольно много, но одеты они были примерно как на фотографиях, запечатлевших неожиданные всплески деловой активности в крупных городах нашей страны на рубеже прошлого и позапрошлого веков. На улице не было ни высоких столбов городского освещения, ни асфальта, ни проводов, кроме трамвайных, ни единого современно выглядящего здания и ни единого рекламного биллборда. Последнее, помню, поразило меня больше всего. Откуда же, думаю, они узнают о новых выросших тарифах на мобильную связь? Или о "прекрасных" условиях на вечную ипотеку в гигантских монолитах, выстроенных на месте разрушенных заводов или на зарастающих бурьяном полях?

   Тут меня осенило, да так, что слегка отошедшая было голова снова заныла - телефон! Я выхватил из кармана гаджет и торопливо нажал на экран. И тут же вспомнил, что не заряжал его с позапозавчерашнего вечера, а последние крохи запаса аккумулятора извёл на пьяные звонки каким-то воображаемым подругам. Со злости на себя и на весь мир я чуть было не шваркнул ни в чём не повинный аппарат о булыжный тротуар, но всё-таки сдержался. Подумал, может выпрошу у кого провод в метро и заряжу в вагоне. У нас же как - мест для сидения убавляется, а разъёмов под зарядные устройства всё прибавляется. Очевидно, это самое важное в новых моделях вагонов - больше разъёмов. У кого-то уважаемого, видать, разъёмная фабрика в Китае простаивает.

   Куда же это накануне я умудрился загреметь? Я не хотел думать о худшем - хотя, конечно, был достаточно наслышан о случаях, когда люди приходили в себя в тысячах километров от дома после особо крупных пьянок. Неужели я оказался где-то в западных пределах области вокруг нашей северной столицы (окружавшая меня архитектура как будто намекала на это). Выборг что ли, или Псков?

   Попытки выяснить у прохожих, где здесь метро, электричка, или хотя бы самое простое - как называется город, ни к чему определённому не привели. Женщины в испуге смотрели на меня, как на заговорившую табуретку, и попросту убегали. Мужчины (все, кстати, мельче меня как минимум на полголовы) были крайне неприветливы, махали руками, мотали головами и торопились дальше по своим делам. Наиболее вежливые говорили со странным акцентом: "Отойдите, сударь!" или: "Иди-ка, братец, проспись!"

   А один, с моноклем и в цилиндре, поразительно похожий на буржуя с агитационного плаката, попросту ляпнул:

   - Пошёл прочь, мужик!

   - Какой я вам мужик, господин хороший?! - в отчаянии вскричал я.

   - А кто же ты? - со снисходительным удивлением спросил дядя в цилиндре.

   - Ну... Сударь, хотя бы! И почему сразу на "ты"? Я, кажется, с вами на брудершафт не пил!

   Услыхав иностранное слово, буржуй несколько смягчился и сказал, коснувшись кончиками пальцев полей своей высоченной шляпы:

   - В таком случае прошу извинить, сударь! Однако, смею сказать, вы пьяны-с! От вас некое амбре-с! Вы отойдите и подите проспитесь, мой друг!

   - Подумаешь, - пробурчал я, смутившись. - Ну употребил немного вчера, что такого. Просто соблаговолите хотя бы сообщить мне, в каком я городе?

   - В Ростокино, бедный пьяница, где же ещё? Других нет! - ответил буржуй и вполголоса добавил. - Вот же допился, несчастный! Сколько раз я говорил, что сухой закон нужен... Всем же на пользу пойдёт. А в Магистрате один ответ - доход от монополии, доход от монополии...

   - Позвольте, - сказал я, несколько приободренный услышанным. - Ростокино - это не город. Это район Москвы. Я сам живу в Ростокино!

   Вот только улиц таких у нас в Ростокино отродясь не было, подумал я. Разве что до революции... Я похолодел. Самые дикие подозрения начали закрадываться в разум. Темпоральный сдвиг... Временная петля... Но это не более, чем дурная фантастика или чистое умозрение, это физически невозможно! А кроме того: бронированные стражники, архитектура... Не то!

   - Послушайте, молодой человек! - сердито сказал буржуй. - Судя по вашему говору, вы похожи на джентльмена, так вот вам мой совет: образумьтесь, ступайте домой, выспитесь и ведите себя соответственно вашему положению! Мы в Ростокино, а в Ростокино джентльмен должен блюсти себя, иначе эти мужланы из рабочих кварталов будут насмехаться над нами! Им и так воли дали слишком много в последнее время! И выходной целый в неделю и даже увольняться самим разрешили с фабрик! Всякий страх теряют, Владельцев не уважают, чего доброго, возомнят себя людьми! Так и с авалонцами поссориться недолго! И то они уже косо на нас смотрят, мол, как вам Магистрат вместо Наместника устроили, так скрепы и устои подлюдишки ваши подрывать начали... Музыку слушают какую-то не ту, стихи читают...

   - Простите... Кем кто себя возомнит? - сильно насторожившись, переспросил я. Мои подозрения медленно начинали оформляться в подобие понимания. Самое странное - я ещё и начал ощущать, что когда-то - в неизведанные времена существования сознания, или помимо него, где-то во сне - я уже был в этом Ростокине. В именно таком Ростокине. Ощущение напоминало навязчивое дежавю, какую-то дурманную грёзу, но оно становилось всё более реальным. Я даже неожиданно наткнулся на остаток полузнания о том, что в этом странном Городе у меня есть дом.

   Господин в цилиндре, между тем, внимательно присмотрелся ко мне и вдруг опять перешёл на "ты":

   - А что это у тебя за спиной? Не гитара ли? Да ты что же - музыкант из опустившихся сквайров? С таким джентльменом я и разговаривать не стану, поди-ка прочь, нищеброд!

   Тут я уже озлился:

   - Сам ты пошёл куда подальше, буржуй недорезанный! Ишь ты, какой... уберменьш выискался плешивый!

   Действительно, даже под цилиндром был хорошо заметен сильный недостаток редких сивых волос на голове моего классово антагонистического собеседника, хотя дядька был вовсе не старый.

   Секунду или две человек с моноклем пристально смотрел на меня, и в его глазах узнавание сменялось страхом и яростью. Было очевидно, что он, как ни странно, отлично понял смысл моих слов. Он взмахнул тростью с изогнутой рукояткой (вот и ещё один избитый символ революционной агитации - поразительная точность попадания) и сбивчиво крикнул:

   - Да ты!.. Ты!.. Как ты смеешь! Предатель культуры! Панк! Анархист!

   А затем, сильно возвысив голос:

   - Стража! Стража!!!

   Я кинул на крикуна испепеляющий взгляд. Что, опять бегать? Я уже прекрасно понимал, что на его вопли сюда сейчас примчится взвод сослуживцев того "реконструктора", которого я оставил отдыхать на набережной. Хотя какой он, к свиньям, реконструктор. Стражник он, настоящий. Я только не понимал, как такое могло произойти. Как в дурной сказке какой-то. Взял и оказался в тридевятом царстве... С буржуями...

   Краткий момент я играл с мыслью врезать и этому ужасно раздражавшему меня субъекту бас-гитарой по рогам. Однако он всё-таки меня ничем не тыкал. А что до его социал-шовинистских взглядов, то ведь каждый имеет право на собственное мнение...






Чтобы прочитать продолжение, купите книгу

119,00 руб Купить