Мария полюбила Михаила сначала как своего спасителя, а потом как мужчину своей девичей мечты, но он не отвечал ей взаимностью. Да она видела, что он ею увлечен, что она ему нравится, но дальше этого Михаил не заходил и тогда Мария решилась на приворот. Приворот сработал, он признался ей в своей любви, они повенчались, но Магический ритуал приворожил к ней ещё двух поклонников, один из которых давно почивал в Мире мёртвых…
Как это случилось? Почему приворот сработал, но с сюрпризом?
Казалось, что Павел, отец жениха и Ольга, мать невесты раньше были знакомы и не просто знакомы, а любили друг друга. Однако тогда в молодости обстоятельства сложились так, что она вышла замуж за другого, а он женился не на ней. Теперь благодаря детям спустя годы они вновь встретились и Павлу предстоит узнать под маской «капризной княжны» скрывается нежная женщина, а Ольге – распознать в «заносчивом студенте» чувственного сильного мужчину.
Сможет ли Павел теперь спустя годы сделать Ольгу счастливой?
- Я получил приглашение на первый Концертный бал в Зимнем дворце! – сказал князь Александр Фёдорович, оглядываясь вопросительно на старую княгиню, крёстную мать Ольги.
- Очень рада за вас, князь! - сказала княжна Ольга и пожав плечиками добавила: - Мне закрыты двери на балы…
- А вот и нет! - сказал он, наклоняя с улыбкой голову.
Ольга расхохоталась. После того как её отец промотал всё семейное состояние, она не питала никаких иллюзий. Она была с княжеским титулом и без богатого приданного.
- Я выхлопотал приглашение для вас! Как для моей будущей жены! Вы же не передумали выходить за меня за муж? – спросил озабоченно князь и положил перед княжной карточку, где было вписано её имя.
И тут её охватила бездонная тоска. Это была тоска по развлечениям, по вечерам и балам чего её лишил отец.
- Спасибо! И да! Я не передумала выйти за вас за муж… – сказала Ольга и улыбнувшись добавила тихо: - Но я вынуждена отказаться от приглашения на бал…
- Но почему? – вскрикнул ничего не понимающий в женских штучках князь.
Внезапно княжна услышала собственный плач. Нетерпеливо порывшись в сумочке, висящей на поясе, она достала платочек. Ослепшая от нежданных слез, она встала с дивана и отбежала к окну.
- Что случилось? Я не понимаю? – разведя руки в стороны спрашивал Александр Фёдорович, растеряно поглядывая то на Ольгу, то на её крёстную мать.
- Да что ж тут не понятного! – не выдержала старая княгиня и выдала князю чистую правду о положении Ольги: - Девице одеть, обуть нечего! А вы о каком – то бале говорите!
Князь приподнял брови от удивления.
- Ах вот оно что! Теперь мне понятно отчего ваши переживания и слёзы! Это поправимо! – сказал он, подходя к Ольге и взяв её за руку поцеловал.
Девушка смотрела на него во все глаза. Теперь она ничего не понимала.
- Вот вам двести рублей(1*), справьте себе новый наряд! – сказал князь и положив перед Ольгой две бумажные ассигнации спросил: - Успеете за три дня подготовиться к выходу?
- Я не могу принять…от вас…- замешкалась Ольга.
- Можете! Ради вашей матушки! И всё-таки я ваш будущий муж! – прибавив строгости голосу сказал Александр Фёдорович.
- Хорошо! – согласилась Ольга.
Князь подошёл к старой княгине и поцеловав ей руку сказал:
- Через три дня, дамы будьте готовы! Я пришлю за вами карету!
Как только князь ушёл, Ольга кинулась к своей крёстной, села рядом щебеча без умолку:
- Мамка! Я так рада! Надо пригласить портниху, продумать фасон, цвет платья и перебрать драгоценности моей матушки, которые я сохранила!
Три дня пролетели перед Ольгой как один день в бесконечных примерках бального платья и подбору аксессуаров.
На деньги, выделенные князем Александром Фёдоровичем были наняты: портниха и две швеи.
За три дня Ольга всё успела. И вот наступил момент, когда княжна была полностью готова к выходу в Свет. Портниха расстаралась на славу. Платье княжны отличалось роскошным великолепием и экстравагантностью.
Платье из синего бархата, украшенное рюшами - придавало княжне женственность. Не глубокий вырез красиво подчёркивал девичью грудь. На шее красовалось сапфировое колье – наследство от матери Ольги. Наряд княжны дополнили длинные перчатки, веер и туфли на высоком каблуке. Парчовые туфли с овальным носком, спереди были украшены узким бантиком.
А вот прическа у Ольги была не замысловатая. Свои чёрные длинные волосы княжна просто зачесала назад, завязав тугим узлом сзади. Чтобы убрать чопорность она разрешила служанке выпустить на волю лишь несколько завитков. Для головного убора на лоб, Ольга выбрала полосу голубого шелка, завязанную бантом на затылке. Длинные концы ленты спускались до середины лопаток.
- Олешка, голубка моя! Надо бы выехать с запасом, а то не ровен час опоздаем! – сказала крёстная княжне.
- Но, зачем? Что там рано делать? В приглашении указано время - в 8 1/2 ч. – возразила Ольга.
Крёстная покачала головой.
- Эх! Молодёжь, молодёжь! Не одна же ты приедешь на бал! Подъезды будут забиты транспортом! А чтобы подъехать к парадному входу нужно будет встать в очередь и ждать свой черёд! – разложила по полочкам мамка (2*) Ольги.
Словно в подтверждении её слов раздался стук в дверь. После разрешения в комнату заглянул лакей и сказал:
- Ваша светлость! Карета от князя Александра Фёдоровича – подана!
- Хорошо! Ступай Прохор! Мы скоро! – сказала старая княгиня.
Как только за лакеем закрылась дверь Ольга заметалась по комнате нервно-радостно приговаривая:
- Я ещё не готова! Надо ничего не забыть…веер, платочек…
- Не забудь книжечку (3*)! – крикнула мамка Ольге, поддаваясь веселью крестницы.
- А, вы всё взяли? – спросила Ольга, крутясь перед зеркалом.
- Так, а мне самой не забыть бы свою табакерку(4*)!
Ольга с крёстной спустились по лестнице в вестибюль, где женщин наготове поджидал Прохор. Увидев дам подбежал к ним в своём синем фраке с чёрными пуговицами, высоком белом галстуке, коротких панталонах и синих шерстяных чулках.
Проворный лакей ловко накинул на плечи старой княгини длинную ротонду (5*) без рукавов. Круто развернувшись он тоже самое проделал с молоденькой княжной. Ротонда Ольги была с прорезями для рук, отороченная белым мехом. Прохор спрятал ручки княжны в пушистую белую муфту.
Дамы выехали на бал в закрытой карете, присланной князем Александром Фёдоровичем, внутри которой заботливый Прохор укутал женщин в тяжелую меховую шубу. Так вместе со своей крёстной Ольга отправилась на бал в Зимний дворец.
Примечание.
Бумажные деньги (1*) - получили название «ассигнации». Банкнотный ряд составляли четыре номинала: 25, 50, 75 и 100 рублей. На лицевой стороне ассигнаций изображались подписи ответственных лиц и императорские регалии. Оборотная была украшена портретами государственных деятелей. 100 рублей – были украшены портретом Екатерины Великой.
Мамка и папка (2*) - так называли крёстную мать и отца крестника.
Книжечка (3*) - книжечка для бала, в которой дамы записывали карандашом порядок танцев и имена кавалеров. Страницы книжечки делали из тонких пластин слоновой кости.
Табакерка (4*) – аксессуар пожилых дам блиставших на балах и активно пользующиеся такими табакерками.
Ротонда (5*) – это длинная накидка, дающая возможность передвигаться по улице в холодное время как женщинам, так и мужчинам. Ротонду надевали для поездки на бал или в оперу, чтобы не помять платья.
Ольга Ивановна – княгиня; ведьма; мать княжны Марии Александровны; первая любовь графа Павла Алексеевича; бабушка Демида.
Александр Фёдорович – князь; друг отца и жених Ольги Ивановны; в последствии ставшим её мужем; отец княжны Марии Александровны.
Павел Алексеевич – граф; владелец имения «Алексеевка»; муж графини Елизаветы Сергеевны, умершей после родов; отец Михаила; любовник сенной девки Варвары, изгнанной им из имения за шарлатанство; дед Демида.
Мария Александровна – княгиня, украденная престарелым князем Михаилом Сергеевичем и проданная им помещику; жена графа Михаила Павловича; мать Демида.
Михаил Сергеевич – князь, пытающийся склонить молодую княжну Марию Александровну к сожительству и который получив от неё отказ, продаёт девушку помещику.
Михаил Павлович – граф; сын Павла Алексеевич и Елизаветы Сергеевны; муж княгини Марии Александровны; отец Демида.
Вера – сенная девка жены Михаила Сергеевича; в дальнейшем ставшая подругой княгини Марии Александровны.
Елизавета Сергеевна – графиня; внучка помещицы, Дарьи Васильевны; жена графа Павла Алексеевича, умершая после родов; мать Михаила; бабушка Демида.
Демид Михайлович – граф; сын Михаила Павловича и Марии Александровны; внук: Ольги Ивановны, Павла Алексеевича и Елизаветы Сергеевны.
Савва Юрьевич – граф; владелец имения «Юрьевка»; муж Инессы Владимировны; крёстный отец графа Павла Алексеевича, взявший его на воспитание после гибели родителей мальчика.
Инесса Владимировна – сенная девка(1*), ставшая женой Саввы Юрьевича; крёстная мать Павла Алексеевича.
Дарья Васильевна – помещица (2*), владелица имения «Васильевка»; бабушка графини Елизаветы Сергеевны; прабабушка Михаила Павловича, умершая.
Варвара – сенная девка помещицы Дарьи Васильевны; подруга детства графини Елизаветы Сергеевны внучки помещицы; разлучница, сотворившая приворот на графа Павла Алексеевича и виновная в смерти Елизаветы; в дальнейшем ставшая ведьмой взяв новое имя – Варна.
Примечание.
Сенная девка (1*) - это отельная категория слуг, которая не была задействована в полевых работах, а все время находилась в домах при хозяевах. Сенями - называли комнатушку перед входом в дом; часто вместо «девушки», употреблялось слово «девки». Сейчас это слово имеет негативную окраску и плохо воспринимается в обществе, но не в старину. Тогда в нем не было ничего оскорбительного или унизительного, ведь «девками» называли тех, кто еще не вышел замуж, но уже перешагнул рубеж детского возраста.
Помещик, помещица (2*) - владелец поместьем в России в конце XV - начале XX веков. Первоначально так называли владельца имения, которое предоставлялось служилому человеку (дворянину) по обязательствам службы: военной или государственной - на срок службы или пожизненно, в рамках поместной системы.
Выход из дома Ольга, символизировала с надеждой на светлое будущее, ведь только-только пошёл первый снег. А первый снег – один из символов того, что жизнь будет налаживаться. Падающий снег - явление завораживающее. Снег падает, и земля преображается. Так и душа Ольги наполнилась радостью, а настроение сделалось приподнятым.
Сегодня бал проходили в огромном и великолепном зале, окруженным с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. Музыкантов разместили у передней стены на длинных скамейках.
На немного возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояли столы, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли и сплетничали. Это было в основном местом отдыха и общения стариков. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.
Молодёжи не нужны были карточные игры – им нужны были танцы…
На бал (1*) были приглашены лучшие выпускники университета, получившие придворный чин среди них был граф Павел Алексеевич. Он первый раз присутствовал на таком празднике и чувствовал себя польщённым этим приглашением.
Вельможа, назначенный ответственным за проведение бала с большим искусством устроил различные кружки по интересам. Сюда входили: кружок, где были князья и генералы; другой дамский кружок расположился у чайного столика.
Павел Алексеевич хотел присоединиться к первому, но вельможа, увидев это, тронул его пальцем за рукав предложил:
- Обратите внимание граф на стайку молоденьких девиц, выехавших впервые в Свет. Да попросите пока не поздно у дам книжицы, чтобы записаться к ним на танец.
Молодой граф с интересом взглянул на девушек и улыбнулся вельможе. Ему приглянулась брюнеточка, которая стояла немного в стороне от остальных дебютанток. К ней подошёл не молодой князь и они о чём – то заговорили.
Князь? Наверное – это отец девушки? – подумал Павел.
И только он настроился подойти к незнакомке как музыканты заиграли «Полонез» (2*), и не молодой князь повёл избранницу графа на танец.
Не успел…- лишь подумал Павел и выдохнул расстроенно.
- Не расстраивайтесь! – бодро сказал вельможа. А чтоб вам не упустить свой шанс – пройдите вон к той княгине! Познакомьтесь с ней!
- Вы издеваетесь? – возмутился Павел.
- Нет! Это дружеский совет! Эта престарелая дама – крёстная понравившейся вам девушки. Сейчас девушка живёт у неё…
Танец закончился, князь проводил партнёршу на место. Красавица направилась к пожилой даме и встала возле её кресла.
- Не правда ли, она просто само очарование? - сказал друг Павла, Ефим, указывая на молоденькую блондинку.
- О! Друг! Я смотрю на другую!
- Ну, каждому своё…я только хотел знать твоё мнение…
Между тем пожилая дама выражала своё обожание крестнице. Она взглядывала на девушку, взмахивала ручками как бы говоря, чтобы она поскорее оставила её и что ей не стоит находиться подле неё. И вскоре девушка отошла от своей крёстной.
Этого момента Павел ждал с нетерпением и поспешил к красавице через зал. Подойдя представился и попросил бальную книжку. Девушка во все глаза смотрела на него пока он вписывал своё имя, занимая танец с ней (3*).
Теперь он знал её имя – Ольга. Княжна Ольга Ивановна.
Зазвучала музыка и Павел Алексеевич пригласил девушку. Она посмотрела на него и улыбнулась ему ясной улыбкой.
- Для такой молодой девушки и такой такт! – сказал ей комплимент Павел.
- О! Я с детства люблю музыку и это идёт от сердца! – улыбаясь ответила она и сказала: - Вы тоже хорошо двигаетесь!
А он не мог оторвать взгляда от прелестных её плеч, шеи, губ…И это было так близко…ему вдруг захотелось прикоснуться своими губами к её алому ротику. Он ощущал тепло её тела, цветочный запах духов и слышал скрип ее корсета при дыхании. Она словно почувствовала его состояние, взглянула прямо ему в глаза и улыбнулась…
Вы тоже мне симпатичны! – сказал её взгляд…
Прочитав её взгляд, Павел тут же понял, что вот она! Его будущая жена! Она должна быть его женою!
Он чувствовал её тело и чувствовал, что эта юная девушка именно та женщина, которая для него и только для него…
Вернувшись на постоялый двор (4*), где Павел снял квартиру он долго не мог заснуть, думая о том, что с ним случилось самая настоящая любовь. И граф хорошо понимал, что Ольга, которую он узнал сегодня – эта девушка должна принадлежать ему и только ему.
Утром следующего дня граф Павел Алексеевич спустился на первый этаж в ресторан. Ему подали кофей с шоколадом. Потягивая крепкий утренний напиток молодой человек составлял план действий на день. А продумав отправился с визитом к Ольге Ивановне с намерением предложить ей свою руку и сердце.
Ольга Ивановна встретила Павла Алексеевича в шёлковом платье цвета мяты с пышными рукавами и показалась ему принцессой из сказки. Она усадила, гостя возле себя и начала спрашивать его, куда он собирается ехать теперь после учёбы.
Павел не стал вдаваться в подробности своего назначения и постарался направить разговор в нужное ему русло.
- Я хотел бы спросить…правда ли, что вы выходите за муж за князя…
- Право, это странно. Слышать от вас…- сказала Ольга.
А Павел вдруг умолк и прикусил язык.
- Почему вас волнует этот вопрос? – спросила она.
- Разве это не так? – не ответив спросил Павел.
Ольга покачала головой.
И тогда граф решился:
- Вы мне нравитесь! Очень! Я хочу вам сделать предложение…- от волнения он запнулся на последнем слове и выдохнув добавил: - Будьте моей женой!
Ольга Ивановна помолчала. Павел сидел, наклонившись в ожидании ответа. Она подняла голову и не весело рассмеялась. Но её смех так же внезапно оборвался, как и начался. В её глазах мелькнуло что – то похожее на грусть.
- Нет, Павел Алексеевич! – промолвила она и посмотрев ему в глаза продолжила: - Слишком поздно! Я дала слово другому и не могу отказаться от него…
- Но почему? Вы можете всё отменить, и мы уедем…
Ольга положила руку на его руку и не дала ему договорить:
- Я выйду за муж за князя Александра Фёдоровича! И не думайте, что я капризничаю или там ещё что – то выдумываю! Нет! Просто я не могу иначе! Если я послушаюсь вас и сбегу, то от нас отвернётся Свет! Нет! Я так не хочу…
Павел вскочил с дивана и посмотрел на неё. А она держала глаза опущенными. И он понял, что так она показывает, чтобы он ушёл.
Вернувшись к себе в квартиру, он лёг в постель и постарался как можно быстрее заснуть.
Утром Павел успокоил себя тем, что Ольга за ночь одумалась и согласится на его предложение. А если нет, то он уедет и постарается забыть обо всём.
Когда граф вошёл в зал, он полон был гостей. Праздновали сватовство Ольги Ивановны с князем Александром Фёдоровичем, которого Павел принял за отца Ольги. Молодого графа усадили в кресло. Все гости, с которыми ему пришлось познакомиться находились в радостном настроении.
Ольга никак не ожидала снова видеть Павла у себя в доме поэтому заметно смущалась, говорила в основном её крёстная, дама с седыми волосами.
- Оленька осталась сиротою и вот случилась радость к ней посватался уважаемый князь…
При этих словах седовласая дама посмотрела на крестницу. Павел тоже посмотрел в ту сторону и увидел Ольгу одиноко стоящую у окна немного в стороне от всех…
Они встретились с ним уже дважды, и она чувствовала, что ей хотелось всё бросить и сбежать с ним от всех! Куда глаза глядят! Но она также понимала, что для неё невозможно было любить кого-то и быть любимой… она уже дала слово князю…- думала Ольга, увидев Павла.
Через некоторое время Павел подошёл к Ольге, и она сказала ему:
- Вы, молоды…вы ещё встретите свою суженную…- сказала так, улыбнулась грустно и подняла на него глаза, в которых застыли слёзы, готовые вот – вот пролиться, но она сдержалась и продолжила: - Не сердитесь на меня…и будьте счастливы…
Павел в смятении опустил глаза, опять поднял их и увидел, как она была страшно близка ему и в тоже время далека. Но он не мог ничего сделать, чтобы убрать эту чуждость – она дала слово другому. И между ним и ею была пропасть.
Он ушёл…
Ведь это любовь! Глупец! Мечтал о том, как она станет его женой, перед ним снова и снова всплывал её образ. Но как она может полюбить его? Тут же одёргивал он себя, хорошо, понимая, что это невозможно, что Ольга отдана другому! - думал Павел и рассуждал так, возвращаясь в своё родовое имение «Алексеевка».
Примечание.
Балы (1*) - проводились по утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Чётко по пригласительным билетам. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера.
Полонез (2*) - бал принято было открывать польским танцем или полонезом.
Вписать своё имя в бальную книжку дамы (3*) - кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Разрешалось три танца с одной дамой.
Постоялый двор (4*) - дом в котором содержались квартиры с постелями и столы с кушаньями.
После венчания княжна Ольга Ивановна стала женой князя Александра Фёдоровича, друга её отца. К тому времени девушка уже знала о своих необычайных способностях. С помощью карт она могла предвидеть не только своё будущее, но и будущее других людей…
Хорошо, что ей не приходилось притворятся в постели с мужем. Перед брачной ночью крёстная научила Ольгу как надо правильно вести себя жене в постели с мужем.
- Не выказывай ничем, что тебе приятно. Мужчинам дозволено многое, но не женщинам. Так учила меня моя матушка и так учу тебя я…
Ольга помнила, как эти советы удивили её.
- Но почему? Мужчине дозволено многое? Чем мы женщины хуже? – спрашивала она крёстную.
Помнила она как от её вопросов покраснели щёки крёстной, и она нервно затрясла головой.
- Не положено! Значит так заведено в нашем обществе! Вот и весь сказ! А ты должна быть благодарна князю, что он взял тебя в жёны без приданного!
По поводу своего замужества она не питала никаких иллюзий. Её любовь к князю Александру Фёдоровичу оказалась простым выходом из капкана бедности, с его же стороны было любопытство и жажда познания молодого тела. Она же испытывала совсем иные чувства к молодому графу, девушка заметила это во время их краткого знакомства.
Тем не менее лёжа в супружеской постели, она постоянно тосковала по прекрасному образу графа Павла Алексеевича. Несмотря на то, что её муж князь был добрым человеком, он всегда оставался тем же, как и до её замужества – другом. Между супругами царило взаимоуважение, но не любовь. Да! Конечно! Князь Ольгу любил.
А она вспоминала несказанно привлекательного молодого графа Павла Алексеевича, который так понравился ей. С каждым разом в её воспоминаниях он становился всё более и более красивым, всё более эротичным.
Тем временем молодой граф Павел Алексеевич прибыл в Губернию на гражданскую службу, где губернатором был его крёстный отец. Павел был богат, холост и с «разбитым» от неразделённой любви сердцем красавицей Ольгой…
Откинув свои терзания Павел всё чаще задумывался о женитьбе. Пока его выбор не пал ни на кого и поэтому он полностью отдался своей работе. Но однажды счастье улыбнулось ему, и он встретил Лизавету. Девушка была внучкой помещицы - Дарьи Васильевны.
Елизавета Сергеевна ответила Павлу взаимностью. Молодые люди обвенчались и счастливо зажили в имении молодого графа Павла Алексеевича. Вскоре графиня подарила графу сына, а сама оказалась слаба здоровьем и тихонько угасла…
Замужество для Ольги стало пограничной зоной, разделяющей два мира, и она всё яснее и яснее осознавала, в каком мире чувствует себя как дома, куда влечет её тоска. Это пугало её больше, чем она того желала. Горькая пустота без любви. Она только тихо плакала в бессилии…
Пропасть между ней и мужем становилась всё более глубокой. Особенно супруги отдалились друг от друга после рождения дочери. Роды были тяжелые и Ольга по женскому здоровью стала слаба. Долго восстанавливалась.
Всё чаще Ольгу охватывала бездонная тоска. Это не была тоска по мужу, эта тоска шла изнутри.
Что у неё осталось? Для неё просто невозможно было любить мужа, хотя в начале своего замужества она надеялась, что постепенно любовь между ними случится – не случилась…
Значит, она никогда не сможет полюбить мужа…она может испытывать к нему только благодарность за дочь…
Осознав своё положение, Ольга решилась на ритуал, который сработал быстро. Теперь князь Александр Фёдорович спал в своей спальне и больше не беспокоил по ночам жену. Слугам казалось положение таких вещей устраивает и мужа, и жену.
Ольга Ивановна отдала всю себя воспитанию дочери. Она была спокойна за её будущее. Мария появилась на свет в дворянской семье. Отец её, Александр Фёдорович был предводителем дворянства в своём уезде.
Ольга Ивановна не любила и всячески избегала столичную жизнь. Поэтому она с дочерью жила вдали от города в своём сельском имении.
После смерти мужа, Ольга Ивановна заботилась о дочери сама. Желая ей самого лучшего.
Когда Мария достигла шестнадцатилетнего возраста, Ольга Ивановна отправилась в город, приискать женихов.
Совсем ещё юная обаятельная Машенька стала привлекать к себе интерес мужчин. Особенно приглянулась она князю (1*) Михаилу Сергеевичу, который годился девушке в отцы.
Однако дни шли за днями, а князь не спешил просить руки девушки. Напротив, смутные намёки, доходившие до Ольги Ивановны, будили в ней тревогу за будущее дочери. Но Михаил Сергеевич успел вскружить голову Марии.
Богатый, не привыкший к отказам князь, предложил Машеньке быть его содержанкой. Мария не хотела получить славу любовницы Михаила Сергеевича и отказала ему. Тогда он увёз девушку прямо с бала. Но даже это не напугало её. Она отхлестала князя по щекам и сказала, что никогда не будет ему принадлежать.
В то время Мария ещё не знала какими обладает способностями. Что она унаследовала Магический дар своей матери. Девушка могла внушить человеку свою мысль, своё желание. Она не хотела, чтобы князь насильно взял её девичью честь и какая – то сила ей помогала в её желаниях. И князь, Михаил Сергеевич, отступился от своей затеи.
Обозлённый упрямством девицы, князь продал (2*) её помещику, выдав её за крестьянку. Перед этим Михаил Сергеевич приказал служанке сорвать богатую одежду с Марии и обрядить упрямицу в лохмотья. Торговец людьми в свою очередь хотел заработать на девице и решил перепродать её.
Овдовев Павел Алексеевич вырастил сына – Михаила. Сам граф больше не женился. Сейчас спустя время он ждал сына в своём имении Алексеевка.
Время лечит…
И вот с аллеи прозвучал цокот копыт вперемешку с грохотом колёс. По ней галопом мчалась пара гнедых (3*) запряженных в четырёхместную открытую коляску (4*). Управлял тройкой кучер, сдерживая коней он лихо остановился перед крыльцом особняка. Кучер шустро соскочил с передка и проворно откинул подножку коляски. Молодой человек спрыгнул с ступеньки и остановился с интересом оглядываясь вокруг.
- Ну здравствуй, сын! – сказал Павел Алексеевич, неторопливо спускаясь с крыльца дома.
- Отец! – воскликнул Михаил в три прыжка преодолев расстояние разделявшее его с родителем подбежал к нему, крепко обняв.
- Приехал?
- Приехал! – вздохнув ответил Михаил, отведя глаза в сторону от пытливого взгляда отца.
- Ну пойдём в дом! Вижу твоё настроение! Пойдём всё расскажешь! – похлопав сына по плечу сказал Павел Алексеевич.
Отец и сын прошли в дом удобно расположившись в диванной комнате (5*).
- Рассказывай, что у тебя случилось и к чему такая гонка! – начал разговор Павел Алексеевич.
Михаил побледнел упрямо, сжав челюсти. Он молча смотрел перед собой на трепещущие от сквозняка портьеры. Отец следил за ним, и грустная улыбка опустила уголки его рта в низ.
- Случилась, отец у меня любовь…безответная…- наконец молвил Михаил, поднявшись с дивана и подходя к открытому окну.
Тут как тут весенний ветерок - теплом его обдал, да так, что ему тяжело было выдохнуть…
…ветерок ли не даёт дышать мне полной грудью? Апрель! Ещё нет листьев, нет зелени, но первая травка уже выглядывает на местах отступившего снега. Природа готовится к предстоящему озеленению, которым уже займется брат апреля - май. Но теперь вернуться зиме уже трудно, потому что впереди тёплое лето. Так и мне не вернуть мою любовь…так и мне…- сравнил свои чувства с природой Михаил.
- И ты вот так бросил всё не разобравшись до конца и уехал? – нарушил затянувшуюся тишину Павел Алексеевич.
- Нет, почему же, - невозмутимо опровергнул слова отца Михаил, - как раз-таки всё ясно и понятно!
Он оглянулся и сказал горько улыбнувшись:
- Меня отвергли…
Слова сына подняли Павла Алексеевича с кресла:
- Ничего, сын…это ничего…значит она не твоя судьба…
Михаил порывисто подбежал к отцу, и они крепко обнявшись постояли так некоторое время давая время друг другу собраться с мыслями…
- Тебе нужно чем – то отвлечься! – сказал отец.
- Отправиться на охоту? – предположил сын.
- Нет, Миша! Мы едем на ярмарку!
- А, что я согласен! – поддержал порыв отца Михаил.
Примечание.
Граф, графиня (1*) - титул высшего дворянства; средний между князем и бароном.
Торговли людьми (2*) - остановить продажу крестьян без земли и прекратить их превращение в дворовых, так и не удалось, хотя был издан указ о запрете торговли людьми. Те, кто занимался таким прибыльным делом смогли обойти закон, заменив слово: «продаю» на слово: «наём» Торговля людьми не прекратилась.
Гнедые (3*) – масть лошади у которой голова и туловище коричневые, а ноги, грива и хвост чёрные.
Коляска (4*) - простой и лёгкий экипаж. В отличие от карет кузов у них был открытый, но с откидным верхом. Коляски обычно запрягались парой или тройкой лошадей.
Диванная комната (5*) – предназначалась для отдыха и домашних занятий. В ней устанавливались диваны, кресла и другая мягкая мебель. Её обивка по цвету должна была сочетаться с обивочной тканью, которой отделывали стены. У Павла Алексеевича диванная комната была в бежевых тонах.
Когда дочь не вернулась в положенное время с бала, Ольга Ивановна материнским сердцем почувствовала нависшую беду над Машей. Князь Михаил Сергеевич, который заверил Ольгу Ивановну, что с её дочерью ничего не случится – никогда не нравился ей. Всегда вызывал у неё сомнения. Не верила она в его честность и порядочность.
И как оказалось на деле не зря она сомневалась в нём…
Князь Михаил Сергеевич всё отрицал. Он утверждал, что не знает куда подевалась княжна Мария Александровна.
О беде Ольга Ивановна узнала по гадальным картам. Когда - то её муж ныне почивший, чтобы порадовать жену привёз красивую колоду карт из-за границы. На фоне потрёпанной старой колоды Ольги Ивановны, новая заметно выигрывала. Впервые, взяв карты в руки, чтобы перетасовать колоду, она почувствовала тепло и покалывание в пальцах рук. А это означало, что карты сразу приняли новую хозяйку. В колоде было тридцать шесть карт четырёх мастей.
После похорон мужа, Ольга Ивановна долго не гадала. В тот страшный вечер, коль Маша не вернулась с бала, женщина была вынуждена взять снова карты в руки. Она долго не думала, как гадать, а кинула самый быстрый расклад: «На тринадцать».
- Тридцать шесть сестёр, кумовьёв…- заговаривала она колоду на правдивое гадание: - Скажите, чего ожидать Маше, за какое дело не браться…
Она достала из колоды двенадцать карт и разложила их на столе веером рубашками вверх. Получилось четыре ряда по три карты.
Потом достала тринадцатую карту и положила её вниз под раскладом, как итог гадания - чем дело закончится.
Семь карт выпали масти – пики.
Три карты масти – трефы.
Три карты - бубны.
Первый ряд пики: король, девятка, восьмёрка, что означало: враг близко, потеря, остерегайтесь.
Второй ряд пики: шестёрка, семёрка, туз, толковались так: несчастливый путь, ссора, печальное известие.
Третий ряд трефы: девятка, туз, восьмёрка и означало: опять печальная весть, ложный шаг, болезнь.
Четвёртый ряд бубны: дама, валет, туз, эти карты говорили о неожиданном оскорблении, ревности и, что желание не сбудется.
Тринадцатой картой, подводящей итог всему гаданию выпал - валет пик, что немного успокоило Ольгу Ивановну. Карта говорила о пустых хлопотах врага.
Кто знает тайну природы гадания? Загадка! Надо посмотреть глубже! Значит надо заглянуть в зеркало? - задумалась в тот страшный вечер Ольга Ивановна, но отступать даже и не думала.
Открыв сундук, женщина достала предмет, завёрнутый в парчовый отрез ткани. Приговаривая заветные слова с большой осторожностью развернула красную тряпицу и извлекла на свет зеркало. Перекрестившись на образа поставила зеркало на середину стола, поправляя его ножку.
Вставила свечу в подсвечник и с шепотком подожгла фитилёк. Огонёк мигнул и разгорелся ярким пламенем освещая гадальные карты, лежащие на столе. Ольга Ивановна приблизила своё лицо к зеркалу почти касаясь его гладкой поверхности губами и забормотала заговорные слова.
Поверхность зеркала некоторое время оставалась спокойной, только немного запотела от дыхания женщины. Но уже через секунду его гладь заколыхалась мелкой рябью. Вдруг лёгкое колебание прервалось и вместо своего отражения она увидела незнакомую комнату, заполненную измождёнными людьми.
Ольга Ивановна понимала, что у неё мало времени и что зеркало вот – вот зарябит снова, поэтому сосредоточилась и стала внимательно вглядываться в незнакомые лица. Неожиданно в одной девушке она узнала свою дочь и её сердце затрепыхалось от страха за своё дитя…
А зеркало словно ждало команду и уловив волнение своей хозяйки затуманилось, скрывая образы…
- Ну хотя бы жива! – успокоила Ольга Ивановна себя и послюнявив пальцы чтобы не обжечься – затушила фитилёк свечи.
Княгиня помнит, как князь в первые появился в её доме. Как он стоял и чуть насмешливо разглядывал, мысленно ощупывая хрупкую фигурку её дочери. Смотрел свысока, а каждый мускул его идеально сложенного тела выдавал превосходство, точно ему был тягостен этот визит, но положение обязывало.
- Бобина, (1*) – прошептала Ольга Ивановна в адрес князя и покачав головой добавила: - Сама виновата! Ведь видела же, что представляет собой этот охальник (2*)! И ничего не предприняла! Вот и досиделась…
Примечание.
Бобина (1*) – ругательное слово, означающее: надутый, чванливый.
Охальник (2*) - безобразник и хулиган.
Ольга Ивановна ждала часа ведьмы. Ждала чтобы попытаться узнать то место, где находится её дочь. Она всё приготовила для очень сложного ритуала и надеялась, что это приоткроет тайну исчезновения княжны Марии.
И вот когда наступила полночь Ольга Ивановна приступила к колдовству. Для этого ведьма приготовила: яблоко, нож и платье дочери. Она взяла в руки яблоко и нож. Разрезала яблоко пополам. Одну половину съела, приговаривая заговор, а вторую положила на подоконник и глянула на луну.
Она светила сквозь ветви дерева, ветви тянулись к свету, в них лунный свет как будто замер крохотными черточками. Жёлтая, вся в кровоподтёках, луна медленно поднималась над небольшим скоплением седых туч…
А на подоконнике застыла половинка яблока в едва заметном бледном отблеске луны да чуть приметной тени …
… Синяя темнота рядом. Ольга Ивановна задохнулась от жгучего лунного прикосновения…
Ведьма поспешно откачнулась от окна и схватив в руку нож поставила его в угол комнаты остриём в пол. Платье дочери повесила на спинку кресла и стала ждать.
Вскоре в комнате появился фантом мужчины, в образе которого Ольга Ивановна узнала князя Михаила Сергеевича. Мужчина вёл себя как лунатик. Он был в длинной ночной рубашке с колпаком на голове. Фантом подошёл к креслу и погладил рукой платье Марии.
- Отвечай! Где Мария Александровна? – громко и чётко произнесла ведьма.
- В соседнем селе…- еле слышно произнёс фантом.
- Отвечай! Где это село?
- По пути к главной дороге, которая ведёт на ярма…- не договорил фантом, а его образ вдруг стал быстро меркнуть и как утренний туман над рекой испарился. Исчез.
Ольга Ивановна с облегчением выдохнула. Хотя бы теперь она знала в какой стороне искать свою пропавшую дочь. И в ней горела решительность наказать князя – обманщика.
Собрав все колдовские атрибуты в сундук, она умиротворенная, что напала на потерянный след дочери – легла в кровать. Не забыв положить платье Марии под свою подушку прежде начитав на него заговор.
Во сне Ольга Ивановна увидела место, где держат её дочь. Заплакав женщина проснулась. Едва солнце коснулось вершин деревьев сада, а шаловливый золотистый лучик проскользнул в окно и заиграл на полу комнаты, Ольга Ивановна призвала к себе преданных ей людей. Это были: дворецкий с экономкой и кучер.
Княгиня распорядилась, что им каждому срочно нужно сделать и напоследок спросила:
- Запомнили, как отвечать любопытным знакомым по – поводу моего отъезда?
- Так точно! Ваше сиятельство! – сказал дворецкий.
- Я в тебе не сомневаюсь, а вот в твоей жене…- проговорила Ольга Ивановна и перевела взгляд на экономку.
Женщина приосанилась и сказала:
- Моя хозяйка уехала не знамо куда! Нам они не докладывают!
Ольга Ивановна улыбнулась и отпустила прислугу.
Экономка тут же приступила к сбору небольшого сундука, укладывая вещи княгини. Дворецкий погрузил сундук в карету. Ольга Ивановна не прощаясь выехала из своего особняка.
После отъезда хозяйки экономка пересчитала столовое серебро, постельное бельё и всё аккуратно сложила по сундукам. В это же время дворецкий занимался мебелью прикрывая её от пыли тканью.
Дверь открыл прислужник и втолкнул Марию в комнату. В комнате царил полумрак, доски, заколоченные крест на крест на единственном окне, мало пропускали света. Мария почувствовала себя неприютно в незнакомом месте среди ободранных стен, среди холодной пустоты.
До этого момента она не верила угрозам князя Михаила Сергеевича в то, что она никогда не вернётся в свой дом и что её никогда больше не увидит мать, княгиня Ольга Ивановна. И вскоре все забудут о ней!
Даже сейчас Мария не верила в то, что это случилось с ней…что князь мог опустится до такой подлости…
От безысходности Маша заплакала, вспоминая первую встречу с князем…
Встреча вызвала в ней: восторг, завороженность и уважение. И она влюбилась без оглядки. Нет! Она конечно же слышала истории о разности в возрасте и, что многие девушки влюбляются в мужчин, годящихся им в отцы. А Марии как раз очень не хватало умершего отца и князь чем – то напомнил ей его…
Почему отдалась своему чувству? Зачем безоглядно доверилась Михаилу Сергеевичу? Почему не слушала наставления матушки? – вспоминала Мария и корила себя за глупость, находясь словно в тумане: - На деле князь оказался лжецом! Он как паук заманил меня в свои сети и только потом признался, что женат на баронессе. И конечно же о разводе он даже не хотел думать потому что он своим положением в обществе полностью зависит от своей богатой жены…
От этих неприятных воспоминаний ярость закипела в её крови, когда она вспомнила взгляд князя. В его светлых глазах было написано безразличие – словно он в миг потерял к ней интерес. Она стала не нужна ему со своим строптивым характером и несговорчивостью.
Но сильнее ярости ею овладел страх: что, если она никогда не вернётся в свой родной дом и больше никогда не увидит матушку? Или, что ещё хуже – её увезут в чужую страну? При этой мысли по её спине пробежал холодок и от безысходного положения Мария заплакала.
Слёзы ручейком текли по её лицу…
- Хватит уже слёзы лить. – вдруг в тишине прозвучал чей – то мягкий голос.
Маша вздрогнула всем телом. Она не ожидала что в комнате есть кто – то ещё кроме неё. Мария перестала всхлипывать и старалась проглотить ком сдавливающий горло.
Тем временем говорившая поднялась с топчана, стоящего в тёмном углу комнаты и подошла к ней. Это была девушка не многим старше княжны. Она приобняла Марию за плечи как – то по-особенному заботливо и подвела к топчану. И Маша громко всхлипнув опустилась на него.
- Кто вы? – спросила Маша незнакомку.
- Я – то? Такая же бедолага, как и ты. Верой меня кличут от рождения. – спокойно ответила незнакомка и спросила: - Как звать – то тебя, горемычная?
Мария подняла на Веру измученный взгляд и ответила:
- Маша. – и ей вдруг сделалось легче.
Она не могла понять отчего ей стало легче дышать. Возможно от того, что она не одна в этой комнате…
- Ну вот, что, Маша хватит слёзы лить. Давай – ка поговорим, а там глядишь и время быстрее пролетит в заточении. Я молюсь лишь об одном, чтобы меня купил добрый помещик или помещица.
- А нас, что ли будут продавать? – удивилась Мария.
- Будут…
Мария услышав такое о своём будущем вскочила с места. Она как зверь в клетке не находила себе места и слонялась из угла в угол, меряя шагами не большую комнату.
- Ты, что отказалась стать его любовницей? Да – а – а… он не привык… к отказам!
Маша распахнув глаза смотрела на Веру и думала, что это происходит не с ней. Что Вера что – то путает или просто глупа. Но девушка производила впечатление умного человека. А её тон был спокойный и голос звучал ровно без истеричных ноток:
- Год за годом этот охальник соблазнял женщин и девушек. Попасть под его чары могла любая молодая особа, которая приглянулась князю. Семейное положение или согласие для него не играли никакой роли. Ему было удобно. Если любовницы проявляли усердие, то он делал им дорогие подарки, и все были довольны.
У Маши пересохло в горле, когда до неё наконец дошло, о чём говорит Вера. Вернее, о ком. Она с трудом глотнула и спросила:
- Вы говорите о князе Михаиле Сергеевиче?
Вера посмотрела ей в глаза и ответила:
- О нём, о нём, о ком же ещё? С возрастом он полюбил соблазнять молоденьких барышень и не гнушался даже сенными девушками своей жены. Так добрался и до меня. Вот только со мной у него вышла загвоздка. Не поддалась я на подарки! Я хотела выйти за него за муж! А Михаил Сергеевич рассердился и вот я тут…
Неожиданно к Марии вернулось спокойствие, и она решила рассказать о себе этой смелой девушке:
- Уж очень он хотел добиться своего и от меня! Но я не поддалась! А чтобы скрыть свои следы – просто взял и продал меня!
Две девушки оказавшись в одинаковом положении решили не сдаваться и попытаться сбежать от помещика - перекупщика. Но они так и не успели за ночь ничего предпринять. И когда следующим утром Мария шла через двор к телеге её охватил страх: куда их везут?
Павел Алексеевич предложил сыну отправиться на базар верхом. Вечером он отправил слугу на конюшню, чтобы тот позвал конюха в дом.
- Запряги – ка ты мне Кузьма моего Бурку! (1*) - распорядился старший граф и глянув на сына продолжил: - А Михаилу Павловичу – Гнедко! (2*)
- Будет сделано, Ваше Сиятельство! – бойко произнёс конюх и спросил: - К какому часу подготовить коней?
Павел Алексеевич на мгновение задумался и сказал:
- Мы выезжаем до рассвета!
Наездники выехали из дома рано, когда ещё над ночным мраком сияло ночное светило в сочетаниях созвездий.
Ярмарка проходила в соседнем селе и длилась несколько дней.
В соседнем ряду высились один над другим тонко расписанные и окованные медью сундуки. Самые разные: от просторных свадебных куда уложится не один десяток одеял до изукрашенных узорами крошечных ларцов для женских тайн.
Не охватить единым взглядом всех рядов, где в каждом ряду – свои товары. Бархаты, льняные полотна, изделия кузнецов или гончаров.
Одна за другой открывались лавочки, и в их глубине вспыхивали под лучами восходящего солнца: шелка и зеркала в разрисованных оправах.
На ярмарке царила атмосфера праздника, играла музыка, звучал смех. Павел Алексеевич с сыном направились в обход самодельного театра, где главным героем был персонаж по имени Петрушка. Его нельзя было назвать красивым или не красивым. Он был с большим носом и горбом на спине и говорил хрипло-писклявым противным голоском. Сегодня по сюжету Петрушка сватался к старой бабке.
Немного постояв возле театра и посмеявшись над кривляньями Петрушки, они поспешили отойти к новой забаве. Молодой мужчина пытался залезть на деревянный столб, вкопанный в землю. Наверху, которого находились новые сапоги. Но столб был настолько высок, что удалец не дотянулся до приза и расстроенный своей неудачей уступил место другому искателю приключений.
Смешались товары со всей губернии, смешались судьбы людские. Потекли запахи пекарен перемешиваясь с запахом плодов и зелени.
Загремели окрики в ряду, где продавался скот: кони, коровы, козы и люди…
На окраине ярмарки внимание Михаила привлекла группа измождённых людей, выставленных для продажи на телеге как на пьедестале. Среди них находилась совсем юная девушка кое как прикрытая рваной одеждой.
Перед группой остановился помещик, небрежным движением руки он велел торговцу вытолкнуть девушку вперёд.
- Сколько просишь? - важно бросил помещик.
- Сто рубликов и это даром за такую красавицу! - слащаво ответил продавец.
- Ты очумел? Она, что не порченная? Сомневаюсь! - возмутился покупатель живого товара.
От перепалки между продавцом и покупателем девушка сильно побледнела.
- Да! Она чиста! Себе б оставил, дык жинка со свету сживёт!
Помещик не стал дослушивать и небрежно махнув рукой отошёл к другой группе таких же измождённых людей.
Михаил подошёл ближе, ведя коня под уздцы. Рядом с ним стал отец. Чёрные глаза девушки приковались к двум мужчинам. Что - то почувствовав, какое - то родство душ…
От этого её глаза расширились, ресницы задрожали…словно не видимая нить протянулась от неё к Михаилу.
Помоги! - прозвучало в голове молодого человека.
Он посмотрел на неё, в ответ в её взгляде загорелась надежда.
- Даю то, что просишь! - сказал молодой граф торговцу.
- Нет, нет! Я раньше пришёл! Я беру товар! - вскричал высокомерный помещик.
- Ты пришёл, но потом ушёл! - возразил продавец, угодливо поклонившись богатым господам.
- Пришлёшь слугу за деньгами! По глазам вижу - знаешь, где меня найти! - сказал Павел Алексеевич.
- Знаю, знаю! И верю, что не обманете! Поэтому забирайте девицу!
- Так это граф с сыном! - послышались восклицания столпившихся вокруг них людей.
- Те самые? Да? Эко как вымахал мальчонка - то! Сгубил свою мать при родах…- прозвучало среди толпы.
Да! Да! Те самые!
Михаил протянул девушке руку, чтобы свести с импровизированного помоста.
Девушка вцепилась в его руку как утопающий за соломинку и спрыгнула наземь. Молодой граф снял с себя короткий кафтан (3*) и прикрыл им рваную одежду девушки. Она оглянулась на телегу и посмотрела на Веру.
Вера смотрела на неё, а из её глаз катились слёзы.
- А можно вас попросить купить вторую девушку, она так мне помогла в трудную минуту…
- Можно! – ответил старший мужчина и обратился к торговцу: - Сколько просишь за вторую девицу?
Помещик прищурился и выдал:
- Эту отдам за три пятака!
Павел Алексеевич улыбнулся и достав мешочек с монетами отсчитал три, отдал торговцу и протянув руку девушке помог спуститься на землю.
Примечание.
Бурка (1*) – кличка коня весь покров, которого имел бурый окрас, а навис - хвост и грива, потемнее, с примесью черных волос. По масти давали клички коням.
Гнедко (2*) – кличка коня голова и туловище, которого были коричневые, а ноги, грива и хвост чёрные.
Кафтан (3*) - верхняя, преимущественно мужская одежда. Кафтан представлял собой распашную одежду свободного покроя или приталенную, застёгивавшуюся на пуговицы или завязывавшуюся на тесёмки.
- Как зовут – то вас красны девицы? - спросил девушек Павел Алексеевич.
- Мария! – ответила первая невольница.
- Вера. – назвалась вторая девушка.
- Ну поехали девушки в ваш новый дом, где вас никто не обидит! - сказал Михаил, подсаживая Марию на своего коня, сам сел сзади.
Павел Алексеевич вскочил на своего коня и подхватив Веру с земли усадил её впереди себя.
Тронулись в путь.
Вскоре их обогнала карета и преградила дорогу. Из неё, не дожидаясь пока кучер опустит подножку, выскочила женщина.
Первый среагировал на появление дамы из кареты Павел Алексеевич:
- О – о – ля?! – растягивая слова произнёс он растерянно.
Услышав его голос, женщина удивлённо взглянула на него. По её глазам было понятно, что она узнала графа.
- Ах, ты старый «Курощуп»! (1*) Так это ты виновен… - прижав руки к груди вскрикнула она и потеряла сознание.
Остальные вообще ничего не понимали: как так, богато одетая дама! Да в такой дорогой карете! Оскорбляет уважаемого человека и главное за что?
Мария не помня себя, готова была броситься вниз, Михаил еле-еле успел подхватить её и помог спуститься с коня.
То же самое проделал Павел Алексеевич и подхватив Веру за талию опустил на землю.
Все, кроме Павла, суетились вокруг находящейся без чувств дамы. В первые мгновения старший граф не мог сделать и шага. Он не мог сказать слово в своё оправдание за не заслуженное оскорбление.
Оля! Я снова встретил её! Но почему она накинулась так на меня? Сколько ненависти я прочитал в её глазах? За что? – звенело в его мозгу. Сейчас он ничего не чувствовал. Ни радости от встречи, ни огорчения от обвинений дамы…
В чувство привёл его жалобный голосок, доносящийся до его сознания откуда - то не отсюда…откуда – то издалека…
Причитала Маша, склонившись над женщиной:
- Мама?! Мамочка, очнитесь!
Кое как даму привели в сознание и уложили на сиденье кареты. Рядом с женщиной села Мария, положив голову матери себе на колени. Вера, растерянная не меньше мужчин, нерешительно топталась у кареты.
Тогда Павел Алексеевич предложил женщинам:
- Вижу вам всем не куда податься! Могу предложить вам кров, если вас это устроит, тогда следуйте за мной! Надо быстрее уехать отсюда! Там на месте обо всём поговорим!
Вера согласилась, принимая ответственность на себя и наконец поднялась в карету, заняв соседнее сиденье. Кучер, сидящий на козлах, обернулся, чтобы взглянуть, кого ему предстоит везти. Это был крепкий темноволосый молодой мужчина с весьма приятной внешностью.
Павел Алексеевич подошёл к нему, объяснил дорогу куда ехать, где свернуть и вскочив на Бурку крикнул:
- Едем!
Карета с женщинами тронулась вслед за ним. Михаил на своём Гнедко замыкал это небольшое шествие.
Когда Павел Алексеевич ускакал вперёд, Ольга Ивановна медленно открыла глаза и посмотрела на зашторенное окошко. Она очень старалась перед дочерью ничем не выдать своих чувств. Она лежала на сиденье, поджав под себя ноги и крепко
Вы прочитали ознакомительный фрагмент. Если вам понравилось, вы можете приобрести книгу.