Купить

Повесть о невском драконе. Марина Маркелова

Все книги автора


 

Оглавление

 

 

АННОТАЦИЯ

Двести лет Прасковья следит за покоем дракона, что веками спит в водах Невы и не должен просыпаться.

   Все меняется в один момент. Пугающие сны - предзнаменования, преемник, посланный таинственным Духом Петербурга, давно забытые чувства, что даже сердце заставляют биться, и, ко всему прочему, кто-то старательно хочет уничтожить Прасковью. Что это - череда совпадений или этап неотвратимой судьбы? Выяснять времени нет, ведь дракон шевелится, его цепи разрушены и действительно важно лишь одно - спасти Санкт-Петербург. Любой ценой…

   

ГЛАВА 1. Неожиданное знакомство

Из всех живописных мест Санкт–Петербурга Прасковья больше всего любила берег Невы у Петропавловской крепости. Иногда она могла часами сидеть на камнях, прислонившись спиной к серому подножью старого бастиона. Перед девушкой играла стальными водами непредсказуемая и своенравная река, на противоположном берегу которой выстроились в ряд будто бы игрушечные здания. Прасковья знала каждый из них, и спроси у нее об истории любого, она бы легко и не задумываясь, а главное, не кривя душой, рассказала бы всю правду. Но никто не спрашивал.

   Здесь девушка чувствовала себя настолько спокойно, насколько могла, вот только о покое думать было рано, да и вряд ли бы она его заслужила, поэтому Прасковья довольно быстро отбрасывала свои фантазии.

   Сейчас она прикрыла глаза. Уснуть – не уснула, но сон, больше схожий с видением, не повременил явиться в ее сознании. За последние два месяца он повторялся уже в пятый раз, что настораживало девушку до этого вообще не видевшей снов. А его образы откровенно пугали.

   Прасковья наблюдала картину стихийного разрушения. Небесный свод едва удерживал тяжесть грузных грозовых туч и, казалось, вот-вот рухнет. Тьма, дым и туман забивали пространство, и только всполохи обезумевших молний на мгновения освещали руины, в которые превратились некогда прекрасные дворцы, особняки, храмы, соборы, дома. Нева бесновалась, как никогда. Почерневшие волны вскидывались и обрушивались на берег не слабее морских, рвались в город, сметая все и всех на своем пути. Крейсер "Аврора" река уже с остервенением сорвала с насиженного места, отшвырнула к Литейному мосту, где и пустила ко дну за считанные минуты. Фонтанка, Мойка, канал Грибоедова, Обводной канал – все они, подпитанные яростью и водами главной реки вышли из берегов и пустились в буйный разгул. Апокалипсис одного города, не иначе. И над всей этой страшной картиной завис гигантский черный силуэт змееподобного мифологического существа. Лишь глаза его, горящие янтарем, словно огромные фонари четко вырисовывались во мраке. И в тот момент, когда голова, размером с пятиэтажный дом, обернулась в сторону Прасковьи, глаза вспыхнули ярче от чувства, именуемого ненавистью. Девушка попятилась, но тут видение оборвалось.

   Она очнулась и еще несколько секунд сидела, справляясь с неприятным предчувствием. Перед ней все так же плескалась река и ничто не намекало на возможность увиденного кошмара. Люди рядом не обращали на Прасковью внимания: влюбленная парочка утопала в нежности друг к другу, две девушки чуть поодаль затеяли фотосессию на живописном фоне. У самой воды женщина с темными вьющимися волосами то смотрела задумчиво вдаль, то спешно что-то записывала в блокноте. А еще, почти напротив Прасковьи молодой человек рисовал стоя.

   По каждому из них она скользнула взглядом, задержавшись лишь на последнем. Что-то привлекло Прасковью в нем, но что – она поняла лишь погодя. Только тогда, когда художник сам посмотрел на нее. Пристально и точно настолько, что сомнения о случайном взгляде не могло даже зародиться. Молодой человек несколько секунд рассматривал девушку ничуть не смущаясь, но в то же время будто думая о чем-то стороннем, а затем принялся бегло рисовать.

   Прасковья поднялась и подошла к художнику, а тот был либо настолько занят творчеством, что не заметил ее приближения, либо просто не подал вида. Карандаш в его пальцах быстро скользил по бумаге, оставляя за собой графитные следы, путающиеся, пересекающиеся и складывающиеся в набросок. Прасковья никогда не умела рисовать, и это мастерство ее восхищало, но сейчас она поразилась иному.

   На белом полотне бумаги отчетливо была видна картина ее минувшего полусна: маленькая фигурка на берегу смотрела на разыгравшуюся стихию и ее последствия, а мифическое существо приобрело более четкий вид извивающегося в смертельной пляске дракона.

   Прасковья давно привыкла не удивляться, но сейчас действительно не поняла, как такое возможно. Заинтересованно и недоуменно она вгляделась в рисунок, не предавая значения тому, насколько странно это кажется со стороны. А молодой человек, между тем, перестал рисовать, обернулся к ней и, подметив живой интерес девушки, добродушно улыбнулся и спросил:

   – Нравится?

   Девушка перевела на него растерянный взгляд и, собираясь с мыслями, повнимательней рассмотрела этого странного для себя человека. На самом деле в нем не было ничего примечательного: волосы русые, слегка взлохмаченные ветром, глаза серо-голубые, немного впалые щеки и аккуратно выраженные скулы. Ростом он был на полторы головы выше Прасковьи, значит – среднего по мужским меркам. А смотрел он на нее с каким-то дружеским расположением и детской непосредственностью, хотя на застрявшего во взрослом теле ребенка совсем не походил. По крайней мере внешне.

   – Я думала, вы меня рисуете, – ответила Прасковья, опомнившись наконец.

   Вышло сухо, но не жестко, скорее бесчувственно. Обычный тон Прасковьи, когда она с кем–то разговаривала, хотя это случалось теперь почти никогда. Но молодой человек не предал этому значения.

   – Была такая мысль, – честно признался он.

   – И что вы во мне увидели?

   – Ну как, – не сразу нашелся с ответом художник, – симпатичную девушку с нетипичной внешностью и глубоким, задумчивым взглядом. Я таких не часто видел.

   Прасковья едва не нахмурились. Она никогда не считала, что обладала какой – то неординарной внешностью. Обычная голубоглазая, миниатюрная с одной, пожалуй, привлекательной особенностью – очень густыми светло-русыми волосами. Может, действительно, она слишком мало общалась с людьми, чтобы понимать, что это не так?

   – Удивлена, – по-прежнему ровно подметила она. – А можно спросить, чего такого нетипичного в моем образе?

   – Она не современная, – тут же ответил художник, не стесняясь. – Переодень вас в наряд другой эпохи и можно отыгрывать героев Достоевского, например. Или даже Пушкина. Внешне очень достоверно получится.

   Прасковья отвела взгляд, будто опасаясь этого человека и его возможности видеть сокрытое. Но пугать он ее не пугал, скорее тревожил.

   – Что же вы меня тогда какой – нибудь Сонечкой Мармеладовой не изобразили, а нарисовали это?

   Ей очень хотелось завершить разговор, пока неприятные открытия не обнажили себя, но сейчас это уже возможным не представлялось.

   – Сам не знаю, – пожал плечами художник, – вдохновение непостижимо. Взялся за карандаш и понял, что должен рисовать именно это. Странно как – то.

   – Да уж, любопытно, – Прасковья пробубнила под нос, – дракон в Санкт –Петербурге… С чего бы?

   И добавила:

   – Вас как зовут, оригинальный художник?

   – Максим, – довольно ответил тот, – можно, конечно же, просто Макс. А тебя?

   – Прасковья.

   – Ого, – едва не присвистнул ее новый знакомый, – интересное имя, редкое.

   – А я вообще создание интересное.

   Прасковья ответила не осознанно, слишком углубившись в свои размышления, и не сразу поняла, что почти начала заигрывать с художником, хотя это в ее планы совсем не входило. Не дав ему отозваться, она спешно указала уже более строго:

   – Закончи рисунок, Макс. Необычно получится. Покажешь потом.

   – Договорились, – подхватил он тут же, – а как я тебя найду? Поделись номером тогда.

   – У меня нет телефона, – покачала головой Прасковья, – встретимся на этом месте. Обычно вечерами я провожу время здесь.

   Недопонимание застыло на лице Макса, и вот это было как раз ожидаемо для Прасковьи. В современном мире, когда жизнь собрана в зеркальной коробочке с микросхемами внутри и ее приложениях, вообразить, что кто-то может жить без смартфона было почти нереально. Граничило с фантастикой.

   – Старомодно, – подметил Макс.

   – Как и мое имя, – отрезала Прасковья, – раньше же люди не только без мобильных, без простых телефонов жили. И ничего – находились, встречались. Было бы желание, и возможность появится.

   Она быстро кивнула напоследок.

   – До свидания, Макс. А вот прощаться не буду.

   – Пока.

    Он так и не нашел, что добавить к ее короткому прощанию и так и остался стоять, озадаченно глядя ей вслед.

   А Прасковья удалялась быстро и не оборачиваясь – итак чувствовала, что спину и затылок буравит взгляд случайного знакомого. Ее мучили сомнения, предчувствия, догадки... От этого букета голова, если бы могла, пошла бы кругом, но Прасковья изо всех сил старалась держаться в рамках жесткого самообладания.

   Она остановилась, когда отошла от Макса достаточно далеко, чтобы исчезнуть из его поля зрения, и осмотрелась. Художник, на счастье, ее преследовать не стал, а вот другие люди рядом были. Например, молодая семья с трех-четырехлетним малышом развлекалась тем, что бросала камешки в воду. Их Прасковья не интересовала, как и они ее. Девушка подошла к ним достаточно близко, настолько, что не заметить присутствие постороннего было невозможно, однако никто из семьи не отреагировал: мальчишка задорно смеялся и прыгал, как зайчик, мать его хвалила за удачный бросок, а отец с улыбкой отвел взгляд и уперся им прямо в Прасковью. И не заметил, посмотрел насквозь.

   Это в очередной раз подтвердило домыслы Прасковьи. Она прошла мимо семьи прямо к кромке берега, подумала с секунду и двинулась прямо в воду, не раздеваясь. В этом просто не было смысла – одежда не могла ни намокнуть, ни сковать движений. Прасковья шла все дальше и дальше, пока прохладные волны не коснулись подбородка, а затем, не задерживая дыхания, нырнула.

   Вода, как обычно, несла ее сама, не нужно было даже грести, Прасковья погружалась все глубже и глубже пока среди мути не проявилось дно Невы: заросшее илом и покрытое вековым слоем мусора. Если бы у людей была возможность все это поднять – работы для археологов и историков было бы непочатый край. Но Нева надежно хранила свои тайны, и Прасковья не собиралась их раскрывать. Она продолжила свое движение вдоль дна до тех пор, пока не добралась до желаемого и недоступного ни одному смертному.

   В мутной воде проявились очертания, настолько гигантские, что сразу было и не понять, что именно находилось под водой. Прасковья приблизилась еще немного и теперь поплыла вверх, едва не задевая причудливую скалу. Вот только это было нечто иным – живым порождением того мира, к которому принадлежала сама Прасковья. Она проплывала мимо чешуек размером с блюдо и костяных наростов, не тронутых речной грязью и растительностью, желтовато-белых клыков не менее трех метров в длину, а остановилась возле ноздрей, больше походивших на входы в небольшие пещеры.

   Дракон спал. Глаза его были закрыты, а дыхание поверхностно. Когтистые лапы покоились на речном дне, скованные гигантскими цепями. Длинное тело извивалось под стать Великой Китайской Стене и походило на подводный хребет. Прасковья дотронулась ладонью до огромной морды, и сколь несущественным казалось это прикосновение, дракон почувствовал и шумно выдохнул.

   – Тише, тише, – прошептала Прасковья и следующим своим движением села на самом кончик морды страшного зверя. – Нечего волноваться, незачем просыпаться.

   И запела негромко:

   – Спи дракон, спи крепко, сладко.

   Пусть тревожные нападки

   Растворятся в пустоте.

   Пусть приснятся тебе свечи

   С ровным пламенем в ночи.

   Спи дракон, и не ворчи.

   Пусть они покой подарят,

   Тот, что люди не познают,

   Хоть всю вечность промолись.

   Спи дракон, не шевелись.

   Чудовище не шелохнулось, однако Прасковья не могла не почувствовать, что он снова углубился в сон. А значит, она все сделала правильно. Ее тревоги оказались напрасны, а Макс… Здесь еще предстояло разобраться, что к чем у. А пока очевидным было одно – встреча их была более чем неслучайна.

   

ГЛАВА 2. Полуночная гостья

Если бы года два назад Максу кто-нибудь сказал, что он будет жить почти в самом центре северной столицы в собственной квартире, он счел бы этого человека если не шутником, то фантазером. В самом деле, с чего бы ему, коренному и даже потомственному москвичу, допускать подобное. Макс не имел ничего против Санкт-Петербурга, но переезжать сюда на постоянное место жительства уж точно не собирался. Но пути Господни недаром неисповедимы, и вот объявилось нежданное наследство, назрела очередная ссора с сестрой и, как итог, Макс оказался в Санкт-Петербурге в двухкомнатной квартире с видом на Петропавловскую крепость.

   Поначалу ему было непривычно и неуютно, но, видимо, Максу и Петербургу нужно было немного времени, чтобы, как супругам по воле родителей, привыкнуть друг к другу и притереться. Макс много гулял, узнавая город поближе, благо накопленный еще в Москве капитал пока позволял ему обходиться без поиска работы, а потому свободного времени у него было предостаточно. И так постепенно, день за днем, Петербург стал ему если не родным, то очень близким. Иногда даже Максу казалось, что он слышит голоса старых зданий – такие разные, но по-своему волшебные и неповторимые. Конечно, это было лишь игрой фантазии, свойственной творческому человеку, но Макс не противился ей, а Петербург взамен дарил ему вдохновение, о котором молодой художник даже помыслить не смел в Москве.

   А вот теперь случилось это неожиданное и очень странное знакомство. С девушками отношения у Макса всегда ладились. Еще с переходного возраста у него не было недостатка ни в добрых знакомых, ни в более серьезных отношениях, из которых, правда, ни одно не затянулось надолго. Он никогда об этом не беспокоился – на смену одной пассии довольно быстро приходила другая. В последние полгода он только не уделял этому вопросу внимания. Не до того ему было – переезд, адаптация, да и особого желания не возникало. Все душевное пространство Макса заполнил город, и острой необходимости в каком-то общении с противоположным полом у него не возникало.

   Пока, чисто случайно, Макс не заметил Прасковью. В разговоре с ней он не преувеличивал ни на мгновение – было в девушке что-то неповторимое и самобытное, что он мгновенно уловил своим художественным чутьем. Только почем у это первичное впечатление выразилось в совершенно непостижимом наброске апокалиптического жанра, понять пока не удавалось. Сама девушка тоже едва ли не переливалась таинственностью: вела разговор, как ни одна до этого, при этом чувствовалась в нем некоторая отвлеченность. Говорила об одном, а думала, будто, совсем о другом. Условия встречи обозначила тоже довольно странные – по ним выходило, что Макс должен был каждый вечер приходить на это место с готовым рисунком и ждать. А когда Прасковья ушла, он и вовсе приметил, что окружающие как-то странно на него косились и даже сторонились.

   Сейчас Макс удовлетворенно вздохнул. Он отличался высокой самокритикой и был склонен к перфекционизму, но итоговый вариант рисунка ему очень понравился. А когда окончательно понял, что больше добавить или исправить нечего, накатила усталость. Настало время отдыха, Макс потянулся, разминая мышцы, и с чувством выполненного долга и спокойной совести направился в душ.

   Стоя под мягкими струями в кабинке и с удовольствием растирая гель для душа по телу, он невзначай думал о том, что, пожалуй, придет в указанное Прасковьей время на место их знакомства. Никаких наивных надежд и мечтаний в помыслах у Макса не мелькало, а вот любопытство и предчувствие совсем непредсказуемых приключений было. В любом случае он ничего не терял.

   С этим решением он набросил домашний халат и вернулся в комнату. Повернулся, чтобы включить ночник, но вздрогнул от неожиданного грохота. Порыв сильного, прохладного ветра распахнул окно, старая, деревянная рама врезалась в стену, но стекло, к счастью, выдержало. Штора вскинулась и вздулась узорчатым парусом, отбросив в комнату причудливую тень.

   – Тьфу ты, – выдохнул Макс от неожиданности, – закрывать крепче надо.

   Он все – таки включил ночник и подумал, что было бы неплохо подышать свежим воздухом перед сном и послушать полуночный звон Петропавловского собора. Но едва Макс повернулся к окну, как тут же отшатнулся назад, задев при этом тумбочку и чуть не уронив на пол антикварный ночник. Испуг, переходящий в колотящий ужас, мгновенно завладел молодым человеком. Распахнув глаза настолько, насколько это было возможно, он смотрел перед собой, не понимая, где оказался – в реальном мире или каком-то ином, призрачном или даже дьявольском. Скорее второе, потому что наяву случившееся никак не могло быть.

   На подоконнике, свесив ноги в комнату, выпрямив спину и слегка склонив на бок голову, сидела Прасковья. Равнодушно – изучающее выражение застыло на ее лице. Ветер, еще проигрывающий занавеской, не трогал волос девушки, будто это не человек был, а восковая фигура, невесть откуда появившаяся в проеме рамы. Только ни куклы, ни тем более человека в окне седьмого этажа никак не могло появиться. Если только… Пол едва ли не ушел у Макса из–под ног, и чтобы не упасть он изо всех сил вцепился в край тумбы.

   "Со мной что-то случилось, – мелькнуло у него в голове, – я поскользнулся в душе, ударился головой, и это все мне видится, не иначе".

   – Ты меня видишь? – прозвучал негромкий вопрос, и пытливый взгляд еще острее вонзился в молодого мужчину.

   – Вижу, – ответил он, на силу справившись с онемевшим языком, а оттого заикаясь. – А что, не должен?

   Прасковья не ответила, хотя на лице ее мелькнуло сомнение. Она спрыгнула с подоконника и сделала навстречу Максу пару легких шагов.

   – А так?

   Немыслимое продолжилось. Девушка слегка расставила руки в стороны, и тут же вся одежда на ней, начиная с ветровки, а заканчивая нижним бельем, истончилась, просветлела и просто испарилась, открывая наготу женского тела. Макс задержал ошарашенный взгляд на изящной фигуре, но ответить сразу не смог – страх перебивал иные чувства.

   – Что ты видишь? – раздался очередной требовательный вопрос.

   – Ничего, – сам не зная как, выпалил Макс, – ты голая!

   – Верно.

   Она не стыдилась и не смущалась. В следующую секунду одежда вернулась на свое место: послойно распустилась на теле, словно цветы на стебле, а Прасковья как ни в чем ни бывало подошла к рабочем у столу Макса, застыла над стопками бумаги, разбросанными карандашами, ластиками и хаосом из всевозможных набросков, а затем бережно, словно это был листок рисовой бумаги, взяла рисунок, лежавший сверху. Она внимательно и долго рассматривала его, а потом плавно вернула на место, сказав при этом:

   – Точно… Даже очень.

   И только потом обратила внимание на Макса. Он все также стоял у тумбочки, бледный и холодный от страха, не чувствуя боли в скрюченных до побелевших костяшек пальцах.

   – Что…ты…такое? – на силу выдавил он, стараясь не выдавать дрожь в голосе.

   – Что? –качнула головой девушка. – Даже не знаю, как сказать.

   И, взглянув в открытое окно добавила спокойно:

   – Точно не ведьма, не вампир, не призрак и не демон какой-нибудь. Макс, – в ее голосе проскочила неожиданная мягкость, – тебе не надо меня бояться. Я пришла не за твоей жизнью или душой.

   Это были лишь слова, но Макса они немного успокоили. Скованность отступила, разжав тиски у горла, дышать стало проще и свободнее.

   – Серьезно? А зачем ? – Спросил он все же с осторожностью.

   – Я должна была проверить. Удостовериться.

   Прасковья сделала шаг к Максу, но остановилась, пытливо его разглядывая. Скудная ночная подсветка добавляла образу девушки мистического шарма. Если бы не современная одежда она бы походила не столько на ведьму, сколько на русалку из древнерусских сказок. Она очаровывала, но в то же время пугала до дрожи. Макс и сам не понимал, что он ощущает отчетливей – ужас или восхищение.

   – Ты думаешь, что я – видение? – продолжила Прасковья. – Или, как там сейчас правильнее, галлюцинация? Нет, Макс, ни то, ни другое. У тебя не сотрясение, ты ничего не принимал, и ты не умер. Это все реально.

   – Реально? – отозвался он эхом, то ли спрашивая, то ли повторяя.

   – Да, – кивнула девушка, – ты существуешь, я существую. Ты просто пока не можешь этого осознать.

   И, задумчиво глядя в сторону, в пустоту, добавила тише:

   – Ничего страшного, я тоже не сразу смогла.

   В голове у Макса поплыло. Он видел Прасковью, слышал ее, но как только вспоминал, как именно она оказалась в его квартире – чувства и мысли пускались в броуновское движение.

   – Уходи…пожалуйста, – измученно попросил он, не находя больше сил для попыток как-то логически сложить происходящее.

   – Уйду, конечно, – Прасковья будто попыталась в очередной раз его успокоить. – Действительно, наверное, не нужно было так, сразу. Когда уйду, ты отбрось мысль о том, что это невозможно. У тебя получится, вот увидишь, иначе тебя бы не выбрали. Как говорится, переспи с этой мыслью, а завтра…

   Прасковья снова посмотрела за окно и тут же, будто отзываясь, колокольный звон Петропавловского собора обозначил два часа ночи.

   – Вернее, уже сегодня, – исправилась девушка, – в шесть вечера встретимся на месте нашего знакомства.

   – Где? – Макс понял только то, что от отупел.






Чтобы прочитать продолжение, купите книгу

100,00 руб Купить