Жил-был один мальчик по имени Ваня, который стал участником экспедиции в Страну Башен. Он узнаёт легенду об исчезнувшей птице. Сохранилось только её описание в старой тетради. И Ваня решил найти эту загадочную птицу.
Чердак - Паук, который любил музыку - Окруженная тайной находка - Страна Башен -Загадочна птица.
- Я сегодня поднималась на чердак, - сказала мама. - Там столько всякого старого барахла. Давай-ка, дружок, там приберёмся. Как ты на это смотришь?
- Да, да, - поспешно согласился Ваня. - Только давай сначала посмотрим, что можно оставить, а что можно и выкинуть на свалку.
- Да не на что там смотреть, - невесело усмехнулась мама. - Вещи лежат там давно, никому не нужные, вот уже который год.
- Я всё-таки посмотрю. - тихо пообещал Ваня.
Часы пробили шесть. За окном плавно растекались весенние сумерки. Ваня стоял перед лестницей, ведущей на чердак. Он порылся в карманах. Из одного достал фонарик.
- Фонарик на месте, - пробормотал Ваня. - Ну! Тогда вперёд!
Он торопливо стал подниматься по лестнице.
Я только посмотрю и сразу спущусь! - подбадривал он себя. - А вдруг там находится, что-то интересное! Нет, я должен проверить!
Он не заметил, как добрался до верха. Запыхавшись, остановился перед чердачной дверью. Открыл. Зашёл.
Каждый его шаг отдавался скрипом. Ваня щёлкнул выключатель, но свет почему-то не загорелся.
Лампочка перегорела. - подумал он и сразу же включил фонарик.
Яркий луч света осветил деревянные балки, служивших крепкой подпорой крыше. Нити паутины, протянутые пауками, сияли и переливались как серебро.
Пауки! Брр! Ужас! - боязливо прошептал Ваня.
Каждый раз, когда он видел паука, его охватывало чувство страха.
Ваня поспешно отошёл к окошку. Отсюда хорошо просматривался сад. Деревья окутали сумерки. Возле калитки росла яблонька. Несмотря на сгустившиеся сумерки, он без труда узнавал родные уголки двора. Каждый сарай, каждую дорожку в саду.
Иван вспомнил вдруг историю про одного паука, который любил музыку. Он его страшно боялся, но баба Катя говорила, что он безобидный и приходит, только, когда слышит музыку. Причём не всякую, а только весёлую и заводную. Дед Митя хорошо играл на балалайке. В тот вечер он наигрывал разные мелодии…вот тогда-то Ваня впервые и увидел паука.
Он тихо спустился по стенке из тёмного угла. Ваня пискнул и убежал. Бабушка, как могла, его успокоила и заверила в том, что этого паука не надо бояться. Они с бабушкой вернулись на кухню. Паук сидел на том же месте. Когда дедушка прекратил играть на инструменте - неприятный «гость» исчез. Постепенно Ваня к этому чуду природы привык.
Он всем друзьям рассказал, какой дивный паук живёт у бабушки, мол, любит слушать весёлую музыку. Эти слухи дошли до учителя ботаники, Фёдора Петровича.
В тот день они как раз проходили тему урока: «Паук крестоносец». И учитель обратился к Ване с просьбой, чтобы тот поделился, свей историей про музыкального паука.
Ваня с удовольствием об этом рассказал всему классу. Класс визжал и хохотал в восторге от услышанного. Фёдор Петрович кое-как успокоил одноклассников, а потом сказал, что это заблуждение, придуманное людьми о том, что якобы пауки слушают музыку. И он объяснил, что на самом деле происходит:
- Паук сидит у себя на паутине. В его паутине есть нить, которая зовётся - сигнальной. Эта нить натянута как струна. Заиграла музыка и паутинка от этого, стала дрожать. А задрожала нить от звука, который заставил её колебаться. Сигнальная нить предназначена для того, чтобы посылать сообщение пауку, что в его сети попалась добыча. Вот он и идёт посмотреть на неё. В итоге паук сидит там, от куда поступил сигнал. Музыка заканчивается, колебания струны прекращаются, и он возвращается на своё место. Учёные доказали, что пауки - глухие. И что у них отсутствуют органы слуха.
Так, учитель развеял миф о музыкальности бабушкиного паука.
И снова класс визжал и хохотал. Только Ваня не смеялся, он то знал, что баба Катя часто обметает паутину. Она брала веник, наматывала на него тряпицу и проходилась с ней по углам. А паук приходил не по паутине, а именно по стенке.
Каждое живое существо имеет своё место под солнцем, даже каждый микроб, каждое растение или животное! И противные пауки… - вздохнув, подумал Ваня и отошёл от окошка.
В дальних углах чердака пряталась темнота. Разные ящики и коробки были сложены вдоль стены. Ваня подошёл поближе к самому крайнему ящику. На нём прочитал надпись: «Страна Башен».
Он прикрепил фонарь к балке и стал разбирать ящик. Вскоре он убедился, что большинство тетрадей и папок безжалостно искрошены острыми мышиными зубками.
- Как обидно! - вздохнул Иван. - Все записи испорчены. Кажется, мама права - этому старью место на свалке. А, впрочем, столько времени утекло…
И тут в одной папке он заметил три наброска. Ваня взял один рисунок, где была изображена неизвестная птица. Птица расправила крылья, готовясь к полёту. И так на каждом рисунке были нарисованы такие же птицы, правда, запечатлены по-разному, но несомненно, это была одна и та же птица.
В папке ещё находилась ничтожная часть гербария, собранного в горах Кавказа. Совсем немного растений, которые находятся на грани исчезновения из-за того, что человек многие годы считал их чрезвычайно полезными и использовал, не давая распространяться. Колокольчик осетинский, сохранивший фиолетовую окраску, белый подснежник кавказский, очень редкий рябчик русский, занесённый в Красную книгу и не потерявший свой яркий цвет. Его кистевидные соцветия-колокольчики на верхушке стебля не утратили свой тёмно-красный цвет, с неясным, более тёмным шахматным рисунком, внутри желтоватый с зеленоватой полоской на каждой доле.
На дне ящика лежала потёртая тетрадь. Ваня её раскрыл. Страницы, исписанные крупным почерком по краям, изгрызены всё теми же мышами.
На одной странице он увидел уже знакомую птицу, напоминавшую ту, что была изображена на эскизах. Рисунок хорошо сохранился.
Очень любопытная птичка! - подумал Иван.
И неожиданно заметил надпись. Чёрные чернила сильно выцвели, третье слово надписи наполовину отгрызли мыши.
Но два первых слова были видны отчётливо: «Каждый охотник же…»
Что означает надпись? И что за птица такая? - задумался Ваня.
Тетрадь неизвестного путешественника с записями, удивительная птица и гербарий редких растений - всё это вызывало интерес. Иван ничуть не жалел, что забрался на чердак. А в его голову полезли фантастические планы и догадки.
От долгого времени фонарик стал светить тускло. Батарейка кончилась, и лампочка еле-еле тлела. Пора уходить.
Он выбрал маленькую коробку, аккуратно сложил в неё папку и тетрадь. Взял коробку в руки и стал медленно спускаться по лестнице. В лицо повеяло весенней прохладой.
Иван зашагал по двору к дому.
- Мам, я нашёл кое-какие интересные вещи на чердаке, как будто это записи путешественника. - сказал Ваня и спросил: - Чьи они, ты знаешь?
Мама задумалась на минуту, а потом ответила:
- Да! Вспомнила! Во время войны у нас квартировал учёный, потом он ушёл на фронт, а свои книги убрал на чердак. Я думаю, что это его вещи.
- А, что с ним случилось? Он больше не приезжал, после войны?
- Нет, Ванюша! - горестно, вздохнув, сказала мама. – Наверное, погиб на войне.
На следующий день Иван поспешил в школу. Необходимо было разыскать Павлика. Может быть, он поможет разгадать тайну найденной рукописи.
Ваня шёл по школьному коридору. Павлик увлекался ботаникой. Иван направился в Красный уголок - там чаще всего бывает Паша. Ваня зашёл в большой зал. Плотно закрыл дверь.
В самом дальнем углу огромной комнаты раздавались голоса.
Там, наверно, факультатив по природоведению, - подумал Иван. - И Павлик наверняка там?
- Перед вами рябчик русский, который растёт по лесам, лугам, на сырых местах.
Это голос Павлика! Значит, он проводит консультацию по растениям родного края. Ваня увидел группу школьников младших классов.
- А теперь посмотрите на его стебель гладкий, тонкий и голый. Обратите внимание на острые листья. Из-за тонкого стебля, на его вершине расположены усики, которыми рябчик цепляется за другие растения и, таким образом, поднимается.
Школьники зашептались.
- Вам что-то непонятно? - спросил Павел.
- Но ведь тогда тем растениям, за которые цепляется рябчик плохо! Он им мешает! - воскликнул мальчик, стоящий рядом с Иваном.
- Не беспокойтесь, - улыбнулся Павлик. – Так, нужно, чтобы растение выжило. Оно приносит пользу и применяется против «куриной слепоты».
Факультативный урок закончился, и Павлик подошёл к Ивану.
- Я тебя заметил давно. Зачем ты меня искал? - спросил друг.
- Тут такое дело, Павлик, я нашёл загадочные вещи на чердаке. Многое мне непонятно. С одной стороны, посмотреть понятно, а с другой - не всё так просто…
Павел улыбнулся:
- Ты, я вижу, в трёх соснах заблудился. Что ты нашёл? Давай рассказывай всё по порядку. И пойдём, а то на урок опоздаем. - сказал Паша.
Они вышли из зала. Остановились у окна.
- Рассказывай о своей находке. Я тебя внимательно слушаю.
- Вчера вечером я забрался на чердак нашего дома. В одном ящике нашёл папку с рисунками птицы и гербарий редких растений. И ещё тетрадь с записями. Записи плохо читаются, обрываются: «Каждый охотник ж…»
- О! Интересно! Где твои находки?
Иван протянул ему тетрадь.
- Охотник, охотник…- задумчиво протянул Паша. - У нас же Фёдор Петрович - охотник!
Павел радостно заулыбался:
- После уроков поговорим с ним. И побежали на урок, мы опаздываем!
В, гостях у Фёдора Петровича - Легенда о Фениксе - Подготовка к экспедиции.
Оригинальной личностью оказался учитель Фёдор Петрович, бывший таёжный охотник.
Вечером Иван был на улице Речная дом пять. Это был дом учителя.
Павел рассказал ему о Ваниной находке, он очень заинтересовался и пригласил ребят к себе в гости.
Ваня был здесь первый раз. Дом учителя стоял в окружении фруктовых деревьев. Калитка легко открылась. К дому вела дорожка.
Иван шагнул в тёмные сени. Дверь в комнату была распахнута настежь. Оттуда проникал жёлтый свет. Он пошёл на свет и очутился в большой комнате.
- Вы пунктуальны! Похвально, похвально, молодой человек! - услышал Иван.
Он обернулся и увидел, как из другой комнаты с толстой книгой в руках выходит учитель.
- Добрый вечер, Фёдор Петрович! - сказал Ваня, неловко переступая с ноги на ногу от смущения.
- Добрый! - улыбнулся учитель. - Раздевайся. Павел мне рассказал о твоей находке.
Иван покраснел. Фёдор Петрович улыбнулся:
- Любишь кисель с домашним печеньем?
Иван кивнул.
- Бери стул, подсаживайся к столу, угощайся и рассказывай.
Ваня ел печенье, запивал киселём и рассказывал. Учитель внимательно слушал. Иногда кивал.
- Значит, мыши съели почти всё, и только эта папка с тетрадью чудом уцелели? Как жалко!
- А вот и я! - послышалось с порога.
В комнату вбежал Павлик.
- Приношу свои извинения, я так спешил и всё равно опоздал. Вот принёс Ивановы находки.
- Очень вовремя. Иван успел мне рассказать о своей находке.
Павел положил на стол папку с эскизами, листы гербария и потрёпанную тетрадь.
- Для меня находка Ивана очень важна. Ведь я в молодости ходил в экспедиции. Был у меня наставник. Крепкий дедушка, охотник и рыболов, что жил по соседству. - Фёдор Петрович прищурил глаза в улыбке и добавил: - Дед был страстный охотник и считался лучшим стрелком в станице.
Фёдор Петрович спросил:
- Хотите послушать историю о легендарной птице - Фениксе?
- Хотим! - встрепенулся Иван.
Павел кивнул:
- Да, очень!
- Когда-то очень давно жила одна птица. Её оперение было частично красное, а отчасти золотистое. Своим видом и величиной она более всего напоминала орла. И эта удивительная птица до сих пор существует в мифах разных народов, отделённых друг от друга пространством и временем: Русь, Египет, Китай, Япония и Греция. Везде Феникса связывают с солнцем.
Однажды к стенам городской крепости подошли полчища беспощадного правителя, чтобы захватить город, а всех жителей обратить в рабство. Все горожане приготовились к обороне, но враг превосходил численностью.
И вот на рассвете у колодца, запела песню удивительно красивая птица. Она пела настолько очаровательно, что даже войско беспощадного правителя остановилось, чтобы послушать. Песнь заворожила вражеских воинов настолько, что они прекратили штурм. А беспощадный правитель забыл, зачем он пришёл к стенам этого города и отступил.
Эту птицу звали - Феникс.
Он вступает в противостояние со злом и всегда одерживает победу. Жизнь Феникса была очень длинна. По одним данным, он жил пятьсот, по другим - тысячу лет. А когда его жизнь приближалась к концу, то он строил себе гнездо, поджигал его и сгорал. Через три дня эта птица, восставшая из пепла, возрождалась снова. Молодой и прекрасной.
Фёдор Петрович замолчал. У всех были печальные лица.
- Интересная легенда. - вздохнул Павел.
- Не совсем легенда. - сказал учитель. - В каждой легенде есть доля правды.
Иван сидел задумчивый.
В печи вспыхивали и быстро гасли янтарные искры. По обгорелым поленьям бегали голубовато-жёлтые огоньки.
Фёдор Петрович подбросил в печь дрова. Прижатый дровами огонь замер. Но через мгновение пламя стремительно стало прорываться вверх. В комнате сразу стало светлее, точно в ней раздвинули занавески.
А Иван просто сгорал от нетерпения. Наконец, он решился и спросил:
- Вы, знаете, что за птица нарисована в тетради?
Учитель огорчённо покачал головой:
- Я понимаю ваше нетерпение, но мне надо ознакомиться с материалами, а без этого я боюсь ошибиться.
- Вы хотите почитать записи? - с сомнением спросил Иван. - Но они ведь подпорчены мышами…
- Точно, - подтвердил Фёдор Петрович. - Но я всё-таки хочу ознакомиться с материалами. Полистать, подумать…И если мои догадки окажутся верны, то летом я отправлюсь в экспедицию. Я с удовольствием возьму вас с собой.
- Правда, и вы возьмёте нас в свою экспедицию? - переспросил Павел.
А Иван сразу поверил учителю. Он представил себя верхом на коне. Среди гор. Или в лесу. С ружьём и с рюкзаком за спиной. От радости у него даже защипало в глазах и дыхание перехватило.
- Как долго ждать! Сейчас только весна и до лета ещё так далеко! - вздохнул Иван.
- Да, да! - поддержал его Павел. - Мы умрём от нетерпения!
- Поверьте мне, ребята, время пролетит незаметно. Мы начнём подготовку к экспедиции уже сейчас.
Надо всё продумать и собрать необходимое.
- Каждый человек о чём-то мечтает или что-то желает. И это нормально! - провожая ребят до дверей, сказал учитель.
Экспедиция в Страну Башен - Старый висячий мост - Странные ночные гости.
И действительно, ребята смогли убедиться в правоте учителя. Время пролетело незаметно, и вот они отправились в долгожданную экспедицию.
Чего ещё мог желать Иван? Да и какой мальчишка не мечтает о дальней экспедиции! Конечно же, он бывал в других городах на экскурсиях. Но разве это может сравниться с путешествием в Страну Башен!
Маленький отряд из трёх человек выступил в поход рано утром. По мере того как они углублялись в лес, растительность поменялась. Редколесье постепенно сменилось густым смешанным лесом, среди которых много было ели.
Лесная дорога становилась всё хуже и хуже. А потом и совсем превратилась в тропинку. Видно было, что по ней давно не ходили люди.
К обеду путники вышли к реке. Они направились вдоль берега, направляясь к висячему мосту. Висячий мост через реку соединял два берега.
Интересное сооружение держалось на подвесном канате, на нём были настланы лёгкие деревянные доски. Перила были сделаны из проволоки. К середине реки мост прогибался дугой, напоминая собой - гамак.
Вот путешественники вступили на деревянный мост, он качнулся и заскрипел, как ветхий прогнивший пол в старой избе.
С каждым шагом, мост раскачивался всё сильнее и сильнее. Внизу под ногами ревела река. Течение реки было стремительное.
Вода разбивалась об огромный, как скала валун. Камень выступал со дна реки, прямо под мостом. Брызги воды отлетали высоко вверх. За грохотом реки, путники не слышали друг друга, и им приходилось кричать.
Ваня зажмурился и крикнул:
- Красота неописуемая!
- Да! Сила! - прокричал ему в ответ Павлик.
Наконец, они вышли на противоположный берег реки, здесь было тише, чем на мосту.
Фёдор Петрович спросил ребят:
- А, знаете ли вы, почему на мосту нельзя идти строевым шагом?
- Нет! - ответил Ваня.
А Павлик спросил:
- Почему?
- Потому что мост от ритмичного шага, раскачивается сильнее и может рухнуть! - объяснил учитель.
Перейдя через бурную реку, путники оказались опять в лесу. Они сделали привал. Перекусили и отправились дальше.
- Мы пройдём ещё немного и будем подбирать место для ночлега. - сказал Фёдор Петрович.
- Так рано? - разочарованно протянул Ваня.
- Когда идёшь в дальний поход, то никогда не надо в первый день совершать длинный переход. - стал объяснять учитель. - Наоборот, надо чаще отдыхать, и тогда человек лучше приспосабливается к трудностям.
Ребята не стали возражать, но зашагали бодрее.
- А вот и подходящее место! - вскоре оповестил ребят Фёдор Петрович.
Он распорядился, кому за что следует взяться и каждый член отряда занялся своим делом.
Ваня отправился к реке набрать воду, Павлик собирал сухие ветки для костра, а учитель собирал палатку.
Когда потянуло вечерним холодом, когда была установлена палатка, и разожжён костёр, участники экспедиции собрались вместе.
- Хотите, я расскажу, что узнал из записей? - спросил Фёдор Петрович.
- Хотим! - откликнулись ребята.
- Тогда слушайте. - сказал учитель. - Найденную Иваном рукопись я перечитал много раз и понял, где нужно искать загадочную птицу. В конце тетради я натолкнулся на карту. Правда, она тоже немного подпорчена мышиными зубами, но я думаю, на месте мы как-нибудь сориентируемся.
- Карта нарисована загадочным путешественником? - спросил Павел.
- Да, но проблема в том, что он не написал названия ни гор, ни рек. Сравнивая местность с географической картой Кавказа, я нашёл реку, которая по очертаниям похожа на ту, что нарисовал путешественник. И мы сейчас находимся на её берегу. Нам остаётся выстроить правильно свой маршрут.
Ребята захлопали в ладоши.
Фёдор Петрович продолжил:
- А по поводу слова на букву «ж» вот что я думаю - это слово «желает».
- Значит, получается «Каждый охотник желает?» - спросил Иван.
- А, что может желать охотник? - спросил Павел.
- Желать, действовать, хотеть, так что в итоге исполнится мечта! - ответил Фёдор Петрович.
Вдруг в зарослях камыша раздался шорох.
- Что это? - шёпотом спросил Павел, указывая в сторону реки.
- Может ночная птица или лесное животное. - ответил учитель.
Шорох повторился.
Ване показалось, что он видит самого зверя, но приглядевшись, убедился, что это всего лишь пенёк.
Фёдор Петрович взял винтовку и выстрелил в воздух. Шорохи прекратились. Ребята разложили большой костёр. Так, они посидели у костра ещё полчаса, делясь впечатлениями. Все утомились и потому стали устраиваться на ночлег.
- Вы, ребятки поспите, а я подежурю. - предложил учитель.
Первым проснулся Иван.
Учитель расположился у подножия ели и поддерживал огонь. Начало светать.
- Фёдор Петрович, поспите хоть немного, а я прослежу за костром и заварю чай.