Купить

Сказки странного города 2. Ольга Богатикова

Все книги автора


 

Оглавление

 

 

АННОТАЦИЯ

В странном городе продолжают происходить чудеса. По улицам гуляют скульптуры, старушки превращаются в кошек, мосты по собственному желанию меняют направление, а во дворах расцветают огненные деревья. Волшебному городу по-прежнему есть чем удивить своего сказочника и его необычных друзей.

   

ГЛАВА. ПАМЯТНИК

Юноша сидел на камне, приложив ребро ладони ко лбу, и смотрел куда-то вдаль. У него были прямые волосы до плеч, длинные изящные пальцы и тонкие точеные губы. Он выглядел, как живой, хотя целиком и полностью был сделан из бронзы. На камне имелась табличка с едва заметной надписью: «Роберту Н.».

   - Ребята, честное слово, раньше его здесь не было!

   Лицо Эмиля казалось таким изумленным, будто он увидел инопланетянина.

   - Ну да, - задумчиво пробормотал Алекс, обходя статую по кругу. – Вчера возле этих кустов ничего такого не стояло, только голуби летали.

   - Вот именно, - кивнул Эмиль. – Я это место давно приметил, с него открывается отличный вид на город - на заснеженные улицы, фонари в белых шапках и все такое. Нарочно пришел сегодня, чтобы все это зарисовать, а тут – он. Когда только его успели установить?

   Художник раздраженно дернул плечом. В рюкзаке за его спиной что-то стукнуло.

   - Слушайте, ребята, а ведь я эту статую видела, - подала голос Марта. - Ну, конечно! Она стояла неподалеку от моего магазина, на соседней улице. Я мимо нее раз десять проходила, когда шла после работы домой.

   - Выходит, памятник переставили с одного места на другое? – удивился Алекс. – Интересно, зачем?

   - Чтобы испортить мне эскиз, - буркнул Эмиль. - Теперь из-за этого молодчика не видно ни улиц, ни фонарей.

   - Мальчики, а ведь это не та статуя, - Марта тоже обошла постамент по кругу. – У моей ноги были скрещены, а у этой одна вытянута, а вторая согнута в колене. И улыбка уж очень радостная. Наверное, таких скульптур несколько, и находятся они в разных районах города.

   - Похоже на то, - согласился молчавший до этого Ник. – Я тоже видел подобный памятник – два или три раза. Лицо и фигура у него точно такие же, а положение тела разное. В одном из вариантов этот парень не сидел на камне, а стоял.

   - Занятно, - усмехнулся Алекс. – Город наводнен одинаковыми скульптурами. Кто-нибудь в курсе, кого они изображают? Кто такой этот Роберт Н.?

   В курсе, как и всегда, был только Ник. По его словам, прототипом бронзового юноши стал реальный человек - сын скульптора, изваявшего статую.

   - Этот паренек умер от какой-то серьезной болезни, и отец сделал фигуру, точь-в-точь похожую на него, - сообщил сисадмин. – По крайней мере, мне рассказывали так. Я и не знал, что фигур на самом деле несколько, и очень удивился, когда начал встречать их в разных концах города.

   - Это очень печально – умереть молодым, - заметила Марта. – Ему ведь на вид не больше восемнадцати лет. Бедный мальчик. Ничего-то он не успел – ни друзей отыскать, ни любовь встретить, ни мир посмотреть…

   - На мир он преотлично любуется сейчас, - Эмиль недовольно поджал губы. – Пришло же кому-то в голову поставить памятник на самой удобной смотровой площадке города! Лучше бы тротуары во время ремонтировали. Честное слово! Дорожку возле Старого парка второй год привести в порядок не могут, а каменюку с парнем за одну ночь установили.

   Алекс подошел к постаменту вплотную, вгляделся в лицо бронзового юноши. Его черты были необыкновенно точными, живыми, как и вся его гибкая изящная фигура. Казалось, что сидящая вполоборота статуя действительно смотрит на город. И он ей очень нравится.

   - За ночь, говоришь, установили, - задумчиво пробормотал сказочник. – Интересно…

   - Ничего интересного, - фыркнул Эмиль. – Ладно, поищу себе другое место. Вы, ребята, наверное, куда-то шли?

   - Конечно, - кивнула Марта. – Я – на склад за документами, эти двое - на обед. Мы к тебе, вообще-то, поздороваться подошли. А у тебя тут горе.

   - Разве ж это горе? - улыбнулся художник. – Так, ерунда. Но за участие спасибо.

   

   - Тебе этот Роберт не показался странным? – поинтересовался Алекс у Ника, когда они, распрощавшись с приятелями, продолжили свой путь в кафе.

   - Нет, - ответил сисадмин. – А тебе?

   - А мне показался. Какой-то он слишком натуральный. Как актер, который покрывает лицо гримом и претворяется статуей, чтобы повеселить туристов.

   - Это говорит о мастерстве скульптора, - Ник пожал плечами. – Судя по всему, в своем деле он был профессионалом.

   - Еще меня удивляет, что статуя появилась на площадке ночью.

   - Почему?

   - Потому что ночью была метель. И вообще, кто устанавливает скульптуры зимой? Разве их не принято ставить летом? Или, хотя бы осенью, когда асфальт не покрыт снегом и льдом?

   - Летом это делать удобнее, - согласился Ник.

   - Что-то здесь не так, мой огнедышащий друг, - задумчиво произнес Алекс. – Что-то не так…

   Вечером, когда на улице зажглись желтоватые огни фонарей, сказочник пришел на площадку снова. Памятник Роберту Н. был припорошен снегом. Неподалеку от него неспешно прогуливались парочки и небольшие компании, чей громкий смех и веселые разговоры то и дело нарушали морозную тишину.

   Алекс тоже немного походил у постамента, однако быстро замерз и отправился греться сначала в ближайший книжный магазин, а потом в небольшую забегаловку, предлагавшую посетителям кофе и многослойные бутерброды.

   Ближе к полуночи улица опустела. Бутербродная забегаловка закрывалась на ночь, поэтому Алекс купил еще два стаканчика кофе и вышел на морозный воздух. Стараясь шагать неслышно, он обогнул смотровую площадку по широкой дуге, после чего затаился в заснеженных кустах жасмина, - в трех шагах от бронзовой статуи.

   Долго ждать не пришлось. Спустя несколько холодных тягучих минут, скульптура пошевелилась. Бронзовый юноша опустил руку, которую держал козырьком у глаз, стряхнул с плеч и головы снег. Пара мгновений – и вместо металлической фигуры на камне появился человек – среднего роста, худощавый, в узких брюках, белой рубашке с кружевными манжетами и легких туфлях с квадратными пряжками. Парень спрыгнул на асфальт и сладко потянулся. На вид ему действительно было не больше восемнадцати лет.

   Алекс вышел из-за кустов.

   - Привет, Роберт.

   Юноша вздрогнул и обернулся. При виде незнакомца его глаза испуганно расширились. Однако, окинув Алекса взглядом с ног до головы, парень успокоился и улыбнулся.

   - Доброй ночи.

   Удивительно, как благотворно действует на некоторых людей осознание, что перед ними стоит сказочник.

   - Сегодня прохладно, да? – продолжал Ал. – Градусов пятнадцать, а то и больше. На этаком морозе околеть недолго. Хочешь кофе? Он еще не остыл, вмиг согреешься. Меня, кстати, зовут Алекс.

   - Благодарю, - парень взял протянутый стаканчик и с наслаждением вдохнул исходящий от него аромат. – М-м… Волшебство…

   - На вкус он тоже не плох, - сказал Алекс, делая глоток из своего стакана. – Ты пей, не стесняйся. Погрейся изнутри. Без теплой одежды в такую ночь, наверное, не очень комфортно.

   - Отчего же? – пожал плечами Роберт, отпивая свой кофе. – Вполне терпимо. Да и что мне холод? Я же бронзовый.

   Алекс хмыкнул.

   - Я тебя помню, - вдруг сказал юноша, еще раз окидывая сказочника взглядом. – Ты приходил сюда в полдень, верно? Вместе с тобой были еще трое – двое мужчин и очаровательная девушка – хозяйка магазина с Цветочной улицы.

   - Все так, - кивнул Алекс. – Выходит, я был прав. Ты действительно живой.

   - Не живой, а оживающий, - поправил Роберт, делая еще один глоток кофе. – Я – статуя, Алекс. Хотя и с секретом.

   Они отошли от постамента к стоявшим неподалеку скамейкам. Роберт смахнул с одной из них снег.

   - Откуда ты знаешь Марту? – поинтересовался Ал, усаживаясь на очищенное место.

   - Я пару месяцев стоял неподалеку от ее магазина. Она славная – несколько раз убирала мусор, который бросали возле меня прохожие.

   - Так ты можешь перемещаться по улицам?!

   - Ну да. Согласись, ужасно скучно все время стоять на одном и том же месте.

   - Соглашусь, - кивнул сказочник. – Погоди! Выходит, это тебя мои друзья видели в разных частях города? Нет никаких одинаковых памятников, он на самом деле один, только мигрирует и меняет положение тела.

   - Вот дела, - смутился Роберт. – Я и не думал, что мои передвижения кто-то заметит. Обычно на скульптуры никто не обращает внимания. Да, я перемещаюсь по городу. Мне нравится стоять на разных улицах и площадях. Я любуюсь пейзажами, наблюдаю за людьми. Это очень интересно.

   - А твой постамент? Как же ты его перетаскиваешь? Он ведь большой и, наверное, очень тяжелый.

   Роберт пожал плечами.

   - Постамент – не проблема. Если постучать по нему определенным образом, он становится маленьким, и его можно положить в карман, - ответил он. – Или, к примеру, спрятать в кулаке. А потом вынуть в нужном месте и снова сделать большим.

   - Круто, - оценил Алекс. – Слушай, как вышло, что ты способен оживать? Это все скульптор, да? Он был колдуном и зачаровал бронзу, из которой ты сделан?

   Юноша грустно улыбнулся.

   - Что ты, мой скульптор вовсе не был волшебником. Разве что, самую малость. Отец был талантливым человеком, вдохновленным и несчастным. Ты ведь знаешь, что я – точная копия его сына?

   - Да.

   - Он сделал меня таким не даром. Настоящий Роберт был отличным парнем – веселым, любознательным, очень добрым. К несчастью, у него имелось немало недугов. Он был слепым и страдал от болезни сердца, а в четырнадцать лет повредил позвоночник и навсегда оказался прикован к постели. Отец воспитывал его в одиночку, Алекс. Любил всей душой, работал, как вол, чтобы заработать денег на еду и лекарства. Роберт умер, не дожив нескольких месяцев до своего девятнадцатого дня рождения, и это стало для его отца большим потрясением. После похорон он решил изваять в память о сыне статую – в полный рост, похожую на него, как две капли воды.

   - Работал, судя по всему, с душой и полной самоотдачей.

   - О да, - улыбка Роберта по-прежнему была грустной. – Скульптор потратил на бронзу все свои деньги, сутками не выходил из мастерской, едва не умер от истощения. Он хотел оживить сына, понимаешь? Увековечить в металле. Чтобы ему были нипочем горести и печали, чтобы он – другой он - мог делать то, чего был лишен при жизни... У скульптора получилось, Алекс. Я храню в себе все, что связано с Робертом. Я – почти как он, только вижу солнце и землю. Могу ходить своими ногами. Пусть по ночам и в пределах города, - это все равно лучше, чем холодная неподвижность. Сегодня же выяснилось, что я могу общаться с людьми. Знаешь, мне ни разу не приходило в голову заговорить с кем-нибудь из… ну… из настоящих. Вернее, приходило, но я не мог на это решиться. Знаешь, жить – это страшнее, чем кажется. А теперь есть надежда, что у меня могут появиться друзья.

   - О, за друзьями дело не станет, - подмигнул Алекс. – Если хочешь, я могу время от времени тебя навещать. И не один, а с кем-нибудь еще. Например, с Мартой. Думаю, ей будет интересно с тобой поболтать.

   - Правда? – восхитился Роберт. – Ты серьезно?

   - А то! И, кстати, Роберт, как долго ты намерен жить на этом косогоре?

   - Два-три дня. А что?

   - Дело в том, что один мой знакомый художник очень хочет изобразить панораму, которая открывается с этой площадки, а твой постамент ему немного мешает.

   Взгляд юноши стал озабоченным.

   - Этой ночью я уже не успею перебраться на другое место, - сказал он. – Зато могу немного сдвинуться в сторону, чтобы не загораживать твоему другу обзор.

   - Было бы здорово, - кивнул Алекс. – Эмиль этому наверняка обрадуется. Но твои перемещения могут заметить другие горожане.

   - Ерунда, - махнул рукой Роберт. – Поверь, никто не вспомнит, где именно я стоял – в центре, слева или справа. Памятники двигаться не умеют. Не так ли, дорогой сказочник?

   

ГЛАВА. БИБЛИОТЕКА

   Алекс почему-то считал, что в этом здании находится продуктовый магазин. Этакий мини-маркет, который во времена оны затесался между двумя многоэтажками, и продолжает работать, несмотря на засилье торговых центров и лавок с фермерскими продуктами.

   Здание было кирпичным, с низеньким крыльцом и треугольной крышей, окруженное с трех сторон кустами сирени. Подобное сооружение парень наблюдал у дома Маргариты – каждый раз, направляясь к ней в гости, он покупал там мороженое или све жие булочки. Тем удивительнее было обнаружить, что его кирпичный собрат на самом деле не магазин, а библиотека.

   Об этом сообщала небольшая вывеска, которую Алекс увидел, когда шагнул на крыльцо, намереваясь переждать в тепле разбушевавшуюся метель.

   Внутреннее убранство библиотеки ничем не отличалось от интерьера любого другого книгохранилища. Ее стены были выкрашены в приятный персиковый цвет, пол покрыт тонкими дощечками паркета, с высоких полок спускали зеленые стебли комнатные лианы, на окнах висели бежевые полоски жалюзи. Людей в помещении не оказалось, а потому в воздухе висела звенящая тишина, которую не сумел нарушить даже бушующий на улице ветер.

   Холл библиотеки был невелик и почти сразу переходил в комнату абонемента. Там стояли высокие стеллажи с книгами и массивный коричневый стол, за которым сидела худощавая темноволосая женщина в джинсовом пиджаке и очках-бабочках.

   - Добрый день, - сказала она Алексу. – Чем я могу вам помочь?

   - Здравствуйте, - кивнул парень в ответ. – Будет здорово, если вы позволите мне немного постоять возле вашей батареи. На улице собачий холод, и я забежал к вам погреться.

   - Конечно, располагайтесь, - кивнула женщина. – Можете присесть на тот стул. Заварить вам чаю?

   - Нет, спасибо, - улыбнулся Алекс, усаживаясь ближе к горячему радиатору. – Я тут ненадолго, отогреюсь и дальше пойду.

   - Быть может, возьмете какую-нибудь книгу? – предложила библиотекарь. – Чтобы греться было интереснее.

   - Книги я люблю, - парень стянул с головы шапку, расстегнул пуховик и потянул руки к теплу. – А что у вас есть?

   - У нас есть все, - улыбнулась женщина.

   - Прямо-таки все?

   - Да.

   Алекс обвел взглядом ряд шкафов, уставленных разномастными томами. Шкафов было мало – не больше семи-восьми штук. Рядом с ними стояли три стола со стульями – очевидно, местный читальный зал, и узкая деревянная дверь, наверняка ведущая в книгохранилище. Судя по размерам библиотечного здания, вряд ли эта комната могла поразить кого-нибудь своей площадью, и хранить все книги мира, конечно же, не могла.

   - Знаете, в прошлом месяце друг дал мне почитать очень интересную историю, - сказал Алекс. – На днях я узнал, что у этого романа есть продолжение, и мне хотелось бы его прочесть.

   - Как называется роман и кто его автор? – деловито уточнила библиотекарь.

   Выслушав ответ, женщина встала из-за стола и скрылась за стеллажами. Спустя несколько минут она вернулась, и протянула Алексу толстую книгу в синей обложке. Парень взял ее в руки, перелистнул несколько страниц. После чего поднял на библиотекаря ошарашенный взгляд.

   - Это оно, - пробормотал он. – Продолжение!..

   - Разумеется, оно, - кивнула дама. – Вы удивлены?

   - Не то слово!

   - Почему же?

   - Потому что этой книги нет. Она существует лишь в электронном варианте, а на бумаге ее должны выпустить только в следующем году. И это совершенно точно! Сегодня утром я читал в Сети интервью с ее автором. Он сказал, что его роман выйдет из печати не раньше весны. Я сразу же зашел в интернет-магазин, купил виртуальную копию и даже начал читать. А сейчас вы приносите мне ее отпечатанный экземпляр. Спрашивается, откуда он у вас?

   Библиотекарь улыбнулась и развела руками.

   - Погодите-ка, - Алекс поднялся со стула и смерил женщину взглядом с ног до головы. На ее лацкане ее пиджака обнаружился бейджик с именем «Элеонора». – Говорите, в вашем хранилище есть все книги? Вообще все?

   Элеонора многозначительно посмотрела ему в глаза и медленно кивнула.

   - Даже не изданные?

   - Все, которые когда-либо были написаны, - гордо сказала она. - Даже неопубликованные, сгоревшие, изорванные в клочья, утерянные, уничтоженные во время стихийных бедствий. Все, уважаемый сказочник.

   Алексу стало жарко. Дыхание перехватило, а сердце забилось, будто птица. Мелькнула мысль, что нечто подобное испытывают люди, попавшие в сокровищницу, полную сказочных чудес. Впрочем, именно в такой сокровищнице Алекс сейчас и находился.

   - Этот город не перестает меня удивлять, - выдохнул он. – Однако, у вас тут немноголюдно, Элеонора. Горожане-то знают, что у них под носом находится такое богатство?

   - Знают, - кивнула библиотекарь. – Не все, конечно, но многие. Читателей у меня хватает, хотя с каждым годом их становится все меньше. Что поделать, сейчас многие предпочитают пользоваться интернетом, нежели ходить за книгами пешком. Однажды этой библиотеке придется сменить формат и тоже переселиться в интернет.

   - С ума сойти… Произведения на иностранных языках у вас тоже имеются?

   - Конечно.

   Алекс покачал головой и еще раз перелистал выданную ему книгу.

   - Выходит, любой желающий может прийти в эту библиотеку и получить на руки сочинение, которого нет больше нигде?

   - Не совсем, - покачала головой Элеонора. – На руки он может получить лишь ту книгу, которая существует в бумажном варианте. Даже если это редкое издание и другой его экземпляр хранится в музее или в частной коллекции. Если же произведение было уничтожено или вовсе не опубликовано, работать с ним можно только здесь, в читальном зале.

   - Почему?

   - Потому что за пределами библиотеки его не существует. Соответственно, если вынести его за порог, оно исчезнет.

   - Значит, книгу, которую вы мне дали, тоже нужно читать тут?

   - Совершенно верно. При желании, вы можете прийти сюда весной, когда роман выйдет на бумаге, и сэкономить деньги на покупке собственного экземпляра. Библиотека работает каждый день, кроме понедельника.

   Алекс улыбнулся.

   - Боюсь, до весны я не дотерплю, - сказал он. - У меня, конечно, есть электронная копия этой истории, однако с бумажной книгой ей все равно не сравниться. Кстати, Элеонора, почему у романа такая скучная однотонная обложка? Неужели ее выпустят в таком неинтересном переплете?

   - Что вы, переплет у нее будет другой, - покачала головой женщина. – Синий цвет – это стандарт, в который библиотека окрашивает электронные произведения. Как только такое произведение напечатают, обложка изменится. То же самое касается неизданных книг, только их корешки – зеленые. У всех остальных те обложки, с которыми они отправились из типографии в магазины.

   - А если книгу выпустили несколько издательств, и у них разные переплеты?

   - У нас есть все варианты – переплетов, переводов, интерпретаций и так далее.

   - Где же вы храните такое количество томов? – удивился парень. – У вас тут не так много места. Я бы даже сказал, тесновато.

   Элеонора улыбнулась.

   - Пространство – понятие относительное, уважаемый сказочник.

   Алекс понятливо кивнул.

   - Хорошо, - сказал он. – Но что, если читателю захочется получить не рандомный экземпляр, а конкретный? Который он где-то видел или когда-то держал в руках?

   - С этим тоже не будет проблем. Я же говорю: в этой библиотеке можно найти всё. Главное, чтобы читатель мог объяснить, что именно ему нужно.

   Взгляд Алекса стал серьезным. Несколько секунд он рассматривал свои ботинки, а потом тихо произнес:

   - Знаете, Элеонора, мне бы хотелось попросить у вас еще одну книгу. Это сборник сказок, в которых рассказывается о волшебном городе. Я читал его в детстве, и, к сожалению, не помню имени автора. Знаю только, что у него была мягкая светлая обложка, изображающая улицу с разноцветными домами и башенками. А внутри - картинки с чародеями и говорящими животными.

   Женщина задумалась.

   - Кажется, я поняла, что вам нужно, - сказала она. – Подождите меня минутку.

   Ее не было долго. В ожидании Алекс успел снять куртку, повесить ее на напольную вешалку, поставить свой стул на место и расположиться за одним из столов читального зала. Наконец, Элеонора вернулась. В ее руках была небольшая прямоугольная книжка - старая, заклеенная в нескольких местах скотчем. Ее некогда яркую обложку пересекали тонкие заломы, а страницы с текстом были разбухшими, будто книга попала под дождь.

   - Она? – спросила библиотекарь, протягивая ее Алексу.

   Парень взял сборник бережно, как новорожденного малыша.

   - Она, - с восхищением прошептал он, осторожно перелистывая страницы. – Боже мой…

   - Я рада, что смогла вам угодить, - улыбнулась Элеонора.

   - Угодить? – Алекс поднял на нее горящий взгляд. – Это не простая книга, Элеонора. Это моя книга. Мне подарили ее много лет назад на какой-то праздник – Новый год или день рождения. Посмотрите, - он открыл одну из иллюстраций, - видите бегемота в галстуке? Его галстук нарисовал я – синим фломастером. Мне казалось, что бегемот непременно должен носить «бабочку», а на картинке ее не было… Или вот – пометки на полях. Это ведь мой почерк! Боже… Я обожал эту книгу всей душой! Читал сто… нет, тысячу раз! Или даже больше… То, что я снова держу ее в руках – настоящее чудо.

   - Почему? Вы ее потеряли? Тогда, в детстве?

   Алекс криво усмехнулся.

   - Потерял, - грустно сказал он. – Причем, весьма эффектно: ее уничтожило водой во время наводнения. Мы с родителями тогда гостили у дяди и тети. Они жили в небольшой деревеньке на побережье, и мы часто их навещали. Во время одного из таких визитов случился ураган. К счастью, никто не пострадал - наше семейство в полном составе отправилось в город и вернулось в деревню, когда ураган утих. Это был ужас, Элеонора.






Чтобы прочитать продолжение, купите книгу

60,00 руб Купить