Начинающий автор познакомится

26.01.2017, 14:20
После моей колонки о раскрутке начинающего автора в сети, меня уже много раз спросили, как найти хорошего редактора и что это, собственно говоря, за зверь такой и, конечно, сколько стоят его услуги. Я всем говорила, что это, в сущности, совершенно ясно, но в конце концов мне самой захотелось узнать правильный ответ.
Тогда я пошла к собственному редактору Пуговке и спросила у нее, а как, действительно, отличить хорошего редактора от плохого, как убедиться, что он поможет вашему творению засиять новыми красками, а не испидора... ну, не напортит его, вы понимаете. Пуговка подумала-подумала, и мы вместе написали этот пост.
Сама я, честно скажу, не робкого десятка, но и не очень-то смелого, поэтому сама обратилась к Пуговке лишь после того, как убедилась, что ей нравятся мои романы. Напомню, что Пуговка - выпускница литинститута, профессиональный журналист и редактор, в ней я не сомневаюсь. Но вот если б у меня ее не было...
Зачем редактор все-таки нужен?
... Уже сидя за столом, он снова столкнулся с хитрым глазом Сони...
Если спросить у романиста: есть ли что-то, что тебя бесит в процессе создания книги, то большинство писателей беспечно ответят: "Ничего! Главное - не мешать". А сами подумают: "вычитывать!"
Будем честными, мало кому из нас, авторов, нравится многократно перечитывать свое произведение, проверять ошибки, убирать повторы, сопоставлять факты, сверять сложные обороты с граматическими справочниками. Более того, возможно вы уже сталкивались с тем, что даже пять раз перечитываний не дают идеально чистого текста - "замыленный" глаз упорно пропускает мимо опечатку, ошибку, лишнюю запятую и неудачно построенную фразу.
Начало перестройки, гласность, к редактору какого-то журнала приходит чувак с разоблачительной статьей. Редактор читает и говорит: — Отличная, актуальная статья, но вот в названии что-то не то... — А что там? — Да вот название у вас "Эх, *б вашу мать!"... — Ну и что? — Да вот от этого "Эх" тянет какой-то цыганьщиной... (анекдоты.ру)
Возможно, это неочевидно для начинающего автора, но хорошая редактура - это даже не вопрос трудоемкости. Сами вы, даже блестяще владея родным языком, не сможете отредактировать свое произведение полноценно (хотя саморедактура тоже важна и тоже, на мой взгляд, должна быть частью процесса).
Но все-таки разного рода цыганьщина, пошлятина, наоборот, высокопарщина и нуднятина (кто чем страдает), и прочая "тина" и "щина" сама себя из текста не вытащит. Все потому, что мы ударяемся в это дело бессознательно.
Правда, некоторые авторы говорят: я творческий человек, а не профессор русского языка, да и мои читатели - тоже. Но почему-то когда ваши читатели видят фразу вроде: " … Голубые глаза двигались по ее лицу" - могут отложить книгу или даже закрыть ее навсегда. Почему так? Все потому, что потребителю, для того, чтобы отличить хороший продукт от плохого, совершенно не обязательно уметь изготавливать этот продукт самому. Вы же не хотите носить лишь такую одежду, которую способны сшить самостоятельно? А как насчет автомобиля? Сможете собрать себе мало-мальски приличный "фордик" из деталек?
Именно поэтому ни в одной приличной газете - тем более журнале! - статья не выйдет в свет, пока ее детально не изучат как минимум две пары сторонних глаз. Обычно это и редактор, и корректор. Так же процесс выпуска текста построен и в издательствах.
Как узнать плохого редактора: осторожно, ментор!
Может ли быть что-нибудь хуже, чем отсутствие редактора? Как ни странно, да. Плохой редактор - хуже, чем никакого, поэтому будьте осторожными.
Его задача - не просто исправление ошибок, хотя это тоже очень важно. Он одновременно смотрит на текст как читатель, критик, издатель и советник. Хороший редактор может помочь превратить посредственное произведение в захватывающий триллер, плохой - угробить ваш талант в зародыше, убив индивидуальность вашего стиля банальными фразами и пошлыми оборотами.
Больше, чем править собственные ошибки, романиста в процессе создания книги может взбесить лишь перечитывание текста за убогим редактором и исправление его ляпов. Да, увы, то, что вы признали важность редактора и даже согласились его нанять, вовсе не гарантирует, что теперь ваш роман станет шедевром: от "дрожащих коленок в пламени свечи" никто не застрахован.
Кроме того, ваш помощник и советник может вдруг начать учить вас дышать, то есть писать, требовать изменить сюжет, стиль и даже цвет волос главной героини. В этом случае стоит насторожиться: возможно, ваш редактор пытается реализовать собственные творческие порывы в вашем романе, сознательно или нет. Таким образом, он потихоньку превращается из редактора в соавтора. Подходит вам такое или нет - решайте сами.
Несколько опознавательных признаков "плохого парня":
- он всегда знает, как надо, и неважно о чем речь: манера вашего изложения или характер героев вашего романа
- он не сокращает, а расширяет текст, добавляя цветастые обороты, не свойственные вашему стилю
- в какой-то момент, перечитывая отредактированные куски, вы чувствуете, что этот текст вашему перу уже не принадлежит
Кого хочу - не знаю... как найти "хорошего парня"?
Как быть... ты хочешь заняться индивидуальным творчеством, ни от кого не зависеть и писать от сердца, а тут... так уж выходит, когда мы растем, для саморазвития нужны помощники - курсы, книги, тренеры, учителя, наставники. Чтобы сделать лучше наших "детей", наши романы, нужны редакторы и корректоры. И лучше два в одном, так чтоб сэкономить, но не прогадать.
Итак, нам нужен:
1. Человек с идеальным знанием русского языка. Гуманитарий, который много читает и умеет правильно ставить запятые, спрягать глаголы и умеет отличить кофе от поезда (я про эспрессо, а не про трезвость)
2. Человек, который любит жанр, в котором вы пишете. Или хотя бы относится к нему с уважением. Поверьте, брутальный интеллектуал, который вырос на братьях Стугацких, вряд ли поможет вам убрать пошлые обороты из романтических сцен. Он скорее сами сцены уберет, потом героев, и вас заодно. Можно
ли, ненавидя мир, сделать его лучше?
3. Авторитет. Каждый творец немножко бог, с какой стати богу кто-то будет указывать? Чем выше статус, тем выше уровень советника. Иначе вы даже дельные советы слушать не захотите ( да кто он такой, что мне указывать! Пусть запятые ставит, как я скажу). Все-таки хороший редактор - "ваш" редактор, тот, кого вы уважаете, за кем признаете право вас критиковать ( в пределах разумного), давать
рекомендации, находить и исправлять фактические неточности. Иными словами - тот, кого вы послушаете.
4. И тот, кто послушает вас. В процессе работы над романом на стадии редактуры возникает очень много спорных моментов - может ли главная героиня бежать в сапогах на 9-сантиметровой шпильке, могут ли ведьмы низко летать по лесу, нужны ли аквалангисту очки от солнца... это ваш роман, вы главный, поэтому значимые моменты необходимо обговаривать, редактор не должен вносить текст правки, которые вы не одобряете.
Поэтому вы оба должны быть готовы к диалогу. Некоторые редакторы просто выделяют спорные моменты другим цветом, предоставляя вам возможность решать: быть этому или не быть. Хотя тут есть другой опасный момент - можно погрязнуть в редактуре после редактуры и возненавидеть вордовские маркеры. Лично я предпочитаю обсудить с редактором спорные моменты по ходу правки, чем потом вновь возврашаться к тем же местам в тексте. Но это индивидуально. И все же, я считаю, диалог межлу автором и редактором должен быть.
5. Тактичный человек. Если редактор мне скажет, что я бездарность, а мой роман не стоит того, чтобы быть прочитанным, я наверно, очень растроюсь, а может, разозлюсь, а может, куплю пистолет... а если скажет, что в целом хорошо, но надо еще немного поработать, то ... пожалуй, можно обойтись без оружия. Обидеть тонкую душу художника может каждый. Но пусть это будет не тот, кто получает деньги за помощь творцу.
6. Доступный. В том смысле, что его услуги должны быть все же соразмерны объему задач и предполагаемым доходам. Едва ли стоит платить редактору за труды 100 тысяч рублей, если ваша книга принесет в случшем случае 50. Возможно, стоит обговорить вариант с процентами от продажи, или оплату по количеству знаков. Как платить и сколько - здесь у нас есть еще одна тема для дискуссии.
7. Порядочный. Банально, но важно. Если редактор возьмет материал в работу и пропадет с ним, будет затягивать сроки - это вам не поможет. Если, проверив 10 страниц, найдет только пару опечаток - не спешите радоваться. Ваш текст хорош и чист, я в этом не сомневаюсь, но не настолько, поверьте. Тут следует заподозрить какую-то недобросовестность.
8. Умный. Терпеливый. Снисходительный и добрый. Как идеальный муж.
Где дают?
Ну и о том, где искать такой редкий экспонат. Честно говоря, сама многих не знаю. Но есть Пуговка. Возможно, еще парочку авторов она возьмет, обращайтесь. Кроме того, могу предположить:
1. В интернете. Сейчас очень много сайтов, где ищут работу фрилансеры - копирайтеры, редакторы, корректоры - они выкладывают резюме, портфолио и ждут заказов. Можно в процессе отбора попросить кандидата выполнить пробное задание - отредактировать отрывок текста или небольшой рассказ, эссе, синопсис.
2. Среди знакомых филологов. Подруга приятеля, мама одногруппника... это довольно опасный, но вариант.
3. По рекомендации других авторов. Секретами мастерства писатели, как правило, не делятся, а вот авторами обложек и редакторами могут вполне. Жалко что ли дать подзаработать хорошему человеку.
4. В профильных группах. Да, свои группы есть не только у писателей, но и у читателей - исправлятелей.
5. Среди читателей. Я серьезно. Некоторые читатели сами предлагают взять книгу на вычитку и помочь любимому автору. Тут, конечно, надо быть очень внимательной, впрочем, как и при реализации других вариантов. Главное, не забыть проверить: подходите ли вы друг другу.
Пуговка и Лина Люче.
2148 просмотров | 4 комментариев
Категории: Сплетни от "Призрачных миров"
Комментарии
Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.