Про будущее, которое мы создаем

Про будущее, которое мы создаем

15.11.2015, 12:00

Может, это и не литературная тема... а может, и наоборот, слишком близкая к ней. Словом, захотелось выплеснуть...
Читаю блоги, статьи, комментарии, время от времени (редко, каюсь!) какие-то произведения. Посещаю сайты - Литмир, Самиздат, Проза... Везде и всюду - от сильных вещей и до откровенно неудачных, 99 процентов текста определяется общим названием - Развлекуха. Да, именно так и нисколько не иначе. Никого не обвиняю, никого не
осуждаю - просто констатирую. По сути, о себе могу сказать то же самое. Ничего такого, что могло бы оставить какой-то особый след - не написал. И не уверен, что смогу.

Помню, во времена оны (то бишь, "советские") все было наоборот. До оскомины. Сказок, приключений, фантастики - все же поменьше. Гораздо больше - воспоминаний различных партийных бонз, стопок романов о войне, революции. Классики, от которой тошнило. Не обессудьте - говорю, как есть, и не поверю, что среди тех школьников-студентов, к которым сам когда-то относился, были сплошные почитатели Тургенева-Некрасова-Белинского и прочих. Не было этого. Подавляющее большинство предпочитало фантастику, упивалось мушкетерской сагой, книгами о героических и благородных индейцах, зачитывало до дыр все, где говорилось о приключениях, что на земле, что среди звезд. А нам старались подсовывать иное - о светлом настоящем и прекрасном будущем.

Не наступило, однако, это будущее... Может, еще и потому, что слишком много о нем упоминали? Но сейчас - не говорят вовсе. Другое время, другие приоритеты. Кого ни спроси - уверен ли он в будущем? - почти всегда, ответ одинаков - нет. Никто ни во что не верит. И никому не верит. Для чего, в таком случае, наши книжки? Правильно - отвлечься. А стало быть - пиши, аффтар, не мудрствуя лукаво, да что б крови побольше, экшена, сисек, супер-пупер мачо со штабелями герлов у ног, ну, или героинь, с огромными глазами и невинностью от пупа до макушки, с теми же мачо, но уже у их ног...

Про светлое будущее не пишут. Ну вот, просто - не пишут. Это не нужно, не интересно, не увлекательно и не продается. Следовательно - не нужно. На потребу - все, что можно проглотить, не жуя. То есть - не углубляясь слишком сильно, не давя "мозг", не позволяя себе думать. Развлекуха. После тяжелого трудового дня, после муторной семейной склоки, подсчета оставшейся наличности, выбора между новыми сапогами, или, школьной формой для ребенка, которого нужно одеть не хуже прочих, словом, после осточертевшей прозы настоящего - хочется сказки! И только ее! Быт - не фиг, достаточно того, что окружает в повседневности. Хотим сказок!

И создаем. Сказки. Всякие, перечислять - себе дороже. Авторы-женщины - про любовь и все ее составляющие. Авторы-мужчины - про крутых героев и горы поверженных врагов. Словом, сказки. Назвать можно и иначе, суть - не изменится.

Личности, масштаба Валентина Пикуля, или, Джека Лондона - не вижу. Их имена останутся навсегда. Зато есть - временщики. Талантливые, издающиеся, многогранные, но - временщики. Пройдет лет тридцать - позабудут. Просто время опять изменится. И тогда - будут ли их перечитывать?

К чему все? Очень много интересных книжек, хороших авторов, все и всех - не перечесть. Но, о том ли мы пишем? Вернее, кто, про себя, может с уверенностью сказать - "мои книги, действительно, нужны! Мои тексты учат доброму и вечному, заставляют думать и спорить"... или, все-таки, сознаться - Да, я пишу за ради себя самого. Зуд такой,
неуемный... и читатели "просют". Только вот, останется ли оно, потом? Кому будет нужно?

Что-то исчезло из нашего общего, гражданского стержня, на котором должна строиться жизнь. Нет уверенности. И веры - тоже нет.

К чему все... В далекой юности крайне бесило вот это навязчивое проталкивание "нужных" книг. А теперь с тревогой вижу, что засилье "развлекух" стало гораздо более опасней. Выросло поколение,чурающееся серьезных книг, текстов, заставляющих думать. Конечно, это не относится ко всем - но опять же, большинство...

И что мы сами делаем для того, чтобы считаться не ремесленниками от пера, выдающими очередные шедевры увлекательного чтива, а создающими настоящие книги, способные повести за собой в то далекое, прекрасное будущее?

Только я тоже в него не верю...

Владимир Вольный

1075 просмотров | 40 комментариев

Категории: А это интересно..., Сплетни от "Призрачных миров"


Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.




Лана Мейер Лана Мейер

Нет ничего плохого в развлекательной литературе.
Каждый сам выбирает, что ему чиьать, что писать...все ценности - относительны.
Лично мне 22, и я понимаю, что пока мне не написать, что-то, что можно было бы поставить на одну полку с классиками.
Но теп не менее, каждая написанная книга - лучше, богаче, правдивее. (Судя по отзывам)
Из этого я делаю вывод, что лет в 50, благодаря жизненному опыту и огромному писательскому ( пусть и на развлекухе), я смогу написатт децстаиьельно что-то великое.
Не сейчас.
Не думаю, что все классики с пеленок выдали свои шедевры. Наберите в гугле, зарос: тайная литература классиков или что-то подобное, или эротика классиков - и офигейте
Нужно эе с чего-то начинать)
Главное писать и отдавать любимому делу всю душу)

19.02.2016, 00:10


Владимир Вольный Владимир Вольный

Вот не имел желания продолжать дискуссию, по двум причинам. Во первых - у каждого свое мнение и слава богу, что мы не идем дружно в ногу и у нас пока нет запрета на высказывания. А во вторых - дурной тон, оставлять за собой последнее слово, только потому что это "как бы" моя страница(не моя - общая!) и моя статья(от чего не отрекаюсь) Но, видимо, придется.
Разве здесь площадка для первоклашек? Нет, тут собрались авторы, то есть, "создатели миров", о чем довольно точно и указывается в самом названии сайта. И, если уж каждый из нас создает эти миры, то он, по определению, умеет просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, иначе бы не был автором... А, раз так - вычленить для себя смысл данной статьи не особо сложно. Другое дело, что и выбор, каждый из отозвавшихся, делает как раз такой, какой ему более предпочтителен - либо, оскорбится и приведет кучу доводов в пользу развлекательной литературы (что я и не отрицал!) либо, все-таки, увидит очевидное.
Пожалуй, придется обозначить саму суть. Книг, хороших и интересных, написанных уже После Развала страны - много. Они все имеют право быть, да и пусть будут - как уже тут сказали, время все расставит по своим местам. А вот книг, способных поднять новое поколение в атаку, пойти на амбразуры, да и просто - родину любить! - нет. А если и есть - их ничтожно мало. И уж совершенно не важно, той ли направленности наш сайт, не той... я вовсе не об этом говорил.

28.11.2015, 11:49


Dmitry Belov & Vi Dmitry Belov & Vi

По сути своей все книги делятся на обучающие и развлекательные. И статья написана на сайте ориентированном именно на развлекательную литературу, как и Литмир, Самиздат, Проза. Что вы хотите показать этой статьей, Владимир? И во времена оны тоже наоборот не было, просто тогда авторы не имели возможности сами доносить свои тексты до читателей, а то, что шло в печать строго фильтровалось. Вот и были в фаворе книги патриотические, мемуары.
И я не соглашусь с вами, что развлекательные книги не могут вложить в головы читателей что-то полезное, оставить какой-то особый след, когда книгу помнишь и спустя годы. Учить доброму и вечному взрослых людей уже поздно, заставить задуматься, да, можно. У меня, как и у всех много читающих, есть любимые книги, которые перечитывались не по одному разу, покупались в бумаге просто чтобы были. И это именно развлекуха, но такая, что заставляет жить жизнями героев, погружаться в их мир. Не хотят люди читать о «светлом» настоящем, его и в новостях достаточно. А вот увеличение жестокости, крови и насилия в литературе призванной отвлечь от повседневности напрягает. Про будущее пишут, но в виде фантастики, той же развлекаловки, у кого-то оно светло-прекрасно-приторное, у кого-то менее утопичное. И как вы себе представляете поход в прекрасное далеко за счет книг? Предлагаете авторам придумать и детально описать изготовление нового топлива взамен бензина, разработать эскиз летающего корабля, обнародовать секрет вечной молодости или средство избавления от всех болезней? Или этот призыв имеет более глубокие корни, всколыхнуть в душе доброе, вечное, и вперед на мельницы?
Чтобы остались в памяти имена талантливых авторов их нужно раскручивать, рекламировать, переиздавать, снимать фильм по мотивам книги. Но авторов слишком много, а читателей, не тихушников, а тех, кто действительно радеет за понравившуюся книжку, пишет отзывы, стремится поговорить о прочитанном, поспорить, предложить вариант улучшающий текст, их мало. Надо просто писать то, что получается лучше всего, не гонясь за модными тенденциями, быстротечным изменчивым спросом. И на серьезные книги и на несерьезные найдется свой читатель если они того будут стоить. Так что дерзайте, авторы, творите свои миры и не оглядывайтесь ни на кого.

27.11.2015, 13:22


Вячеслав Lexx Тимонин Вячеслав Lexx Тимонин

А мне нравится читать развлекательную литературу. Все эти пиу-пиу, роботы, космолёты, попаданцы, звёздные параллели - это весело, эмоционально, душевно. Я хочу отдохнуть в придуманном мире, серьёзный вот он, под боком, бери размышляй о важном. Сказки всегда на Руси были в почёте не меньше былин. Литература разная нужна, полезна и важна. Правильно было бы сказать так: делу время, а потехе - час.

20.11.2015, 17:46


Лия Salvatore Лия Salvatore

Немножко не соглашусь. Сейчас, конечно, в основном издается массовая литература - на то она и массовая, чтобы развлекать народ, который устал от серых будней и хочет от них отрешиться. Но встречаются и другие книги. Книги, которые со временем тоже будут считаться классикой.

18.11.2015, 22:19


Татьяна Танина Татьяна Танина

Мысль появилась в связи с Пикулем.
У него есть замечательные «Исторические миниатюры», своеобразные расследования малоизвестных исторических фактов. Они познавательны, в них есть интрига. Считаю эти рассказы виртуозно исполненной малой формой.
Помню, рассказ «Два портрета неизвестных» вызывал у меня желание увидеть эти портреты. Да. Нашла и увидела.

Понятно, что в его произведениях образы героев, сцены, диалоги написаны с оглядкой на линию компартии, акценты расставлены с учетом цензуры. Сегодня на той же архивной базе, к которой Пикуль имел доступ благодаря своей супруге, были бы написаны совсем другие романы, и положительные герои могли предстать отрицательными образами, в связи современным новым взглядом на историю. Те же сюжеты несли бы иные идеи…

Писатель (с большой буквы) может считаться состоявшимся, если его произведения интересовали и будут привлекать читателей обоих полов и всех возрастов, независимо от политических взглядов и кредо.

18.11.2015, 20:20


Юлия Юлия

Ольга, так еще предки говорили, что сказка ложь, да в ней намек. Кто-то читает тупо чтобы убить время, развлечься, а кто-то смотрит между строк. Есть авторы, у которых в казалось бы развлекательном чтиве проглядывает наша действительность. Причем настолько проглядывает, что герои говорят интонациями известных политиков. И никак не получается иначе.
Согласна, есть авторы, которые пишут ради денег. Из книги в книгу одни и те же схемы, приемы, штампы. Все девушки едва закончили школу а уже круты как незнамо кто, мужики ползают тряпками у их ног, ну и далее по классическому шаблону. Но это хорошо один раз почитать, ну два. Потом умный человек откладывает такой сюжет в сторону и ищет что-то, где работа не только для глаза, но и мозг интересуется, а не пытается превратиться в горошину и спрятаться.

18.11.2015, 20:06


Ольга Романовская Ольга Романовская

Хотела промолчать, но скажу: каждый видит, что хочет.Заверяю, в половине развлекуха я легко найду пару тем для размышлений, было бы у меня желание, да ещё и мораль откопаю. Про себя промолчу, скажу лишь, что сознательно пишу то, что пишу, и избегаю дискуссий на филлсоыские и социальные темы. Зато вижу положительные (никак с деньгами и популярностью не связаны ) последствия решения.

18.11.2015, 13:26


Юлия Юлия

Про себя могу сказать одно - не чувствую, что могу позволить взяться за нечто серьезнее того, что пишу сейчас. Есть материал, есть отправная точка, но пока морально не готова. Потому что надо преобразовать научный слог в литературный. Это касаемо романа исторического, качественного, способного раскрыть характер человека и показать ценности и эпоху.
Писать о будущем - думаю, это та же самая фантастика. Еще сто лет назад у писателей был простор для фантазий, сейчас же куда не сунься - многое стало реальностью. И много ли мы нафантазируем? Или нечто, что опять же пойдет в раздел развлекалова с фантастическим уклоном (а где гарантии, что лет через 200 не будут говорить, как предки угадали), или утопию/антиутопию. Время сейчас такое, когда фантастика становится реальностью, а реальность даст фору фантастике.

18.11.2015, 12:07


Елена Бабинцева Елена Бабинцева

Я, как начинающий автор (почти 7 лет пишу истории), могу с уверенностью сказать, что мои книги, как вы верно сказали тянут лишь на развлекуху. Что бы создать шедевр, надо прожить жизнь, увидеть новых людей, побывать в гуще событий...Все затронутые авторы Советской эпохи, жили в трудное и довольно смутное время. Они создавали шедевры, именно потому, что хотели привнести светлое в сердца и души людей. Тогда- это было нужно. Тогда люди думали не только о себе ,а больше о ближнем своем. Сейчас, в период тотального ожесточения, авторы( не говорю что все, но большинство) пишут именно ради финансовой выгоды. Навоять то, что пипл схавает. И пипл, конечно хавает. вот и все. Очень бы хотелось вырваться из этого порочного круга, и не быть автором для развлекухи. Да, конечно, мои истории говорят о надежде, любви, о том, что зло будет наказано, а добро восторжествует. Но это пока, не то. Я сама понимаю. Каждая история, как маленький ребенок. Его надо вырастить.
Обижаться на то, что все мы авторы для развлекухи, думаю не стоит. Это правда. Надо с ней что-то делать. Стараться исправить, например.
Верю ,что мое мастерство когда-нибудь хоть немного затронет умения авторов прошлых лет, которых помнят в наши дни. А пока, я буду делать, то что умею, и вкладывать в этот труд частику своей души.
Спасибо за статью. Заставило переосмыслить свою деятельность.
Творческих успехов.

18.11.2015, 12:02


Кира Стрельникова Кира Стрельникова

Чтобы создать то будущее, которое нам хочется, нужно в настоящем создавать условия для следующего поколения, которое могло бы его воплотить. А значит, и через книги доносить какие-то мысли, пусть даже через развлекательные, которые забудут через пять-десять лет. Если так рассуждать, что, мол, а, всё равно через пять лет меня забудут, то тогда можно вообще опустить ручки и ничего не делать. И среди тех же любовно-авантюрных романов, которые подходят под разряд чисто развлекательного чтива, есть те авторы, которых я читала ещё в одиннадцатом классе, и они до сих пор пишут и их книги выходят, их читают. А прошло уже больше десяти лет точно. Так что надо просто хорошо делать своё дело, и будь, что будет.

16.11.2015, 18:57


Алиса Алиса

Не факт, что те, кто сейчас достаточно известен, не будут забыты в будущем. А помнить будут, возможно, тех, кто написал один-единственный роман, как Маргарет Митчелл, например.

16.11.2015, 18:41


Кира Стрельникова Кира Стрельникова

*читателей, простите, мысль побежала впереди пальцев )

16.11.2015, 18:21


Кира Стрельникова Кира Стрельникова

Марин, к сожалению, с этим ничего не поделать, кроме как в противопоставление этому низкокачественному чтиву писать хорошую развлекательную литературу тем, кто умеет это делать и кто достаточно известен, и для кого на первом месте стоит не эта самая известность и деньги, а - желание радовать читателями интересными и неординарными сюжетами и историями без оглядки на моду. Такие авторы, к счастью, пока ещё тоже есть, и слава богу, что их издают тоже наравне с графоманами. Кстати, эти самые графоманы обычно через одну-две, максимум три книги исчезают с прилавков и остаются только среди своего узкого круга сетевых читателей. Даже знаю как минимум двоих таких авторов, имена не называю из соображений этики. Время действительно расставляет всё по своим местам...

16.11.2015, 18:20


Нелли Игнатова Нелли Игнатова

Согласна с Инной, история всё расставит по местам. И среди тех, кто сейчас пишет "развлекательное чтиво", найдутся те, кого будут читать и через сто лет. Сказки были, есть, и будут всегда, и они нужны всегда, и не только детям.

16.11.2015, 18:02


Марина Аэзида Марина Аэзида

"Развлекательное чтиво - это прекрасно, это чудесно. Это сказки, после которых начинаешь верить, что и в твоей жизни возможно чудо и не замечаешь за окном ни серых туч, ни угрюмых людей в метро".

Кира, да. При условии, что оно качественное (ну вот как тот же упомянутый вами Жюль Верн. Ну еще и Дюма можно вспомнить, кстати, и многих других). Как мне видится, проблема не в том, что развлекательных книг много, а в том, что многие из них низкого качества. С бедным языком, стилистическими ошибками (и это изданные книги!) А потом вчерашние школьницы, начитавшись их, думают: а чо, я тоже так могу. И мы уже видим засилье откровенной графомании в интернетах.
Что касается меня, то я говорю развлекательному чтиву "иногда" Вообще чередую пищу для ума с пищей для "мечт". Правда, иногда (редко), попадаются такие книги, которые содержат два в одном. Вот это вообще кайф!

16.11.2015, 16:57


Кира Стрельникова Кира Стрельникова

А никто не вспомнил, что есть и такие писатели, как тот же Жюль Верн? Развлекательное чтиво? Да. Но - большая половина того, о чём он писал в своих книгах, уже существует. А он - классик в своём жанре, и лично я до сих пор перечитываю его книги.
Касаемо запросов нынешнего массового читателя - Настя права, мы живём в постоянном стрессе и нужна хоть какая-то отдушина. Во все времена был шлак в литературе, было развлекательное чтиво, и было что-то серьёзное. И каждый выбирал для себя сам, что писать и что читать. Если бы на всех форумах не вопили "а есть что-нибудь типа ученица-ректор, пжалста-пжалста!!!" и не было бы штамповок на эту тему, от которых ломятся полки в магазинах. И издательства не выпускали бы целые серии под эти запросы.
Ну и ещё такой момент. Развлекательное чтиво - это прекрасно, это чудесно. Это сказки, после которых начинаешь верить, что и в твоей жизни возможно чудо и не замечаешь за окном ни серых туч, ни угрюмых людей в метро. Веришь в то, что в твоей жизни возможна любовь, настоящая, в которой тебя будут уважать и заботиться, и ты сможешь отдать свою нежность и любовь достойному человеку. И вообще, жить хочется дальше с широко раскрытыми глазами. Ну а если хочется острых впечатлений и переживаний - так новости достаточно посмотреть. И всё, и никаких книг не требуется.

16.11.2015, 16:06


Николай Гайжевский Николай Гайжевский

Инна

Как издательство может навязывать что-то читателю? Издательство - производитель. Оно удовлетворяет запросы потребителя и только, так как зависит от его денег.

В конце-концов, не издательства же вопят в отзывах, что длинные размышления - скучно и заумно, морализаторство - "не учите меня жить", образность - уберите ненужные красивости. Давай темпу, экшону, секасу и чтоб я картинку видел(а).

Абсолютно уверен, что есть гениальные писатели, пишущие изумительные вещи в стол или для очень близкого круга. Но их очень мало, ведь издай - не окупится, а выложи в сеть - масса их утопит в негативных отзывах. А отдача нужна, иначе просто нет смысла тратить такое количество времени на высокое творчество.

Может потому у многих посредственных авторов попадаются просто великолепные рассказы?

16.11.2015, 15:57


Левковская Анастасия Левковская Анастасия

Инна, вы верите в то, что говорите?
Спрос рождает предложение, а не наоборот. Наоборот было в союзе, и ничем хорошим это не закончилось. Люди все равно хотели носить проклятую джинсу и заниматься сто раз запрещенным каратэ.
Издательства печатают то, что продается. То, что будут покупать. То, что позволит быть на плаву, а не разориться к чертовой матери.
Издание книги - бизнес. И ни за что ни один бизнесмен не будет действовать себе в убыток.
Так что вопрос не к издательствам. А к читателям. Если завтра массовый читатель прекратит покупать легкое чтиво, его перестанут издавать. Начнут издавать что-то другое.
Но этого не будет. Почему? Потому что мы живем в стрессе. И стресс этот растет, давление на человека - растет. Поводов радоваться вокруг все меньше. А потом хотя бы в книге читатель хочет, чтобы его не нагружали. Чтобы все было легко и понятно. Чтобы если переживания - то не очень сильные. Или хотя бы уверенность, что все будет хорошо.

16.11.2015, 15:57


Инна Инна

Марина Аэзида
Полностью согласна.

16.11.2015, 15:15


Инна Инна

Николай Гайжевский
Почему массовый читатель не хочет, чтоб его ставили перед моральной дилеммой, заставляли задуматься или - о нет, только не это - прокляли открытым финалом?
Как Вы не понимаете, что всё это навязано людям магнатами от издательств, которым выгодно продавать лёгкое чтиво и обязательно с "хепи эндом". Вот отсюда надо плясать. Когда такое было, чтобы в литературном произведении не заявляли о насущном, наболевшем, вопиющем? Оглянитесь назад, даже в самых драматических произведениях старые мастера воспевали высокие чувства. А, что сейчас на первом плане? Я не призываю заниматься политикой, нет. Политика - грязное дело. Но литература всегда несла истину в массы. Она воспитывала ненавязчиво и красиво. С утратой морально-нравственных ценностей всё самое главное в жизни любого человека утратило свою силу.Вот и результат. В реальном издательском бизнесе существует определённая политика, их не волнует, что будет с людьми, особенно теми, кто сейчас пребывают в юном возрасте. Нет, их волнует только прибыль и больше ничего.

Татьяна Богатырева
Я с Вами согласна в том, что творить добро можно и сегодня, и не для рекламы.
Мой папа, например, всю свою жизнь посвятил служению людям и это не высокие фразы. Он так жил, так был устроен и отчётливо понимал, что недостатки, трудности есть всегда, но каждый должен внести свой вклад сегодня, сейчас для того, чтобы завтра жилось гораздо лучше. Сегодня надо сделать кого-то хоть немножечко счастливее. В этом заключалась его жизненная позиция и талант души, если хотите. Не думайте, что ему было легко.Нет. Но, человек, который прошёл три войны, верой и правдой служил всем, кто его окружал и не считал это чем-то особенным. Такое было воспитание, поэтому такие черты были свойственны старшему поколению. И это наглядный пример, которому хотелось следовать и быть достойной.
Скажите, почему сейчас люди забились в свои норки и не хотят замечать ничего вокруг себя? Потому что молодое поколение переориентировано только на одно - выгодно, значит, мне это подходит и я буду прилагать усилия. Что требовать от книжного рынка, если реалии таковы?

Владимир Вольный
А "Повесть о настоящем человеке"?
Можете назвать автора, написавшего в наши дни что-то подобное?
Володя, Вы знаете, я с уважением отношусь к Вашей позиции, разделяю Вашу озабоченность. Но мне думается, мы редко задумываемся над тем, что истинный талант никогда не будет кричать о себе на каждом перекрёстке.Вы знаете, то, что Вы не заметили таких личностей и их произведений говорит только об одном. Человек не хочет заниматься рекламой, ему это не нужно, он пишет то, что находит нужным, занимая определённую позицию, соответствуя планке, которую перед собой поставил и не хочет опускаться до чтива. Он понимает, что мода сегодня на других.
Думаю, все открытия впереди. Время-хороший учитель, оно всё расставит по своим местам. Да, возможно такие люди не получат признания при жизни...кто знает, но всё это мы уже проходили и в литературе, в том числе.

С уважением и теплом ко всем коллегам, Инна Комарова.

16.11.2015, 15:11


Марина Аэзида Марина Аэзида

Так что плюсуюсь к Татьяне. Не стоит всё сваливать на государство. Люди творили во все времена, и гении были во все времена. И сейчас, не сомневаюсь, они тоже есть. Просто мы их пока не видим из-за нагромождения самой разнообразной литературы. История все расставит по своим местам, отделит зерна от плевел, так что не волнуйтесь.
А если лично вы предпочитаете не читать серьезные книги - это ваш выбор.
Я вот отдаю предпочтение тому, что со смыслом и над чем можно подумать.

16.11.2015, 14:38


Марина Аэзида Марина Аэзида

"Но там, по крайней мере, у нас всех была уверенность завтрашнем дне".
А вы о каком прошлом говорите?
У Булгакова не было уверенности в завтрашнем дне. У Мандельштама-Ахматовой-Цветаевой-Пастернака тоже не было. Бродскому пришлось эмигрировать (из-за статьи о тунеядстве).
И ничего, творили же люди. И не развлекуху-однодневку же, нет? Вечные ценности поднимали.

16.11.2015, 14:34


Владимир Вольный Владимир Вольный

Татьяна, позвольте тогда уж задать вопрос.
Книга, подобная "Как закалялась сталь" - сейчас возможна?
А "Повесть о настоящем человеке"?
Можете назвать автора, написавшего в наши дни что-то подобное?
Не делайте вид, что статья настолько сложна и написана за ради самоудовлетворения. "Вопию" - пусть так. Кому-то нужно и это делать, на общем фоне "как бы" спокойствия. А увидеть что-то великое сейчас, извините, не могу и кривить душой не стану. Я, к сожалению, вижу совсем иное. Супер-пупер мегастройки - на фоне трущоб и миллионов наших граждан, вынужденных проживать в бараках. Зарплаты, с разницей в сотни раз между начальством и обычным рабочим. Списание миллиардов всем бывшим "братьям" - и выколачивание последних средств квитанциями обнаглевших ЖКХ. Неподсудность и непогрешимость приближенных к кормушке - пример Васильевой и Сердюкова ничему не научил? Хотите это назвать хорошим и великим? Я не считаю наше прошлое совсем уж безоблачным - мерзостей хватало и в нем. Но там, по крайней мере, у нас всех была уверенность завтрашнем дне. И идеалы, навеянные книгами, о которых я упомянул, тоже были. Сейчас таких идеалов - нет.

16.11.2015, 13:57


Татьяна Богатырева Татьяна Богатырева

Владимир, нет. Я не считаю вашу статью самопиаром. Я считаю вашу позицию неверной. От традиционного русского вопроса "доколе?" ни один человек не стал умнее, добрее или счастливее, но зато масса людей получила подтверждение своей робкой пока еще мыслишке: "виноваты обстоятельства, власти, звезды, бесы и кто угодно, только не я". И как результат - никто не хочет что-то делать сам, все только ноют и ждут, когда "светлое будущее" построят за них. Глупо, не так ли?
Как и любое нытье.
Как и неспособность или нежелание видеть хорошее и великое здесь, сейчас.
Собственно, я не жду, что вы меня поймете. Это так, выплеск эмоций между делом. А так, по большому счету, всегда кто-то делает, а кто-то вопиет в собственной пустыне. Делать или вопиять - личный выбор, не более и не менее.

16.11.2015, 13:09


Николай Гайжевский Николай Гайжевский

Есть массовый читатель. Думаю, сейчас, в эпоху интернета, уместно будет сказать и о массовом писателе.
Написать книгу - труд. В зависимости от качества автора и текста - от нескольких месяцев до нескольких лет работы.
Чего хочет массовый писатель от своего труда? Вознаграждения: признания, денег, лучше - всего вместе взятого. А для этого нужно ориентироваться на спрос, порождаемый массовым читателем. Хотя, зачастую, этого даже специально делать не нужно, ведь массовый автор - выходец из массовых читателей.
Так что вопрос скорее не в том, почему сейчас не пишут о светлом будущем, почему не заставляют задуматься, почему книги не несут светлое, доброе, вечное, а почему массовый читатель не хочет все это потреблять? Почему постапокалипсис интереснее светлого будущего, секс - любви, драка с разбойниками - внутреннего конфликта героя? Почему массовый читатель не хочет, чтоб его ставили перед моральной дилеммой, заставляли задуматься или - о нет, только не это - прокляли открытым финалом?
Время идет, люди меняются, меняются и требования к литературе. Хорошо это или плохо, можно ли вообще считать результат сих изменений литературой? Ответить не возьмусь.
Но свои вопросы вы задали не совсем по адресу, он не к писателям, а к людям в целом.

16.11.2015, 11:33


Таня Зинина Таня Зинина

Для меня всегда было важно, чтобы после прочтения книги, пусть и развлекательной, в голове оставалось хоть что-то полезное. Чтобы книга несла в себе хоть какую-то мораль. Учила хоть чему-то. Даже простому построению логических связей.
Ведь на примерах книжных героев можно наглядно разбирать и показывать отдельные жизненные и психологические ситуации. Учить тому, что хорошо, а что плохо. И главное, объяснять почему. Описывать чужие ошибки… Показывать, к чему они могут привести.
На мой взгляд, книги, даже те, которые направлены на расслабление мозга, всё равно должны нести в себе частичку света. Не просто дарить сказку, а содержать хоть какую-то мораль.
Это ведь не сложно, но…
Почему-то мне всё чаще попадаются книги, в которых мораль отсутствует напрочь. Ну нет её там. Эти эпосы разжижают мозг ещё похуже телевизора. И это даже не сказки, а просто разгул чьей-то фантазии… причём, не всегда здоровой. В них даже логика прослеживается далеко не всегда.
Я не люблю классику. И пусть меня закидают нелестными словами, но всё равно скажу…. Книги, написанные в том же 19 веке сейчас… мягко говоря неактуальны. Нет, в них, несомненно, что-то есть. Они отражают мысли эпохи… но другой. Не нашей.
А вот мысли нашей эпохи отражают современные книги… и мне бы очень хотелось, чтобы они всё же несли в себе добро и свет.

Владимир, спасибо за статью.

16.11.2015, 10:05


Владимир Вольный Владимир Вольный

Сознательно молчал весь день - хотелось увидеть как можно большее количество ответов на затронутый вопрос(вопросы?) Как вижу, кое-кто из ответивших посчитал это чуть ли не личным оскорблением. А зря.



Татьяна Богатырева - Считаете статью самопиаром? Вы, действительно, так поняли? Ну... Ваше право. А риторические вопросы будут задавать всегда... И, мне кажеться, если перестанут - не будет нужды ни в какой литературе.

Танина Татьяна - "...сегодня появилось огромное количество бессмысленных книг, примитивных книг-модных однодневок, пошлых книг, но при этом востребованных непритязательными читателями. И причина тому – деградация общества, поскольку изменилась шкала базовых ценностей." - Да, именно это я имел в виду.

Инна - Не обижайтесь за Тургенева. Я мог назвать любую фамилию, входящую в школьный курс. Повторю лишь слова Татьяны Т. - "Школьная программа начисто отбивает желание читать классику." Вот и мне ее отбило начисто. Лишь по прошествии времени смог взять некоторые книги великих и прочитать хоть что-то, не входящее в обязательную программу.

Татьяна Хмельницкая - Да, как раз такие книги и исчезли из жизни. При всей величественности Толкиена, интересности "Поттерианы", они - лишь отражение возможного. Великолепное отражение, что и говорить. А названные Вами - наше настоящее. Реальное. Читая их, испытываешь гордость за свою родину. Напишут ли что-то подобное - вопрос...

Нидейла Нэльте - "... Сейчас я знаю только одно: я вложила в неё часть себя, своей души и убеждений. И не уверена, что выдержу ещё один такой «марафон». " - Присоединяюсь. Можно было сказать и больше, но Вы уже на все ответили сами.

Марина Аэзида - Я не делю книги по полюсам. Масса авторов и произведений, относящихся как раз к развлекательным, но от этого не ставших сиюминутной дешевкой. Но есть разница между авторами недавнего прошлого, и нами, создающими сейчас. Почти везде, во всех текстах, доступных ранее, главенствующей нитью шла уверенность в завтрашнем дне, например - Казанцев, Беляев, Адамов!(Ну или, если привязываться к термину "завлекуха" - фантасты) Есть ли такая уверенность сейчас? У этих авторов была страна, хоть с какой-то идеологией. А у нас - государство, в которой главной целью признано обогащение+потребление...

Марина Бородина - "... каждый вправе сам решать, о чём ему писать." - Возражать было бы глупо.

Кира - Вот мои слова " ...Никого не обвиняю, никого не осуждаю - просто констатирую." Иными словами, я не называл ничьих имен, а если и упомянул кого в негативе - то себя самого. Наверное, это не так уж и плохо, что каждый, прочитавший статью (если это, конечно - автор!) примеряет содержание на себя. Но, все же - я хотел привлечь внимание к общей тенденции.

15.11.2015, 22:50


Углицкая Алина Углицкая Алина

Помнится, в бытность мою еще школьной ученицей, проходили мы (забыла в каком классе) русских поэтов и прозаиков конца 19-го, начала 20-го веков. Среди них тоже поднимался подобный вопрос. Одни писатели и поэты считали, что жизнь слишком сурова и надо как-то приукрасить ее для народа. Дать людям сказку, в которой они смогут отвлечься от своих проблем хоть на время. Другие же, наоборот, были уверены, что писать надо только суровую правду, пусть люди знают, чем страна и народ дышит. Я для себя (как автор) не определилась, но как читатель могу сказать уверенно: не хочу читать про хлеб насущный и светлое будущее! Мне вполне хватает новостей и тех речей, что толкают президенты время от времени в прямом эфире. Может, пусть политики и пишут идейные книги о вечном? Должны же они хоть как-то оправдывать свои доходы?

15.11.2015, 22:34


Инна Кирьякова Инна Кирьякова

"Тургенева-Некрасова-Белинского"... извините, может, статья и выстраданная и обдуманная, но после того, как вы смешали в один винегрет лирическую прозу Тургенева, гражданского (хотя не только) поэта Некрасова и критика Белинского (ничего художественного не создавшего)... Читать дальше не стала.

15.11.2015, 22:31


Кира Стрельникова Кира Стрельникова

Я с удовольствием перечитаю Пикулевского "Фаворита" или "Пером и шпагой", обожаю историю государства Российского тех времён, а вот книги о войне перечитывать до сих пор не могу и фильмы не смотрю. Слишком тяжело и слишком горько, я потом очень долго прихожу в себя после них, поэтому перестала эту тему трогать вообще, чтобы не переживать так тяжело. В остальном моё отношение к классике довольно специфичное, поэтому я лучше промолчу, дабы не вызывать ни у кого возмущение.

15.11.2015, 20:21


Татьяна Богатырева Татьяна Богатырева

"Сказка ложь, да в ней намек" - помните такое?
Форма и жанр совершенно не имеют отношения к идейному содержанию. Можно писать легко, весело и увлекательно о серьезном, заставлять задумываться и расти. Можно писать нудно, тяжело и тоскливо о ерунде, не давая ничего ни уму, ни сердцу.
Вы, как писатель, должны бы это понимать...
Хотя...
Старая мода на скандальные, вызывающие и нелогичные противопоставления никуда не девается. Поставить "острый" вопрос, задеть за живое, самую малость погрешив против логики - это ж классика. Добрая и вечная.
И не надо верить в прекрасное будущее, которое кто-то вам сделает или кто-то за вас напишет. Творите его. Каждым словом, каждой мыслью. Несите добро сами, а не обвиняйте других в том, что они этого не делают. Трудно? Скучно? Не видно отдачи? Вера потеряна, осталась лишь укоризна...
Что ж, печальтесь и задавайте риторические вопросы, пока кто-то другой будет творить светлое будущее в отдельно взятой сказке, не задумываясь о тенденциях, упадке и прочей чуши, о которой стенают "прогрессивные философы" со времен Эсхила.

15.11.2015, 20:08


Татьяна Танина Татьяна Танина

Пикуль до ужаса тугой баталист, читать невозможно, если сравнить с тем же в Перес-Ревертой. Или его «Реквием» сравнить с «Реквиемом» Алистера Маклина. У Богомолова в «Моменте истины» тоже много архивных документов, но читать его интересней.
Пикуль отвечал запросам своего времени, наряду с другими советскими классиками своего поколения Борисом Васильевым, Валентином Распутиным. Но на выбор я все же перечитаю «А зори…» или «В списках не значился…», чем «Фаворита» или там «Пером и шпагой». «Моонзунд» или «Баязет» вообще в руки не возьму.

15.11.2015, 19:31


Татьяна Танина Татьяна Танина

Школьная программа начисто отбивает желание читать классику.

К каждой книге читатель должен прийти самостоятельно, с потребностью прочитать именно этот роман - интересно и надеешься найти ответы на какие-то свои вопросы. Есть книги, которые хочется прочитать, но начинаешь и откладываешь, потому что не можешь настроиться на одну волну с автором. Значит, нужно еще и соответствующее настроение.

Классика – это избранное из необхватного мирового литературного наследия. Для того, что понять, почему Джек Лондон или Ильф с Петровым переиздаются, достаточно почитать отсортированные временем книги их современников.
Чехов, Салтыков-Щедрин, Зощенко, наряду с другими коллегами по цеху, сатирические рассказики для журналов писали за скромные гонорары, а попробуй – создай что-то подобное. И кто сейчас помнит фамилии их коллег, кроме литературоведов?

Суть статьи Владимира, так понимаю, в том, что сегодня появилось огромное количество бессмысленных книг, примитивных книг-модных однодневок, пошлых книг, но при этом востребованных непритязательными читателями. И причина тому – деградация общества, поскольку изменилась шкала базовых ценностей.

По большому счету, вся художественная литература – «развлекаловка». Классика остается востребованной не из-за своей «серьезности», какой-то особой глубины философской мысли, интриги или неожиданных поворотов сюжета. Здесь авторская идея, как раз на поверхности и объяснена на понятном языке. Очевидно до предела – что хотел сказать автор и в чем заключается мораль.

Известно, что популярным писателя делают в первую очередь - стиль, потом - персонажи и сюжет. Но во всех классических произведениях есть еще и секретный ингредиент. Вовсе не философия, не возвышенная аллегоричность или искрометный юмор. Это – талант, способность автора посеять, назовем так, «зерно истины», наделяющее произведение душой и оказывающее на читателя мистическое воздействие – то, что западает в душу и потом заставляет вернуться к книге.

Владимир, я могу сказать, что моя «Велиада учит доброму и вечному, заставляет думать и спорить». И не нудно вроде.

15.11.2015, 19:29


Инна Инна

Владимир, Вы подняли очень больную тему, самую больную...

Никто ни во что не верит. И никому не верит. Для чего, в таком случае, наши книжки? Правильно - отвлечься. А стало быть - пиши, аффтар, не мудрствуя лукаво, да что б крови побольше, экшена, сисек, супер-пупер мачо со штабелями герлов у ног, ну, или героинь, с огромными глазами и невинностью от пупа до макушки, с теми же мачо, но уже у их ног...
Вот-вот.

Пройдет лет тридцать - позабудут. Просто время опять изменится. И тогда - будут ли их перечитывать?
Нет и не вспомнят, уверяю Вас.

А теперь с тревогой вижу, что засилье "развлекух" стало гораздо более опасней. Выросло поколение,чурающееся серьезных книг, текстов, заставляющих думать. Конечно, это не относится ко всем - но опять же, большинство...
И я об этом думаю и ужасаюсь.

Что-то исчезло из нашего общего, гражданского стержня, на котором должна строиться жизнь. Нет уверенности. И веры - тоже нет.
А почему? Да потому, что думать накладно стало. Одни удовольствия на уме и больше ничего.
Вот Вы зря прошлись по Тургеневу. А его во всём мире издают и переиздают, как великого Пушкина и многих других русских и, кстати, советских писателей. И там понимают величие и неоценимый вклад этих писателей.

А сегодня пишут, с учётом публики, которая ещё ничего в своей жизни не видела путного и не стремиться совершить нечто выдающееся. Зачем? Одни инстинкты и больше ничего правят ими. Стадное чувство, только бы не отстать от других. Всё продаётся и всё покупается, - их лозунг. Им не нужны идеалы, зачем им вечные морально-нравственные ценности, которые передавались по наследству и прививались в родительском доме. В кого им верить?
Да, модно стало посещать места, где молятся и, что? Вы думаете, они верят? Нет. Так сейчас модно. И во всём так.Это и есть кощунство, но не вера.

А, что касается литературы, это отдельная песня и очень грустная.

15.11.2015, 18:08


Мария Бородина Мария Бородина

Мне, конечно, ещё многому нужно учиться. Но что скрывать: в своих работах я стараюсь ориентироваться на вечные ценности. И на то, как они изменяются с течением времени. Вопреки распространённому мнению, считаю, что вопросы дружбы, любви, предательства, морального выбора будут актуальны всегда, потому что мы ежедневно с ними сталкиваемся. Главное не рассуждать о вечном слишком нудно (но думаю, что всё-таки иногда перегибаю палку :р)
И выскажусь немного о том, что актуально сейчас.
Секс и эротика в литературе для меня - лишь приправа к хорошему сюжету. Их очень легко передозировать и смазать всё, что хотела сказать, к чертям собачьим Поэтому считаю, что всего должно быть в меру. И да - мне фиолетово, что это существенно повышает рентабельность и шансы быть опубликованной в бумаге.
Касательно "развлекаловки": литературу с Мэри-Сью и Марти-Стю не воспринимаю вообще. Должно быть, это неверно оценивать потенциального читателя со своей колокольни, но я это делаю. Поэтому и ему такое не предлагаю.
А вообще, считаю, что каждый вправе сам решать, о чём ему писать. Каждый читатель смотрит на мир со своей позиции, поэтому на любой товар найдётся свой покупатель. Одному нужен отдых в красивой сказке и обилие любви. Второму - возможность почувствовать себя всемогущим, отождествившись с героем. Третьему - почва для размышлений и поиск возможностей для саморазвития. Я пытаюсь писать для третьих.

15.11.2015, 17:36


Татьяна Хмельницкая Татьяна Хмельницкая

Из тех нужных советских книг некоторые из них я очень любила: Как закалялась сталь, Повесть о настоящем человеке. А по внеклассному чтению - Мастер и Маргарита. Но чем любая из перечисленных книг отличается от тех героических о которых пишут сейчас? Видом оружия, ненавязчив ым упоминанием о мире героев и большому количеству крови. Перевес случился только в отношении спецэффектов, а мужество о и приодаление себя осталось. И да, не хочется людям навязывать утомительны е размышления.

15.11.2015, 16:39


Марина Аэзида Марина Аэзида

P.S. Правда, у этого моего стремления есть дурацкий побочный эффект: пишу я долго и мучительно. То есть плодовитым автором точно не стать

15.11.2015, 14:56


Марина Аэзида Марина Аэзида

Владимир, как-то странно вы делите мир книг на два полюса: рахвлекуха - серьезное.
А давайте так: 12 стульев. Развлекуха? Однозначно. А задуматься при этом о чем-то заставляет? Несомненно. А Гогю "Собор парижской богоматери" или "Человек который смеется"? Серьезные вещи - о да. Важные вопросы поднимают. Но при этом и развлекают тоже. А мои любимые "Унесенные ветром" и "Поющие в терновнике"? Развлекательные. Да еще и ЖП к тому же. Но при этом психологичные и тоже заставляют задуматься о некоторых вещах. И чего далеко ходить -тот же Толкин. Вот он какой: развлекательный или серьезный?
И еще: чисто серьезные книги тоже должны быть написаны увлекательно.
Иначе ради одной только серьезности и умных мыслей - это вон к Канту с Гегелем и прочими философами, а не к художественной литературе.

Так что не нужно быть столь категоричным. Развлекуха развлекухе рознь. Меня на нынешнем литературном рынке смущает не то, что книги в подавляющем большинстве развлекательные (так во все времена было), а скорее их уровень, в том числе и сюжетный. То есть вот в моде какая-то серия: и тут же все кидаются на эту тематику кропать очередную шыдевру. Видать, в надежде попасть в струю и издаться.
И еще: если книги об индейцах, которыми вы в детстве зачитывались, все-таки учили гордости-благородству-честности и всякому такому, то чему учат нынешние "модные"книжки? Даже не знаю... Как выбрать между двумя альфа-самцами? (в случае ЖП)? Как нагнуть всех в другом мире? (В случае МП).
Вот что напрягает, так это то, что общий уровень развлекательной литературы нынче очень низкий.
Знаете, это же как с эстрадой: есть попса - а есть поп-музыка.
Так и тут: есть развлекательное чтиво - и есть развлекательные произведения.

"Но, о том ли мы пишем? Вернее, кто, про себя, может с уверенностью сказать - "мои книги, действительно, нужны! Мои тексты учат доброму и вечному, заставляют думать и спорить"
Не знаю, заставляют ли мои тексты по-настоящему думать и спорить. Но я к этому стремлюсь. Понимаю, что могу никогда не достигнуть. И все равно стремлюсь.
(доходит до смешного. Как-то один из читателей написал про рассказ "Красные холмы" - "Миленькая сказочка". Вот черт! Я это не как комплимент восприняла - я оскорбилась (но, естественно, виду не подала Благо, потом выяснилось, что это написали, когда еще даже до середины не прочли)

15.11.2015, 14:53


Ирина Фельдман Ирина Фельдман

На данный момент пишу исключительно развлекательные вещи, но при этом стараюсь не забывать о морали. Если мои герои совершают ошибки, им приходится расхлёбывать последствия и наводить порядок у себя в голове. И часто я ставлю героев перед выбором "Совесть или тёплое местечко", заставляю их искать истинные ценности.

15.11.2015, 14:25

Архивные комментарии

Наверх