Как написать честный отзыв и остаться друзьями

Как написать честный отзыв и остаться друзьями

13.07.2016, 13:00

У каждого была такая ситуация: друг-писатель просит оставить отзыв на книгу, но написать правду рука не поднимается — ведь обидится же! А человек хороший. Как быть? Ведь вас попросили помочь и, возможно, наставить на путь истинный. Солгать невозможно. Но и написать все, как есть, тоже нельзя. А может, вы просто не знаете, что сказать? Вот о максимально бескровном разрешении этой дилеммы и поговорим.


Правило 1: Не берите на себя слишком много

Вам тоже сложно сказать "нет"? Если друг (или даже просто знакомый) просит вас помочь с вычиткой, то отказать ему может быть очень непросто. Но если у вас нет времени, чтобы заниматься редактурой, порядочнее и добрее сказать об этом сразу, а не заставлять человека ждать месяцами. Будьте честны и здраво оценивайте свои силы.

Вычитка текста легко может затянуться. Это только кажется, что достаточно уделить вопросу три-четыре часа - и дело в шляпе. Нет. Редактирование занимает больше времени, чем простое чтение, и вот почему:

- вы читаете намного медленнее, чем обычно;
- вам то и дело приходится скакать туда-сюда по тексту (например, чтобы проверить, какого цвета были глаза у персонажа в первой главе);
- вы останавливаетесь, чтобы решить, удачно ли использовано слово, правильно ли выстроена сцена, нужен ли этот эпизод вообще и т.д.
- вы делаете пометки, оставляете комментарии и предложения.

В общем, имейте в виду.

Если у вас есть немного времени, но вы не уверены, что его хватит, так и скажите. Например:

Я бы очень хотела прочитать твою книгу, но у меня нет времени, чтобы ее как следует вычитать. Давай я просто расскажу, какое впечатление она произвела, что понравилось, а что нет, какие возникли вопросы и т.д. Не возражаешь?

Неважно, редактируете вы книгу по доброте душевной или это бартер, неплохо сразу обговорить сроки. Заранее выясните, к какому времени вы должны закончить с вычиткой. Может быть, автор хочет успеть поучаствовать в каком-нибудь конкурсе? Если боитесь, что не успеете, - скажите.


Правило 2: Уточните, на какой стадии находится рукопись

Сразу уточните, что перед вами: первый черновик или готовое произведение? Если речь идет о черновике, то лучше деликатно предложить автору сперва самому проверить текст. Если же роман готов, то от некоторых замечаний лучше воздержаться. Немного найдется людей, готовых вносить в текст кардинальные изменения, когда работа почти закончена. Попробуйте сосредоточиться на косметических правках: орфографии, пунктуации, конкретном словоупотреблении.

Разумеется, авторы могут и сами не знать, насколько закончено их произведение. В глубине души они просто надеются, что вы воскликните: это гениально! Тут нечего править! Или, в худшем случае, исправите за них все косяки.

Важное дополнение. Если вы не знакомы с автором и не читали раньше его произведений, начните с ознакомительного фрагмента. Не обещайте ничего, пока не увидите текст. Редактировать отвратительно написанный "шЫдевр" - это пытка похлеще испанского сапожка. Не занимайтесь мазохизмом, лучше дайте человеку ссылку на учебник по русскому языку.


Правило 3: Уделите вычитке время (но не в ущерб собственному творчеству)

Когда вы точно знаете, что у вас в руках нечто интересное, очень сложно удержаться и не проглотить книгу целиком за один раз. Это одна беда. Другая - чем дольше вы оттягиваете, тем сложнее приступить к редактированию. Как же найти золотую середину? Планируйте. Например:

- не приступайте к вычитке, пока не напишете собственную дневную норму;
- если вы наиболее активны утром, то пишите с утра, а редактируйте вечером, и наоборот, если вы сова;
- если нужно, выделите отдельные дни для написания и для редактирования;
- обозначьте верхнюю границу: например, не тратить на вычитку больше двух часов в день.


Правило 4: Делайте заметки

Прежде чем приступать к кропотливому редактированию и тщательной ловле блох, неплохо бы прочитать роман целиком. Тогда не придется задавать вопросы, на которые автор отвечает уже в следующей главе. Ну и будете знать заодно, на что стоит обращать внимание.

Однако во время первого, беглого, прочтения не ленитесь делать заметки, оставлять комментарии и примечания. Подобные функции есть практически в каждом текстовом редакторе. Делайте закладки и цветовые выделения. Потом пригодится.

При последующей работе с текстом, комментарии могут быть расширены или убраны, но в целом они помогут вам понять, на что стоит обращать особое внимание.


Правило 5: Начните отзыв с похвалы

Ваша работа как редактора - находить ошибки, однако не стоит забывать, что автор мечтает отнюдь не о перечне блох. Разумеется, конструктивная критика поможет ему научиться писать лучше (а еще подарки под елку кладет Дед Мороз, а не родители, ага), но не стоит забывать и про пряники.

Даже если речь идет о кошмарном первом черновике, в нем наверняка есть хоть что-то хорошее! Например:

- протагонист в конце не похож на себя в начале: он растет и развивается;
- вам хотя бы пару раз было интересно узнать, что будет дальше;
- вы сумели выловить в этом супе отличное описание, допустим, природы;
- вы нашли смешную шутку.

Думаете, автор и сам это знает? Как бы не так! Он может подозревать и догадываться, но ваше дело - указать на удачные места и сильные стороны текста. Прежде чем разнести произведение в пух и прах, скажите что-нибудь приятное. Например, похвалите лихо закрученный сюжет. Или симпатичные туфельки главной героини.

При чтении отмечайте не только ошибки, но и места, которые вам понравились, заставили улыбнуться (в хорошем смысле), взволновали и т.д. Это не займет много времени, но существенно облегчит написание отзыва и порадует автора.


Правило 6: Укажите на повторяющиеся ошибки

Некоторые проблемы всплывают постоянно. Не считайте себя обязанным выполоть абсолютно все. Ну, как минимум, в тех случаях, когда вам за ваш отзыв не платят.

Как правило, достаточно указать на пару проблемных моментов и объяснить суть. Например:

- У тебя постоянно ошибка в тся/ться. Обрати на них особое внимание!
- В тексте частенько встречаются двойные пробелы. Попробуй убрать их через поиск и замену.
- У тебя куча предложений типа "Он пошел туда-то" или "Он сделал то-то". Может быть, как-нибудь их разнообразить?
- Ты слишком увлекаешься диалектизмами. Текст сложно читать.
- Твои персонажи слишком часто сидят на кухне, курят, пьют и философствуют. Займи их чем-нибудь!

Дайте несколько примеров проблемы и двигайтесь дальше.


Правило 7: Дайте автору шанс доработать произведение

Вы прочитали половину романа и вдруг натолкнулись на серьезную, глобальную проблему - что делать? Допустим, персонажи стали вести себя совсем нелогично или в сюжете обнаружились длительные провисы. Остановитесь и позвольте автору (если захочет) переписать проблемный кусок. Нет смысла вычитывать то, что будет удалено.

Вопрос в том, как сделать это достаточно тактично и не обидеть. Попробуйте что-то такое:

Мне действительно нравится твоя книга, и я благодарна за возможность поучаствовать в ее создании. Персонажи просто изумительные - глубокие, многогранные, живые! В N. я просто влюбилась! Прочитала первые три главы запоем. Но потом возникло ощущение, что что-то не так. Не на своем месте. Давай я пока не буду вычитывать, а просто посмотрю, что будет дальше и соображу, что именно меня напрягло. Потом отпишусь и подкину несколько идей. Или давай спросим Мариванну - может, это только у меня такие проблемы? Не помешает второе мнение.


Правило 8: Составьте перечень вопросов

Если вы в своей жизни редактировали больше одной рукописи, то наверняка знаете, на что стоит обращать внимание в первую, вторую и третью очередь. Конечно, книги встречаются разные, но даже у любовной лирики и хоррора, написанного дадаистом, можно найти нечто общее.

Набросайте список вопросов, на которые стоит ответить в процессе чтения. Стиль, сюжет, персонажи, конфликт, диалоги и т.д. Четкая структура поможет написать грамотный отзыв и в случае чего подскажет, что именно прогнило в Датском королевстве. Или просто используйте наш Контрольный список


Перевод статьи К.М. Уилэнд

Захарова Лидия

1985 просмотров | 11 комментариев

Категории: А это интересно..., Сплетни от "Призрачных миров"


Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.




Юлия Диденко-Абраменко Юлия Диденко-Абраменко

Мне, наверное, повезло, потому что у всех моих знакомых писателей отличные книги. Читаю с удовольствием. Надеюсь, мне не придется никому отказывать просто так. Бывает говорю, что нет времени, но это не связано с плохой книгой. Это моя занятость. Иногда так хочется почитать, но увы... в сутках только 24 часа.

18.07.2016, 00:53


Юлия Юлия

Я обычно говорю, что грамматику поправлю, из того, что замечу, а с остальным не ко мне, поскольку читаю в транспорте, а там ловить блох проблематично, пометки делать негде, опять же народ кругом. Ну и опять же, если нет времени, честно об этом заявляю. Собственно, на этом просьбы заканчиваются.

15.07.2016, 15:07


Кира Стрельникова Кира Стрельникова

Лидия, у меня железная отмазка - нет времени. Ибо одно дело, когда я читаю, как читатель, для себя, те тексты, которые выбираю, и практически всегда в отпусках, а другое дело - когда просят. Именно потому, что не хочу разочаровать человека и поставить под вопрос наши отношения, не читаю по просьбам и никогда никого не прошу читать моё. Только если сама заинтересовалась, или меня попросили посоветовать почитать что-нибудь из моего. Ольга Романовская права: "нет" - очень полезное слово. Просто нужно сказать это вежливо и аргументировано.

14.07.2016, 21:40


Ольга Романовская Ольга Романовская

Школьный и студенчески опыт научил, что "нет" - слово полезное, произносить его несложно.
Отзывы пишу как читатель и не от своего лица, благо писать их начала давно.

14.07.2016, 10:30


Юлия Рудышина Юлия Рудышина

Лидия, мне кажется, можно отговорится нехваткой времени

13.07.2016, 21:42


Юлия Рудышина Юлия Рудышина

Кира - я вот тоже молча прохожу мимо, если мне не нравится (исключение мини-разборы отрывков знакомых в общей нашей тусовке если им нужно мнение и нужен этот разбор и если я уверена, что адекватно примут мнение). Поэтому всегда поражали мнения "я все прочел все у вас плохо ой я все читаю и все такое однотипное" Зачем же читать тогда все? Неужели мало других книг? Вот сегодня про сказку отзыв был - все ужасно, ваш слог как у бабки из села (это про стилизацию), предложения слишком длинные и вообще сложно читать... сюжеты никакие и все в этом духе. Было смешно) Зачем ты тогда читал? Ответа обычно нет

13.07.2016, 21:42


Лидия Захарова Лидия Захарова

Кира Стрельникова
а как отказать, если просит близкий друг или родственник?
У меня почему-то всегда такое чувство, что, если отказываешься, то как бы заранее говоришь, что текст фиговый, мол, даже и читать не надо, чтобы не смущать никого и отношения не портить.

13.07.2016, 20:30


Кира Стрельникова Кира Стрельникова

Такой щепетильный вопрос... Поэтому я не берусь редактировать или писать отзывы на книги у тех, кто меня просит. Сама выбираю из авторов, кого читать, и потом оставляю своё мнение. Если книга совсем шлак - ничего не говорю. У неё возможно свои поклонники найдутся. Если хорошая и мне понравилась - честно пишу о достоинствах и если есть, что в тексте меня царапнуло. В воле автора исправить или обидеться, что его гениальное творение сочли недостаточно гениальным.

13.07.2016, 19:20


Юлия Рудышина Юлия Рудышина

спасибо - поделюсь

13.07.2016, 15:36


Лидия Захарова Лидия Захарова

Юлия Рудышина
Скопировать - пожалуйста. А можете просто поделиться с товарищами замечательным сайтом - http://www.jahontis.ru/
Там регулярно выкладываю новые статьи и переводы.

13.07.2016, 15:33


Юлия Рудышина Юлия Рудышина

Я так думаю, главное - объективность. Статья отличная, если вы не против, я могу ее скопировать в литературный паблик в контакте?

13.07.2016, 15:12

Наверх