Наталья Ракшина: в творчестве надо жить

23.08.2022, 10:00
Наталья Ракшина: в творчестве надо жить!
Иногда я слышу вопросы: зачем ты этим занимаешься? Зачем пишешь книги, тратишь время на работу с текстами, сначала сидишь «сочиняешь», потом вычитываешь, корректируешь, переписываешь, зависаешь в писательских чатах, ищешь дизайнеров и артеров, заморачиваешься рекламой и поиском издательств... А для чего? Это не основная работа, приносящая максимальный доход, это всего лишь хобби - и не более. Зачем это надо вообще?
Что я могу ответить? Да, хобби - но такое, которое позволяет создавать собственные уникальные миры, постоянно расширять своё информационное поле и эрудицию не только в плане профессиональной специальности, но и во многих других областях, которых ты касаешься в художественных текстах. А там не должно быть плохо проработанных деталей, совершенно не выдерживающих критику при ближайшем рассмотрении. Для меня это гораздо интереснее, чем прийти после работы домой и завалиться перед телевизором на диване. Я тоже не всегда понимаю, зачем люди тратят основное время своей жизни только на работу, «упахиваясь» до стадии синдрома загнанной лошади. Интеллектуальное творчество - мощнейший не допинг, но тонизирующее средство, если проводить сравнение в духе милой моему сердцу науки фармакологии.
Кстати, тот самый научный подход, который порой демонстрирует в книгах мою профессиональную деформацию, прекрасно помогает в выстраивании сюжета, систематизации основ разрабатываемого мира, в акценте на деталях, в логичности и последовательности действий даже второстепенных персонажей, в точном и исчерпывающе конкретном заключении-эпилоге. Возможно, это излишняя прагматичность, но... когда я слышу от некоторых коллег по перу странные фразы: «...персонажи рулят мной как хотят! Опять вырвались и натворили леший знает что! Они живут самостоятельной жизнью! Они распоряжаются сюжетом...» и так далее, то я понимаю - либо человек лукавит, либо ему нужен курс специфической терапии, потому что автор - творец и создатель своих героев. Только так. Изменения возможны в том случае, если ты видишь проколы в логике, фальшивую эмоциональность, ошибочную интерпретацию поступков персонажа читателями (кстати, выкладка черновиков в активном диалоге с пользователями Продамана - прекрасная возможность «жабы» и ляпы вовремя поймать!) - вот тогда срочно требуется свежее изменение. Резать и кроить в такой ситуации нужно безжалостно...
Вообще я поняла очень важную вещь - если тебе жалко собственный текст по принципу «ничего менять не буду, и так лучше некуда», это очень плохой признак... «Забронзовела, деточка! Не рано ли?» - так в своё время говорил мой незабвенный научный руководитель, когда я пыталась настаивать на том, что кусок диссертации, принесённой на проверку, чертовски хорош и лаково прилизан. Кстати, именно благодаря этому всесторонне образованному человеку я обязана тем, что перекроила черновик первой моей крупной вещи - «Гостьи Озёрного Дома» и парочку других набросков. Да-да, у академика-фармаколога с колоссальной нагрузкой хватало времени на то, чтобы знакомиться с потугами своей аспирантки, а затем уже коллеги, на художественную литературу, читать всё очень тщательно и давать дельные советы. Дорогой Виктор Эдуардович... Я обязана Вам не только становлением в науке и педагогике, но и оформившимся желанием попробовать вои силы совсем на другом поприще. Жаль, что Вас больше нет... Но один из самых важных советов: разбавлять юмором даже самые трагичные и сложные тексты, я свято соблюдаю. Ибо если исключить из жизни смех, жить будет просто страшно.
Так и поговорим о смешном - об опечатках, которые порой пропускают даже профессиональные редакторы. Смена букв местами, кривой шмяк по клавиатуре - и вот уже появляется шикарная текстовая жаба о том, что «...слова у этой молодёжи не расходятся с дедом», «...милорд предпрочитает блондинок» и прочая прелесть, от которой хохот пробирает не только читателей, но и самого автора. Увы, если жаба выскочила на бумаге, а не в электронной версии, она там уже и останется. Порой то же самое бывает с повторами слов - очень редко, но бывает. Что делать?.. Посмеяться над собой и впредь тщательнее подходить к вычитке, вот и всё. Полагаться полностью на сервисы для работы над текстом нельзя, это я уже поняла после того, как воспользовалась платной (!) версией одной из таких программ. Антирекламой заниматься не буду... Последствия - гигантское количество акцентирующих лишних запятых - «плавает» в двух первых книгах серии «Эльфийские Алмазы». Многие просто не замечают, но я-то вижу и знаю, где раскидано по тексту безобразие.
Немного о табу в творчестве. Есть темы и тренды, которые мне просто неинтересны. И на вопрос «... а почему ты не пишешь академки?!» я могу ответить - передоз студенческих приключений мне, как преподавателю с двадцатитрёхлетним стажем, довольно утомителен. У меня самой была чудесная, насыщенная студенческая жизнь, я до сих пор варюсь в данной среде и принимаю участие в студенческой жизни, являясь куратором. Вывод? Мне более чем достаточно, а потому читать и тем более писать такое совсем не хочу. По другим причинам, уже этического характера, я не стану затрагивать темы, в которых заигрывание с тёмными силами, оккультизмом, скрытая или откровенная пропаганда сатанизма, оскорбление религии перешли в разряд активно продвигаемых модных трендов. Я давно вынашиваю замысел довести до ума книгу, которая была написана на стыке школьных лет и студенчества и получила приз областного литературного конкурса... Тема продвижения зла сквозь слово талантливых авторов, опасная и скользкая. Зло не дремлет, охотясь за душами. Если вы думаете, что это всего лишь красивая или избитая фраза, то пробегитесь свежим взглядам по обложкам и аннотациям книг - не только в самиздате, но и в крупных издательствах тоже. Мужики с чёрными крыльями (от перьевых до кожистых) и горящими взорами, обещание яркого интима с демоном, который либо уже на стороне добра, как невинная Белоснежка, либо на пути туда. Не имею морального права кого-то осуждать, ни в коем случае. Но когда приходит беда, бьющая по семье, детям, близким - вспомните, на какие темы вы писали, что обещали восторженным читательницам, куда вы вели себя и их. Если ещё не поздно.
Что будет присутствовать в моих книгах в первую очередь? Судьбы. Ведь даже за несколькими словами второстепенного персонажа может стоять целая жизнь - так надо попытаться оформить диалоги так, чтобы читатель ту жизнь прочувствовал. Приключения. Потому что в рутине жизни порой так хочется ощутить себя кем-то ещё, поучаствовать в событиях, которые никогда не могут с тобой случиться. Личностный рост в трудных обстоятельствах. Как говорил один замечательный киногерой: «Проверка - она... всем проверка». Победа над собой даже на маленьком личном фронте, он же у каждого свой... И куда бы я не вела читателей: маленькое королевство в иной версии земного будущего, эльфийский киберпанк в мире жёсткого владычества другой расы, мистическая атмосфера современных северных городов, мир художественной магии эпохи альтернативного Возрождения - везде вас ждут персонажи, проходящие путь становления и развития. Ведь мы на Земле именно для этого.
Кажется, я сказала в эссе либо слишком много и сумбурно, либо очень мало. Я вспомню слова одного моего знакомого: «...в музыке надо жить...» и заменю одно из этих слов. Если приходите в творчество - надо в нём жить, потому что в жизни мы отвечаем за всё, что создали. Строки, выходящие из-под авторского пера - не исключение.
С признательностью, уважением, любовью, наилучшими пожеланиями читателям и коллегам-авторам, Наталья Ракшина.
До встречи на страницах!
1680 просмотров | 40 комментариев
Категории: Автор на ПМ
Комментарии
Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.