Особенности применения юмора на территории дарк фэнтези

01.04.2018, 10:00
Некоторые психологи утверждают, что чувство юмора развилось у людей под действием полового отбора как средство демонстрации интеллекта. В части существования прочной связи между юмором и интеллектом, и остроумия, как плода этой связи, я с ними полностью согласна. Осталось только выяснить: с какого боку тут приходится дарк фэнтези? Казалось бы, юмор и этот литературный поджанр настолько далеки друг от друга, что так и хочется воскликнуть:
В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань.
Или всё-таки можно? (Кстати, кого же из них (юмор или дарк) считать конём, а кого ланью, тоже пока не ясно.) А вот представьте на миг себя героем какой-нибудь тёмной истории. Вокруг толпами бегают чудища-страшилища, людоеды точат ножи и зубы, коварные божества голову морочат, чёрные маги так и норовят напакостить, обратив в крысу, а местные правители кому хошь перережут горло, и фамилию не спросят: только знай себе отбивайся – ну до шуток ли?! Но с другой стороны именно в этих экстремальных условиях интеллектуальная нагрузка на героев повышается, а, следовательно, и уровень юмора существенно возрастает. Да и как без юмора в тягостной ситуации? Он становится отдушиной, возможностью выплеска эмоций, средством спасения от помешательства, – становится всем!
Конечно, юмор юмору – рознь. В противоположность мягкости, свету и прочим прекрасным романтическим тенденциям, дарк автоматически предполагает заострение, ожесточение и затемнение всех составляющих, поэтому милая шутка может превратиться в едкую насмешку, полную иронии, цинизма или даже сарказма, а забавные куплеты – в сатирические. Кроме того сам по себе юмор, временами активно меняет цвет, дабы соответствовать жанру. Попросту говоря, чернеет на глазах.
А что делать? Если к героям в гости нередко захаживает сама Смерть, так почему бы не преподнести ей напоследок какой-нибудь хлёсткий экзистенциальный «каламбургер»? Авось подавится Костлявая! Вот поэтому на опасных дорогах дарк фэнтези часто можно встретить и насмешника-трикстера, дурачащего всех вокруг, и циника-мага, мгновенно творящего оксюмороны и находящего логику там, где ею до него и не пахло, и узника, зубоскалящего на эшафоте, и ещё кого-то злобно-весёлого, которому пока нет названия в научных трудах литературоведов, даркофилов и прочих ценителей мрака и ужасов.
В своих книгах юмору я тоже уделяю большое внимание. Конечно, затмить собой атмосферу дарка ему не суждено, да и задача такая не ставится. Юмор в данном случае применяется для более яркого раскрытия личностей героев, а иногда для того чтобы разрядить напряжённые ситуации.
Заряд едких шуток, песен с двойным смыслом и разных комических ситуаций можно найти на страницах романа «Сны оживают» . Так, как говорится, сам бог велел, ведь главный герой романа – шут.
Яркий пример иронии и самоиронии, можно встретить в цикле романов «Белые маки» и https://prodaman.ru/Margarita-Preobrazhenskaya/books/Belye-maki-Po-strunam-Sudby
Сатирическим развенчанием некоторых догм и тенденций в обществе изобилует роман «Хозяин воды и травы. Чёрный венец».
Кто-то из великих, кажется, Бернард Шоу сказал, что юмор вообще – это правда в безопасных для жизни дозах. Развивая его мысль, выдвину гипотезу, что юмор в дарк фэнтези – это та же правда, но с небольшой каплей яда внутри для улучшения вкуса.
А верна ли она, эта гипотеза, судить вам. Соображения по этому поводу (если таковые возникнут), прошу излагать ниже.
2129 просмотров | 14 комментариев
Категории: А это интересно...
Комментарии
Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.
> Наталья:
> О, да.... Кинчева услышала вживую в 90-м...