География в литературе, нужна ли она автору.

География в литературе, нужна ли она автору.

30.05.2016, 11:30

Отвечу на вопрос, заданный в заглавии сразу и однозначно – нужна. И не только тем, кто пишет исторический роман. Даже в созданном фантазией мире надо четко представлять, что и где происходит. Если в начале книги ваш герой добирается их пункта А в пункт Б за Х часов, а в середине или конце книги из пункта Б в пункт А за У часов, то надо это как-то объяснить. А уж если разница в днях или неделях, это и вовсе немыслимо. Читатель не дурак, сразу заметит, а то еще и вопрос задаст, мол, почему, где обоснуй? Причина в непогоде, потерянной подкове, сломавшемся звездолете, пробках на дорогах? Вот и думай, что да почему. Да даже если вся книга состоит из пути героя из пункта А в пункт Б, надо следить, чтобы герои, идущие на юг, вдруг не свернули по непонятной причине на восток, запад, а то и вовсе обратно на север. Вот ведь конфуз. Шли на темного властелина, кой на юге сидит, а он вдруг на самом севере оказался. Смешно? Возможно, но не долго, потому что нынешние читатели молчать не будут, перл расползется по всей сети, а сие не лучшая реклама.
Если история книги происходит в городе, не плохо набросать себе хотя бы примерный план (если это город вымышленный), или выкопать в сети его карту, причем того времени, когда происходят события. А то получится, что особняк графа Н, находился в Петербурге в районе нынешней Гражданки, причем аккурат на существовавшем в то время немецкое кладбище. Граф был или оригинал или с отклонениями, надо полагать.
Даже если вы не умеете рисовать, всегда можно набросать для себя на листочке какую-нибудь амебоподобную кляксу и на ней нанести города, реки, леса, горы и т.п. Никто не заставит вас выложить сие творение в сеть, но и сами вы никогда не запутаетесь, что есть где, и куда скачет/едет/летит наш доблестный герой.
Следующий момент, о котором не следует забывать, это климат. Всем со школьного курса известно, что на полюсах планеты холоднее, чем в зоне экватора. И это не только к Земле относится. Другие планеты нашей системы страдают теми же особенностями, только не столь четко выраженными в силу понятных причин. Поэтому, если у вас иная ситуация – дайте обоснуй. Два солнца там, лишний спутник, еще какая-то ерунда. Ведь все верят, что на Татуине не может быть зимы, потому что там два солнца. Лукас дал четкий обоснуй, и не придерешься.
Точно также не стоит забывать, что местность у нас разнообразна. Если ваш мир схож с земным, то ближе к северу будет тундра, ближе к экватору – у кого пустыни, у кого тропические леса, согласно тому же обосную. Но на экваторе не должно быть зимы, а на полюсе летом – жары неимоверной. Лед же растает, и ваш мир плавно уйдет под воду, познав Великий потоп.
Ну и не менее важная составляющая – влияние климата на людей. Не секрет, что ближе к экватору люди более изнежены, нежели жители северных стран. Возможно, для космической фантастики это не столь актуально, у вас там будут 1000 и 1 фактор обратного. Но если речь заходит о фентези или, что куда важнее, исторических романах, этот момент нельзя упускать из виду. И населены северные земли будут меньше, нежели южные по весьма прозаическим причинам: добывать пропитание на севере куда сложнее, нежели на юге. Нет, если в вашем королевстве источник какого-то редкого ресурса, без которого никуда все маги, вполне возможно, что королевство купается в роскоши, а народу там до дури за счет выгодной торговли. Или маги в теплицах круглый год выращивают все необходимое. Так или иначе – обоснуй должен быть логическим, а не потому что того желает левая пятка автора. Увы, левая пятка читателя может считать иначе, во что вас непременно ткнут носом.
Если в авторском мире многое совпадает с нашим родным, земным, то надо учитывать, что в средние века на юге роль женщины сводилась к одному – обеспечить стране наследника. Понятно, что монаршие супруги, если не были дурами, влияли на принятие решений, но все это делалось незаметно для стороннего наблюдателя. Северные женщины – иные. В отсутствие мужа даже жена простого бонда была не просто хозяйкой, она была главной в усадьбе. При необходимости она могла обеспечить оборону, возглавить ее. А если муж погибал, то женщина твердой рукой управляла домом, пока не вырастет сын. Да и не нужна была викингу супруга, которая будет сидеть и ждать, пока он вернется домой и решит все проблемы. В таких случаях у него быстро появлялась другая, более решительная жена. Все эти факторы тоже следует учитывать в книгах.
Итак, подведу краткий итог. Первое, создавая мир, не ленитесь взять бумагу, карандаш и накалякать что-то более-менее подходящее, чтобы столица не скакала по стране, города не перелетали с места на место, а улицы не напоминали лестницы Хогвартса. Второе, никогда не забывайте о роли климата в истории. Если же что-то в книге отличается от привычных всем нам реалий, тщательно продумывайте обоснуи, чтобы самому дотошному читателю было не к чему придраться. Ну и третье, если вы пишете исторический роман, или создаете альтернативный нашему мир, не поленитесь заглянуть хотя бы в энциклопедию и изучить, какие города где находились, когда были построены, и, если вы что-то иное делаете, опять же продумывайте обоснуй. Знаете, лучше уж Петр никогда не построит в вашей книге Петербург, или Москва останется деревенькой, чем окажется, что Суэцкий канал начали рыть веке так в XVIII, Вашингтон построили еще индейцы, а Антарктиды попросту не существует.

Чернявская Юлия

662 просмотров | 16 комментариев

Категории: А это интересно...


Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.




Элин Таш Элин Таш

Наверное, я ненормальная Я и карту для своего фэнтези рисовала, причём попросила подругу-мультипликатора помочь, так как у меня выходил квадрат ) Сверялась по климату, что где растёт, где какой рельеф, куда реки текут. И даже по скорости передвижения всадника пыталась расстояние между городами прикинуть, а также площади государств, делала сводную таблицу героев по дням, в какой день где какой герой находится, когда придёт в точку пересечения (у меня несколько сюжетных линий). С монетами, кстати, тоже считала после того, как сделали замечание, что у меня в простом селении продаётся седло, инкрустированное драгоценными камнями. Пришлось заменить камни на простые разноцветные, брусчатку улиц убрать, и так далее. По минимальному набору доспехов сопровождения правителя в походе тоже обращалась за консультацией. Конечно, при чтении этой работы почти не видно По крайней мере, если не присматриваться. Но я как читатель очень придирчива, какой-то лёгкий ляп могу простить, но серьёзные или большое количество заставляют меня закрыть книгу.
В фантастической саге выстраивала схему правления, и так далее, и тому подобное. Вот не могу я "гнать пургу", иначе не получаю удовольствия от процесса. Хотя не раз сталкивалась с мнением читателей, что им это в принципе не нужно. Ну какая, в сущности, разница, кто куда сколько добирается или кто чем платит? Главное - приключения и любофь!

03.06.2016, 13:42


Юлия Юлия

Ярослав. Может и не изучать (угу, сказал дипломированный историк, разрешаю посмеяться), но читать много нужно точно. И не только фентези. Точнее не столько фентези, сколько классику. В идеале разумное сочетание.

02.06.2016, 11:42


Васильев Ярослав Васильев Ярослав

ЛенСлава, для этого лишь надо изучать историю. настоящую

01.06.2016, 17:04


ЛенСлава ЛенСлава

Если с картой у меня в голове и на бумаге хоть какой-то образ, то сложный момент (для меня) - описание политической обстановки и формы правления для разных народов.

01.06.2016, 15:38


ЛенСлава ЛенСлава

Я согласна и с Piloto Espanol, и с Юлией.
Карта может быть, как красивое дополнение к книге, а может быть необходимостью. Если герою придётся попадать в разные части мира. Можно конечно воспользоваться порталами, очень упростит задачу, и лишить героя попаданием в неприятности по дороге. Карта поможет не запутаться.

01.06.2016, 15:33


Юлия Юлия

Кира, а кто его знает. Может на сто первой статье кто-то да задумается. Один читатель уже высказался, что даже не представлял, насколько сложен наш труд.

01.06.2016, 13:11


Васильев Ярослав Васильев Ярослав

Кира, с другой стороны - если автор пишет про шлем, желательно на этот шлем посмотреть. И понять как он устроен - это придаст тексту и достоверности, и красоты. Ибо чем меньше ляпов. тем лучше.

Вон тот же Мартин умудряется помнить кучу специфичных мелочей - и его романы выглядят от этого намного достоверней

01.06.2016, 10:34


Кира Стрельникова Кира Стрельникова

Юлия, много статей на эту тему было написано. Как показывает практика, такие вещи никому не интересны. Ибо - хотят потреблять конечный продукт, а сколько человекочасов было на него затрачено, всем фиолетово и перпендикулярно.

31.05.2016, 16:00


Piloto Espanol Piloto Espanol

Никогда при чтении не обращал внимания на такие мелочи, если они не важны для сюжета. Куда идут герои, чем расплачиваются, с правильной ли стороны солнце встало?.. Такие вещи, и ляпы в том числе, всегда проходят мимо меня, если не нарушают логику сюжета.
Наверное, я не заклёпочник.

31.05.2016, 15:34


Васильев Ярослав Васильев Ярослав

Юлия, всё банально упирается во время. У меня тут год на статью про Робин гуда и его реального прототипа времени не находится, а уж про экономику в фентези писать.. Это надо ещё материал собирать.

А у меня ещё куча обещаний на конкурсе прозы в "мастерской". прочитать и отрецензировать

31.05.2016, 15:11


Юлия Юлия

Ярослав, так рассмотрите такие моменты. Я же не могу охватить статьями все вопросы. Сейчас вот есть идея еще одной статьи. Но они все вытекают из первой, что авторский труд - это не сесть и со скуки написать книгу, а что это действительно основательный труд, который начинается до первой написанной буквы и заканчивается много после поставленной точки.

31.05.2016, 13:34


Кира Стрельникова Кира Стрельникова

Перед тем, как писать новый текст, я набрасываю себе мануал про этот мир, описываю для себя, в том числе с городами, странами, если действие в них происходит, и примерно какие там отношения, в общем - готовлю декорации. И пускай далеко не всё из мануала будет упомянуто в тексте, но по крайней мере для меня мир станет объёмным и понятным.

31.05.2016, 13:00


Васильев Ярослав Васильев Ярослав

При чём тут цена книг? Я про финансовое содержание, когда у крестьян сплошь золотые и серебряные монеты в кошельке

Что касается Твери и Новгорода - такие ляпы встречаются редко, поскольку расстояние многие способны представить наглядно. С экономикой у людей намного хуже

31.05.2016, 12:49


Юлия Юлия

Ярослав, то есть вас абсолютно не царапнет, если у какого-нибудь автора в романе будет сказано, что герой за день дошел от Новгорода до Твери. Все нормально и логично, никаких косяков не заметно.
Вопросы цены книг - это не сюда. Это персонально к тем авторам, которыми вы не довольны.

31.05.2016, 11:42


Васильев Ярослав Васильев Ярослав

На самом деле карта это не самая большая проблема романов, особенно фэнтезийных. С финансами куда страшнее. Лепят покупки как попало, у многих авторов краюха хлеба стоит как полкоровы.

31.05.2016, 10:21


Владимир Вольный Владимир Вольный

Карты - это красиво. А уж сколько ажиотажа с картами земли, созданной Джорджем Мартином - ух! Целые сайты посвящены играм престолов... Так что авторам, имеющих уверенность в том, что их миры тоже удостоятся такой славы, озаботиться о подробных описаниях географии стоит заранее.

30.05.2016, 14:44

Наверх