«Кому как?» (От первого лица, третьего… или от лица нескольких персонажей)

«Кому как?»  (От первого лица, третьего… или от лица нескольких персонажей)

31.07.2015, 13:30

Возможно, для кого-то тема данной статьи может показаться примитивной или даже глупой, ведь у всех свои вкусы и предпочтения. Но я всё же не смогла удержаться от того, чтобы поговорить об этом.
Так уж получилось, что в моей голове давно крутится один простой вопрос: а какие же книги интереснее? Написанные от третьего лица, от первого или от лица нескольких персонажей сразу? Какие из них больше нравятся читателям? И, главное, почему?
Это заинтересовало меня настолько, что я даже не поленилась провести опрос… и его результаты почти не удивили, пусть и не порадовали.
Так вот из ста шестнадцати опрошенных мною читателей, почти шестьдесят процентов предпочитают книги, написанные от лица одного из главных героев. Тридцать пять процентов считают более интересными те книги, где рассказ ведётся от лица нескольких персонажей. И только пять процентов находят интересными те книги, где повествование осуществляется от третьего лица.
Не думаю, что стоит уходить в термины и излагать здесь суть тех понятий, которые все и так знают. Но мне хотелось бы рассмотреть все три этих приёма по отдельности. Своими словами, так сказать.
Итак… начнём, пожалуй, с самой популярной сейчас манеры изложения, где повествование идёт от лица одного главного персонажа. Так вот, по мнению большинства, беря в руки книгу, написанную в такой манере изложения, читатель воспринимает всё, что происходит с главным героем, более ярко. Будто бы примеряя на себя.
Читая такие книги, создаётся впечатление, что герой рассказывает свою историю лично вам, что он открывается и даёт рассмотреть себя со всех возможных ракурсов, особо уделяя внимание своему внутреннему миру. Да в этой манере изложения масса положительных сторон и, казалось бы, всё замечательно, но… помимо очевидных плюсов есть ещё и минусы.
Во-первых, вся история воспринимается исключительно через призму взглядов одного человека. И пусть он хоть трижды главный герой (или героиня), пусть он самый лучший в мире, но понять полную суть ситуации со слов одного человека очень сложно. Такие истории интересны, просты для восприятия. Они располагают к прочтению. Читая их, словно сродняешься с героем, но… полной картины они передать, увы, не в состоянии.
Говоря же, как автор, и излагая своё личное мнения по данному вопросу, могу сказать только то, что для меня написание книги только от первого лица – словно бег на длинные дистанции со связанными руками. Эта манера изложения, будто сама по себе - ограничитель, не позволяющий выйти за определённые рамки, закреплённые на одной личности. И если уж говорить метафорами, писать книги от первого лица, это то же самое, что освещать путь по ночному лесу только одним фонариком, который и держит в руках главный герой.
Но некоторые авторы, дабы показать другую грань своего творения, используют приём повествования от лиц нескольких героев. И часто… (я не говорю что всегда) получается этакое «чтение по ролям». Сначала своё видение отдельной сцены рассказывает персонаж… будем звать его «Вася», потом «Маша», а в некоторых случаях ещё и мнение «Феди» подключается. В общем, бывают моменты, когда читаешь об одном и том же по несколько раз. Может кто-то считает, что таким образом произведение получается разносторонним, но по мне так это больше похоже на глупость. Если опять же сравнивать с тёмным лесом и фонариками, то получается, что персонажи светят ими друг другу в лицо. И вряд ли это способно улучшить обзор. Прошу прощения, если кто-то считает иначе.
Я, честно, не люблю произведения, написанные от двух и более лиц. Хотя, признаюсь, иногда встречаются довольно интересные экземпляры. Но вот, когда женщина-автор начинает писать от лица мужчины, обычно обречённо вздыхаю и… закрываю книгу. Почему? Да потому что не верю, что хотя бы одной женщине в этой мире под силу в полной мере отразить на бумаге ход мыслей и истинную подоплёку поступков мужчины. И наоборот. Мы слишком разные, у нас мозг устроен по-разному, и логика у обоих полов отличается настолько, что иногда страшно. Но это, опять же, только моё мнение. Любой имеет право со мной не согласиться.
И вот так мы медленно добрались до этакой универсальной манеры изложения – когда повествование ведётся от третьего лица, то есть, от лица автора. Признаюсь честно, раньше писала только от первого, и мне казалось, что это интересней и правильней всего, да и, по правде говоря, проще намного. По сути, здесь нет ничего сложного, нужно лишь слиться с главной героиней, почувствовать её, и пуститься вместе с ней по задуманному пути. Но в виду своего любопытства как-то решила попробовать написать от третьего и… поняла разницу.
Да, это сложнее, ведь нужно учитывать столько всего, помимо мнения и взглядов одного единственного персонажа. Но зато рассказ будто бы начинает оживать. Он становится по-настоящему объёмным. А самое интересное, что все герои лишь в какой-то степени подчиняются воле автора, а по сути, просто проживают свои собственные жизни. Да, автор их создаёт, как и их мир, но в нём они живут сами. И вот это по-настоящему интересно.
Только представьте, придумать мир, населить его живыми существами, задать основное направление сюжета и… погружаясь в него, просто наблюдать, как сплетается причудливая паутина их судеб.
Автор при этом – создатель. Он же – сторонний наблюдатель. Автор не может перекроить характер или мышление своих персонажей – потому что они уже созданы такими. Всё что может сделать автор, если какой-то его герой заходит в тупик, это создать для него ситуацию, пройдя через которую герой сможет чему-то научиться и сделать правильные выводы.
В общем, если возвращаться к тёмному лесу и фонарикам, то для меня повествование от третьего лица, это освещение пространства огромным фонарём сверху. Согласитесь, обзор при этом становится совсем другим.
Ещё в голову пришло странное сравнение с музыкой. Ведь если представить рассказ от первого лица, как соло, к примеру, на скрипке или рояле, то повествование от третьего можно рассматривать даже как игру целого оркестра. Заметьте, что проще? Хотя, несомненно, всё зависит от таланта. Ведь иногда даже на балалайке можно исполнить настоящий шедевр, а одной фальшивой ноты бывает достаточно, чтобы запороть выступление сотни музыкантов.
Очень много романов нашей современности написаны от первого лица, а вот от третьего попадаются гораздо реже... к моему глубочайшему сожалению. Вероятно, это тоже навеяно рыночными законами спроса и предложения. Статистика безжалостна и она утверждает, что большинство читателей предпочитают книги, где повествование ведётся от первого лица. Вот авторы и стараются учитывать их пожелания.

И подводя итог всему сказанному, хочу всё-таки добавить… свой маленький вывод. Если в книгу вложена душа, если она продумана и написана качественно, если она «цепляет», то уже не так важно, от чьего лица ведётся рассказ.
Но всё же, повторюсь… у каждого свои предпочтения.

Татьяна Зинина

9219 просмотров | 13 комментариев

Категории: А это интересно..., Сплетни от "Призрачных миров"


Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.




Эрика_Легранж Эрика_Легранж

Сдается мне, что писать от имени нескольких персонажей хорошо юмористические истории, потому как персонажи могут посмотреть на казусы ситуации по-разному. Одни увидят трагедию, другие чуть ли не единственный положительный шанс в их жизни. Но самое главное - талант, а не погоня за рейтингами. Нам всем хочется, чтоб нас читали, но прежде всего повышать мастерство. И да, мне нравится показывать мир от имени третьего лица, когда разные персонажи раскрываются в повествовании, а их мысли можно как показать, так и скрыть. Одни герои тесно общаются с автором, другие ему не доверяют. От первого лица сложно воссоздать атмосферу, потому что героя иногда зацикливает на собственных проблемах, тут уж ему нужно стать философом, но многие герои далеки от этого, они узко мыслящие и это очень плохо для рассказа.

26.07.2016, 21:33


Юлия Рудышина Юлия Рудышина

Мне все равно. Но третье отстраненное, без четкого фокального персонажа люблю больше

11.01.2016, 13:26


Татьяна Танина Татьяна Танина

"Статистика безжалостна и она утверждает, что большинство читателей предпочитают книги, где повествование ведётся от первого лица".

Эти читатели явно мало читали классику. И само утверждение, как бы вступает в противоречие с мнениями, представленными в комментариях.

Не жалую книги от первого лица. Очень редко принимаю предложение автора пожить жизнь его героя, вплоть до отторжения персонажа. Мне почему-то не хочется вживаться в чужую роль и проецировать на себя чьи-либо поступки. Расклад мотивов бывает небезынтересен, но предпочитаю оставаться наблюдателем.
Когда все повествование ведется от лица героя или героев, - и это не письма или дневник, - оно проигрывает в художественном плане. В каких-то описаниях, определяющих стиль, может вдруг пробиться чисто авторское видение, и если оно не соответствует заданной ментальности персонажа, - получится диссонанс, - читатель сразу поймает автора на фальши. Хотя с другой стороны кто-то может счесть лишним красочные пейзажи и количество бантиков на попе.
Для меня важны атмосфера и фон, на котором разворачиваются события, а атмосфера – это не только то, что гг видит своими глазами.

01.08.2015, 19:30


Инна Инна

Татьяна, спасибо за статью.
Лично для меня не имеет значения от имени какого персонажа либо от автора вести повествование, самое главное в нашем нелёгком деле, чтобы написано было интересно и увлекательно.
Всем хорошего дня и творческого вдохновения

С теплом, Инна Комарова.

01.08.2015, 13:52


Марина Юсупова Марина Юсупова

Я тоже попадаю в те пять процентов, которые предпочитают повествование от третьего лица. Не буду повторять все те "почему", которые перечислили до меня. Как, сказала Наталья Ручей, иногда приходится писать именно от первого лица, например, для того чтобы сохранить интригу, или еще по каким причинам. Правда в таких случаях я немного побаиваюсь того, что читатели могут воспринять это как описание меня самой. Решить, что ГГ и я - одно и то же лицо, что переживания и предпочтения выдуманного персонажа - это мои личные "тараканы". Хотелось бы напомнить читателям, что пишем мы все же не дневник, а герои наши чаще образ собирательный, которого мы наделяем чертами характера людей, окружающих нас.
Что касается меня, если увлекательно - прочту все, от какого бы лица не шло изложение. А вот то, что одну и ту же сцену пересказывают разные персонажи вызывает у меня нервный тик. Даже не могу представить что есть люди, которым это нравится. ИМХО, как говорится.
И согласна с Татьяной, что когда пишешь от третьего лица, персонажи начинают жить своей собственной жизнью, часто они сами направляют развитие сюжета. У меня они даже начинают говорить и делать то, что я ну никак не планировала(такая вот мистика).
Спасибо за статью, Татьяна.

01.08.2015, 10:47


Екатерина Смолина Екатерина Смолина

Писать от первого лица мужчины, будучи при этом женщиной - губительно для психики. Оно ж потом снится всё и никак не отделаешься потом от ощущения что ты - он, а не она.
Мне нравится описывать ситуацию с позиции разных персонажей, которые дополняют происходящее своей информацией и видением. Это делает сюжет многогранным, - так мне говорили не раз о таком приеме в моих книгах. Единственный нюанс в этом приеме: не люблю ни писать ни читать описание действий, часто привязанных к имени илт обозначению героя. Вася посмотрел туда, мужчина (тот же Вася выше) сделал то-то. Это иногда необходимо, но только иногда. Иначе художественный текст превращается в сухой отчет.
От первого лица читать люблю. Но нужно обладать определенными навыками, чтобы личные местоимения (я, я, я...) не светились в каждом абзаце и уж тем более не начинались каждый раз с Я...
Для меня это своего рода проверка на вшивость. Знакомясь с новым текстом, я всегда просматриваю строение нескольких абзацев. Если автор не умеет или не стремится прятать любимое Я, то и дальнейшее знакомство с книгой становится нецелесообразным.

01.08.2015, 09:42


Ольга Кандела Ольга Кандела

Хорошая статья. У самой, когда начинаю новую книгу, всегда возникает вопрос: а от какого лица писать? У меня есть книги и от первого, и от третьего, и от женщины, и от мужчины. Ибо люблю экспериментировать, люблю разные точки зрения.
От 1 лица девочки писать, конечно, много проще. Ведь мы и свою жизнь проживаем от 1 лица. Потому это нам ближе. И читателям и писателям. Книги от 1 лица получаются эмоциональнее. От третьего зачастую суше, но тут уж от таланта автора зависит. Карина Демина вот пишет от 3 лица, но когда читаешь, такое чувство, что изложение от первого. Такая вот манера интересная.
Самое ужасное - это когда в повествование от 3 лица прыгает фокал. Если автор в одной сцене скачет из головы одного персонажа к другому, то это говорит только о непрофессионализме автора. Я если такое увижу, сразу закрою книгу и читать дальше не буду.
По поводу изложения от лица мужчины, с автором статьи не согласна. Вам просто хорошие книги в этом плане не попадались. Как по мне, так и писать и читать от мужчины интереснее. Мужики вообще сами по себе интереснее. Женщины в книгах для меня все какие-то одинаковые... А вот с мужчиной можно развернуться) Да и кто сказал, что у них тип мышления другой? Почитайте книги написанные мужчиной от 1 лица ГГ. Да такие же они Разве что у авторов женщин мужские персонажи получаются куда глубже.

01.08.2015, 09:33


Ольга Погожева Ольга Погожева

Согласна с мнением Марины Аэзиды. Повествование от первого женского в наше время зачастую а-ля "мери-сью школьного разлива", хотя и встречаются, конечно, исключения. Предпочитаю (как читатель) книги от третьего лица. Тогда можно сложить мнение о персонажах самостоятельно, а не через призму глаз ГГ, увидеть трёхмерный, а не одномерный мир.

Как автор я - экспериментатор. У меня есть романы от третьего и от первого лица, но от первого мужского (то самое, что выглядит, по словам Ручей, убого). Какое-то время я даже писала под мужским псевдонимом - никто не жаловался. Мне мужской взгляд на мир привычнее. Есть роман (из старых) от женского лица, но это единственная вещь в этом стиле. Возможно, из моей любви к экспериментам, я когда-то попробую написать полноценный роман от первого женского лица, но пока что, если моя ГГ - женщина, я обхожусь повествованием от третьего лица.

Вам, Татьяна, большое спасибо за статью, давно сама хотела провести подобный опрос. Заставляет задуматься. )

01.08.2015, 08:18


Нелли Игнатова Нелли Игнатова

Татьяна, очень интересная статья.
Как писатель, тоже часто задумывалась, от какого лица писать легче, и пришла к мнению, что от третьего. Пробовала писать от первого, действительно столкнулась с проблемой, что история освещается лишь с одной стороны.
Как читатель, вхожу в те 5%, больше люблю читать от третьего лица. Если написано образно и ярко, то как будто смотришь фильм. И в то же время книга - полнее фильма, так как в кино мысли героев не увидишь, о них можно только догадываться. Хотя книги, написанные от первого лица, тоже не обхожу вниманием, если они интересные.

31.07.2015, 18:48


Марина Снежная Марина Снежная

А для меня вот без разницы, в какой авторской позиции написана книга. Главное, чтобы книга вызывала интерес, эмоции, характеры раскрывались не плоско и шаблонно, а многогранно, казались живыми, а не картоном, сюжет вызывал интерес, ну и много других факторов, благодаря которым книга может меня зацепить. И тут все зависит от автора.
Предубеждений против какой-либо авторской позиции не имею. В этом плане всеядна.
Что касается меня, как автора, то предпочитаю все же первое лицо или третье лицо ограниченное. Хотя писала и в третьем лице всеведущем, но, как по мне, писать в нем труднее в плане того, что стиль поневоле становится суше и фразы сами по себе строятся более громоздко, а этого бы хотелось избежать.
Насчет того, чтобы вводить в книгу разных фокусных персонажей, то если это сделано уместно, наоборот, очень расширяет горизонты и позволяет посмотреть на происходящее в книге более широко, а не ограничиваться точкой зрения одного-конкретного персонажа. Мне наоборот такое нравится. Конечно, если автор это делает умело. Разные точки зрения в книге придают самому замыслу большую масштабность, но с этим тоже не стоит перебарщивать. Когда фокальных персонажей слишком много, это придает тексту впечатление фрагментарности. Имхо, конечно.

31.07.2015, 16:25


Марина Аэзида Марина Аэзида

Я как читатель, похоже, как раз вхожу в те 5% вашей статистики, которые предпочитают повествование от 3-го лица. А 1-ое, самое популярное по нынешним временам, я как раз не очень жалую. Особенно первое женское. По крайней мере, когда вижу его в ФЛР, то чаще всего просто закрываю книжку (хотя и не всегда, конечно, ведь бывает и так, что с первого же абзаца текст покоряет, и уже неважно, с какой позиции он написан). Почему у меня такая нелюбовь к первому? Не знаю, хотя и догадываюсь. Но... это мои личные тараканы, разумеется

А вообще, мне понравился комментарий Вергилии. Во многом с ней согласна.

31.07.2015, 16:08


Ручей Ручей

Сначала скажу как автор.
Как по мне, от первого сложнее писать. Потому что надо передать все, что происходит только глазами одного человека. И здесь много ловушек, но об этом говорить нудно.
У меня есть и от первого, и от третьего. Зависит это не от меня, а от того, какой хочет быть история. Иногда сколько бы ты ни пыжился, а история будет от первого лица, и точка. И все равно придется переписать начало, если думалось раньше по-другому.
Категорически не читаю книг, где автор-женщина пишет от первого лица мужчины. Это настолько убого выглядит, что даже не смешно. Поэтому зачем расстраивать автора и себя? Вокруг столько книг, которые хочется прочитать, что такие я просто обхожу. Молча.
Описание одних и тех же ситуаций двумя героями я тоже не читаю. Зачастую это просто перестановка букв, пересказ. Зачем мне пересказ того, что я уже знаю? Ну, и еще считаю это добиванием до нужного объема.
Теперь как читатель.
Раньше меня раздражало, а сейчас наоборот - больше нравится читать от первого лица. В такую историю погрузиться легче. Сейчас я не говорю о том, как пишет автор - предполагаю по умолчанию, что написано увлекательно
Но если от третьего лица написано интересно, я не обращаю внимания на то, как именно это написано. Просто читаю.
Вот как-то так.
ИМХО.

31.07.2015, 15:25


Вергилия Коулл/Влада Южная Вергилия Коулл/Влада Южная

Я обожаю писать от третьего лица. И на мой скромный взгляд, это как раз-таки проще. Потому что не нужно думать о фокале, можно смело прыгать из головы одного персонажа в другую и, как и было сказано в статье, рисовать трехмерный мир. От первого лица - все сложнее. Надо изобретать какие-то способы передать читателю чувства и мысли других персонажей, не нарушая фокал. Нельзя сказать: "Я посмотрела на Петю. Он думал о том, что хочет пойти гулять". Потому что "Я" не могу знать, о чем думает Петя. Но и от первого лица можно дать достаточно полную картину, при желании. Для этого есть свои приемы.
Но любимая моя манера повествования - это от нескольких лиц. И при этом ошибочно думать, что каждый персонаж пересказывает одну и ту же сцену. Это неправильное использование столь удобного инструмента. У меня обычно каждый "рассказчик" повествует о чем-то своем, о том, что другой персонаж не мог видеть или чувствовать, не мог присутствовать при событии, и в итоге все кусочки истории складываются в одну картинку. Когда я работаю так - получаю настоящее удовольствие. Хотя у меня есть книги, написанные только от лица главной героини. Все зависит от того, что и как мне нужно рассказать, какие детали осветить, а какие - оставить за кадром для самостоятельного обдумывания читателем.
Что касается повествования от лица мужчины - мне кажется, это отдельная и очень большая тема для обсуждения. Кому-то нравится, кому-то нет. Дело вкуса

31.07.2015, 14:26

Наверх