Финал произведения - какой он должен быть?

Финал произведения - какой он должен быть?

31.05.2020, 10:00

Доброго времени!
Давайте поговорим немного о финалах произведений)
Так уж получилось, что тема появилась, когда я дописывала книгу «Всего лишь легенда».

Тогда я в очередной раз столкнулась с тем, что завершить произведение не так-то просто, даже если представляешь, к чем вел персонажей нелегкой дорогой, отнюдь не выложенной желтым кирпичом.
Пожалуй, для меня финал произведения по степени сложности может сравниться только с началом произведения. Только там бывает трудно «правильно подобрать первые слова» и «включиться в звучание произведения», а тут – не всегда улавливается правильная тональность финала.
Порой бывает, что всю книгу дух захватывает, а в финале возникает ощущение, что тебя как читателя обманули. Недодали, недосказали, сказали, но не то, что на самом деле хотелось бы услышать…
Потому и для меня самой «правильная» концовка произведения – это сложный момент. Хотя – вот парадокс – неоднократно случалось так, что раньше всего произведения у меня рождалась самая последняя фраза. А уже от нее вдохновение двигало повествование к началу, а дальше все просто – от точки А в точку В…
Кстати, в случае с "Всего лишь легенда" концовка оказалась неожиданной. Потому что герои повели себя неожиданно и... слегка переиграли расклад преступления. Сами. Да... Такая вот мистика.

Но вернемся к финалам произведений.
На самом деле их можно даже классифицировать.

1. По степени завершенности идеи финалы можно разделить на открытые и закрытые.

Открытый финал имеет как минимум два подвида.
В первом случае автор предлагает домыслить часть истории. Обычно - какова бы ни была история - автор все равно оставляет за читателем право сделать выводы, подумать о том, как будет развиваться жизнь персонажей дальше. Даже если книга завершилась смертью героев - всегда остается место для того, чтобы подумать: к чему это приведет в дальнейшем? Для друзей, родственников, сподвижников, сюжетной линии и мира, придуманного автором. Однако при этом сам автор не предполагает писать продолжение.
Во втором случае финал открыт временно - до написания автором второй (третьей, четвертой и далее) части.
Открытый финал, как я и упоминала - существует практически в любом произведении. Но нужно понимать, что существует некая грань между "степенью допущения открытости" и по сути незавершенной историей, когда остаются существенные обрывки основного сюжета, нарушены или не доведены до ума причинно-следственные связи. И тут еще один скользкий момент: ощущение "степень допущения открытости" разная у автора и читателя. Довольно часто автор полагает, что история завершена, что сказать ему больше нечего: он уже вынес вердикт, завершил мысль... А читателю кажется - ну, что такое? Не хватило! Хочется еще! Кстати, когда "хочется еще" - это хорошее ощущение от книги. Возникает при любой степени завершенности идеи) Такие ощущения частенько приводят к появлению бонусных историй, вторых частей, приквеллов и вбоквеллов по миру)

Закрытый финал - это, собственно, закрытый финал. Такой, при котором продолжения, без сомнения, хочется, но все понимают, что конкретно эта история завершена) В таких финалах присутствует как открытость дальнейшей судьбы персонажей, так и максимальная конкретика: например, когда автор показывает, что произошло с персонажами через пять/десять/двадцать лет. Определенные гарантии читателю: герои живы, вместе, счастливы. Стопроцентно!

2. По степени логичности финалы условно можно разделить на финалы естественно-логичные и принудительно-логичные.

Под естественной логикой финала в данном случае подразумевается полная сюжетная обоснованность финала. Разумеется, эта обоснованность не исключает того, что с финалом могут быть не согласны читатели и даже - о ужас! - сами авторы. Помните историю с финалом "Анны Карениной"? Когда Льва Толстого упрекали в том, что он вынудил героиню распрощаться с жизнью, автор утверждал, что таково было развитие событий и он как автор не властен над героями.

Принудительная логика появляется в тех случаях, когда автор игнорирует естественное развитие событий, логику мира книги и/или логику героев (исходя из их происхождения, убеждений, предшествующих поступков и обстоятельств их развития). Такое тоже случается.

3. По степени развития финалы можно разделить на внезапные, обрывочные и плавные.

Плавный финал - здесь все понятно. К нему автор идет целенаправленно, планомерно, не упуская ни единой детали. Это не обязательно "скучный" или "затянутый" финал. Вовсе нет. Здесь речь о другом. Такие финалы могут включать битвы, раскрытия преступлений, драмы, признания, измены - все, что угодно и даже все вместе и сразу. Просто наступление такого финала будет ощущаться как закономерность, но не как неожиданность,

Внезапный финал начинается... ну да, внезапно. То есть, ничто не предвещало, казалось, что впереди еще столько всего должно быть. И вдруг - натыкаешься на последнюю главу. В данном случае речь идет о том, что в сюжете наступает резкий перелом, внезапное изменение обстоятельств, которое в корне меняет ситуацию и - финал наступает неожиданно для читателя. А может - и для автора тоже)

Хуже дело обстоит с финалом обрывочным, когда остается ощущение, что автор пренебрег естественным развитием событий в книге, потому что устал, не успел или по иной причине. Опять же, тут нужно вспомнить о ситуативности ощущений от прочтения. Иногда обрывочным может показаться вполне обоснованный и даже плавный финал. И тем не менее, объективные обстоятельства здесь тоже присутствуют: если герои внезапно бросают запланированный план, безосновательно отклоняются от присущих им линий поведения и внезапно спешно завершают сюжетные дела. Или не завершают. В данном случае не рассматриваются открытые финалы.

4. Наконец, по эмоциональному заряду можно упомянуть "позитивные", "негативные" и "неоднозначные" финалы.

Дело здесь далеко не всегда в том, сколько героев (второстепенных и основных) останется в живых. Иногда все живы, а ощущение от финала остается такое, что всех до одного жалко. Или наоборот - не жалко ни капли.
Часто рассуждается о том - хорошо или плохо, когда финал книги оказывается негативным. Знаете, я сама не люблю, когда все заканчивается плохо. Здесь все опять же может восприниматься индивидуально. Финал вроде позитивный, а кого-то из второстепенных героев, например, так жалко или такое из-за них ощущение несправедливости осталось, что позитива не ощущаешь. К таким случаям могут относится и неоднозначные финалы - когда очень рад за героев, но привкус горечи все равно есть. По той или иной причине.
Ну а негативный финал, по-моему, плох только в одном случае - когда он относится к "принудительно логичным". Попадаются иногда такие псевдопоучительные истории...

Классификацию можно было продолжать, но и этого вполне достаточно.

Анна Неделина

143 просмотров | 2 комментариев

Категории: А это интересно...


Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.




Анна Неделина Анна Неделина

> Нина Роса:
> Спасибо! Очень интересно.
Спасибо Вам!

31.05.2020, 17:26


Нина Роса Нина Роса

Спасибо! Очень интересно.

31.05.2020, 12:24

Наверх