Миф о первом абзаце

Миф о первом абзаце

13.09.2015, 00:45

Миф о первом абзаце таков: первый абзац должен стать ловушкой для читателя, чтобы тот уже никуда не убежал и дочитал до конца.

Разберемся, как в арифметике. Кто такой читатель и что такое первый абзац.
Читатель - соратник писателя. Вместе с ним проходит по легким аллеям или тернистым дорогам произведения. Видит глазами писателя, вникает в его мысли. А если читатель просматривает по диагонали? А если не захочется читателю читать то, что с самого начала его не увлекло? Что ж, значит, на со-трудничество (совместный труд) с писателем он не готов, пусть идет с миром.

Первый абзац. Что же это такое... А что такое голова лошади, или одна один из лучей снежинки, или хвост русалки? Часть целого. Часть должна соответсвовать целому. Само собой - лошадь с головой тигра сразу бросается в глаза. Но писатель-то чего хотел - лошадь, тигра или чудище? В зависимости от его намерений, лошадиная голова будет приставлена - и она возможно только в единственном варианте. Каком - зависит от изначальной идеи.

"Писатель должен завлечь читателя..." Писатель должен читателю только одно - писать искренно, то есть не врать ни одним фальшивым словом или образом. Все.

Писатель, завлекающий читателя первым абзацем - унылый конъюнктурщик. Если можно соврать в первом абзаце - почему нельзя жонглировать во втором, фокусничать в третьем, жульничать в четвертом и так далее.

И особенно это странно на Самиздате. Допустим, печатающийся автор ломает свое произведение под идеологию, под формат и так далее - в разные времена по-разному. Но тут-то, на острове свободного творчества, добровольно терять право сказать ТО, ЧТО ХОЧЕШЬ и КАК ХОЧЕШЬ - это болезнь, дамы и господа...

Кирьякова Инна

П.С. Ну и зарисовка в тему...


"Билет на балкон" Евгений Дубровин.

"В шашлычной Глорский разделал рассказы Игоря в пух и прах.

- Понимаешь, старик, - говорил он, аппетитно поливая острым соусом куски мяса и орудуя ножом, - ты пишешь в общем-то ничего. Есть стиль, язык, образ, мысль... Но, старик, страшно нудно. Скажи, ну к чему эти подробности... Вот... "Труба бани чернела на фоне белого снега, и дым медленно поднимался из нее кольцами, заслоняя зарю". Подай мне соль... Ну скажи, какого черта ты начал с этой трубы и дыма, заслонявшего зарю? Представь себя на месте читателя. Каждое утро он встает чуть свет, косясь на часы, помогает жене готовить завтрак, потом хватает под мышку мальца и тащит его в сад. До начала смены осталось полчаса, автобуса все нет, холод, черные дома да еще гарь из банной трубы... Спасибо... Ты ешь, не стесняйся, мы еще закажем... Да... Он ждет субботы, чтоб отоспаться, сходить в лес на лыжах, почитать книгу. Берет твой рассказ и... "Труба бани чернела на фоне..." и так далее. Страшно интересно. Он всю жизнь мечтал почитать, как валит дым из трубы бани. Нет, старик, рассказ надо начинать не так. Если тебе уж необходима эта труба, напиши первую фразу такую: "С большим трудом ему все-таки удалось к рассвету вскарабкаться на трубу бани и засыпать в нее известку".

- Какую известку... зачем? - удивился Кутищев.

- А это уж я не знаю. Придумай".

3325 просмотров | 11 комментариев

Категории: А это интересно..., Сплетни от "Призрачных миров"


Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.




Элличка Элличка

Как у писателя : у меня есть три большие и интересные книги (не считая мелких) о том, как правильно писать романы. Например: Юрий Никитин Как стать писателем и т.п. В них очень много хороших правил, и многие правила – работают. Только я в ближайшие годы вряд ли их прочту. И совсем сомнительно, что возьмусь выполнять.
Как читатель – даже электронную книгу я открываю в середине. Увы, очень важное правило первого абзаца, оно конечно работает, но это не мой случай.
Кстати, а какова вероятность того, что первый абзац текста будет первым в тексте? Например – предисловия, прологи, сборники, журнальные публикации и т.п.

Удачи! Да пребудет с Вами Сила! Элличка

24.12.2015, 11:07


Алена Кручко Алена Кручко

Иногда первого абзаца или даже первых двух строчек действительно хватает, чтобы закрыть книгу и автора запомнить как безграмотного, которого и открывать-то не стоит. И никакая искренность авторская не поможет.
Но если опустить такие откровенно тяжелые случаи, то давайте не будем забывать, что "правило", "миф" или как угодно назовите, первого абзаца возникло под вполне определенные условия коммерческих журнальных публикаций в США чуть ли не век назад и направлено было скорее на издателя, чем на читателя - тот самый пресловутый "формат", хочешь, чтобы напечатали - изволь соответствовать требованиям Хотя я считаю, что умение заинтересовать, зацепить читателя с первых строк в любом случае не лишнее, просто не стоит перегибать палку, слепо следуя "мифу", чужим рекомендациям и т.п. Вы - автор, вам лучше знать, какого ритма требует ваше произведение. Что-то и впрямь лучше начать с места в карьер, а что-то требует неторопливой, атмосферной экспозиции. Начало книги, я бы сказала, не первый абзац, а первая страница-две - это первое знакомство с миром и героями, первая "тонкая настройка" читателя, когда можно понять, хочешь ли ты читать эту книгу вообще/именно сейчас/отложить для другого настроения/или это вообще "не твое".

18.09.2015, 07:20


Кира Стрельникова Кира Стрельникова

Ммм. Первый абзац... Мне приходит картинками, а не абзацами, и когда оно приходит, то я совершенно не задумываюсь, "зацепит" ли такое начало читателя. Просто сажусь и пишу, как пишется, как видится. Насчёт других произведений, которые я читаю. Первая страница позволяет оценить уровень автора, как тут уже правильно заметили, его стиль и знание русского языка хотя бы в пределах школы. Для того, чтобы оценить сюжет и степень интересности книги я обычно прочитываю не меньше первых десяти страниц. Цепляет - читаю дальше. Нет - бросаю. Довольно часто бывало так, что соблазнившись первыми абзацами, дальше разочаровывалась страшно в произведении. И наоборот - проскочив первые не слишком интересные страницы, дальше увлекалась и погружалась в книгу. Я всё-таки смотрю больше на стиль автора, диалоги и описание героев. Если они мне близки, то, конечно и читать интересно несмотря ни на какие там абзацы. Опять же, это ИМХО.

14.09.2015, 00:11


Вергилия Коулл/Влада Южная Вергилия Коулл/Влада Южная

Пусть меня закидают камнями, но я и как читатель, и как автор свято верю в правило первого абзаца. Еще с детства заметила - если книга зацепила меня с первых строк, она будет так же интересна и до последних страниц. И наоборот. Поэтому не факт, что книга с завлекательным первым абзацем в остальном плоха и не наполненна искренностью.
Но правильно сказали, что все - на любителя.

13.09.2015, 23:38


Нидейла Нэльте Нидейла Нэльте

На мой взгляд, это всё слишком индивидуально, и заинтересует каждого своё. Иногда бывает "тяжёлое" начало, а потом уже прочитав книгу ты понимаешь, что именно оно туда подходит, да и вообще видишь его совсем по-другому.
Помню, когда-то давно на одном форуме мне один молодой человек доказывал, что первый абзац должен быть интересным и ударным. Я уже не помню, какой именно из моих рассказов он пытался покритиковать, но навсегда запомнила его версию интересного начала - нечто вроде "Человеком, который поцеловал *такую-то*, был Серг-86". Мол, у читателя сразу же возникает интерес, почему он её поцеловал, почему у него номер - и так далее, и тому подобное. Именно тогда я осознала, что такое начало меня, скорее всего, ввергло бы в тоску, и поэтому нужно писать то, что подсказывает сердце, а не пытаться посчитать, кого что может заинтриговать.
Что можно определить по первому абзацу - это наличие ошибок, стиль, построение предложений. То есть уровень автора. Но сюжет, интересность книги - вряд ли.

13.09.2015, 17:48


Ольга Романовская Ольга Романовская

Я как читатель именно по первому абзацу решаю, стоит ли мне даже листать книгу. Просто листать, а не читать даже. Он с головой выдает все ваши стилистические огрехи, дает характеристику книге. И никакая идея не поможет.
Я ничего никогда не ломаю, никакой снежинкой не пользуюсь и не пользовалась никогда, но для любой идеи, абсолютно для любой, можно сделать интересное начало.

13.09.2015, 17:25


Юлия Юлия

Я тоже не сторонница доверять первому абзацу. Бывает, сначала все хорошо, а потом ты бросаешь книгу не дочитав. У меня скорее правило первых 50 страниц - если не бросила, дочитаю.

13.09.2015, 16:17


Элин Таш Элин Таш

Не верю в первый абзац
Большинство читателей проглядывают наискосок энное количество страниц, и если что-то их зацепит - читают. Или если книга на тему, которая им интересна.

13.09.2015, 13:35


Степанида Степанида

А я иной раз прочитав название уже знаю, что хочу прочитать книгу. Поэтому для меня, как для читателя, существует это правило. Первый абзац - это как первое впечатление о человеке - повторить нельзя, а испортить запросто.

13.09.2015, 11:45


Марина Снежная Марина Снежная

Я тоже считаю, что абзаца мало для понимания того, что следует ждать от книги. Поэтому главы три могу прочесть, даже если начало не зацепило. Сохраняется надежда, что дальше пойдет интересное. Но если и дальше книга не зацепила, то вряд ли буду читать дальше.

13.09.2015, 10:38


Елена Бабинцева Елена Бабинцева

Эх, прямо злободневная статья...
Я вот, например, всегда стараюсь писать так, что бы читатель верил, ну или хотя бы делал вид .что верит. А правило первого абзаца...ну, кажется мне, что довольно это размытое понятие. Абзац, как верно замечено, часть целого. Его маловато будет, что бы понять общее представление.
Конечно, это сугубо, мое личное мнение) Но статья прекрасна) Спасибо)

13.09.2015, 07:03

Наверх