Почему многообещающие авторы скатываются?

Почему многообещающие авторы скатываются?

08.07.2016, 23:40

Вчера я основательно разозлилась. Некоторое время назад мне в руки попала очень интересная книга. Между прочим, одна из первых у автора. У меня слов нет, чтобы описать, как она мне понравилась. Прекрасный язык, описания, продуманные персонажи и локации, захватывающий экшен и где нужно – драма. И так три книги подряд. А концовка – вообще выше всяких похвал.
Такие книги читаются на одном вдохе.
Затем я взяла в руки четвертую книгу этого же автора, почувствовала укол разочарования. Книга была хуже первых трех. Да, читалась интересно, да был экшен и был юмор автора. Но… в этих книгах уже чего-то не хватало. Кроме того, я четко узнавала в героях этой книги характеры героев предыдущих книг – их повадки, манера выражаться, описания и так дальше.
Автор начала повторять саму себя.
И все же, я дочитала четвертую книгу и взялась за пятую. И эту книгу даже не дочитала. Не спасли ни язык автора, ни юмор, ни экшен, ни динамика. Я знала, что будет дальше, знала, потому, что это уже происходило раньше, в предыдущих книгах.
Такой впечатление, что у автора были оригинальные идеи для первых трех книг. И они писались с вдохновением и рвением. Но затем идеи иссякли, а четвертую книгу писать нужно. И автор взял так сказать «неудавшиеся дубли» с предыдущих книг и склепал из них четвертую. А пятую… У него был шаблон, он просто поменял имена героев, место действия и очередной роман готов.
Почему я все это пишу?
Потому, что в гневе на этого конкретного автора (в гневе, потому, что первые три книги, которые я прочитала, обещали, что дальше будет лучше и интереснее, а когда этого не случилось, чувство было такое, что меня обманули), я пришла к выводу, что, наверное, понимаю, почему в его случае так получилось.
Что бы там не думали читатели или лица, далекие от писательского дела, мозг автора не фонтанирует идеями, новыми выражениями и образами. Мозг писателя, как впрочем, и любого творческого человека, может элементарно уставать. Всем, кто написал хоть одну книгу, знакомо то, о чем я говорю: ты под вдохновением пишешь страниц тридцать, а потом две недели не можешь родить ни слова, ни одной идеи. Все! Ты исчерпал себя.
Я думаю, что это то, что случилось с этим автором. Он побоялся сделать перерыв, побоялся, что как только пропадет с читательского радара хоть ненадолго, интерес к нему пропадет и его имя канет в безызвестность. Любовь поклонников столь ветрена и недолговечна. И его стремление делать больше за короткое время его и погубило. У него не было времени остановиться и найти новую, свежую идею для книги, найти то, что покорит сердца читателей, как и первые три книги. И он начал повторять себя, пошел на маленькие сделки с совестью: вот если я сейчас немного сжульничаю, то ничего страшного, никто не заметит. А если и заметит, то промолчит, ведь дальше будет просто умопомрачительно интересно! А на следующий день в него в голове по-прежнему пусто. Что делать? Ой, да, боже мой! Можно взять идею со старого черновика, с тех времен, когда идей было так много, что очень многие из них просто отсеивались за ненадобностью. Ну и что, что похоже на одну из предыдущих книг? Это мой стиль! То, что читатели хотят прочитать, покупая мои книги!
Так можно успокаивать себя до бесконечности.
Идеи, образы, вдохновение нужно откуда-то брать. И мы, авторы книг, черпаем свой словарный запас, учимся образному мышлению и развиваем фантазию, когда смотрим фильмы и читаем другие книги. Хорошие книги! Написанные автором на пике вдохновения. И то, что мы читаем, формирует то, что мы пишем. Человек, в библиотеке которого будут только Саймак, Шекли, Азимов, ле Гуин и другие авторы, стоящие с ними в одном ряду, никогда не напишет ширпотреб на уровне пятиклассника, не скатиться в самоповторы. Потому, что эти авторы обогащали литературу, приносили в неё что-то свое, и когда читаешь их книги, хочется сделать свой вклад, а не паразитировать на их идеях, или на своих удачных. Даже автору, который не целиться Пулицеровскую премию и пишет для массового читателя, постоянно нужно работать над собой. Одни и те же шутки и сюжетные повороты, переходящие из книжки в книжку, утомляют читателя. И так "массовый" автор быстро перестает быть в тренде.
Хороший писатель – хороший читатель. Мы все начинаем писать потому, что любим книги. Но чем больше времени отнимает собственное творчество, тем меньше других книг мы читаем. А когда автор перестает учиться чему-то новому – это его профессиональная смерть.

Сокол Зоя

2530 просмотров | 29 комментариев

Категории: А это интересно..., Сплетни от "Призрачных миров"


Комментарии

Свои отзывы и комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войти на сайт или зарегистрироваться, если Вы впервые на сайте.




Сокол Зоя Сокол Зоя

Пекур Татьяна, так ведь речь не о стиле написания книги или о манере подачи. Я говорила о самоповторах, я говорила о том, что из книги в книгу одно и то же, одни и те же сюжетные повороты, одни и те же проблемы у героев, одни и тье же характеры. Понимаете?
Эта статья о ленивых рерайтерах, называющих себя писателями, и даже не замечающих,Ю что их книги уже даже не вторичны. Они даже не десятый раз переработны.
Это неуважение не только к себе но и к своим читателям.

19.09.2016, 12:22


Пекур Татьяна Пекур Татьяна

Однажды я спросила у читательницы нравится ли ей и остальным то, что я пишу. В ответ она сказала, что я должна взять Муза и творить! С тех пор я даже не задаюсь вопросом о вкусах, ведь определённо есть те, кому наше творчество нравится. Для них и для того, чтобы самим не перестать мечтать о любви и других мирах и надо писать!

13.09.2016, 19:58


Таня Зинина Таня Зинина

А вот я хочу сказать Вам спасибо за статью!
Как раз перед тем, как её прочитать, задалась вопросом, о чём же хочу написать дальше? В какую ситуацию окунуться, с какими героями связаться? А теперь пришла к выводу, что нужно отпустить фантазию. Дать волю сознанию да или даже скорее подсознанию. И тогда что-нибудь новое интересное да получится. До этого написала несколько романов по одному миру… и очень старалась, чтобы все они получились разными. И мир этот полюбился, как вторая родина, но, видимо, пришло время его отпустить, потому что теперь каждая идея, касающаяся этого мира, начинает мне самой казаться знакомой.
Честно говоря, не очень понимаю авторов, пишущих под копирку, да ещё и с самих же себя. Это ведь попросту скучно. Как день сурка… что-то меняется, но суть одна. Мне вот кажется, что создаваемая книга в первую очередь должна быть интересна самому автору. Он должен гореть ею, и идеей, и героями. И тогда всё получится прекрасно.
Да, авторы, бывает, устают или попросту ленятся. Вот тогда-то из-под их пера начинают выходить штампы. И здесь, на мой взгляд, автору стоит либо дать себе передышку (к примеру, почитать что-нибудь способное вдохновить или как-то иначе зарядиться эмоциями), либо поискать себя в другом... мире, жанре, направлении. Возможно, создать для героев ситуацию, из которой сам автор не видит выхода, и постараться его найти. Одним словом, заставить мозг и фантазию работать слажено.
Наши тексты – это всегда отражения нашей личности или хотя бы какой-то её грани. То есть, если автор интересный разносторонне развитый человек, который стремится узнать что-то новое, который не застаивается и всегда рвётся жить, то у него обязательно будут яркие идеи. Следовательно, нужно раскрывать себя, растить в себе цельную личность и всегда стремиться развиваться… в любых направлениях.
Вот)

12.07.2016, 23:47


Владимир Вольный Владимир Вольный

Бывает. И у мэтров тоже. У уважаемого мною А.Белянина, недавно прочитал "Веслом по фьерду" - бред сивой кобылы, извиняюсь за резкость. Правда, написан "шедевр" в соавторстве. Домучал только из-за имени автора.

11.07.2016, 08:51


Ясмина Сапфир Ясмина Сапфир

По-моему тут столько нюансов, что и не описать сразу.
1) Автор мог писать, оглядываясь на то, что издают. Сейчас ну очень сложно издаться новичку. Знаю по себе. Некоторым везет и слава богу, пусть и дальше будет им зеленый свет. Но есть такие как я, которые месяцами бьются в кирпичную стену, в кровь разбивают голову и даже получая хорошие отзывы от специалистов, ТОПов, так и остаются авторами электронки.
Возможно, кто-то из них ищет тот самый формат, который опубликуют.
2) Автор мог писать о том, что нравится ему.
Вот нравятся ему такие мужчины. Сложно описывать любовь ГГ, если они самому тебе не нравятся, если мужчина тебе не интересен. У меня почти у всех мужчин похожие по цвету глаза. Не один в один, но...
Характеры да, разные. Но вот меня пленяет именно синяя гамма глаз, поэтому и синие, и голубые, и фиолетовые и фиалковые...
3) Возможно, просто это требование аудитории или, как вариант, жанра.

10.07.2016, 16:44


Халимендис Тори Халимендис Тори

С чем я категорически не соглашусь, так это с приведенным в комментарии примером различия персонажей. Гарри Поттер и Шерлок Холмс были придуманы абсолютно разными авторами.
Что же касаемо "профессиональной смерти автора", то могу вспомнить Э. Берроуза. Все его герои - и Тарзан, и Джон Картер, и боксер Билли - это один и тот же типаж. Более того, отношения с героиней развиваются по сходному сценарию почти во всех произведениях. Однако же читают, и ценят, и даже фильмы снимают. Потому что та ниша, которую он занял (приключенческий развлекательный роман) требовала вовсе не разнообразия психологических типажей, а история любви составляла не более чем приятный романтический фон. *нет, Берроуз вовсе не относится к моим любимым авторам, если что*

10.07.2016, 10:26


Юлия Рудышина Юлия Рудышина

Зоя, примеры несколько утрированы, и все же, к счастью, в жизни не встречала такое, чтобы хороший автор да так скатился. Как бы там ни было - можно просто поискать другого автора, вот и все)

10.07.2016, 09:48


Сокол Зоя Сокол Зоя

Во избежание недопонимая и недоразумений, я уточню, что автор, который так меня разочаровал - это зарубежный автор, пишущий в жанре дарк фентези.

10.07.2016, 08:09


Сокол Зоя Сокол Зоя

Кира Стрельникова

Писать под копирку или не писать под копирку; расти над собой или нет; писать то, что женщинам нравится, или писать так, чтобы в восторге были все, в том числе мужчины и дети - это личное дело каждого.
Я не Дон Кихот и не буду пытаться победить ветряную мельницу, навязывая свою точку зрения. У вас свое мнение, у меня свое, как и у большинства людей, прочитавших эту статью.
Я прекрасно понимаю, что у каждого автора свой подход к написанию книги, подбору и подаче персонажей. Поэтому кто-то напишет "Унесенных ветром", а кто-то будет удивлять "не только эротикой и академками".
У каждого автора свой максимальный уровень качества написанного. И этот уровень автор устанавливает себе сам.
Я написала эту статью от лица обиженного читателя, имеющего писательский опыт. Эта статья для тех авторов, которые только начинают писать или понимают, что в их творчестве наметилась полная стагнация. Я писала статью, чтобы она могла кому-то помочь, нащупать твердую почву и выбраться из зыбучих песков.
Читать нужно разных авторов. Читать тех, кто не нравится даже важнее, чем тех, кто нравится.
Шекспир очень метко сказал по этому поводу: "Так сладок мед, что, наконец, он горек. избыток вкуса убивает вкус". То же самое с литературой, которая нравится.
Не спорю, что "кому-то нравится из книги в книгу писать под копирку", но как я и писала в статье - для писателя это профессиональная смерть.

10.07.2016, 07:35


Сокол Зоя Сокол Зоя

Юлия

Я поняла вашу точку зрения.
Я с нею в корне не согласна. Но повторяться здесь в комментариях не буду, потому, что уже написала об этом целую статью.
Всего вам доброго.

10.07.2016, 07:16


Кира Стрельникова Кира Стрельникова

Такая штука. Как я могу понять, что кто-то пишет лучше меня? Для меня этот автор - лучше, да. КТо-то скажет - фу, как ты его читать можешь. КТо-то скажет - ну да, да, тебе до него ещё расти. А кто-то придёт и скажет: да что ты его читаешь, ты же пишешь в сто крат лучше!! Субъективно очень мнение, читать того, кто пишет лучше. Плюс, есть авторы, которые несомненно пишут лучше меня, но я их не читаю. Почему? Да потому что не мои авторы, мне не нравятся их сюжеты, не нравятся герои, хотя язык может быть очень даже хорошим. И как я могу читать того, кто мне не идёт? А чтобы избежать повторов, нужно просто самому хотеть написать что-то новенькое и отличное от того, что только что закончил. Плюс конечно расширять свой кругозор новыми знакомствами, впечатлениями, и прочим, что подстёгивает вдохновение. У каждого автора свой рецепт и подход. А кому-то нравится из книги в книгу писать под одну копирку, потому что читательницы пищщат и просют ишшо и ишшо. Кому-то нравится удивлять читателей не только эротикой и академками, но ещё и попаданками, детективами, городским фэнтези и прочими вкусностями. С разными героями и разными ситуациями.

10.07.2016, 02:32


Марина Аэзида Марина Аэзида

Юлия,
Извиняюсь, немного офф, просто удивилась вот этому:
"Но тут есть обратная сторона - попытавшись отойти от шаблона автор обнаружит, что читателей это не устраивает".
И? Разве это причина и повод писать по шаблонам? Всем не угодить - одних не устроит, другим понравится.

10.07.2016, 00:11


Юлия Юлия

Зоя, насколько я знаю Киру и ее творчество, тут как раз тот же самый принцип, что я озвучила но применительно к себе. А если совсем честно, я в чем-то беру с нее пример, насколько это применительно в вопросах творчества.
То, что вы описали как вариант - да, тут шаблоны автора. Кому-то не нравится, а кто-то будет читать, попискивая от восторга и просить еще. Но тут есть обратная сторона - попытавшись отойти от шаблона автор обнаружит, что читателей это не устраивает. Собственно, для меня разнообразие нужно уже потому, чтобы не получить штамп автора "академий", "попаданства" или чего-то еще.
А перерыв... Ни дня без строчки, но куда я буду писать - это мое дело. Могу в то, что выкладываю, причем выкладывать куда меньше, а могу сделать паузу и начать писать что-то еще, делясь с читателем текстом из закромов. Тут мне важно другое - без уважительной причины не исчезать надолго, чтобы люди не успели разбежаться.

09.07.2016, 23:31


Сокол Зоя Сокол Зоя

Пардон, в конце дня плохо соображает голова.
Вот тут:
"И вот вам другой пример: гипотетический инквизитор, в волшебном мире, и гипотетический миллионер в реальном мире."
я имела в виду не инквизитор, а чародей. Везде исправила, а тут пропустила

09.07.2016, 23:08


Сокол Зоя Сокол Зоя

Юлия Рудышина

Похоже, я не смогла донести свою мысль в статье, попробую объяснить на примере. Вы говорите, про разные жанры и разные миры. Окей.
Шерлок Холмс - великий детектив и Гарри Поттер - два совершенно разных героя, в разном времени и разных мирах, у них совершенно разные проблемы и разные побуждения к действию, они думают и говорят по разному, перед ними стоят разные задачи.
Если вам дать описание каждого из этих персонажей без диалогов, или наоборот, дать почитать диалоги этих персонажей, то вы их не спутаете.
И вот вам другой пример: гипотетический инквизитор, в волшебном мире, и гипотетический миллионер в реальном мире.
У них одинаковая или похожая внешность, у обоих к примеру, повреждена нога, у обоих конфликт с отцом, один борется с конкурентом чародеем, другой с конкурентом по бизнесу, оба влюблены в свою помощницу, но не могут признаться ей в этом, помощница попадает в беду, а чародей/бизнесмен её спасает, чародей/бизнесмен заключил контракт на изготовление оружия для правительства.
Второе - пример одной схемы, по которой все пишется.
Понимаете, что я пытаюсь сказать? От того, что одна книга фентези, а другая детектив - ничего не меняется. Это один и тот же герой. В других декорациях. ВСЕ!
В случае, который я описала в статье, имелся в виду автор, у которого все книги в жанре фентези.

09.07.2016, 23:00


Юлия Рудышина Юлия Рудышина

Зоя, а еще есть такая штука, как вкусовщина - и то, что "не зашло" вам, другим читателям могло нравится? Не так ли? Не может быть, чтобы автор хороший прям совсем начал писать пургу. Но это мое мнение. Любой человек обычно развивается, и почти все авторы все равно пишут лучше. Может, жанр не пошел, мало ли. Мне вот у Громыко новые книги не особо понравились - но лишь в жанре дело, а не в том что она стала хуже писать

09.07.2016, 22:44


Юлия Рудышина Юлия Рудышина

Зоя - думаю, Кира имела в виду не только "обертку" и антураж, говоря о жанре. Как раз-таки пробуя разные направления в литературе, и можно добиться разнообразия. Ибо один и тот же типаж в разных жанрах будет с разными проблемами и "словечками" ибо стилизации будут разные. Если мы, конечно, говорим о хорошем авторе.

09.07.2016, 22:41


Сокол Зоя Сокол Зоя

Марина Аэзида

Думаю, этот фактор тоже частично имеет место быть.

09.07.2016, 22:01


Марина Аэзида Марина Аэзида

"У него был шаблон, он просто поменял имена героев"
У некоторых авторов, думаю, просто бывает такое, что они привязываются к определенным типажам героев, ну нравятся им именно определенные характеры. А герои с похожими характерами и действуют, реагируют похоже - а отсюда и сюжетные повторы идут, т.к. характер и сюжет тесно связаны.
Ну, это так, мое предположение, что дело именно в любви к определенным типажам.
Немного по себе сужу: характеры-то у меня у всех разные (неинтересно же раз за разом "исследовать" один и тот же), зато у меня во всех книгах хоть один из главных героев-мужчин обязательно с длинными темными волосами. Вот такая вот привязанность к определенному типу внешности, каюсь, грешна, ничего не могу с собой поделать Утешаюсь тем, что цвет и длина волос в моем случае не влияют на характеры и сюжеты

09.07.2016, 21:58


Сокол Зоя Сокол Зоя

Инна

Я сама автор и прекрасно понимаю другого автора. Я сама устаю и надолго беру перерывы. И я бы в жизни не упрекнула того, кто пишет слишком долго.
Кроме того, то, что пишет автор - это и его репутация. Можно написать множество прекрасных книг. Но запомниться одна - плохо написанная.

09.07.2016, 21:53


Сокол Зоя Сокол Зоя

Юлия Рудышина

Вам очень повезло

09.07.2016, 21:39


Сокол Зоя Сокол Зоя

Юлия

Вы правильно делаете, что берете перерыв. Это как раз то, о чем я говорила. Автор - не машина. Он не может стабильно и много писать и не повторяться. Обязательно нужно делать перерыв. Хотя бы чтобы посмотреть на свою книгу со стороны и понять, что не так.

09.07.2016, 21:39


Сокол Зоя Сокол Зоя

Кира Стрельникова
Как вы НЕ правы. Дело не в жанрах. Можно написать роман, детектив, фентези и так дальше, и во всех будет один герой - одни и те же привычки, одни и те же словечки, одни и те же проблемы. Нужно работать над персонажами, учиться новым приемам подачи материала и так дальше. И не достаточно просто прочитать теорию. Нужно читать других авторов которые УДАЧНО пишут в жанре, который автор решил попробовать. Обязательно нужен пример того, как именно это делается правильно. Поэтому важно читать книги. И не просто книги, а книги авторов, которые пишут лучше, чем вы. Нельзя учиться у тех, кто хуже. И нельзя учиться у тех, кто пишет на одном уровне с вами - вы не будете развиваться, это будет в лучшем случае просто стагнация.

09.07.2016, 21:35


Сокол Зоя Сокол Зоя

Ольга Погожева
Как вы правы. Но чтобы работать над собой, нужно понимать, что в твоем творчестве есть проблема.

09.07.2016, 21:30


Инна Инна

Нельзя забывать, что человек живое существо и он может просто устать. Вот и всё. Да, нужно было сделать перерыв, чтобы мозг отдохнул. Причины нам неизвестны, почему автор продолжала работать на автомате, в результате появились близнецы. Она писала, как машина по известной съеме, не задумываясь, что читатель заметит и разочаруется. Безусловно, книги должны быть разными. Повторяю, человек - это не автомат. Нельзя забывать об этом.

09.07.2016, 16:16


Юлия Рудышина Юлия Рудышина

К счастью, те авторы которых полюбила я в последние годы (к примеру Демина Карина, Самойлова, Дворецкая) - только лучше и лучше пишут. Мне повезло) разочарований нет и каждую новую книгу жду с огромным нетерпением

09.07.2016, 13:58


Юлия Юлия

Полностью согласна с девочками. Бывает пишешь книгу. Первая летит на ура, но к середине второй ты понимаешь, что скучно. И не потому, что не интересно, просто наступает усталость от героев. Но дописать надо. Этот фактор может повлиять, но только в том случае, если автор начинает халтурить. Я предпочитаю сделать перерыв. Написала академию, будет что-то новое. Или попаданство, или фентези, или мистика, а то и вовсе слр. Главное - сменить не только декорации, но и персонажей. Другой мир, другая среда, другая расстановка сил. Полностью уйти от предыдущего шаблона. А потом, через полгода-год можно снова вернуться к героям. С новым багажом. И новая история будет отличаться от предыдущих, потому что действие, пусть даже помещенное в те же условия, что и у первой книги, все равно будет в иных рамках. Расширяется география, появляются новые помещения, новые лица со своими характерами. И уже не получится играть старыми шаблонами, потому что сами герои не позволят.

09.07.2016, 11:27


Кира Стрельникова Кира Стрельникова

Если автор не боится пробовать себя в разных жанрах, а не мусолит один и тот же мир в разных ракурсах и с разными героями, упоминая старых, то повториться сложно. Если автор достаточно начитан и увлекается не только чтением фэнтези, но и других жанров, детективов, исторических книг, любит смотреть фильмы и так далее, то идеи не иссякнут и интересные эксперименты возможны. Главное - не бояться пробовать и писать то, что интересно в первую очередь самому автору, а не его читателям. И тогда интерес будет к творчеству.

09.07.2016, 11:12


Ольга Погожева Ольга Погожева

Бывает такое, встречалась.
Надо не забывать, что сознание автора не перекуешь, личность вылезет через текст.

В таких случаях можно было бы посоветовать сменить жанр и стиль - когда приходится писать под другим углом, неизбежно новые мысли появляются.

Например, пишешь романтическое фэнтези от первого лица. А смени ракурс - напиши приключенческий боевик от третьего! Мигом и новизной повеет, и матчасть новую придется учить, и заржавевшие мозги заблестят и заработают. Получится или нет - но чтобы запустить механизм творчества, этого бывает порой более чем достаточно.

Могу сказать о себе: в жанрах я себя не ограничиваю. Пишу от первого (М в основном, Ж реже), от третьего, пишу фэнтези, фантастику, боевики, исторические художки. Идеи не заканчиваются, мне интересно играть стилями и жанрами.

"Профессиональную смерть" (как точно сказано!) можно избежать и чтением (классика, зарубежная литература, современники, коллеги по перу, и т.д. - почитайте разного, расширьте кругозор), и обучением (семинары, интенсивная учеба чему угодно, не обязательно литературному), и прочими доступными и действующими для вас способами.

Было бы желание.

09.07.2016, 07:58

Наверх